Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как правильно оформить Европротокол при ДТП». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Для определения размера страховой выплаты страховая компания должна провести осмотр, независимую техническую экспертизу или независимую оценку в течение 5 рабочих дней с момента подачи документов.
Какие документы выдают в ГИБДД?
Бывает, что у инспекторов много вызовов и мало времени. Тогда получать документы о происшествии придётся в отделении ГИБДД. Обычно на следующий день или через несколько суток. На практике это называется группой разбора – на неё приглашаются все участники ДТП, а инспектор устанавливает обстоятельства и виновность водителей.
Уже в день разбора (или чуть позднее) вы получите документы по факту ДТП. Таковыми в нашем случае будут те же постановление о правонарушении, определение об отказе или о прекращении дела.
Если дело рассматривалось судом, то документы для страховой придётся получать уже в канцелярии суда:
4.18. В случае, если по факту дорожно-транспортного происшествия было возбуждено уголовное дело, потерпевший представляет страховщику документы следственных и (или) судебных органов о возбуждении, приостановлении или об отказе в возбуждении уголовного дела либо вступившее в законную силу решение суда.
Вышеназванных документов также вполне достаточно для получения страхового возмещения или ремонта по ОСАГО.
Какой срок обращения за выплатой?
В Законе об ОСАГО, актуальном на 2022 год, срок на обращение указан лишь для случая оформления ДТП по европротоколу – в кратчайший срок, но не позднее пяти рабочих дней после оформления ДТП. Но нарушение данного срока не может быть причиной отказа в страховом возмещении. Поэтому можно говорить о том, что в целом, срок обращения в страховую компанию строго не регламентирован.
Опираться стоит лишь на срок исковой давности, который начнёт исчисляться с 21 дня после обращения в страховую компанию с полным комплектом документов, и который составляет 3 года.
А для случаев причинения вреда жизни и здоровью потерпевшего срока давности на обращение к страховщику по ОСАГО и вовсе нет.
Согласно ст. 208 ГК РФ срок исковой давности не распространяется на требования о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина.
Но всё вышеизложенное скорее применимо в каких-то исключительных случаях, ведь каждый из нас будет стараться получить возмещение вреда как можно быстрее, ведь, даже обращаясь к страховщику в максимально короткие сроки, можно прождать выплату год и даже больше, но об этом мы расскажем дальше.
На машину упало дерево или сосулька
На Вашу машину при движении или на стоянке упало дерево, сосулька или иной предмет. У Вас есть полис каско.
1. В случае падения на автомобиль дерева, сосульки или иного предмета при движении остановите машину, включите аварийную сигнализацию, выставьте знак аварийной остановки.
2. Определите свое местоположение / адрес (например, посмотрите на номерную табличку ближайшего дома или вспомните, на каком километре какого шоссе Вы находитесь). Это понадобится Вам для вызова полиции и оформления документов.
3. Вызовите сотрудников внутренних дел по номеру 112 с мобильного телефона. Помните, что вызывать дорожную полицию нет смысла: данное происшествие не является ДТП. Также попытайтесь установить организацию, ответственную за эксплуатацию территории происшествия (дирекция единого заказчика, управляющая компания, собственник территории, дорожная служба и т.п.), и вызвать ее представителя.
4. Позвоните в Вашу страховую компанию. Уточните дальнейшие действия, запишите их. Если возможно, обратитесь также к Вашим страховым документам, где должен быть четко описан порядок Ваших действий и сроки уведомления страховщика о происшедшем.
5. Не передвигайте предметы, имеющие отношение к происшествию. Обеспечьте их сохранность и неизменность положения до окончания оформления происшествия.
6. При наличии очевидцев запишите их полные имена, паспортные и контактные данные. Постарайтесь получить их согласие для подтверждения факта и обстоятельств происшествия.
Последовательность действий пострадавшего при ДТП по ОСАГО
Первым делом после аварии следует вызвать Госавтоинспекцию. Её сотрудники обязаны составить протокол. Автотранспортное средство до их приезда запрещается перемещать. Место аварии и все причинённые повреждения следует сфотографировать либо записать видео. У виновного водителя необходимо получить контактную информацию его страховщика. Пострадавший имеет право потребовать от инспектора ГИБДД направить виновного автомобилиста на медосвидетельствование с целью определения вероятного опьянения: алкогольного либо другого.
Федеральный закон «Об ОСАГО» в статье 11 устанавливает общую последовательность действий после дорожного инцидента. Наиболее значимыми этапами являются следующие:
- Следует связаться со страховщиком нарушителя и сообщить об инциденте на дороге, в случае надобности нужно ответить на имеющиеся вопросы.
- Подача заявления о возмещении убытков и предоставить его страховой. Представитель организации должен осмотреть автотранспорт, данная процедура должна проводиться в присутствии виновника ДТП (если он не явится в указанное место в назначенное время, осмотр может проводиться без него). При серьёзных повреждениях автотранспорта потребуется организовать экспертизу.
- Сделать копии документов по ДТП, которые необходимо направить страховщику (лучше всего сделать это по предварительной описи). Важно позаботиться, чтобы на документе была обозначена дата принятия, именно она влияет на дату выплаты.
- Получение выплаты. Страховщик обязан на протяжение 20 дней после получения комплекта документации. За каждые сутки превышения срока организация обязана заплатить неустойку.
- Восстановление автотранспорта.
Страховая выплата не во всех случаях позволяет окупить восстановительные работы. Это связано с тем, что при компенсации выполняются приблизительные расчёты. В ситуации, когда совокупная цена восстановления авто не укладывается в заданный лимит, необходимо сберечь чеки на недостающие денежные средства, а потом направить их страховой организации виновного водителя.
Важно! Если во время восстановительных работ будут обнаружены скрытые повреждения, потребуется провести дополнительную экспертизу. Она должна осуществляться в присутствии представителя страховщика.
Порядок действий при страховом случае
Наличие полиса – это еще не гарантия получения компенсации при возникновении страхового события. Чтобы добиться перечисления положенных средств, клиенту следует выполнить все пункты алгоритма, прописанного в договоре именно для таких случаев. Далее короткая информация по основным шагам подобной инструкции:
- Уведомление о произошедшем страховом случае. Это самый первое и главное действие после возникновения ЧП. Только своевременное оповещение о случившемся позволит в дальнейшем беспрепятственно получить компенсационную выплату.
- Сбор и предоставление документов. Перечень необходимых бумаг зависит от объекта страхования, типа страхового случая и некоторых иных обстоятельств. Чаще в требуемый пакет документации входят: заявление на выплату установленного образца (можно заполнить на сайте страховщика либо при личном посещении отделения компании), паспорт заявителя, подтверждающие возникновение события и нанесенного ущерба справки/акты (из полиции, медучреждения, оценочных агентств), реквизиты счета, на который подразумевается получение выплат.
- Ожидание рассмотрения заявления и при положительном решении – получение страховой выплаты. Сроки перечисления денежных средств чаще указываются в самом договоре.
Какие документы оформляются на месте ДТП
Необходимо рассмотреть две ситуации: когда нет пострадавших, и когда они присутствуют. Перечень документов, которые требуется предоставить в страховую компанию после ДТП, в этих случаях будет отличаться.
Важно! В обоих случаях вызывается на место аварии инспектор ГИБДД.
Если пострадавших нет, тогда выдается справка о ДТП, которую называют первичной, и составляется протокол, учитывающий административное правонарушение.
Прилагаются следующие бумаги:
- Схема ДТП, которую инспектор ГИБДД составляет правильно, используя инструменты для измерения, показания очевидцев, выводы, сделанные при осмотре места аварии. На схеме должны быть нанесены автомобили, объекты удара, следы торможения, если есть, то осыпь и грязь, разбитые стекла и прочие контактные объекты.
- Приложение, где описывается механическое повреждение авто.
- Показания очевидцев и участников аварии.
Список документов для независимой экспертизы
Прежде чем назвать список документации, выделим, какие виды экспертизы при ДТП существуют:
- Трасологическая. Здесь нужно осмотреть место ДТП, изучить обстановку на дорожном участке, какова была траектория движения авто, какие остались следы после события. Так можно узнать про причины аварии.
- Автовароведческая. Здесь нужно осмотреть авто после аварии и выяснить, каков его ущерб. Его проводит обычно сама страховая компания. Нужно выяснить, в каком состоянии авто, реакцию его в ту секунду, когда произошла авария, как действовал водитель.
- Комплексная. Сюда входят все проверки авто. Она требуется, чтобы понять картину происшествия в целом.
Причины отказа в выплатах
В 2023 году Росгосстрах может отказать в осуществлении возмещения в следующих случаях (включая, но не ограничиваясь):
- пропущен 5-дневный (при европротоколе) или 3-годичный срок обращения (при оформлении ДТП с участием полиции);
- предоставлены заведомо подложные или поддельные документы;
- у РГС вообще нет обязательства по осуществлению компенсации (например, если у виновника не застрахована гражданская ответственность или действует право на ПВУ, а потерпевший обратился не в свою компанию, а виновника);
- обратилось не управомоченное лицо (то есть не потерпевший или не выгодоприобретатель);
- наличие обстоятельств, указанных в п. 4.28. Положения ЦБ № 431-П, то есть ущерб имуществу или здоровью был причинен вследствие обстоятельств непреодолимой силы, умысла самого потерпевшего и др.
Итак, пострадавший в ДТП при выполнении ряда условий может обратиться в свою страховую компания для получения прямого возмещения убытков по ОСАГО. Наибольшее количество споров вызывает условие о том, что ПВУ подлежат лишь аварии, в которых произошло взаимодействие двух транспортных средств.
Суть проблемы кроется в том, что на законодательном уровне не раскрыто понятие «взаимодействие ТС». В связи с этим судебная практика показывает, что суды принимают различные решения по спорам о тех или иных ДТП. Обычно вопрос ставится следующим образом: нужно ли подтверждать наличие непосредственного контакта между ТС для того, чтобы доказать факт столкновения (или взаимодействия) автомобилей и получить основание для ПВУ? К примеру, спор может возникнуть о том, признаётся ли взаимодействием попытка спасения от возможного столкновения, в результате которой водитель врезался в столб.
Судебная практика по областным судам показывает, что чаще всего они принимают следующее решение – под взаимодействием можно понимать не только прямое столкновение, но и повреждения под влиянием возможной опасности (самих автомобилей). Это позволяет сделать вывод о том, что прямой контакт вовсе не обязателен.
Совсем иначе мыслит Верховный Суд РФ. Он говорит, что страховой случай, при котором вред был нанесён без непосредственного контакта между ТС, не является основанием для заявления на прямое возмещение убытков по ОСАГО. Этот вывод сделан на основании определения Судебной коллегии по гражданским делам ВС РФ №25-КГ17-1.
Выходит, что практика по подобным делам говорит следующее: прямой контакт между двумя ТС является обязательным условием для получения ПВУ по ОСАГО. В любой другой ситуации за выплатой нужно обращаться в страховую компанию виновника аварии.
Ещё одним частым спором является отказ в ПВУ по ОСАГО по причине того, что не установлена вина конкретного участника, хотя на деле вина определена (даже если она обоюдная). Закон об ОСАГО говорит о том, что при обоюдной вине страховщик обязан выплатить ущерб с учётом степени вины участников аварии. Если таковая не установлена, то возмещение ведётся в равных долях.
Судебная практика подтверждает вышесказанное. Например, Верховный Суд указывает, что СК обязана возместить вред, учитывая ту степень вины, которую установил суд.
Проведение осмотра или независимой технической экспертизы
Для определения размера страховой выплаты страховая компания должна провести осмотр, независимую техническую экспертизу или независимую оценку в течение 5 рабочих дней с момента подачи документов.
При этом страховщих согласовывает с водителем время и место проведения осмотра или экспертизы. Водитель должен предоставить автомобиль в указанное место к указанному времени. Если водитель не приедет на экспертизу, она будет отложена, а вместе с ней будут отложены и страховые выплаты.
Если автомобиль не может участвовать в дорожном движении, то его осмотр проводится по месту нахождения.
Если страховщик не провел осмотр транспортного средства или его экспертизу в течение 5 дней, потерпевший может провести экспертизу за свой счет. Впоследствии стоимость экспертизы будет возмещена, т.е. включена в выплату по ОСАГО.
Транспортное средство не подлежит ремонту
Страховые компании признают под полной гибелью машины две ситуации:
- машина настолько разбита, что отремонтировать её не получится;
- автомобиль отремонтировать можно, но стоимость ремонта превысит стоимость самой машины на дату аварии или будет равна ей.
Если машина после ДТП не подлежит восстановлению, страховщик выплатит её стоимость на момент аварии, но в пределах лимитов, установленных 40-ФЗ. Есть ряд особенностей при таком страховом случае:
- Страховщик имеет право оставить поврежденное транспортное средство у себя. Однако он может сделать это только после выплаты компенсации.
- Потерпевший может оставить себе годные детали автомобиля (например, для продажи), но тогда их стоимость будет вычтена из размера страховой выплаты.
Полная гибель транспортного средства может быть установлена только экспертом после осмотра. В ходе экспертизы специалист отмечает все повреждения и оценивает стоимость ремонта, эти сведения обязательно отражаются в заключении эксперта. На следующем этапе изучается рынок автомобилей и определяется стоимость машины. Полученные цифры сопоставляются и выносится заключение.
Важные нюансы оформления ОСАГО:
Постарайтесь сделать покупку полиса «автогражданки» максимально выгодным. Чтобы этого добиться, обратите внимание на ряд аспектов:
- Страховая фирма. Сегодня на рынке действует огромное число как самих страховых организаций, так и компаний-брокеров, заключающих договоры от лица нескольких страховщиков. Кроме того, есть еще страховые агенты. Посредники часто заманивают людей выгодными предложениями, предлагая скидки и бонусы. Но практика показывает, что в большинстве случаев или подобные скидки являются несущественными, или компания занимается мошенничеством. Помните, что в большинстве ситуаций, когда фиксировались случаи мошенничества, страховой договор подписывался именно с агентами и брокерами.
Не забывайте и о выплатах. Чем престижнее, надежнее и известнее компания, тем выше шансы получить полную сумму выплат за установленный законодательством срок.
Если же сумма выплаты Вас не устраивает, Вы всегда можете сделать независимую экспертизу и обратиться в суд для возмещения ущерба после ДТП;
Требуемые документы для покупки полиса ОСАГО физическим лицом
В соответствии с ч. 1 ст. 15 ФЗ №40, обязанность по ОСАГО выполняется путем заключения договора. Для этого физическому лицу, заключающему страховой договор, нужно предоставить документы для полиса ОСАГО, указанные в ч. 3 ст. 15 ФЗ №40, а именно:
Глава 6. Требования к организации восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства
6.1. Предельный срок осуществления восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства составляет 30 рабочих дней со дня представления потерпевшим такого транспортного средства на станцию технического обслуживания или передачи такого транспортного средства страховщику для организации его транспортировки до места проведения восстановительного ремонта.
Датой окончания срока осуществления восстановительного ремонта является дата подписания потерпевшим акта приема-передачи отремонтированного транспортного средства, составляемого в трех экземплярах станцией технического обслуживания или страховщиком в случае организации транспортировки транспортного средства до места проведения восстановительного ремонта. Один экземпляр подписанного акта приема-передачи отремонтированного транспортного средства передается потерпевшему, по одному экземпляру — страховщику и станции технического обслуживания.
6.2. Максимальная длина маршрута, проложенного по дорогам общего пользования, по выбору потерпевшего от места дорожно-транспортного происшествия или места жительства потерпевшего до станции технического обслуживания не может превышать 50 километров, за исключением случая, если страховщик организовал и (или) оплатил транспортировку поврежденного транспортного средства до места проведения восстановительного ремонта и обратно.
В случае организации и (или) оплаты страховщиком транспортировки поврежденного транспортного средства указанная в абзаце первом настоящего пункта максимальная длина маршрута исчисляется до места передачи такого транспортного средства страховщику.
6.3. Восстановительный ремонт транспортного средства, с года выпуска которого прошло менее двух лет, должен осуществляться станцией технического обслуживания, являющейся юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, зарегистрированными на территории Российской Федерации и осуществляющими сервисное обслуживание таких транспортных средств от своего имени и за свой счет в соответствии с договором, заключенным с производителем и (или) импортером (дистрибьютором) транспортных средств определенных марок.