Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Пенсионный возраст в 2021 году: Таблица выхода на пенсию по годам рождения». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В тексте отчета, а также на сайте думы нет официальных протоколов обсуждения, но есть позиция, заявленная на Международном форуме труда экономиста и стратега пенсионной системы 2000-х Юрия Воронина: установленный возраст выхода на пенсию на общих основаниях 60 лет женщины и 65 лет мужчины надо менять.
Таблица выхода на пенсию по годам рождения
Для мужчин:
ДАТА РОЖДЕНИЯ | ВОЗРАСТ ВЫХОДА НА ПЕНСИЮ | СКОЛЬКО ДОБАВЛЕНО ЛЕТ | В КАКОМ ГОДУ ВЫХОДИТЬ НА ПЕНСИЮ ПО-НОВОМУ |
1959 | 61 | 1 год (но можно уйти на пенсию на 6 мес. раньше) | 2020 |
1960 | 62 | 2 года (но можно уйти на пенсию на 6 мес. раньше) | 2022 |
1961 | 63 | 3 года | 2024 |
1962 | 64 | 4 года | 2025 |
1963 и младше | 65 | 5 лет | 2028 |
Как будет повышаться пенсионный возраст?
Итак, как мы уже кратко рассказали в предыдущем разделе, окончательная редакция принятого ФЗ № 350 предусматривает его поэтапное вступление в силу. Это сделано для уменьшения социального напряжения.
Потому что, представьте себе состояние человека, который собирался на пенсию через несколько месяцев, и вдруг узнал, что его право на «заслуженный отдых» в одночасье отодвинулось на целых пять лет. Как минимум, это бесчеловечно, как максимум – чревато массовыми беспорядками, ведь ежегодно в Росси достигают пенсионного возраста полтора миллиона человек.
В наших условиях этого не произойдет. Самая уязвимая возрастная группа – те, кто, согласно прежнему законодательству, должны были пойти на пенсию в 2022 -2020 годах, выйдут на нее всего на год-полтора позже запланированного срока, поскольку для них предусмотрены льготные условия.
Для большей наглядности предлагаем вашему вниманию сводную таблицу-график. Она демонстрирует корректировку пенсионного возраста в последующие 5 лет.
Время выхода на пенсию по прежнему законодательству |
Увеличение пенсионного возраста (годы) |
Новый пенсионный возраст (женщины/ мужчины) |
Время выхода на пенсию, согласно новому закону |
2019 (январь-июнь) |
0,5 |
55,5/60,5 |
2019 (июль-декабрь) |
2019 (июль-декабрь) |
0,5 |
55,5/60,5 |
2020(январь-июнь) |
2020(январь-июнь) |
1,5 |
56,5/61,5 |
2021(июль-декабрь) |
2020(июль-декабрь) |
1,5 |
56,5/61,5 |
2022(январь-июнь) |
2021 |
3 |
58/63 |
2024 |
2022 |
4 |
59/64 |
2026 |
2023 |
5 |
60/65 |
2028 |
Во сколько лет будут уходить на пенсию учителя и медработники?
Прежнее законодательство позволяло педагогам и медработникам досрочно выйти на пенсию после выработки профессионального стажа. Срок стажа составлял 25 или 30 лет, в зависимости от конкретного места работы учителя или врача. Право на досрочную пенсию и размер стажа новый закон не изменил. Но повышение пенсионного возраста затронуло врачей учителей так же, как остальных. Теперь на досрочную пенсию выйти можно не сразу после окончания выработанного стажа, а через пять лет после того, как он выработан.
Поскольку увеличение пенсионного возраста происходит поэтапно, пятилетний срок после выработки педагогического или медицинского стажа также не наступает в одночасье. С 2022 по 2022 он будет постепенно увеличиваться от полугода до четырех лет, и лишь в 2023 достигнет установленной ФЗ № 350 отметки в 5 лет.
Как это будет происходить – видно по нижерасположенной таблице
Год окончания срока медицинского или педагогического стажа |
Срок, необходимый для выхода на пенсию после окончания срока стажа |
Год, когда можно выйти на пенсию |
2019 |
0,5 |
2019-2020 |
2020 |
1,5 |
2021-2022 |
2021 |
3 |
2024 |
2022 |
4 |
2026 |
2023 |
5 |
2028 |
Пенсионная реформа, одновременно с поднятием возрастной планки, предусмотрела и поэтапное пенсионирование тех, кто на момент введения реформы либо уже достиг нужного возраста, либо приблизился к нему. В соответствии с этапами реформы, предусмотренное реформой возрастное повышение будет происходить по формуле 1/1, то есть раз в год на год. Общий период введения условий реформирования займет 9 лет.
Подпадают под пенсионные нововведения мужчины, начиная с 1959 года рождения и женщины, начиная с 1963 года. Родившимся ранее этих лет реформа не угрожает, даже если они продолжают работу. Это связано с тем, что реформа не предусматривает ретроспективности, то есть обратной силы.
Предельно упрощенно поэтапность отражена в следующих схемах для мужчин и для женщин.
Изменения в пенсионном возрасте
Выход на пенсию до 2019 года был доступен для женщин в 55 лет, а для мужчин в 60 лет. Для получения права на ежемесячные выплаты достаточно было иметь необходимой продолжительности трудовой стаж и нужное количество баллов. Размер выплат не мог быть меньше прожиточного минимума в регионе проживания пенсионера.
Реформа пенсионной системы предусматривает поэтапное поднятие возрастной планки выхода на пенсию. Правительство России приняло соответствующее решение на фоне сокращения количества трудящихся и роста доли пенсионеров в стране. Эта ситуация привела к нехватке денежных средств в ПФР, в результате чего большую часть выплат пришлось делать из госбюджета.
До начала реформы женщины и мужчины могли выйти на пенсию в 55 и 60 лет соответственно. Сразу после начала её реализации пенсионный возраст вырос на полгода. Ежегодно сроки выхода на пенсию отодвигаются, поэтому россияне будут все позже получать возможность оформить страховые выплаты.
В 2022 году пенсионные выплаты смогут оформить мужчины, родившиеся во втором полугодии 1960 года возрастом 61,5 года. При наличии трудового стажа 42 года они получат возможность оформить пенсию на два года раньше — в 60 лет.
Что касается женщин, то в первом полугодии 2022 году пенсионные выплаты они смогут оформить при условии достижения возраста 56,5 лет и родившиеся во второй половине 1965 года. Досрочно выйти на пенсию в возрасте 55 лет смогут женщины с трудовым стажем 37 лет.
Завершение пенсионной реформы намечено на 2028 год, когда пенсионный возраст будет увеличен на 5 лет. Он составит 60 и 65 лет для женщин и мужчин соответственно. Рост пенсионного возраста наибольшее влияние окажет на россиян, родившихся в 1963 и 1968 годах. Ранее им необходимо было набрать ещё 5 лет трудового стажа, но после ведения новой системы придётся проработать дополнительно около 10 лет.
Категории граждан, имеющих право на досрочную пенсию
Так, выйти на пенсию по прежним правилам могут такие категории:
- занятые на работах с вредными условиями труда;
- занятые на тяжелых работах – в транспорте, горных работах, спасатели, моряки, и т.д.
Остались льготы по досрочному выходу на пенсию и по ряду других профессий – например, врачи, учителя, работники культуры могут выйти на пенсию, имея стаж в профессии в 25-30 лет.
Однако с 2019 года для них вводится отсрочка – то есть, выйти на пенсию по специальному льготному стажу можно не сразу по факту его наличия, а спустя какое-то время:
- В 2019-м это было полгода,
- в 2020-м – полтора года (учитывая «льготу» в 6 месяцев),
- кто наберет необходимый льготный стаж в 2021 году, смогут выйти на пенсию лишь спустя 3 года.
- в 2022 году — 4 года.
Досрочная пенсия по стажу работы с 2019 года
С 2019 года в пенсионном законодательстве предусмотрена новая льгота, позволяющая гражданам уйти на пенсию раньше установленного пенсионного возраста — наличие длительного стажа работы. Воспользоваться льготным основанием могут женщины, проработавшие 37 лет, и мужчины, проработавшие 42 года. Возраст выхода на пенсию для них будет определяться по следующей схеме:
- установленный для них пенсионный возраст (с учетом переходных положений) сокращается на 2 года;
- снизить возраст можно максимум до 55 лет женщинам и 60 — мужчинам (ниже этих значений нельзя).
Из-за того, что законом ограничена нижняя планка возраста, те граждане, которые имеют продолжительный стаж и планируют уйти на пенсию в 2019 и 2020 г., воспользоваться льготой в полной мере не смогут.
- В 2019 г. ПВ составляет 55,5 лет у женщин и 60,5 у мужчин, а значит новая льгота позволяет снизить им пенсионный возраст только на полгода вместо положенных двух.
- В 2020 г. ПВ составляет 56,5 и 61,5, а значит снижение составит только полтора года.
По представленной ниже таблице можно установить, в каком возрасте и когда могут выйти на пенсию женщины при стаже 37 лет и мужчины при стаже 42 года:
Женщины | ГР | 1964 | 1965 | 1966 | 1967 | 1968 | 1969 | 1970 |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
ПВ | 55,5 | 56,5 | 58 | 59 | 60 | |||
ЛПВ | 55 | 56 | 57 | 58 | ||||
Мужчины | ГР | 1959 | 1960 | 1961 | 1962 | 1963 | 1964 | 1965 |
ПВ | 60,5 | 61,5 | 63 | 64 | 65 | |||
ЛПВ | 60 | 61 | 62 | 63 | ||||
ДВП | 2019 | 2020 | 2022 | 2024 | 2026 | 2027 | 2028 |
В 2019-2020 гг. индивидуальные пенсионные коэффициенты — баллы будут рассчитывать по старой схеме: накопленные страховые взносы за год делят на нормативный размер взносов того же года и умножают на 10.
Если человек не наберёт нужное количество баллов в свой год, не получится оформить страховую пенсию.
Год выхода на пенсию | Минимальная сумма пенсионных баллов |
2019 | 16,2 |
2020 | 18,6 |
2021 | 21 |
2022 | 23,4 |
2023 | 25,8 |
2024 | 28,2 |
2025 | 30 |
Выход на пенсию в 2023 году в России по новой пенсионной реформе: таблицы по годам рождения, возрасту и срокам по новому закону
В связи с проведением пенсионной реформы существенно изменился график выхода на пенсию. В первую очередь, это связано с повышением пенсионного возраста на 5 лет для женщин и мужчин, которое будет происходить поэтапно с 2019 года (см. таблицу по годам). Но достижение необходимого возраста — далеко не единственное необходимое условие для оформления страховой пенсии по старости. Другие требования (минимальный стаж и пенсионные баллы) также будут ежегодно повышаться, пока не достигнут окончательных значений (которые будут существенно выше нынешних).
Все эти изменения приведут к одному общему результату — с каждым годом россиянам будет значительно сложнее получить право на привычную страховую пенсию по старости. А это, в свою очередь, естественным образом приведет к тому, что количество пенсионеров в России будет уменьшаться.
Численность пенсионеров сокращается быстрее бюджетного «плана»
При переходе к повышению пенсионного возраста в правительстве ранее сообщали о возможности обнулить к 2030–2031 годам трансферт бюджета в Пенсионный фонд России (ПФР). Предстоящее объединение Фонда социального страхования (ФСС) и ПФР ставит вопрос об актуальности задачи. При этом численность пенсионеров сокращается сейчас явно быстрее, чем закладывается в проектировки ПФР, учитывающие эффект от повышения пенсионного возраста. В 2022-м, судя по имеющейся статистике, «план» ПФР может быть превышен в разы. И в ситуации пока еще продолжающейся пандемии это становится «традицией». Так, в 2021-м, судя по проектировкам ПФР, численность получателей страховой пенсии должна была сократиться почти на 300 тыс. человек, а реальное сокращение превысило тогда 1 млн человек.В конце минувшей недели Совет Федерации одобрил сразу несколько документов, касающихся пенсионной системы РФ: закон об исполнении бюджета ПФР за 2021 год и закон об объединении ПФР и ФСС.Создание с 2023 года нового Фонда пенсионного и социального страхования на базе ПФР и ФСС, как ожидается, позволит централизовать многие вопросы, усовершенствовать процесс оказания гражданам услуг с учетом цифровизации, а также поможет минимизировать административную нагрузку на бизнес за счет установления единого социального тарифа.
Кроме того, видимо, профильным ведомствам придется скорректировать и механизм выделения из бюджета трансфертов, которые будут направляться не в два фонда, а в один – объединенный. Это делает актуальным вопрос и о тех задачах, которые озвучивались в правительстве несколько лет назад – при старте пенсионной реформы, предполагающей повышение пенсионного возраста. Тогда обсуждалась задача выведения пенсионной системы РФ на самообеспечение.
Как сообщала летом 2018 года вице-премьер Татьяна Голикова, благодаря начатой реформе к 2030–2031 годам ПФР перестанет зависеть от федерального бюджета. В правительстве рассчитывали, что к этому сроку «обнулится трансферт бюджета в Пенсионный фонд».
При этом теперь к эффекту от повышения пенсионного возраста, судя по всему, добавился эффект пандемии. Численность пенсионеров в стране стала сокращаться явно быстрее обозначенных ранее в проектировках ПФР ориентиров.
Сначала существенный разрыв между ожиданиями и реальностью произошел в прошлом году. В пояснительной записке к проекту бюджета ПФР на 2021 год прогнозировалось сокращение численности пенсионеров – получателей страховой пенсии за указанный год на 290,8 тыс. человек.
Затем в пояснительной записке к законопроекту об исполнении бюджета ПФР за 2021 год (его как раз и одобрил в конце минувшей недели Совет Федерации) сообщалось, что за указанный год численность пенсионеров – получателей страховой пенсии сократилась почти на 1,1 млн человек. Разница почти в четыре раза. В итоге получателей страховой пенсии в стране насчитывалось на конец года около 38,3 млн человек.
При этом если говорить именно про «пенсионеров по старости», то их численность сократилась за указанный год почти на 1,2 млн человек, составив на конец 2021-го примерно 34,8 млн человек.
После чего в пояснительной записке к проекту бюджета ПФР на 2022 год был сделан прогноз, что за этот год численность пенсионеров – получателей страховой пенсии сократится на 384,6 тыс. человек. Чтобы получить эту цифру, были взяты прогнозные показатели численности указанных пенсионеров на начало 2022-го и на начало 2023-го: примерно 38,8 млн человек и 38,4 млн человек соответственно.
Однако, судя по данным самого же ПФР на 1 января 2022 года, численность получателей страховой пенсии составила не около 38,8 млн человек, как было указано в проектировках, а примерно на 600–700 тыс. человек меньше – 38,1 млн человек, из которых пенсионеров по старости чуть больше 34,6 млн человек. Так что можно ожидать, что и за весь 2022 год численность пенсионеров снова может сократиться в разы больше, чем изначально рассчитывал ПФР. Тем более что сокращение затем продолжилось: по состоянию на 1 апреля 2022-го, численность получателей страховой пенсии была уже около 38 млн человек, из которых пенсионеров по старости – менее 34,6 млн человек.
Если же брать весь период после старта в стране новой пенсионной реформы (с 2019 года), то, по данным Росстата, численность пенсионеров по старости в стране сократилась более чем на 2 млн человек.
На пенсионную реформу наслоилась пандемия. Как сообщал глава Минздрава Михаил Мурашко, в структуре летальных исходов от новой коронавирусной инфекции 85% – «это лица старше 60 лет», то есть как раз пенсионеры.
Судя по данным Росстата, за 2020 год в России от COVID-19 умерли почти 145 тыс. человек, из которых около 121 тыс. – в возрасте 60 лет и старше. За 2021 год от COVID-19 умерли примерно 465,5 тыс. человек, из них в возрасте 60 лет и старше – около 399 тыс. человек. Скачок в три раза.
Тенденции пенсионного законодательства
Экономические кризисы, коснувшиеся большинства стран, не прошли для пенсионной системы бесследно. На данный момент можно наблюдать тенденцию повышения пенсионного возраста, а также уравнивания данного показателя для мужчин и женщин. Ввиду этого данную величину целесообразно рассматривать как непостоянную, что затрудняет подсчеты.
Тем не менее, существенных изменений в пенсионном пороге не наблюдается, что объясняется негативным отношением со стороны граждан к этому вопросу. Поскольку численность трудоспособного населения постоянно снижается, а доля пенсионеров увеличивается, подобный подход позволяет сохранить производительность на прежнем уровне, нанося населению минимальный ущерб в плане социальных гарантий.
Пенсионный возраст в Италии – какой он и каковы пенсии в этой стране, смотрите на видео.
История развития пенсионного законодательства в СССР
В 1928 году право на пенсию при утрате трудоспособности применили к рабочим текстильной промышленности (постановление Союзного совета социального страхования при Народном комиссариате труда СССР от 5.01.1928г.). В 1929 году она распространилась на рабочих горной, металлической и электропромышленности, железнодорожного и водного транспорта (постановление ЦИК СССР от 15 мая 1929 г. «Об обеспечении в порядке социального страхования по случаю старости»), а в 30-х годах ХХ века стала устанавливаться и рабочим других отраслей.
Пенсионный возраст для назначения трудовой пенсии по старости — 60 лет для мужчин, 55 лет для женщин — с тех пор не менялся, при этом средний возраст наступления инвалидности среди мужчин в то время был около 52, а у женщин – 50 лет.
Окончательное формирование пенсионной системы Советского Союза относится к 1950-1960 годам: 1 октября 1956 года вступил в силу закон «О государственных пенсиях», гарантирующий пенсионное обеспечение рабочих и служащих государственных предприятий, а в 1964 году – о пенсионном обеспечении колхозников. К этому времени сформировались и виды пенсионного обеспечения: пенсия по старости, пенсия по инвалидности и пенсия по потере кормильца. Также были введены дополнительные пенсии: за выслугу лет, персональные пенсии, за особые заслуги перед государством.