Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «По каким основаниям приостанавливается исполнительное производство». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Целью производства ФССП является исполнение акта суда или другого органа. Чаще всего речь идет о взыскании задолженности, но предметом производства могут быть и другие требования взыскателя. Чтобы обеспечить быстрое и полное исполнение, специалисты ФССП осуществляются различные исполнительные действия, от ареста счетов и активов до распродажи активов должника и удержание средств с его доходов.
Приостановка производства по решению пристава
Еще больше полномочий по приостановке производства есть у пристава. Он непосредственно ведет дело и может оперативно реагировать на поступающие сведения о должнике, взыскателе, различных обстоятельствах. Сотрудник ФССП обязан сам приостановить дело по следующим основаниям:
- если должник скончался, признан умершим или безвестно отсутствующим, но есть возможность правопреемства по его обязательствам;
- если по решению суда должника признали недееспособным;
- если неплательщик участвует в боевых действиях в составе воинских формирований России или выполняет другие аналогичные задания;
- если должником является банк, и у него отозвана лицензия;
- если производстве ведется в отношении страховой компании, которую лишили лицензии;
- если в отношении должника возбуждено судебное или внесудебное банкротство;
- если в суде рассматривается заявление по рассрочке или отсрочке уплаты исполнительского сбора, о снижении его сумму, освобождения от платежа;
- в некоторых других случаях, указанных в ст. 40 Закона № 229-ФЗ.
Сроки приостановления
Поговорив о поводах для приостановки исполнительного производства, нельзя не упомянуть о другом животрепещущем вопросе: а на сколько дней можно, собственно, дело затормозить?
Конкретного времени паузы уже упомянутый закон № 229-ФЗ не предусматривает: производство приостанавливается до устранения причин приостановки. Соответственно, после «ликвидации препятствий» для взыскания суд или пристав должны возобновить исполнительное производство.
Как видим, оснований достаточно много, и не все из них легко доказать. И если обязанность пристава или судьи непременно остановить производство еще обладает конкретикой, то ситуации, где должностное лицо может само принимать решение, уже не такие определенные. В одном случае человеку в командировке дело приостановят, а в другом — нет.
Приостановление производства, как правило, особенно необходимо тем должникам, которым платить по решению суда нечем вообще. Но здесь есть и хорошая новость: долги приставам можно списать в банкротстве! Наши юристы расскажут вам, как это сделать, и возьмут на себя полное сопровождение в процедуре, в конце которой ФССП больше не будет взыскивать долги перед большинством кредиторов (а то и перед всеми). Закажите консультацию специалиста!
Отложение исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения
Исполнительные действия должны совершаться, а меры принудительного исполнения применяться своевременно. В то же время в ходе исполнительного производства возможно возникновение обстоятельств, временно препятствующих принудительному исполнению. В таких случаях совершение исполнительных действий и применение мер принудительного исполнения может быть отложено.
Отложение исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения — это перенос времени совершения исполнительного действия или применения меры принудительного исполнения на более позднее.
Отличие отложения исполнительных действий и мер принудительного исполнения от отсрочки исполнения заключается в том, что во втором случае изменяется установленный в законе или в самом исполнительном документе срок исполнения требований исполнительного документа, в то время как в первом случае срок исполнения требований исполнительного документа не изменяется, но изменяется время совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения. Различие заключается и в круге субъектов, управомоченных решать соответствующие процессуальные вопросы. В отличие от вопроса отсрочки исполнения, разрешаемого правоприменительным органом, выдавшим исполнительный документ, вопрос об отложении исполнительных действий и мер принудительного исполнения может быть разрешен самостоятельно судебным приставом-исполнителем. Поскольку именно судебный пристав-исполнитель непосредственно осуществляет функции по принудительному исполнению, постольку данное полномочие обеспечивает возможность оперативного реагирования на изменяющиеся фактические обстоятельства в ходе процедуры принудительного исполнения.
ФЗИП не содержит общих формулировок оснований для отложения исполнительных действий и мер принудительного исполнения, однако это не означает, что усмотрение судебного пристава-исполнителя при решении данного вопроса ничем не ограничено. Во-первых, законодательство об исполнительном производстве предусматривает не только факультативное, но и обязательное отложение исполнительных действий и мер принудительного исполнения, а ст. 328 АПК прямо указывает на то, что основанием для отложения исполнительных действий являются обстоятельства, препятствующие их совершению. Во-вторых, такой вывод был бы неверным не только в контексте действующего правового регулирования, но и в свете правоприменительной практики. В частности, Конституционным Судом РФ неоднократно отмечалось, что ч. 1 ст. 38 ФЗИП, предоставляющая судебному приставу-исполнителю право отложить исполнительные действия и применение мер принудительного исполнения, направлена на правильное исполнение вступившего в законную силу судебного постановления и что произвольное использование судебным приставом-исполнителем данного полномочия недопустимо. На то, что основанием для отложения являются обстоятельства, временно препятствующие принудительному исполнению, косвенно указывают и отдельные разъяснения ФССП.
Таким образом, основанием для отложения исполнительных действий или мер принудительного исполнения являются обстоятельства, временно препятствующие совершению отдельных исполнительных действий и применению мер принудительного исполнения.
Данная категория является оценочной, поэтому вопрос об отложении должен разрешаться индивидуально в каждом конкретном случае с учетом всей полноты имеющих значение для данного действия фактических обстоятельств. Отложение исполнительных действий и мер принудительного исполнения не должно приводить к нарушению принципа своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения и не должно влечь за собой невозможности исполнения правоприменительных актов органов гражданской юрисдикции. Обстоятельства, оцениваемые в качестве основания для отложения, должны носить устранимый характер, поскольку иное свидетельствовало бы о невозможности исполнения, что согласно п. 2 ч. 1 ст. 46 и п. 3 ч. 1 ст. 47, ч. 2 ст. 43 ФЗИП является основанием для совершения иных процессуальных действий — окончания или прекращения исполнительного производства (в зависимости от утраты возможности исполнения). В литературе небезосновательно отмечается, что обстоятельства, указанные в ч. 2 ст. 39 и ч. 2 ст. 40 ФЗИП в качестве оснований для приостановления исполнительного производства, могут быть взяты за основу и при оценке наличия оснований для отложения исполнительных действий и мер принудительного исполнения с привязкой к длительности существования таких обстоятельств и возможности более-менее точного определения срока их существования: если время устранения обстоятельств относительно непродолжительное и оно может быть с достоверностью определено, то может быть использован институт отложения, если же время устранения обстоятельств, препятствующих принудительному исполнению, невозможно определить указанием на период времени или календарную дату, а сами обстоятельства подпадают под перечень ст. ст. 46 и 47 ФЗИП, то следует использовать институт приостановления исполнительного производства.
Законодательство об исполнительном производстве позволяет выделить обязательное и факультативное отложение исполнительных действий и мер принудительного исполнения. В первом случае отложение прямо предписано законом и не зависит от усмотрения судебного пристава-исполнителя. На сегодняшний день законодательство об исполнительном производстве предусматривает два случая обязательного отложения:
1) отложение исполнительных действий и мер принудительного исполнения на основании судебного акта (ч. 2 ст. 38 ФЗИП);
2) отложение применения мер принудительного исполнения в случае поступления от должника ходатайства о самостоятельной реализации имущества, стоимость которого не превышает 30 тыс. руб. (ч. 2 ст. 87.1 ФЗИП).
Данный перечень может быть расширен федеральным законом.
В остальных случаях вопрос об отложении решается по усмотрению правоприменителя, т.е. данное полномочие является дискреционным, а отложение — факультативным.
Субъектами, уполномоченными решать вопрос об отложении исполнительных действий и мер принудительного исполнения, являются судебный пристав-исполнитель и суд.
В соответствии со ст. 328 АПК исполнительные действия и меры принудительного исполненияпо исполнительному производству, возбужденному на основании исполнительного листа, выданного арбитражным судом, могут быть отложены арбитражным судом, выдавшим исполнительный лист, или арбитражным судом по месту нахождения судебного пристава-исполнителя. Ни ГПК, ни КАС не содержат аналогичной нормы, однако, исходя из принципа равенства всех перед законом и судом, полагаем, что применительно к гражданскому и административному судопроизводству в судах общей юрисдикции ст. 328 АПК может быть применена по аналогии процессуального закона (ч. 4 ст. 2 КАС, ч. 4 ст. 1 ГПК).
В отличие от отложения исполнительных действий и мер принудительного исполнения судебным приставом-исполнителем отложение по определению суда всегда факультативное, процессуальное законодательство не предусматривает случаев обязательного отложения исполнительных действий или мер принудительного исполнения судом.
Правом обращения в суд с заявлением об отложении обладают должник, взыскатель и судебный пристав-исполнитель (ч. 1 ст. 328 АПК).
Как подать жалобу о снятии запрета на регистрационные действия в отношении недвижимости вышестоящему приставу
Обратиться с такой жалобой может не только должник, но и иное лицо, чьи права и интересы нарушил пристав (ч. 1 ст. 121, ст. 122, ч. 2 ст. 15 Закона об исполнительном производстве). Подать ее можно в течение 10 рабочих дней после того, как пристав вынес постановление о наложении запрета.
Если вас не известили о запрете, этот срок начинается со дня, когда вы узнали или должны были узнать о нем. Для подачи жалобы определите, кому ее адресовать, а затем составьте и подайте ее по общим для всех жалоб правилам.
Вышестоящий пристав рассмотрит жалобу в течение 10 рабочих дней и в течение трех рабочих дней после этого отправит вам копию своего решения. Если решение будет положительным, по общему правилу пристав должен будет снять запрет в течение 10 рабочих дней после того, как к нему поступит постановление руководителя (ч. 1 ст. 126, ч. 4, 6 ст. 127, ч. 2 ст. 15 Закона об исполнительном производстве).
В какой срок суд рассмотрит заявление о снятии запрета приставов на регистрационные действия
И арбитражный суд, и суд общей юрисдикции должны рассмотреть заявление в течение 10 дней со дня его поступления. Этот срок исчисляется в рабочих днях, если вы подали заявление в арбитражный суд, и в календарных днях — если заявление подано в суд общей юрисдикции (ч. 1 ст. 200, ч. 3 ст. 113 АПК РФ, ч. 3 ст. 226, ст. 92 КАС РФ).
При этом решение арбитражного суда подлежит немедленному исполнению, если иной срок не указан в самом решении (ч. 7 ст. 201 АПК РФ). А в суде общей юрисдикции, как правило, надо еще ждать месяц, пока решение вступит в законную силу. Хотя вы можете попробовать убедить суд, что исполнить решение нужно немедленно, иначе вашим интересам будет причинен значительный ущерб (ч. 5 ст. 227, ч. 1 ст. 298, ч. 2 ст. 188, ст. 228 КАС РФ).
Когда субъектом приостановления выступает судебный пристав, выделяют две группы оснований. Обязательное (облигаторное) приостановление будет выполнено в следующих ситуациях:
- у должника утрачена дееспособность;
- когда должник погиб, пропал без вести;
- если должником выступает кредитная организация, потерявшая лицензию на банковские операции;
- должник проводит процедуру банкротства;
- должник принимает участие в боевых действиях в составе законного военного формирования;
- когда в органы ФНС было направлено уведомление об аресте имущества должника;
- должник направил в суд иск для изменения условий взыскания исполнительного сбора.
Существует ещё добровольное приостановление, которое также называют факультативным. К причинам, которые его провоцируют, относятся:
- когда должники проходят лечение в стационаре;
- если имущество или сам должник разыскиваются;
- когда должники договариваются с приставом из-за службы в армии и т.п.
Приостановить процедуру могут:
- главный судебный пристав РФ;
- главный судебный пристав субъекта РФ;
- их заместители.
Причиной таких действий становится жалоба на их подчинённых.
Производство приостановлено — последствия для сторон
Когда производство приостанавливается, прекращаются все исполнительные действия. При этом для каждой из сторон это влечет определенные последствия.
В отношении должника:
- не производятся меры принудительного характера в виде конфискации имущества или наложения на него ареста;
- без уплаты пошлины прекращаются все мероприятия по розыску;
- предоставляется возможность обжалования незаконных решений, изыскания источников для погашения долга, преодоления жизненных обстоятельств, которые послужили причиной появления долга.
При этом обязательства должника по исполнению решения суда не отменяются, лишь предоставляется отсрочка на определенный период времени.
Взыскатель, со своей стороны, теряет на время контроль над ситуацией. Во время приостановки производства:
- может произойти отмена мер по обеспечению сохранности арестованного имущества должника;
- прекращается процедура по взысканию с него долга.
Окончание исполнительного производства.
Под окончанием исполнительного производства понимаются различные исполнительные действия, которые влекут за собой завершение исполнительных действий по конкретному исполнительному документу с самыми различными правовыми последствиями, среди которых может быть как сохранение права на возбуждение исполнительного производства, так и утрата такого права либо продолжение исполнительного производства в другом подразделении Службы судебных приставов. В этом смысле окончание исполнительного производства — не самостоятельное основание завершения исполнительного производства, а институт, объединяющий различные основания для завершения исполнительного производства, содержащиеся в гл. 1 Федерального закона «Об исполнительном производстве».
Согласно ст. 47 Федерального закона «Об исполнительном производстве» исполнительное производство оканчивается по следующим основаниям:
1. Фактическое исполнение исполнительного документа (п. 1 ч. 1 ст. 47 Федерального закона «Об исполнительном производстве»). Здесь имеется в виду самый оптимальный вариант окончания исполнительного производства — реальное исполнение должником или судебным приставом-исполнителем требований исполнительного документа, т.е. передача имущества, денежных средств, совершение соответствующих периодических действий должником и т.д., следовательно, исполнение судебного акта либо акта иного органа.
Обжалование приостановления исполнительного производства
С приостановлением или не приостановлением производства могут не согласиться как должник, так и взыскатель.
В случае не согласия одной из сторон производства с приостановкой или с отказом в приостановке производства, соответствующее решение может быть обжаловано.
С судебным приостановлением производства все понятно, так как определение суда может быть обжаловано в вышестоящий суд.
Интересен вопрос, связанный с обжалованием приостановления производства приставом. Пристав принимает решение о простановке производства или об отказе в такой приостановке, соответственно такое решение может быть обжаловано вышестоящему руководству в порядке подчиненности в течение 10 дней.
Решение пристава можно оспорить в судебном порядке по правилам, предусмотренным КАС РФ или АПК РФ в течение 3-х месяцев. Таким образом, для обжалования постановления пристава можно воспользоваться двумя способами.
Если заёмщик в силу разных обстоятельств не желает платить по своим долговым обязательствам, то его кредитор имеет право подать на него исковое заявление с истребованием задолженности. В конце судебного разбирательства составляется исполнительный лист, который впоследствии передаётся в руки должнику.
Под исполнительным производством понимается перечень мер, которые используются для полного удовлетворения судебного постановления.
Обязанность по взысканию задолженности ложится на плечи ФСПП. Процесс исполнительного производства начинается после получения заявления от заявителя или по решению судебной инстанции.
Список оснований, по которым делопроизводство может быть временно прекращено, указан в Федеральном законе номер 229, статьи 39-40.
Суд и приостановление исполнительного производства
Судебная инстанция, рассмотревшая дело о долге, также имеет право на приостановление принудительного взыскания средств с должника. Часто это случается тогда, когда обжалованию подлежит решение, в рамках которого производилось:
- оформление исполнительного лица;
- постановление об уплате административного штрафа.
Притом, ходатайствуя о приостановке, задолжавшее денег лицо имеет право подать жалобу:
- как в инстанцию, занимающуюся апелляциями;
- так и в кассационную инстанцию.
Делать это нужно одновременно с оспариванием, собственно, основного решения, вынесенного по обсуждаемому делу.
Суд имеет право временно прекратить деятельность приставов-исполнителей в том случае, когда имеет место быть оспаривание производственного процесса в ходе исполнения решения.
Предметом такого оспаривания могут являться:
- действия, произведенные приставом-исполнителем;
- законность наложения на материальные имущественные блага должника ареста;
- законность последующего оценивания арестованного имущества;
- правомерность взыскания сбора исполнительского характера.
Специализированное законодательство их приводит несколько ( ст. 40 ФЗ № 229). Так, приостановление исполнительного производства по алиментам возможно в случае гибели должника или признания факта смерти.
Тогда все исполнительные действия возобновляются с появлением наследников при условии обращения кредитора с соответствующим заявлением.
Если должник утрачивает дееспособность, то пристав также приостанавливает исполнительное производство.
Причиной остановки работы пристава может быть и начало в отношении должника процедуры банкротства. Сказанное касается не только юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, но и обычных граждан.
Не исключено отложение исполнительных действий в том случае, когда должник находится в розыске, на лечении или выполняет воинские обязанности.
Постановление о приостановлении исполнительного производства
Приостановка производства по решению пристава
Еще больше полномочий по приостановке производства есть у пристава. Он непосредственно ведет дело и может оперативно реагировать на поступающие сведения о должнике, взыскателе, различных обстоятельствах. Сотрудник ФССП обязан сам приостановить дело по следующим основаниям:
- если должник скончался, признан умершим или безвестно отсутствующим, но есть возможность правопреемства по его обязательствам;
- если по решению суда должника признали недееспособным;
- если неплательщик участвует в боевых действиях в составе воинских формирований России или выполняет другие аналогичные задания;
- если должником является банк, и у него отозвана лицензия;
- если производстве ведется в отношении страховой компании, которую лишили лицензии;
- если в отношении должника возбуждено судебное или внесудебное банкротство;
- если в суде рассматривается заявление по рассрочке или отсрочке уплаты исполнительского сбора, о снижении его сумму, освобождения от платежа;
- в некоторых других случаях, указанных в ст. 40 Закона № 229-ФЗ.
Об основаниях для приостановки пристав может узнать в ходе исполнительных действий, по сведениям от должника или взыскателя, других заинтересованных лиц. По факту проверки указанных оснований выносится постановление, которое направляется сторонам дела.
Приостановка производства по решению пристава
Еще больше полномочий по приостановке производства есть у пристава. Он непосредственно ведет дело и может оперативно реагировать на поступающие сведения о должнике, взыскателе, различных обстоятельствах. Сотрудник ФССП обязан сам приостановить дело по следующим основаниям:
- если должник скончался, признан умершим или безвестно отсутствующим, но есть возможность правопреемства по его обязательствам;
- если по решению суда должника признали недееспособным;
- если неплательщик участвует в боевых действиях в составе воинских формирований России или выполняет другие аналогичные задания;
- если должником является банк, и у него отозвана лицензия;
- если производстве ведется в отношении страховой компании, которую лишили лицензии;
- если в отношении должника возбуждено судебное или внесудебное банкротство;
- если в суде рассматривается заявление по рассрочке или отсрочке уплаты исполнительского сбора, о снижении его сумму, освобождения от платежа;
- в некоторых других случаях, указанных в ст. 40 Закона № 229-ФЗ.
С чего начинается исполнительное производство?
Для начала давайте разберемся, какой документ дает начало для открытия исполнительного производства. Их большое множество, все они перечислены в статье 12 вышеуказанного закона: судебные приказы исполнительные листы, акты государственных органов, постановления должностных лиц, нотариальные соглашения по алиментам, постановления самого пристава. Нет большого смысла заострять на них внимание. Однако Вы должны иметь представление об общих началах.
В ходе принятия должностным лицом документа к исполнению, он обязан убедиться в том, что документ соответствует требованиям предъявляемым законом. Это очень важно, поскольку на данной стадии судебный пристав наделен правом и вовсе отказать в возбуждении дела, если установит, что документ не соответствует требованиям.
Поэтому, грамотный должник или его представитель всегда проверит документ на соответствие статье ФЗ «Об исполнительном производстве». В случае наличия основания для отказа в возбуждении позволит сторонам растянуть время и отсрочить появление дела.