«Признание безвестно отсутствующим»

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: ««Признание безвестно отсутствующим»». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Согласно Гражданскому кодексу РФ, признать человека безвестно отсутствующим, или пропавшим, можно, если информация о нем не поступала по месту его жительства или по месту нахождения заинтересованного лица в течение года.

Ответы юриста на частые вопросы

С чего правильно будет начать признание безвестно отсутствующим?

Начинать всю процедуру следует со сбора документов. Лучшим вариантом будет подать в розыск и обращаться в суд дождавшись 1 года с момента регистрации заявления на розыск и проведения розыскных мероприятий.

Достаточно ли справки от судебных приставов о том, что местонахождение не известно для подачи в суд заявления о признании безвестно отсутствующим? Или нужна справка именно из полиции?

Достаточно будет справки от судебных приставов, поскольку служба занимается розыском лиц, обязанных уплачивать алименты. При необходимости суд самостоятельно запросит от приставов необходимые материалы по розыску.

Узнала, что можно объявить человека безвестно пропавшим и подать на пособие ребёнку, как по потере кормильца. Документы от приставов имеются. Кого указать в заявлении заинтересованным лицом?

В качестве заинтересованных лиц, в этом случае, указываются близкие родственники гражданина (например, его родители) и местное Управление Пенсионного Фонда РФ.

Бывший муж должник по алиментам. Находится в розыске у судебных приставов в другом городе. Я хотела узнать какие документы мне надо предоставить в суд чтобы его признали без вести отсутствующим? Розыскное дело как затребовать?

В этом случае будет достаточно запросить у приставов справку о результатах розыска, которую приложите к своему заявлению о признании безвестно отсутствующим. Дело на руки вам не выдадут.

Как быть, если районный суд отказал признать бывшего супруга без вести отсутствующим? Он находится в розыске. Документы от судебных приставов представлены в суд в полном объеме.

Обжалуйте судебное решение, если с ним не согласны. Повторно можно будет подать заявление, когда на руках будут доказательства отсутствия в месте жительства более 1 года.

Не нашли ответ на свой вопрос? Задайте его юристу по телефону!

О новом порядке розыска безвестно исчезнувших лиц

Новый порядок розыска безвестно исчезнувших лиц (на государственную регистрацию в Минюст России направлен приказ МВД России, Генеральной прокуратуры Российской Федерации и СК России от 16 января 2015 г. № 38/14/5, утверждающий Инструкцию о порядке рассмотрения заявлений, сообщений о преступлениях и иной информации о происшествиях, связанных с безвестным исчезновением лиц).

Вопрос: Что явилось причиной разработки приказа?

Ответ: Современная российская полиция является принципиально новой правоохранительной структурой, сформированной на основе партнерской модели взаимоотношений с обществом.

Общественное доверие и поддержка граждан является важнейшим принципом деятельности полиции.

Залогом ее эффективности является взаимодействие и сотрудничество с другими правоохранительными органами, общественными объединениями, организациями и гражданами.

Прием, регистрация, проверка заявлений и сообщений о преступлениях, о происшествиях и принятие по ним мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации, является обязанностью полиции. Аналогичное полномочие возложено на органы предварительного следствия.

В настоящее время вызывает достаточно серьезную обеспокоенность в обществе тема поиска без вести пропавших граждан.

Данный вопрос регулярно обсуждается экспертным сообществом на различных дискуссионных площадках. При этом особое внимание справедливо уделяется наиболее уязвимой части общества – несовершеннолетним.

Структурные и функциональные изменения в правоохранительной системе государства последних лет, в том числе выделение из прокуратуры Российской Федерации Следственного комитета Российской Федерации в самостоятельный федеральный государственный орган, привели к определенному правовому вакууму в регламентации деятельности по рассмотрению сообщений о безвестном исчезновении граждан.

В результате нормативный правовой акт, определяющий порядок работы в данном направлении (приказ Генеральной прокуратуры Российской Федерации и МВД России от 27 февраля 2010 г. № 70/122) фактически не применялся.

В этой связи возникла безусловная необходимость издания межведомственного нормативного правового акта, определяющего порядок взаимодействия уполномоченных правоохранительных ведомств.

Вопрос: Вы отметили, что особое значение придается розыску без вести пропавших несовершеннолетних. Это как-то связано с необходимостью издания приказа?

Ответ: Да, безусловно, для деятельности органов внутренних дел приоритетной является профилактика преступлений и иных правонарушений, безнадзорности среди несовершеннолетних. Причем совершаемых как самими несовершеннолетними, так и в отношении их.

Любой несовершеннолетний, оставшийся без внимания взрослых, в том числе без вести пропавший, является потенциальной жертвой наиболее опасных преступлений (против жизни, здоровья, половой неприкосновенности).

Несмотря на то, что в 2014 году зафиксировано снижение количества объявленных в розыск несовершеннолетних (7 806, на 29,7 % ниже чем в 2013 году), статистические данные свидетельствуют о том, что за последние 4 года в среднем только по 1 из 14 случаев безвестного исчезновения несовершеннолетнего лица возбуждается уголовное дело. Эффективность розыска лица напрямую связана с незамедлительным принятием мер, предусмотренных законодательством, весь комплекс которых возможно осуществить при наличии возбужденного уголовного дела.

Основной причиной такого состояния дел было отсутствие нормативной регламентации взаимодействия правоохранительных органов.

Ситуация изменилась. Пунктом 10 новой Инструкции предусмотрен подробный список признаков, свидетельствующих о возможности совершения преступления в отношении без вести пропавшего лица, что дает основание для незамедлительных оперативных действий по розыску. Одним из таких признаков является несовершеннолетний возраст (п. 10.14.).

Вопрос: В чем принципиальное отличие нового порядка рассмотрения сообщений о безвестном исчезновении граждан?

Ответ: Несомненным преимуществом новой Инструкции является четкая регламентация действий сотрудников полиции и следователей Следственного комитета Российской Федерации при приеме, рассмотрении сообщения о пропавшем лице и принятии по нему решения.

Читайте также:  Какие социальные выплаты положены неработающим пенсионерам в 2023 году

Разграничена компетенция следователя СК России и сотрудника оперативного подразделения органов внутренних дел Российской Федерации.

Существенно расширен и уточнен перечень обстоятельств, которые свидетельствуют о совершении преступления в отношении без вести пропавшего лица.

Например, такими обстоятельствами считаются несовершеннолетний возраст, безвестное исчезновение лица с автотранспортом или со средствами мобильной связи, наличие при без вести пропавшем лице значительных денежных средств или других ценностей и т.д. Определен механизм ведомственного контроля и прокурорского надзора за указанной деятельностью.

  • Данные новеллы обеспечат качественное рассмотрение сообщений о безвестном исчезновении граждан, своевременное осуществление всего комплекса розыскных мер и установление местонахождения лица.
  • Вопрос: На какие категории пропавших граждан распространяется действие Инструкции?

Ответ: В статье 2 Конституции Российской Федерации провозглашено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.

Назначение полиции – незамедлительно приходить на помощь каждому, кто нуждается в ее защите от преступных и иных противоправных посягательств, вне зависимости от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям. То есть без деления людей на какие-либо категории.

В этой связи положения Инструкции обеспечат надлежащее рассмотрение сотрудниками полиции и следователями Следственного комитета Российской Федерации заявлений, сообщений о преступлениях, а также иной информации о происшествиях, связанных с безвестным исчезновением граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства.

Когда гражданин может считаться безвестно отсутствующим?

Человек признается безвестно отсутствующим при наличии совокупности следующих условий:

Человек отсутствует в месте своего пребывания

Никто не знает, где он находится

Нет возможности определить местонахождение лица

Отсутствие в течение длительного времени — не менее 1 года

Непреднамеренное отсутствие лица.

Комментарий к статье 276 ГПК РФ

1. Необходимость признания гражданина безвестно отсутствующим или объявления его умершим может быть вызвана длительным его отсутствием, в результате чего могут быть нарушены права как самого гражданина, так и иных лиц, состоящих с ним в правоотношениях — семейных, гражданских и прочих. Для защиты интересов физических и юридических лиц, а также самих отсутствующих граждан введен институт признания гражданина безвестно отсутствующим и объявления гражданина умершим. Решение данного вопроса (вопроса о правовом положении гражданина) отнесено к исключительной подведомственности суда общей юрисдикции.

Поскольку в подобных делах нет материально-правового спора и нет сторон, дела о признании гражданина безвестно отсутствующим и об объявлении гражданина умершим являются делами особого производства.

2. В соответствии с ГК гражданин может быть признан судом безвестно отсутствующим, если в течение года в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания (абз. 1 ст. 42 ГК). Следовательно, основные факты, которые должны быть доказаны, — это отсутствие гражданина в месте его жительства и отсутствие в месте жительства сведений о месте его пребывания в течение одного года. Место жительства гражданина определяется на основании ст. 20 ГК.

По общему правилу для объявления гражданина умершим должно быть установлено его отсутствие в месте его жительства и отсутствие в месте его жительства сведений о нем и о месте его пребывания в течение пяти лет. Помимо общего правила действуют специальные — если гражданин пропал без вести при обстоятельствах, угрожавших смертью или дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая, то следует установить наличие названных обстоятельств, отсутствие гражданина и сведений о нем в течение шести месяцев (п. 1 ст. 45 ГК). Военнослужащий или иной гражданин, пропавший без вести в связи с военными действиями, может быть объявлен судом умершим не ранее чем по истечении двух лет со дня окончания военных действий (п. 2 ст. 45 ГК).

Для объявления лица умершим необязательно предварительно признавать его безвестно отсутствующим.

3. В силу ст. 263 ГПК дела особого производства рассматриваются и разрешаются судом по общим правилам искового производства с особенностями, установленными гл. 27 — 38 ГПК. Комментируемая статья ГПК является правилом, устанавливающим подсудность одной из категорий дел особого производства — дел о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим.

В силу того, что гражданин, в отношении которого возбуждается дело о признании его безвестно отсутствующим или об объявлении его умершим, отсутствует, не может действовать общая территориальная подсудность — по месту жительства ответчика (ст. 28 ГПК). Во-первых, в делах особого производства вообще нет ответчиков. Во-вторых, и сам гражданин, в отношении которого решается вопрос об определении правового статуса, отсутствует.

4. Поскольку заявителем может быть как физическое, так и юридическое лицо, комментируемая статья предусматривает два способа определения подсудности дела: либо по месту жительства заявителя (если им является физическое лицо), либо по месту нахождения юридического лица (если заявителем выступает юридическое лицо).

Местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Местом жительства несовершеннолетнего, не достигшего 14 лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей — родителей, усыновителей или опекунов (ст. 20 ГК).

Место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации, если в соответствии с законом в учредительных документах юридического лица не установлено иное (п. 2 ст. 54 ГК).

5. ГПК не указывает, кто может быть заявителем по данным делам. В соответствии со ст. ст. 3, 4 ГПК с таким заявлением вправе обратиться любое заинтересованное лицо.

Практически заинтересованность лица определяется той целью, ради которой подается заявление о признании гражданина безвестно отсутствующим. Заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов. Суд возбуждает гражданское дело по заявлению лица, обратившегося за защитой своих прав, свобод и законных интересов. Следовательно, для заявителя характерна определенная степень заинтересованности в исходе дела. Заинтересованность может носить разный характер, но определяющим является наличие правоотношений между заявителем и тем гражданином, в отношении которого возбуждено дело о признании его безвестно отсутствующим или об объявлении умершим. Например, заявителем может выступать банк или иное кредитное учреждение, выдавшее ссуду гражданину. Члены семьи также могут обратиться в суд с заявлением о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим, ибо без решения суда о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении его умершим невозможно изменение или прекращение существующих правоотношений. В связи с этим работодатель не наделен правом подачи заявления о признании гражданина (работника) безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина (работника) умершим, поскольку прекращение трудовых правоотношений может быть осуществлено и без судебного решения. Аналогичным образом органы внутренних дел не наделены правом подачи заявления о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим, поскольку не состоят с ним в правоотношениях.

Читайте также:  Что изменится для многодетных в 2023 году

Основания признания гражданина безвестно отсутствующим

Согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации, суд может признать гражданина безвестно отсутствующим по заявлению лица, на права и интересы которого влияет данная ситуация.

Запомните! Подавать заявление можно только в том случае, если о фактическом местонахождении лица ничего неизвестно в течение 1 года. Процесс признания лица пропавшим достаточно сложный.

Это обусловлено тем, что определение термину «безвестно отсутствующий» и условия признания человека таковым описаны во многих юридических источниках. И различия между информацией, указанной в данных юридических источниках, приводят к возникновению множества сложностей.

Чтобы понять, когда человека можно признать безвестно отсутствующим или умершим, нужно разобраться со следующими понятиями:

  • Презумпцией жизни;
  • Презумпцией смерти;
  • Отсутствием презумпции.

Особенности рассмотрения дела

После принятия искового заявления орган правосудия собирает информацию обо всех данных, касающихся места трудоустройства и проживания интересующего лица. Судья собирает сведения из органов полиции, ФССП, воинских частей и прочих структур. Параллельно делается запрос в опекунские организации, которые назначают управляющего собственностью отсутствующего лица.В процессе судебного заседания рассматривается информация, полученная от свидетелей. Если у фемиды нет оснований не доверять таким лицам, сведения принимаются во внимание и учитываются при принятии решения.Если суд подтверждает продолжительное отсутствие человека в течение года и больше, он выносит соответствующее постановление. При этом с момента начала действия решения собственность переходит под управление назначенного лица. Этот процесс подразумевает заключение соглашения с представителем органа опеки.

Зачем нужна процедура признания пропавшим

Предоставление гражданину статуса «безвестно отсутствующего» имеет массу последствий как для самого гражданина, так и для тех, кто подал заявление о его пропаже. После признания гражданина пропавшим возможно следующее:

  • Супруг пропавшего имеет право оформить развод;
  • Над детьми и иждивенцами пропавшего может быть официально оформлена опека;
  • Имущество пропавшего может быть передано в распоряжение установленному судом лицу. При этом передаются не только ценности, но и обязательства;
  • Организация, руководителем которой выступал пропавший, может получить новое руководство;
  • Временно прекращаются иные обязательства пропавшего гражданина.

Для кого необходима процедура?

Установление факта безвестно отсутствующим волнует многих. Пропажа человека и длительное по непонятным причинам его отсутствие — это очень тяжелый с моральной стороны факт, особенно для родных, близких, друзей и т.д. Такое длительное отсутствие человека влечет и для него, и для его родных не совсем благоприятные последствия.

Если говорить о семье, то с материальной стороны данная ситуация – это отсутствие финансовой поддержки лиц, которых он обязан содержать. Кромке того, родные не имеют права что-либо предпринять с имуществом, т.е. приватизировать его, продать и т.д., так как принадлежит оно ему или он имеет долю. Наш адвокат проконсультирует Вас как поступить и поможет составить все необходимые обращения. Кроме данного вопроса мы занимаемся и установлением иных фактов: установлении факта несчастного случая на производстве, признание гражданина умершим и т.п.

Суд по вопросу установление факта безвестно отсутствующим

Документ на признание физического лица безвестно отсутствующим подается в суд по месту жительства пропавшего. В нем обязательно указывают причину подачи, излагают подробности, которые являются подтверждающими фактами отсутствия лица или же факты угрозы смертью.

Судовой процесс берет свое начало с подачи иска, но прежде чем принять окончательный вердикт суд изучает дело, рассматривая и выясняя все факты. Рассылают запросы в учреждения и т.д. Также судом может быть поручено органу опеки определить управляющего на основании доверия для распоряжения имуществом отсутствующего. Таков порядок признания безвестно отсутствующим. Его обязательно нужно соблюдать. Если появились вопросы, то стоит проконсультироваться с нашими специалистами-адвокатами. Все это крайне важно принимать во внимание. Тогда все получится.

Перед тем как начать судебное разбирательство, судья должен выяснить, есть ли люди, которые знают что-либо о лице, которое собираются признать пропавшим без вести. Подается запрос в прессу, соответствующие организации и т. д. Если в течение определенного срока сведений о человеке не поступает ни из одного источника, не находится свидетелей, то суд выносит решение, согласно которому он признается без вести пропавшим.

Правовые последствия вынесения решения

Над имуществом отсутствующего лица будет установлено доверительное управление. Погашаются долги по налогам признанного безвестно отсутствующим, у родственников появится право получать пенсии по потери кормильца, можно оформить развод через ЗАГС. То есть, наступят те правовые последствия, которые преследовал заявитель. Вступить в наследство возможно будет только после подачи заявления о признании умершим и вступления решения суда по итогам рассмотрения дела в силу.

Если признанный безвестно отсутствующим гражданин появится? Или от него или о нем будут получены сведения? Правовое положение лица подлежит восстановлению, для чего в суд направляется заявление об отмене решения о признании безвестно отсутствующим.

Порядок признания гражданина безвестно отсутствующим

Как установить факт безвестно отсутствующим? Таким образом, долгое отсутствие человека без возможности определения его местожительства предполагает признание гражданина безвестно отсутствующим. Этот процесс заинтересованное лицо может осуществить, подав соответствующее заявление. Только суд может принять решение по этому поводу. Исковое заявление подается на рассмотрение только через год после исчезновения.

Читайте также:  Размер пенсии по инвалидности в 2023 году

Первое, что вы должны сделать – подать заявление в судебную инстанцию. В документе обязательно должна быть указана причина, по которой лицо следует признать безвестно отсутствующим. Плюс, потребуется указать причины (обстоятельства), по которым это произошло.

К заявлению обязательно прикладываются документы, подтверждающие то, что гражданин действительно пропал:

  • справка с места работы (заверенная подписью и печатью предприятия, где работал пропавший);
  • справка из полиции. Ее необходимо получить в том отделении, которое относится к месту прописки лица;
  • справка из домоуправления и т. д.

Порядок признания по шагам

Гражданское законодательство, в частности глава 30 ГПК РФ регламентирует порядок признания факта безвестного отсутствия. Для того, чтобы признать человека без вести отсутствующим, заинтересованное лицо должно обратиться в суд с соответствующим заявлением.

Все дела по подобным вопросам рассматриваются только в присутствии представителя прокуратуры.

  1. Заинтересованное лицо, будь то супруг, иждивенец, родственник или организация, должно написать заявление в суд. В заявлении должна быть отражена следующая информация:
    • цель признания юридического факта;
    • обстоятельства и доказательства того, что связь с человеком утеряна более года;
    • срок отсутствия и дата исчезновения;
    • возможные причины исчезновения и если известно, то факты угрожающие жизни и здоровью пропавшего.
  2. К заявлению необходимо приложить следующие документы:
    • паспорт заявителя;
    • документ, устанавливающий родственные, трудовые, иные отношения с пропавшим человеком;
    • документация, подтверждающая отсутствие гражданина (справка с последнего места учебы или работы, документ из управляющей компании, справка из МВД, свидетельские показания);
    • ксерокопии заявлений на поиск пропавшего лица;
    • квитанция об оплате госпошлины (составляет 300 рублей).
  3. Необходимо подать заявление и документацию в суд и дождаться рассмотрения судебного процесса. Во время судебного разбирательства судья может направить запросы в различные организации, а также установить круг лиц, которым могут быть известны сведения о пропавшем или причины исчезновения. Опираясь на результаты судебного разбирательства, судья выносит решение о признании человека без вести отсутствующим или об отказе в его признании.

Основания для отмены решения

Известны случаи, когда после признания должника по алиментам безвестно отсутствующим, он после длительного отсутствия объявлялся сам или попадал в поле зрения компетентных органов.

Объявившийся или найденный гражданин, узнав о принятом в отношении него решении о признании безвестно отсутствующим, как правило, обращается в суд с требованием восстановить его в правах.

С заявлением об отмене решения могут обратиться и иные заинтересованные лица, чьи интересы затрагиваются решением (ПФР, органы соцзащиты, органы опеки и попечительства, взыскатель по алиментам и иные лица).

В силу ст. 44 ГК РФ и ст. 280 ГПК РФ, в случае явки или обнаружения места нахождения гражданина, признанного безвестно отсутствующим, суд новым решением по тому же делу отменяет свое ранее принятое решение о признании его безвестно отсутствующим.

Признать человека безвестно отсутствующим можно исключительно на основании вынесенного судебного вердикта. Обращение в правоохранительные органы с составленным заявлением о пропаже может лишь служить аргументом для районного или городского суда, к юрисдикции которых относится рассматриваемое дело. Инициировать процесс разбирательства могут любые заинтересованные граждане, к числу которых относятся родственники, наследники и кредиторы.

Какие доказательства допустимы

От качества и количества представленных суду документальных доказательств напрямую зависит исход предстоящего процесса, поэтому к сбору документов приложения необходимо отнестись с особой тщательностью.

В частности, собранные доказательства должны подтвердить и обосновать следующие моменты:

  • Прямую заинтересованность истца в признании гражданина безвестно отсутствующим. Суду необходимо доказать, что изменение статуса лица повлечет для заявителя определенные правовые последствия. И заявитель должен документально обосновать эти последствия;
  • Факт проживания пропавшего по конкретному адресу. Для этого предоставляется справка с места жительства, выписка из домовой книги либо иной документ, подтверждающий то, что до даты исчезновения гражданин проживал именно по этому адресу, а не в другом месте;
  • Факт непоявления лица по адресу проживания в течение 12 и более месяцев. Для обоснования этого факта необходимо выборочно представить материалы разысконого дела, в том числе заключение о результатах розыска, проведенного в отношении пропавшего гражданина (материалы можно получить в ОВД или в структурном подразделении ФССП, где должник был объявлен в розыск). Помимо этого, целесообразно приложить справки из любых госучреждений, в которых пропавший состоял на учете, а также привлечь в качестве свидетелей лиц, способных подтвердить факт проживания, пропажи и длительного отсутствия гражданина.

Внимание! Наши квалифицированные юристы окажут вам помощь бесплатно и круглосуточно по любым вопросам. Узнайте подробности здесь.

Инициация розыскных мероприятий неплательщика алиментов

Инициаторы проведения розыска:

  • ФССП;
  • взыскатель (получатель) алиментов.

Основание для объявления поиска – постановление судебного пристава, выданное в 3-дневный период с момента подачи обращения. Копии документа предоставляются сторонам производства. Комплекс поисковых мер осуществляется на территории РФ и зарубежных стран, где государственные служащие имеют особую компетенцию.

К причинам начала розыскных мероприятий относятся:

  • уклонение алиментообязанного от исполнения родительского обязательства;
  • сумма задолженности более 10 тыс. руб.;
  • отсутствие связи с должником;
  • неплательщик не проживает по адресу прописки;
  • расторжение трудового договора с последним работодателем без сообщения о новом месте трудоустройства.

Цель розыскных мероприятий состоит в следующем:

  • установление достоверного нахождения алиментообязанного;
  • определение имущественной массы с целью наложения ареста;
  • информирование должника о применении мер взыскания.

Комплекс мер, используемый ФССП в ходе розыска, предполагает такие действия:

  • сбор информации;
  • использование персональных данных;
  • проверка личных документов;
  • посещение и обследование места последнего проживания;
  • опросы жителей;
  • применение услуг СМИ, онлайн-ресурсов;
  • отправка запросов в государственные ведомства и учреждения.

Когда поисковый комплекс мер проведен полноценно и местонахождение плательщика не выявлено в течение календарного года, судебный пристав:

  1. Закрывает исполнительное производство по делу.
  2. Возвращает документ взыскателю алиментов.
  3. Информирует заинтересованных лиц и разъясняет о праве судебного обращения.


Похожие записи:

Напишите свой комментарий ...