Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Шлагбаум во дворе жилого дома: правовой аспект и законность». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Шлагбаум во дворе многоквартирного дома устанавливается с соблюдением обязательного правила. Устройство не должно создавать помех к проезду к подъездам машин специальных служб. В этих целях проводится согласование с пожарной охраной и органами ГИБДД.
Как принимается общее решение
Для установки шлагбаума необходимо организовать общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме.
Если земельный участок оформлен в общую долевую собственность собственников помещений, то решение считается принятым в случае голосования «за» большинством не менее 2/3 от общего числа голосов собственников помещений (п. 2 ч. 2 ст. 44, ч. 1 ст. 46 ЖК РФ). При этом если к ограждаемому шлагбаумом двору примыкает несколько домов, такие собрания необходимо провести во всех.
Кроме собственно принятия решения на этом собрании необходимо определить ответственное лицо (или группу), которые будут контролировать весь процесс, а также определить порядок въезда на ограждаемую территорию собственников.
На собрании также сразу можно утвердить смету на установку шлагбаума, определить порядок и размер оплаты на обслуживание шлагбаума. В смете должны быть учтены все финансовые нюансы, желательно также сразу указать подрядчика, который будет непосредственно устанавливать шлагбаум.
Пожаловаться на шлагбаум можно в ситуациях, когда:
- Вопрос установки не выносился на общее собрание жильцов (если речь идет о придомовой территории). Согласие должны дать не менее 2/3 жильцов дома (ч. 1 ст. 46 ЖК РФ), поскольку речь идет о введении ограничений на пользование территорией. Здесь же должен быть решен вопрос о распределении расходов на монтаж ограждающей конструкции.
- Установка осуществляется на придомовой территории, не оформленной в долевую собственность жильцов. Придомовая территория имеет установленные границы, за пределами которых шлагбаум устанавливать запрещено. Они должны быть обозначены в кадастровом паспорте земельного участка. Если такие сведения отсутствуют, значит придомовая земля не была оформлена и межевание для нее не проводилось.
- Отсутствуют согласовательные документы от органов местной власти, ГИБДД, пожарного надзора. Первые и вторые должны предоставить письменный ответ об отсутствии препятствий для проезда и прохода по дорогам общего пользования, третьи – об отсутствии помех для проезда спецтранспорта.
- Создаются ограничения для беспрепятственного круглосуточного проезда пожарной техники, скорой помощи, полиции, других экстренных или специальных служб (при отсутствии круглосуточной охраны или других методов реализации этого требования).
- Создаются препятствия для доступа жильцов к своей собственности. При наличии оградительных сооружений требуется обеспечить каждому возможность самостоятельно открывать/закрывать шлагбаум в любое время или предусмотреть место для свободного перемещения пешеходов, велосипедистов, колясок (для детей и инвалидов).
Вопрос: Во дворе нашей многоэтажки недавно появился шлагбаум. Знаю, что это муниципальная земля, но разрешений муниципалитета и пожарников на установку также нет. К тому же предлагают для беспрепятственного пользования купить ключ за 700 руб. Куда можно пожаловаться?
Ответ: Подобные действия можно квалифицировать как самоуправство (ст. 19.1 ГПК РФ). По этому поводу следует жаловаться в прокуратуру, кроме того можно направить жалобы в любую из указанных вами инстанций.
Вопрос: Как проверить законность установки шлагбаума, если совет дома отказался предоставлять разрешительные документы?
Ответ: Если ознакомиться с документами нет возможности, проверить законность монтажа ограждающей конструкции можно через письменное заявление в администрацию муниципального образования или посредством обращения в прокуратуру.
Вопрос: Что будет, если сломать незаконно установленный во дворе МКД шлагбаум?
Ответ: Порча имущества является основанием для привлечения к ответственности, взыскания штрафа и стоимости испорченного имущества. Для защиты своих интересов лучше использовать законные методы борьбы: сначала убедиться в незаконности размещения, а затем подавать жалобы в соответствующие инстанции.
Вопрос: Пожаловался в ГИБДД на установку соседями шлагбаума, который перекрыл часть улицы. Как срок отводится на рассмотрение моего обращения?
Ответ: В общем случае срок рассмотрения составляет 30 дней.
Вопрос: На каком основании можно обжаловать решение общего собрания жильцов об установке шлагбаума, если я на нем отсутствовал?
Ответ: Если решение было принято более, чем 2/3 голосов жильцов, оно также распространяется на всех собственников, которые не принимали участия в голосовании или были против. Если оно принято простым большинством голосов, собственник, выступающий против вправе обжаловать его результаты в суде или обратиться в указанные выше инстанции.
Требуем официальный письменный отказ. От администрации учреждения, в котором лежит тело. И от представителей частной конторы. Если таковая ведёт с вами диалог.
В письменном отказе должны быть прописаны конкретные основания. Номера приказов и т.п. Желательно, постановления местных органов самоуправления.
Обязательно все это проверьте. Если ничего нет, то сразу пишем заявление в полицию и обращаемся в прокуратуру. Там уже разберутся что делать.
Если в письменном отказе будут ссылки. На какие-то приказы и т.п. То требуем выписки из приказов, и других документов, подтверждающих обоснованность требований.
Снимайте копии со всех полученных бумаг. И передавайте их нотариально заверенные копии. А не подлинники.
Насколько законна установка шлагбаума?
Согласно Российскому законодательству, решение о распоряжении имуществом общеквартирных домов принимается большинством жителей многоквартирного дома. Законность установки шлагбаума во дворе определяют сами жильцы, при чем инициатива должна быть одобрена большинством из них на специальном общем собрании, порядок которого регламентирован пунктом 5 статьи 45 ЖК.
Если жильцы решили инициировать установку шлагбаума во дворе, стоит считаться с этим постановлением (оповестить всех жильцов о проведении собрания не менее, чем за 10 дней до самого собрания, зафиксировать документально присутствие владельцев более 50 % жилищной собственности дома, добиться согласия 2/3 пришедших на собрание). В противном случае, распоряжение общедомовым имуществом будет незаконным.
Необходимо, чтобы огораживаемый участок по документам находился в придомовой собственности, а не являлся сквозной дорогой. В противном случае, есть риск получить отказ от Госавтоинспекции.
Если эти условия выполнены, самое время получать разрешение от органов пожарной безопасности, Госавтоинспекции и подавать заявление в городскую администрацию. После одобрения вышеуказанного органа, установка шлагбаума будет полностью легальной.
Закон об установке шлагбаума во дворе многоквартирного дома в России
Проблема свободных парковочных мест в крупных городах ощущается особо остро. Кроме того, за парковку автомобиля необходимо заплатить.
Владельцы машин решают данный вопрос по-своему – оставляют транспортное средство в ближайших дворах. Неудивительно, что жители, лишенные возможности ставить личные авто в собственных дворах, устанавливают шлагбаумы, ограничивающие въезд «чужакам». И делают это на вполне законных основаниях, если не пытаются самоуправствовать, а выбирают правильный путь.
Федеральным законом №189 (статья 16), действующим с 2004 года, и Жилищным кодексом РФ (статья 36) предусматривается передача придомовой территории в собственность жильцам многоквартирного дома – вариант долевого владения.
Собственники добиваются доступа на придомовую территорию
✔ Кассационное определение Второго кассационного суда общей юрисдикции по делу № 88 – 12229/2020
Собственник помещения в многоквартирном доме обратился с иском об обязании прекратить нарушение его права на проезд через шлагбаум.
Ранее на общем собрании собственников было принято решение, что въезд автотранспортных средств на придомовую территорию осуществляется через шлагбаумы согласно Реестру учета автотранспорта, и каждый жилец дома, имеющий легковой автотранспорт обязан нести расходы по обслуживанию соответствующих элементов благоустройства.
Ответчиками по делу стали другой собственник, выбранный представителем по разрешению вопросов, связанных с проездом автотранспорта, и ООО «Астра» – организация, которая обслуживала шлагбаумы.
Районный суд отказал в иске. По его мнению, ООО «Астра» является ненадлежащим ответчиком, поскольку самостоятельно решение о проезде транспортных средств данная организация не принимает. Кроме того, истец не подавал заявление о включении автомобиля в предусмотренный реестр.
Мосгорсуд вынес новое решение, которым обязал ответчиков не чинить препятствий истцу в проезде на его транспортном средстве на придомовую территорию своего дома. По мнению апелляционной инстанции, иск предъявлен к надлежащим ответчикам, а запрет собственникам на использование придомовой территории, в том числе с учетом установки ограждающих устройств, в зависимости от своевременной сдачи взноса на установку шлагбаумов и положительного голосования на их установку является незаконным.
Кассационная инстанция оставила жалобы ответчиков без удовлетворения:
— «законодательством не предусмотрена возможность блокировки доступа собственника на придомовую территорию, в том числе путем внесения в какой-либо реестр на основании решения общего собрания собственников помещений жилого дома, что фактически является санкцией за нарушение установленного общим собранием порядка пользования земельного участка. Собственнику помещения в многоквартирном доме принадлежит безусловное и неотчуждаемое право на пользование общим имуществом многоквартирного дома»;
— «тот факт, что порядок пользования земельным участком, утвержденный решением общего собрания, не признан недействительным, не является безусловным основанием для его применения. Так, из положений части 2 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса РФ, следует, что суд, установив при разрешении гражданского дела, что нормативный правовой акт не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, применяет нормы акта, имеющего наибольшую юридическую силу. Приведенная правовая норма подлежит применению не только к нормативным правовым актам, принятым органами публичной власти, но и к локальным нормативным актам, к каковым относится решение общего собрания собственников».
✔ Апелляционное определение Мосгорсуда по делу № 33 – 8946/20
Два собственника только через суд добились доступа своего транспорта на придомовую территорию. Суд обязал ответчика (другого собственника) не чинить препятствий в пользовании истцами придомовой территорией многоквартирного дома; внести сведения (зарегистрировать) истцов в мобильное приложение, позволяющее открывать шлагбаум (ограждающее устройство) посредством мобильного телефона; предоставить истцам беспрепятственный доступ к управлению шлагбаумом, а также к общему имуществу – придомовой территории, в том числе предоставить возможность парковки личного транспорта на придомовой территории в любое время суток на любом свободном для парковки месте; разблокировать ранее выданные брелоки от шлагбаумов.
Суд исходил из следующего:
— закон не предусматривает возможность блокировки доступа собственника на придомовую территорию на основании решения общего собрания как санкцию за нарушение установленного собранием порядка пользования земельным участком;
— решение о запрете истцам въезжать на придомовую территорию противоречит закону, поскольку нарушает их права как собственников помещения на беспрепятственный доступ к общему имуществу, а также лишает их возможности парковки своего транспортного средства в любое время суток на любом свободном месте на придомовой территории.
Истцы пожаловались в Мосгорсуд, потому что хотели, чтобы доступ на придомовую территорию был предоставлен не только для их личного транспорта. Однако апелляционная инстанция оставила решение нижестоящего суда без изменения.
Она указала, что установка шлагбаумов и въезд на придомовую территорию транспортных средств собственников помещений и иных лиц осуществляется в порядке, установленном решением общего собрания собственников.
На общем собрании собственники приняли условия приобретения и пользования пультами (брелоками) от ограждающих устройств: право приобретения пультов есть только у собственников и зарегистрированных жильцов при предоставлении свидетельства о регистрации транспортного средства; запрещается передача пультов иным лицам под угрозой изъятие пульта.
✔ Определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции по делу № 88 – 14464/2020
Несколько собственников из Иркутской области обратились в суд с иском к управляющей организации и председателю совета многоквартирного дома. Истцы требовали предоставить доступ к дистанционному управлению работой шлагбаума.
Они ссылались на то, что общее собрание собственников решило устроить парковку в границах придомовой территории. По решению этого же собрания с собственников транспорта, претендующих на парковочные места, собрали деньги на установку шлагбаума и оборудование видеонаблюдения в размере по 5 000 рублей с каждого. После установки шлагбаума и ограждения в виде натянутого троса доступ на парковку был предоставлен только лицам, которые оплатили эту сумму. Остальные собственники были ограничены в праве пользования придомовой территорией, использованной под обустройство парковки, и являющейся частью общего имущества.
По мнению истцов, «решение о благоустройстве придомовой территории в виде установки шлагбаума, ограждения и камер видеонаблюдения не влечет за собой правового основания для ограничения доступа тем собственникам, которые не вложили денежные средства для оборудования автопарковки».
Суды с таким доводом согласились и обязали председателя совета многоквартирного дома предоставить истцам доступ к дистанционному управлению работой шлагбаума.
Ответчик-председатель пытался обжаловать судебное решение, но безуспешно. Его возражения были такие:
— истцы не доказали факта нарушения их прав на общую долевую собственность, поскольку собственникам не принадлежит право на земельный участок возле дома, за исключением земельного участка под домом;
— шлагбаум не ограничивает истцам доступ на придомовую территорию,
— шлагбаум установлен за счет средств 40 жильцов, является их частной собственностью;
— ответчик является председателем совета многоквартирного дома и не может нести ответственность за решения, принятые собственниками, то есть является ненадлежащим ответчиком по делу.
Порядок установки шлагбаума во дворе
Давайте рассмотрим порядок установки шлагбаума во дворе.
- Необходимо созвать общее собрание собственников помещений и проголосовать по вопросу установки шлагбаума. Решение об установке шлагбаума будет правомерным, если за него будет не менее 2/3 голосов. При этом одновременно стоит решить вопрос о распределении расходов на установку шлагбаума
- Оформить решение общего собрания в форме протокола
- Далее следует обратиться в органы местного самоуправления для согласования установки шлагбаума и получения соответствующего решения
- Установить шлагбаум
- Получить разрешение на ввод шлагбаума в эксплуатацию
При установке шлагбаума необходимо учитывать следующее:
- шлагбаум должен быть установлен на земельном участке многоквартирного дома
- не должен ограничиваться вход жильцов дома во двор
- шлагбаум не должен мешать подъезду экстренных служб
Согласование с пожарной инспекцией
До начала монтажных работ желательно согласовать с пожарной службой установку шлагбаума. Эта организация предъявляет основное требование — обеспечение беспрепятственного въезда пожарных машин на территорию участка. Если это требование не выполнено, то заграждение считают незаконным согласно правилам пожарной безопасности.
Беспрепятственный въезд можно обеспечить несколькими способами:
- Нанять охранников, которые будут пропускать транспорт срочных служб.
- Установить систему, выводящую сигнал на диспетчеров, которые должны работать круглосуточно. Таким образом проезд будет открыт в любой час, так как диспетчер нажмет на соответствующую кнопку.
Если установка шлагбаума не была согласована с пожарной инспекцией, но ограда поставлена, то приехавшая по вызову пожарная машина может снести заграждение.
источник
Придомовая территория – это земля, примыкающая к многоквартирному дому. Он имеет границы, благоустроена и озеленена, должна обеспечивать существование людей в благоприятной среде. Законодательное регулирование вопросов, связанных с придомовой территорией, осуществляется силами ЖК РФ. В частности, в расчет берется статья 36 этого закона, которая дает определение того, что входит в общее имущество собственников МКД.
В состав придомовой территории входят следующее:
- подъезды;
- помещения (подвал, чердак);
- земельный надел, находящийся в непосредственной близости от дома, закрепленный за ним решением городской администрации.
ЖК РФ в статье 36 устанавливает, что придомовая земля передается в собственность граждан, которые проживают в квартирах многоэтажного дома. Они владельцы жилых помещений МКД. Вправе заниматься благоустройством придомовой территории, устанавливая шлагбаумы во дворах жилых домов. Они помогут контролировать движение автотранспорта. Проблема заполнения дворов чужими машинами, не принадлежащими собственникам МКД, актуальна, особенно в крупных НП. С целями не допустить проезд транспортных средств и их парковку, устанавливаются заграждения для проезда.
Шлагбаум во дворе дома устанавливается по инициативе жильцов.
Процедура установки шлагбаума на территории дома
Чтобы у других жителей многоквартирного дома не возникало вопросов о том, как бороться с незаконно установленным шлагбаумом, все действия по его монтажу обязаны выполняться в соответствии с действующим законодательством.
Как было сказано ранее, подобные решения должны быть приняты на общем собрании и зафиксированы в соответствующем протоколе. При этом за установку ограждения должны проголосовать не менее 51% всех владельцев помещений.
Помимо всего прочего на таком собрании можно решить вопрос, связанный с организацией въезда за шлагбаум на личных средствах передвижения и транспорте коммунальных и экстренных служб (имеются в виду машины скорой помощи, полиции и пр.).
Также следует учесть несколько важных моментов:
- В связи с тем, что шлагбаум может быть поставлен только в пределах собственного земельного участка, его владельцам необходимо подать заявку о постановке надела на кадастровый учет;
- Монтаж оградительных сооружений не должен мешать доступу всех жильцов дома к своему жилью (особенно это касается инвалидов, мам с колясками и пеших граждан – для них должен оставаться довольно большой проход). Для этого каждому владельцу помещений необходимо предоставить возможность открывать шлагбаум самостоятельно;
- Перед выполнением монтажных работ необходимо получить письменное разрешение местной администрации, МЧС, отдела Госпожнадзора, ГИБДД и электросетевой компании;
- Сам шлагбаум должен отвечать типу, конструкции, размеру и месту размещения, указанному в документе о согласовании. В противном случае он также может быть признан незаконным.
Установка шлагбаума во дворе жилого дома: правила установки, законность, особенности
Последнее обновление: 18.02.2021
Придомовая территория – это земля, примыкающая к многоквартирному дому. Он имеет границы, благоустроена и озеленена, должна обеспечивать существование людей в благоприятной среде.
Законодательное регулирование вопросов, связанных с придомовой территорией, осуществляется силами ЖК РФ.
В частности, в расчет берется статья 36 этого закона, которая дает определение того, что входит в общее имущество собственников МКД.
В состав придомовой территории входят следующее:
- подъезды;
- помещения (подвал, чердак);
- земельный надел, находящийся в непосредственной близости от дома, закрепленный за ним решением городской администрации.
ЖК РФ в статье 36 устанавливает, что придомовая земля передается в собственность граждан, которые проживают в квартирах многоэтажного дома. Они владельцы жилых помещений МКД.
Вправе заниматься благоустройством придомовой территории, устанавливая шлагбаумы во дворах жилых домов. Они помогут контролировать движение автотранспорта. Проблема заполнения дворов чужими машинами, не принадлежащими собственникам МКД, актуальна, особенно в крупных НП.
С целями не допустить проезд транспортных средств и их парковку, устанавливаются заграждения для проезда.