Чем отличается вечерняя школа от обычной?

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Чем отличается вечерняя школа от обычной?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Семейное образование (СО) — это форма получения образования, при которой общеобразовательная программа осваивается без посещения традиционной школы. С 1 по 9 класс образование вне школы называется семейным обучением, а в 10–11 классах и для людей старше 15 лет — самообразованием.

Что такое вечерняя школа?

Кажется, что если не закончить все 11 классов одним махом, то шанса получить аттестат о полном среднем образовании уже не будет. Но на самом деле 9 классов — это не приговор, а получить аттестат можно в любом возрасте — хоть в 17, хоть в 57 лет. Для этого и существуют вечерние школы, которые по-другому также называются «сменные».

Вечерняя школа — это учебное заведение, в котором полное среднее образование можно получить в любом возрасте. В отличие от общеобразовательной, в вечерней занятия проходят не каждый день, а количество учебных часов существенно меньше.

Как правило, предлагается обучение только в старших — 10 и 11 классах. Некоторые учреждения готовы принимать учеников и в средние классы, однако таких вариантов значительно меньше.

Из-за сокращенного количества учебных часов программа двух классов растягивается на 3 года. За это время ученик осваивает программу, сдает зачёты по предметам и готовится к сдаче итоговой аттестации в формате ЕГЭ. При этом «вечерка» не считается какой-то отдельной, самостоятельной формой получения образования — там те же самые предметы и точно такой же аттестат.

Альтернативы вечерней школе

Как для взрослых, так и для подростков существует ещё один путь получения аттестата — получение образования в семейной или заочной форме, при которой ученик формально остаётся зачисленным в свою или в другую школу, но по сути занимается самообразованием, осваивая программу в отрыве от очных занятий. В этом случае выбор вариантов обучения очень широкий:

  • Осваивать программу самостоятельно по учебникам и источникам из интернета, а к школе прикрепиться только для прохождения аттестаций и подтверждения своих знаний.
  • Нанять репетиторов по всем предметам. Это один из самых дорогостоящих, но эффективных вариантов, поскольку рядом всегда будут профессиональные учителя, готовые помочь и разложить всё по полочкам.
  • Учиться онлайн. Выбор частных онлайн-школ сегодня велик, и некоторые из них могут послужить отличной дистанционной альтернативой «вечерке».

Вечерняя школа или вновь за парту

Сегодня же основная масса обучающихся в подобных учебных заведениях – это подростки из неблагополучной среды обитания, которые в силу своего возраста должны были бы обучаться в обычной школе. И только треть учеников — работающие молодые люди старше школьного возраста. Но это не означает, что каждый старшеклассник может бросить среднюю школу и перейти на вечернюю форму обучения.

Согласно действующему законодательству, после девятого класса подросток может перевестись в вечернюю школу только с разрешения комиссии по делам несовершеннолетних. Если же говорить о «взрослой» категории учащихся, то чаще всего в вечернюю школу поступают военнослужащие-контрактники, которые из-за отсутствия среднего образования не могут продлить контракт, и спортсмены, которые из-за частых соревнований не смогли вовремя получить полное среднее образование.

Ни для кого не секрет, что российская система образования

Порядок перевода в другую школу

Для этого необходимо отчислиться из старой и подать заявление в новую школу.

В заявлении об отчислении в порядке перевода нужно указать фамилию, имя, отчество и дату рождения ребёнка, класс и профиль обучения (если есть), а также наименование школы, куда планирует перейти ученик. Если причина перевода переезд, то достаточно названия населённого пункта.

В течение трёх дней школа должна издать акт об отчислении ученика. Родителям предоставят личное дело, медицинскую карту и документы о текущей успеваемости школьника. Важно проследить, что на документах стоит печать школы и подпись уполномоченного лица. Также на новом месте может пригодиться справка об обучении в конкретной образовательной организации. Её можно запросить при отчислении.

  • личное дело ребёнка;
  • медицинская карта;
  • документы, подтверждающие успеваемость;
  • заявление о зачислении в школу в порядке перевода.

когда нужно подавать документы в вечернюю школу?

\r

\r Ни для кого не секрет, что российская система образования в настоящее время находится в достаточно критическом состоянии, и только начинает свой путь на пути к глобальному реформированию. Однако в наиболее печальном положении оказались вечерние школы, о чем свидетельствует целый ряд проблем, к которым можно отнести:\r

\r

    \r
  • финансирование по остаточному принципу – причем это касается как материально-технической и методической части, так и финансирования штатных единиц. В результате, вечерняя школа не может сделать своевременный ремонт, обеспечить учеников обучающим материалом и укомплектовать штат всеми необходимыми специалистами (психологом, социальный педагог, методистом, воспитателем и т.д.);
  • \r

  • отсутствие специализированных учебных программ для вечерних школ – как правило, педагоги каждой вечерней школы самостоятельно \»перерабатывают\» методические материалы обычной школы, подстраивая программы обучения средней школы под то количество часов, которое положено данным учебным заведениям;
  • \r

  • отчуждение учителей вечерних школ от статуса школьного педагога – из-за этой проблемы многие учителя сталкиваются с большими трудностями при оформлении пенсии за выслугу лет и не получают доплату за классное руководство.
  • \r

Читайте также:  Оборот земель неразграниченной государственной собственности

\r

Ни для кого не секрет, что российская система образования в настоящее время находится в достаточно критическом состоянии, и только начинает свой путь на пути к глобальному реформированию. Однако в наиболее печальном положении оказались вечерние школы, о чем свидетельствует целый ряд проблем, к которым можно отнести:

  • финансирование по остаточному принципу – причем это касается как материально-технической и методической части, так и финансирования штатных единиц. В результате, вечерняя школа не может сделать своевременный ремонт, обеспечить учеников обучающим материалом и укомплектовать штат всеми необходимыми специалистами (психологом, социальный педагог, методистом, воспитателем и т.д.);
  • отсутствие специализированных учебных программ для вечерних школ – как правило, педагоги каждой вечерней школы самостоятельно «перерабатывают» методические материалы обычной школы, подстраивая программы обучения средней школы под то количество часов, которое положено данным учебным заведениям;
  • отчуждение учителей вечерних школ от статуса школьного педагога – из-за этой проблемы многие учителя сталкиваются с большими трудностями при оформлении пенсии за выслугу лет и не получают доплату за классное руководство.

Уже не первый год в России активно обсуждается вопрос необходимости вечерних школ. Многие специалисты уверены, что современное общество в них не нуждается, так как получить среднее образование сегодня можно дистанционно и в обычной школе. Однако статистика свидетельствует об обратном: в последние годы спрос на данный вид обучения неуклонно растет – многие люди стремятся получить среднее образование без отрыва от работы, после 10-ти летнего, а то и 30-ти летнего перерыва в учебе.

Откуда столько желающих учиться в вечерней школе? По данным ЮНЕСКО в нашей стране на сегодняшний день живет больше миллиона абсолютно безграмотных детей и подростков (и это только официальная статистика, на самом деле таких детей намного больше) которые вместо того, чтобы ходить в школу бродяжничают, попрошайничают, воруют и т.д. – это все потенциальные ученики вечерних школ. Кроме того, в России ежегодно закрываются малокомплектные школы (чаще всего в небольших селах), бывшие ученики которых не имеют возможности ездить на учебу в соседний населенный пункт и остаются малограмотными.

Подчеркнем, что для этой категории людей вечерняя школа является единственной возможностью не только добиться успеха в жизни, но и стать полноценным членом социума. Поэтому серьезно рассматривать вопрос о ликвидации института вечерней школы в нашей стране еще слишком рано. К счастью, российские государственные деятели это понимают, и делают все возможное, чтобы создать (или, скорее, восстановить) правовую основу для деятельности вечерних школ, которые в существующей редакции закона «Об образовании» даже не упомянуты.

  • Документы
  • Разъяснения и советы

В этом году в Украине начинается процесс трансформации учебных заведений. После 9-го класса школьники должны уходить учиться или в заведения системы профессионально-технического образования (бывшие ПТУ и техникумы), или в специализированные лицеи. Количество таких лицеев — четверть от существующих еще школ, где дети учились в старших классах. В каждом из районных управлений образования еще с 2019 года существуют перспективные планы развития сети заведений среднего образования района, которые, к слову, до сих пор не утверждены ни на уровне районных управлений образования, ни на уровне КГГА.

В Украине реформа школьного образования должна завершиться в 2024 году. Все школы планируется разделить на три ступени. Первая ступень — начальная школа, где учатся с 1-го по 4-й класс, вторая — гимназии, в которых учатся с 5-го по 9-й класс, третья — специализированные лицеи, где проходят обучение с 10-го по 11-й (12-й) класс, куда выпускникам гимназий придется поступать, как в вузах на магистратуру. Те, кто не поступит в лицей, могут продолжить учебу в профессиональных колледжах (аналог ПТУ или техникума), где обучение продлится от двух до четырех лет.

Однако, как говорит эксперт в области трудоустройства Татьяна Пашкина, в Украине всегда был перекос с профтехобразованием, которое финансировалось по остаточному принципу.

на каких основаниях и правилах примут в вечернию школу?

1. Если вы по-каким-то причинам решили обучаться в вечерней школе, то для начала поищите информацию обо всех подобных заведениях вашего города. Как правило, вечерняя школа приписана одному из районов города, но это вовсе не значит, что вам обязательно посещать именно это образовательное учреждение.

2. Теперь позвоните в каждую школу, чтобы точно узнать правила приема и перечень документов именно для этого учебного заведения, ведь требования могут очень отличаться даже в пределах одного города, не говоря уже о всех «вечерках» страны.

Бывают случаи, когда принимают только учащихся с пропиской в том районе города, где находится «вечерка». В некоторых школах вас не примут, если вы нигде не работаете. Где-то при приеме нужна медицинская справка или флюорограмма. Нюансов может быть множество, поэтому лучше узнать все заранее.

3. Если вы уже определились со школой, то можете смело идти подавать документы.

Напишите заявление о зачислении в вечернюю школу. Вступительных испытаний в такие заведения обычно нет, Исключение составляют только поступающие, которые окончили 9 классов, но предъявить документ не могут. В этом случае создается предметная комиссия и претендент на обучение в вечерней школе проходит собеседование или тестирование.

Читайте также:  Фиксированная выплата к страховой пенсии по старости

4. Раньше в «вечерки» шли учиться люди в массе своей достаточно взрослые. Сейчас, если 9 классов вы окончили несколько лет назад, вас вполне могут попросить предъявить документ о том, что вы за это время не получили среднего образования. Например документ о том, что в эти годы вы служили в армии. Если вы отучились какое-то время в техникуме или училище на базе 9 классов, но не закончили его, то предъявите документ об отчислении с перечнем прослушанных дисциплин. А вот если вы нигде не учились, могут и не принять. К счастью, такое явление встречается лишь в немногих вечерних школах. В большинство из них готовы принять учащихся независимо от возраста, работы и прописки.

6. Все предметы и объем школьной программы здесь такие же, как в любой другой школе. Экзамены в вечерних школах ничем не отличаются от тех, что сдают остальные выпускники. То же ЕГЭ. И аттестат из такого учебного заведения котируется ничуть не меньше, чем из дневной школы.

Перспективы существования

На протяжении нескольких последних лет в нашей стране идет активное обсуждение вопроса, касающегося существования вечерних школ. Часть специалистов убеждена в том, что в современном обществе такие учебные заведения не нужны. Сторонники этой идеи аргументируют свою точку зрения тем, что среднее образование в наши дни можно получить как в обычной школе, так и дистанционным способом. Но результаты многочисленных статистических исследований говорят о том, что в последнее время существенно вырос спрос населения на подобную форму образования. Многие современные люди хотят получать среднее образование, не отрываясь от работы, причем они имеют 10-15-летний трудовой стаж.

Причины востребованности вечерних школ

Откуда появляется такое количество граждан, желающих получать среднее образование в стенах вечерних школ? По данным ЮНЕСКО, в России на сегодня проживает больше миллиона безграмотных детей и подростков. Вместо того чтобы обучаться за партами, они ведут бродяжнический образ жизни.

Среди причин востребованности вечерней формы обучения специалисты выделяют и процесс оптимизации, предполагающий закрытие малокомплектных образовательных учреждений. Не у всех ребят есть возможность выезжать в другие населенные пункты для продолжения обучения, поэтому часто именно вечерняя школа остается единственным способом не просто получить образование, но и стать полноценным членом общества.

Учиться в вечерней школе могут все граждане, которые по каким-либо причинам не получили среднего образования. Как правило, за помощью обращаются взрослые граждане возрастом более 20 лет, за плечами которых есть всего 9 классов, а иногда и того меньше. Нередко, учениками становятся молодые люди, прошедшие срочную службу в армии и решившие поступать в ВУЗы. В таких случаях, они смогут освоить недостающую программу и смело подавать документы в приёмную комиссию. Кроме того, повышать образование приходят работающие люди, которым необходимо повышение по службе, а рабочий график совершенно не позволяет обучаться днём. Поскольку большинство работодателей настаивает на наличии у сотрудников общего образования, данная группа обучающихся, как правило, численно преобладает. Вечерняя школа становится для них реальной возможностью улучшить условия труда и добиться карьерного роста.

Проблемы вечерних школ

Несмотря на большую значимость данного образовательного звена, вечерние учреждения сталкиваются с немалым кругом проблем. Рассмотрим, наиболее существенные аспекты.

Финансирование. Особый статус, к сожалению, «играет» против заведений: они получают от государства гораздо меньше денег, нежели обычные школы. Подчас руководство вынуждено не просто сокращать заработную плату педагогов, но и не готово пополнить штат дополнительными специалистами. Разумеется, это сказывается не только на зарплатах сотрудников, но и на качестве образовательного процесса в целом. Нехватка средств на своевременный ремонт, замену и обновление оборудования и компьютеризацию делает процесс обучения не комфортным и существенно снижает его эффективность.

Отсутствие методологической базы. Учителя данных заведений не имеют специальных учебных пособий. Поэтому весь процесс строится по привычным школьным принципам и на одинаковом материале. Педагогу приходится не просто адаптировать школьную программу под новые условия, но и суметь «втиснуть» материал в сжатые сроки. Стоит отметить, что в простых школах количества часов, отведённых на тему, зачастую не хватает для должного изучения. В вечерней школе этого времени оказывается ещё меньше! Так, большинство вопросов остаётся на самостоятельное изучение.

Вечерняя школа — это возможность наверстать пробел в образовании, взяться за ум, задуматься о перспективах, совмещая с трудовой деятельностью образовательный процесс. Такие учебные заведения имеют особое значение в отечественной системе образования.

Проанализировав собранную информацию, пришел к выводу: остановлюсь на традиционной трехлетней системе. Потеря времени компенсируется удобным графиком занятий, небольшими домашними заданиями, развернутостью изложения. Выбрал ближайшую к дому школу, предлагающую такую форму обучения.

Чтобы записаться в вечернюю школу, достаточно принести свидетельство об основном школьном образовании (9 классов). Если по каким-то причинам вы не можете предъявить данный документ, хотя девять классов окончили, выход есть. Согласно положению о вечерних школах, в этом случае собирается специальная предметная комиссия. Ее представители экзаменуют абитуриента по основным школьным дисциплинам. Сумеете продемонстрировать достаточный уровень знаний — в школу зачислят. Такие случаи бывают. Например, один из молодых людей потерял аттестат во время переезда. Поскольку учился он в другом городе, времени восстановить документ не было. Пришлось сдавать экзамен!

Все остальные абитуриенты освобождены от вступительных испытаний, тестирования или даже собеседования. В вечерние школы принимают всех желающих без какого-либо предварительного отбора.

Читайте также:  Шлагбаум во дворе жилого дома: правовой аспект и законность

В моем классе оказалось 26 человек; молодых людей больше, чем девушек. Большинство учащихся — студенты ближайшего училища. Такая ситуация широко распространена в вечерних школах. Профессиональное образование ребята получают в училище или колледже, полное среднее — в ВСОШ. График получается напряженный: утром — профессиональные занятия, вечером — общеобразовательные предметы. Зато через три года ученики получают сразу и аттестат, и диплом.

Несколько одноклассников — люди моего возраста — немного за двадцать. Все они днем работают. По наблюдениям педагогов, чем взрослее ученик, тем серьезнее он подходит к делу. Такие школьники пошли учиться дальше осознанно и не хотят тратить время просто так.

Переписываю расписание. Каждый день предусмотрено пять-шесть уроков. Перед первым занятием волнуюсь — вдруг ничего не пойму из объяснения педагога? Все-таки большой перерыв в занятиях может дать о себе знать…Особенно переживаю за алгебру и геометрию — эти предметы мне никогда не давались.

Поначалу мне действительно пришлось несладко: пока втянулся в ритм, вспомнил необходимые формулы и правила… Затем стало проще. Очень помогли педагоги — дополнительно объясняли непонятое, помогали сосредоточиться. Ведь учить разновозрастную группу значительно сложнее, чем «притершийся» за годы совместного обучения класс: у каждого ученика «вечерки» своя мотивация к занятиям, свои пробелы в знаниях, свои трудности… Один устает на работе и поэтому засыпает на уроках, другой слишком сильно отстал от программы, у третьего все мысли заняты семьей или параллельной учебой.

Один из преподавателей рассказал, что самый тяжелый период в работе — сентябрь. В этот месяц у большинства учеников проходит адаптация. Возможны срывы: оканчивают школу, к сожалению, далеко не все, кто в нее поступает.

Но не стоит думать, что ученики вечерних школ — сплошные неудачники. Например, в прошлом году 24% выпускников ВСОШ 51 поступили в вузы, в том числе и государственные. Профили институтов — самые разные, как и сами ученики, и причины, которые привели их на порог «вечерки».

Вечерние школы позволяют не только восполнить недостающий пробел в собственном образовании, но и наконец-таки взяться за ум и подумать о перспективах на будущее, совмещая обучение с трудовой деятельностью. Другими словами, подобные учебные заведения играют особую роль в системе российского образования, занимая промежуточную нишу между обычной школой и организациями дополнительного образования.

Нас уверяют, что современное школьное образование доступно практически каждому. Однако нередко, ввиду жизненных обстоятельств, некоторые старшеклассники вынуждены оставить стены образовательного учреждения и искать работу. Довольно часто причиной преждевременного окончания обучения становится призыв в армию, из-за чего многие молодые люди считают, что на их образовании, а значит и на успешной карьере в будущем, можно «поставить крест». Ведь все мы знаем, что без наличия диплома добиться взлета по карьерной лестнице и материального благополучия практически невозможно.

Однако не все так безрадостно, как может показаться на первый взгляд. Благодаря институту вечерней школы, существующей в России, каждый гражданин нашей страны может в любом возрасте получить полное среднее образование (даже если 8-9 классов он окончил несколько лет назад), и, соответственно, продолжить свое обучение в ВУЗе.

Отметим, что вечерние школы позволяют не только восполнить недостающий пробел в собственном образовании, но и наконец-таки взяться за ум и подумать о перспективах на будущее, совмещая обучение с трудовой деятельностью. Другими словами, подобные учебные заведения играют особую роль в системе российского образования, занимая промежуточную нишу между обычной школой и организациями дополнительного образования.

Вечерняя школа: быть или не быть?

Уже не первый год в России активно обсуждается вопрос необходимости вечерних школ. Многие специалисты уверены, что современное общество в них не нуждается, так как получить среднее образование сегодня можно дистанционно и в обычной школе. Однако статистика свидетельствует об обратном: в последние годы спрос на данный вид обучения неуклонно растет – многие люди стремятся получить среднее образование без отрыва от работы, после 10-ти летнего, а то и 30-ти летнего перерыва в учебе.

Откуда столько желающих учиться в вечерней школе? По данным ЮНЕСКО в нашей стране на сегодняшний день живет больше миллиона абсолютно безграмотных детей и подростков (и это только официальная статистика, на самом деле таких детей намного больше) которые вместо того, чтобы ходить в школу бродяжничают, попрошайничают, воруют и т.д. – это все потенциальные ученики вечерних школ. Кроме того, в России ежегодно закрываются малокомплектные школы (чаще всего в небольших селах), бывшие ученики которых не имеют возможности ездить на учебу в соседний населенный пункт и остаются малограмотными.

Подчеркнем, что для этой категории людей вечерняя школа является единственной возможностью не только добиться успеха в жизни, но и стать полноценным членом социума. Поэтому серьезно рассматривать вопрос о ликвидации института вечерней школы в нашей стране еще слишком рано. К счастью, российские государственные деятели это понимают, и делают все возможное, чтобы создать (или, скорее, восстановить) правовую основу для деятельности вечерних школ , которые в существующей редакции закона «Об образовании» даже не упомянуты.


Похожие записи:

Напишите свой комментарий ...