Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что изменилось в работе с 1 марта 2023 года: проверьте себя и бухгалтера». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
С 01.01.2021 новые стандарты бухгалтерского учета 2021 обязательны к применению всеми учреждениями бюджетной сферы. Теперь организации госсектора не имеют права вести учет в обход новых норм и правил. Стоит отметить, что большинство положений не содержат кардинальных изменений, а только закрепляют нормативы, действовавшие раньше, но только на уровне рекомендаций.
Имущественный и земельный налоги
В 2023 году по налогам на имущество и землю предусмотрены такие корректировки:
- имущественный и земельный налоги будут рассчитывать на основании кадастровой стоимости на 01.01.2022 г., если она на 01.01.2023 г. увеличится. Исключение в данном случае — ситуация, когда стоимость недвижимого объекта или земельного участка выросла в связи с изменением характеристик;
- отменят обязанность сдавать декларацию по налогу на имущество по объектам, которые облагаются налогом на основании кадастровой стоимости. Не нужно будет сдавать эту декларацию по итогам 2022 года и позже. ИФНС будет присылать сообщение о начисленной сумме налога. Налогоплательщики будут сдавать налоговикам заявление на льготы (при их наличии), а также сами считать и платить авансы и годовой налог, регулировать расхождения информации с базой ИФНС;
- поскольку декларацию по «кадастровой» недвижимости отменят, будет использоваться новая форма декларации по налогу на имущество — ее нужно будет подавать, начиная с итогов 2022 года.
Обновления по спецрежимам
С 2023 года перейти на автоматизированную УСН смогут не только вновь зарегистрированные налогоплательщики, но и уже действующие, если они соответствуют требованиям, которые установлены для этого спецрежима.
При применении обычной УСН предусмотрены такие корректировки:
- изменится срок сдачи декларации — до 25-го марта (для юрлиц) и до 25-го апреля (для ИП);
- изменятся сроки уплаты авансового и годового платежей — до 28-го числа месяца после отчетного периода для авансов для всех плательщиков, до 28-го марта по годовому налогу (для юрлиц), до 25-го апреля по годовому налогу (для ИП);
- для сдачи отчетности будет применяться обновленная форма декларации по УСН;
- в перечень видов деятельности, при которых запрещено применять УСН, включили с 2023 года ювелирную деятельность.
Новые стандарты бухучета 2021
Итак, федеральные стандарты бухгалтерского учета с 2021 года для госсектора:
- Учетная политика, оценочные значения и ошибки (№ 274н от 30.12.2017).
- События после отчетной даты (№ 275н от 30.12.2017).
- Доходы (№ 32н от 27.02.2021).
- Отчет о движении денежных средств (№ 278н от 30.12.2017).
- Влияние изменений курсов иностранных валют (№ 122н от 30.02.2021).
Обратите внимание, что порядок формирования кодов бюджетной классификации изменен. Теперь нормы закреплены в Приказе Минфина № 132н. К тому же чиновники утвердили новый порядок классификации операций сектора государственного управления — КОСГУ. Новые коды закреплены в Приказе № 209н. Подробнее — в материале «Изменения по КБК с 2021 года: что важно знать бюджетникам и НКО».
Стандарты экономического субъекта
Стандарты экономического субъекта предназначены для упорядочения организации и ведения им бухгалтерского учета.
Необходимость и порядок разработки, утверждения, изменения и отмены стандартов экономического субъекта устанавливаются этим субъектом самостоятельно.
Стандарты экономического субъекта применяются равным образом и в равной мере всеми подразделениями экономического субъекта, включая его филиалы и представительства, независимо от их места нахождения.
Экономический субъект, имеющий дочерние общества, вправе разрабатывать и утверждать свои стандарты, обязательные к применению такими обществами. Стандарты указанного субъекта, обязательные к применению основным обществом и его дочерними обществами, не должны создавать препятствия осуществлению такими обществами своей деятельности.
Положения, определяющие правила бухгалтерского учета и отражения в бухгалтерской отчетности отдельных видов активов и обязательств
Номер ПБУ |
Наименование ПБУ |
Дата утверждения |
ПБУ 3/2006 |
Учет активов и обязательств, стоимость |
27.11.2006, N 154н |
ПБУ 5/01 |
Учет материально-производственных запасов |
09.06.2001, N 44н |
ПБУ 6/01 |
Учет основных средств |
30.03.2001, N 26н |
ПБУ 14/2007 |
Учет нематериальных активов |
27.12.2007, N 153н |
ПБУ 15/2008 |
Учет расходов по займам и кредитам |
06.10.2008, N 107н |
ПБУ 17/02 |
Учет расходов на научно-исследовательские, |
19.11.2002, N 115н |
ПБУ 19/02 |
Учет финансовых вложений |
10.12.2002, N 126н |
ПБУ 20/03 |
Информация об участии в совместной |
24.11.2003, N 105н |
Положение по бухгалтерскому учету |
30.12.1993, N 160 |
Бухгалтерские стандарты (положения) по бухгалтерскому учету
Учетный стандарт (ПБУ) – свод основных правил, устанавливающий порядок учета определенного объекта или их совокупности.
Цель стандартов состоит в обеспечении единообразного подхода к учету, исходя из требований Международных стандартов финансовой отчетности и особенностей формирования национальной системы бухгалтерского учета.
Стандарты (ПБУ):
-
определяют основы учета на соответствующих участках (учета основных средств, учета материалов, учета денежных средств, учета финансовых вложений и т.д.);
-
дают основные понятия, необходимые для их единого толкования в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности;
-
определяют подходы к решению вопросов и возможные варианты их решения, т.е. предусматривают многовариантность решения учетных проблем.
В стандартах не содержится конкретного механизма применения бухгалтерских приемов. Они излагаются в методических рекомендациях, указаниях, письмах Минфина РФ, т. е. в документах третьего уровня. Основным и главным национальным бухгалтерским стандартом является единый План счетов финансово-хозяйственной деятельности организаций. Кроме того, утверждены и действуют 20 национальных учетных стандартов:
-
ПБУ № 1/2008 «Учетная политика организации» утв. приказом Минфина РФ № 106н от 06.10.2008 г.
-
ПБУ № 2/2008 «Учет договоров строительного подряда», утв. приказом Минфина РФ № 116н от 24.10.2008 г.
-
ПБУ № 3/2006 «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте», утв.приказом Минфина РФ № 154н от 27.11.2006 г.
-
ПБУ № 4/99 «Бухгалтерская отчетность организаций», утв. приказом Минфина РФ № 43н от 06.07.99 г.
-
ПБУ № 5/2001 «Учет материально-производственных запасов», утв. приказом Минфина РФ № 44н от 09.06.2001 г.
-
ПБУ № 6/2001 «Учет основных средств», утв. приказом Минфина РФ № 26н от 30.03.2001 г. (с последующими изменениями и дополнениями).
-
ПБУ № 7/98 «События после отчетной даты», утв. приказом Минфина РФ № 56н от 25.11.98 г.
-
ПБУ № 8/2001 «Условные факты хозяйственной деятельности», утв. приказом Минфина РФ № 96н от 28.11.2001 г.
-
ПБУ № 9/99 «Доходы организации», утв. приказом Минфина РФ № 32н от 06.05.99 г. (с последующими изменениями и дополнениями).
-
ПБУ 10/99 «Расходы организации», утв. приказом Минфина № 33н от 06.05.99 г. (с последующими изменениями и дополнениями).
-
ПБУ № 11/2008 «Информация о связанных сторонах», утв. приказом Минфина РФ № 48н от 29.04.2008 г.
-
ПБУ № 12/2000 «Информация по сегментам», утв. приказом Минфина РФ № 11н от 27.01.2000 г
-
ПБУ № 13/2000 «Учет государственной помощи», утв. приказом Минфина РФ № 92н от 16.10.2000 г.
-
ПБУ № 14/2007 «Учет нематериальных активов», утв. приказом Минфина РФ № 153н от 27.12.2007 г.
-
ПБУ № 15/2008 «Учет расходов по займам и кредитам», утв. приказом Минфина РФ № 107н от 06.10.2008 г.
-
ПБУ № 16/2002 «Информация о прекращаемой деятельности», утв. приказом Минфина РФ № 66н от 02.07.2002 г.
-
ПБУ № 17/2002 «Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы», утв. приказом Минфина РФ № 115н от 19.11.2002 г.
-
ПБУ № 18/2002 «Учет расчетов по налогу на прибыль организации», утв. приказом Минфина РФ № 114н от 19.11.2002 г.
-
ПБУ № 19/2002 «Учет финансовых вложений», утв. приказом Минфина РФ № 126н от 10.12.2002 г.
-
ПБУ № 20/2003 «Информация об участии в совместной деятельности», утв. приказом Минфина РФ № 105н от 24.11.2003 г.
-
ПБУ № 21/2008 «Изменение оценочных значений», утв. приказом Минфина РФ №106н от 06.10.2008 г.
Структура нормативной документации
Систему бухгалтерского учета в России определяет Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011г. № 402-ФЗ.
Законодательство РФ в этой сфере состоит из Закона N 402-ФЗ, других федеральных законов, нормативных правовых актов.
Свод федеральных законов, принятых в соответствии с ними нормативных актов в Законе N 402-ФЗ не приводится, то есть в систему законодательства входят все федеральные законы. На практике специалисты БУ в своей работе обращаются прежде всего именно к этому закону, затем, в случае необходимости, используют нормы иных федеральных законов, раскрывающих правила осуществления того или иного факта хозяйственной жизни. К ним относятся: Гражданский Кодекс РФ, Налоговый Кодекс РФ, Таможенный Кодекс РФ, Трудовой Кодекс РФ, Воздушный Кодекс РФ, Устав железнодорожного транспорта РФ, Устав автомобильного транспорта и другие законы.
Правила Закона 402-ФЗ обязательны к применению для всех экономических субъектов в РФ: организаций всех видов (в т. ч. госорганов и некоммерческих организаций), индивидуальных предпринимателей, иностранных филиалов и представительств.
Функции и задачи бухгалтерского учета
Функции бухгалтерского учета:
1) контролирующая – обеспечивает контроль за сохранностью, наличием и движением предметов труда, средств труда, денежных средств, за правильностью и своевременностью расчетов с государством и его службами. С помощью учета осуществляются три вида контроля: предварительный, текущий и последующий;
2) информационная функция – является одной из главных функций, так как является источником информации для всех подразделений предприятия и вышестоящих организаций. Информация должна быть достоверной, объективной, своевременной и оперативной;
3) обеспечение сохранности имущества. Выполнение этой функции зависит от действующей системы учета, от наличия специализации, складских помещений, которые оснащены организационной техникой;
4) функция обратной связи – бухгалтерский учет формирует и передает информацию обратной связи;
5) аналитическая функция – с помощью нее происходит раскрытие имеющихся недостатков, наметить и проанализировать способы совершенствования деятельности организации и ее основных служб.
Что такое федеральный стандарты и для чего они нужны
Организации должны вести бухучет, соблюдая требования Закона от 6 декабря 2011 № 402-ФЗ “О бухгалтерском учете” и ряда нормативных документов. Так, при ведении бухучета нужно руководствоваться, в том числе, федеральными и отраслевыми стандартами.
В настоящее время федеральными стандартами признаются положения по бухучету (ч. 1 ст. 30 Закона от 6 декабря 2011 № 402-ФЗ, информационное сообщение Минфина России от 26 июля 2021 № ИС-учет-8). Субъекты малого предпринимательства, которые вправе вести упрощенный бухучет, могут не следовать ПБУ 18/02, ПБУ 2/2008, ПБУ 16/02, ПБУ 8/2010 и ПБУ 11/2008. А вот, например, малые предприятия с обязательным аудитом не вправе вести бухучет по упрощенной форме, а значит, обязаны применять эти ПБУ (ч. 4 ст. 6 Закона от 6 декабря 2011 № 402-ФЗ);
Свод методических указаний и рекомендаций
Для правильного ведения бухгалтерского учёта следует оказать должное внимание перечню рекомендуемых министерством финансов актов к соблюдению, которые раскрывают правила осуществления организации б/у на предприятии. Этот перечень включает в себя методические рекомендации следующего характера:
- раскрытие информации о прибыли одной акции;
- правильность составления и подачи в соответствующие органы бухотчётности;
- учёт материально-производственного потенциала фирмы;
- учёт основных средств;
- учёт спец-инвентаря (оборудования, одежды, инструментов);
- особенности реорганизационного процесса;
- малое предпринимательство и его нюансы в ведении б/у;
- доверительное управление имуществом.
Регламент утверждения правил бухучета в РФ
Главным актом в стране, закрепляющим за государством права и функции по разработке нормативов и контролю их исполнения во всех сферах жизнедеятельности общества, выступает Конституция РФ. Не является исключением и порядок формирования бухгалтерских норм, правил и документов. Совокупность нормативов, регулирующих бухучет, формируют определенную систему. Система нормативного регулирования бухгалтерского учета в РФ — это свод норм и правил, утвержденных правительством РФ с целью регламентирования ведения и отражения различных финансово-хозяйственных операций в учете.
Всестороннее нормативно-правовое регулирование бухгалтерского учета выполняется правительством РФ с целью разработки норм и правил, позволяющих упорядочить отражение финансовых и хозяйственных операций каждого учреждения независимо от его организационно-правовой формы или формы собственности. Соблюдение требований правительства РФ является обязанностью всех экономических субъектов, ведущих финансово-хозяйственную деятельность.
Какие нововведения ожидают бухгалтера бюджетной сферы в 2021 году?
Пункт 15 ФСБУ 6/2020 устанавливает, что «при оценке основных средств по переоцененной стоимости стоимость основного средства регулярно переоценивается таким образом, чтобы она была равна или не отличалась существенно от их справедливой стоимости. [При этом] Для целей настоящего Стандарта справедливая стоимость определяется в порядке, предусмотренном Международным стандартом финансовой отчетности (IFRS) 13 «Оценка справедливой стоимости», введенным в действие на территории Российской Федерации приказом Министерства финансов Российской Федерации от 28 декабря 2015 г. № 217н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 2 февраля 2016 г., регистрационный № 40940)».
Согласно пункту 17 ФСБУ 6/2020, «переоценка … основных средств проводится путем пересчета их первоначальной стоимости и накопленной амортизации таким образом, чтобы балансовая стоимость объекта основных средств после переоценки равнялась его справедливой стоимости. Допустимым является также способ проведения переоценки основных средств, при котором сначала первоначальная стоимость объекта основных средств уменьшается на сумму амортизации, накопленной по нему на дату переоценки, а затем полученная сумма пересчитывается таким образом, чтобы она стала равной справедливой стоимости этого объекта основных средств».
Данные положения развивают и предписания, определяемые пунктом 38 ФСБУ 6/2020, согласно которым «организация проверяет [должна проверять — М.П.] основные средства на обесценение и учитывает изменение их балансовой стоимости вследствие обесценения в порядке, предусмотренном Международным стандартом финансовой отчетности (IAS) 36 «Обесценение активов», введенным в действие на территории Российской Федерации приказом Министерства финансов Российской Федерации от 28 декабря 2015 г. № 217н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 2 февраля 2016 г., регистрационный № 40940).
Возмещение убытков, связанных с обесценением или утратой объекта основных средств, предоставляемое организации другими лицами, признается доходом в составе прибыли (убытка) периода, в котором у организации возникает право на получение такого возмещения».
Значительные различия нового порядка учета от существующего состоят в следующем:
- В состав запасов добавлены объекты незавершенного производства и недвижимость для продажи. Производить оценку запасов следует два раза: при признании и после него.
- Претерпит перемены и список расходов, которые необходимо включать в стоимость запасов, что повлечет за собой изменение системы калькулирования производственной себестоимости.
- Помимо этого, необходимо будет иметь долгосрочный прогноз последствий приобретения (формирования) запасов. В их себестоимость потребуется включать значение оценочного обязательства по демонтажу, утилизации запасов и восстановлению окружающей среды.
- Необходимо использовать справедливую стоимость согласно МСФО, в частности, при оплате запасов неденежными средствами.
Для того чтобы приступить к грамотному использованию нововведений, необходимо ознакомиться с ними предварительно.
Организации бюджетной сферы использовать стандарт не станут. Стандарт могут не использовать микропредприятия, за исключением тех, кто не вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета. Стоимость запасов они учтут в текущих расходах.
Можно будет не использовать стандарт к запасам для управленческих нужд. В этом случае расходы на их приобретение (создание) необходимо признавать в расходах периода, в котором расходы понесены. Решение о методе учета запасов следует раскрыть в бухгалтерской отчетности.
Новые стандарты учёта материально-производственных запасов в 2021 году
Федеральный стандарт бухгалтерского учета ФСБУ 5/2019 «Запасы» утв. Приказом Минфина России от 15.11.2019 № 180н.
Устанавливает требования к формированию в бухгалтерском учете информации о запасах организаций.
Стандарт разработан на основе МСФО (IAS) 2 «Запасы», введенного в действие на территории РФ Приказом Минфина РФ от 28.12.2015 № 217н.
Все те нормативные документы, которыми мы пользуемся сегодня, отражая данные по запасам на счетах бухгалтерского учета и в отчетности, с нового года прекратят свое действие. Это следующие документы:
- ПБУ 5/01 «Запасы»,
- Методические указания по бухгалтерскому учету МПЗ, утв. Приказом Минфина РФ от 28.12.2001 № 119,
- Методические указания по бухгалтерскому учету специального инструмента, специальных приспособлений, специального оборудования и спецодежды, утв. Приказом Минфина РФ от 26.12.2002 № 135н,
- Отраслевые нормативные документы по учету запасов, основанные на ПБУ 5/01 и методических указаниях (МУ) № 119 и 135н.
Если Вы пока не готовы подробно изучать новый стандарт, а хотите лишь получить общее представление о грядущих изменениях – можно ознакомиться, например, с информационным сообщением Минфина РФ от 10 апреля 2020 г. № ИС-учет-27 «Новое в бухгалтерском законодательстве: факты и комментарии».
- Изменится подход к квалификации активов. Определение запасов в стандарте следующее: «Для целей бухгалтерского учета запасами считаются активы, потребляемые или продаваемые в рамках обычного операционного цикла организации, либо используемые в течение периода не более 12 месяцев».
Для осознания изменившегося подхода к квалификации приобретенного актива рассмотрим пример.
В январе 2021 года консалтинговая компания приобрела МФУ (принтер, копир, сканер) для осуществления обычной деятельности, связанной с оказанием соответствующих услуг. Предположим, операционный цикл организации – 5 дней, аналогичное оборудование ранее использовалось на протяжении от 3 до 5 лет. Стоимость МФУ без НДС –35 тыс. рублей. В составе каких активов бухгалтеру следует учесть МФУ?
Еще сегодня, до начала эксплуатации оборудования, бухгалтер отражает покупку на счете 10.09 (в отчетности — в составе запасов).
Но с 2021 года, следуя букве ФСБУ 5/2019 так делать нельзя.
Какие в таком случае у бухгалтера есть варианты?
Вариант 1 – учесть МФУ в составе основных средств (ОС) и затем начислять амортизацию.
Вариант 2 – руководствуясь принципами рациональности и существенности (ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации») не тратить ресурсы на оформление ОС и начисление амортизации, а сразу отразить приобретенный МФУ в составе расходов.
Подобный вариант прямо предусмотрен в новом федеральном стандарте только для запасов для управленческих нужд. Напомним, что перечень таких управленческих затрат должен быть определен в учетной политике.
Любому бухгалтеру уже сейчас необходимо определиться. Самостоятельно принять решение, как с 2021 года он будет отражать подобные активы, и прописать свое решение в учетной политике.
- Изменится система калькулирования себестоимости продукции, работ, услуг. Ведь новый ФСБУ распространяется и на остатки незавершенного производства. Поэтому действующий на момент написания статьи порядок калькулирования себестоимости уйдет в историю.
Учитывая, что в общем случае управленческие расходы по новому стандарту не включаются в себестоимость продукции (п. 18 ФСБУ 5/2019), полная производственная себестоимость также уйдет в историю. Готовая продукция будет учитываться по сокращенной производственной себестоимости.
- Станет другим и подход к отражению запасов, оставшихся после разбора ОС. Сейчас бухгалтер списывает остаточную стоимость ОС, а «годные остатки» признает в качестве, например, материальных запасов, отражая одновременно их стоимость в прочих доходах (по рыночной стоимости). В отчете о финансовых результатах (ОФР) по этой операции фиксируются как прочие расходы, так и прочие доходы.
По новым правилам принимаемые к учету полезные остатки нужно оценивать по наименьшей из 2-х величин:
1) стоимости, по которой обычно приобретаются аналогичные запасы,
2) сумме балансовой стоимости списываемых активов и затрат на демонтаж и разборку ОС, извлечение полезных остатков и доведения их до состояния, в котором их можно использовать или продать.
Если у организации нет возможности определить первую стоимость (нет таких объектов), то используется только вторая величина.
При этом остаточная стоимость ОС распределяется между «полезными остатками», формируя их себестоимость. Также в себестоимость включаются затраты на демонтаж и доведение новых активов до состояния, пригодного к использованию. При этом никаких данных в ОФР не отражается.
- Бухгалтеру придется работать с оценочными обязательствами. Ведь согласно п. 11 ФСБУ 5/2019 в фактическую себестоимость запасов включается и «величина возникшего в связи с приобретением (созданием) запасов оценочного обязательства по демонтажу, утилизации запасов и восстановлению окружающей среды».
Вновь рассмотрим на примере.
Предположим, что организация в конце 2021 года приобретает лакокрасочные материалы, используемые для окраски продукции. Для их хранения используются специальные емкости, которые берутся в аренду на 2 года. Емкости через 2 года необходимо вернуть в чистом виде.
В таком случае бухгалтер должен сформировать оценочное обязательство по доведению емкостей до требуемого состояния в конце срока эксплуатации их в организации.
Предположим, стоимость ориентировочная стоимость работ по очистке емкостей – 30 тыс. рублей, срок исполнения оценочного обязательства – 24 месяца после отчетной даты. Обязательство в таком случае нужно формировать по приведенной стоимости (п. 20 ПБУ 8/2010).
Ставку дисконтирования определим в 10%. Организация может определить размер ставки самостоятельно, обосновав ее значение. В нашем примере ставка сложилась из ставки рефинансирования (ключевой ставки банка России) на дату признания оценочного обязательства. Это условная ставка 5%. Вторая составляющая ставки дисконтирования – рисковая премия, размер которой был предложен финансовым менеджером компании также в размере 5%.
Главным актом в стране, закрепляющим за государством права и функции по разработке нормативов и контролю их исполнения во всех сферах жизнедеятельности общества, выступает Конституция РФ. Не является исключением и порядок формирования бухгалтерских норм, правил и документов. Совокупность нормативов, регулирующих бухучет, формируют определенную систему. Система нормативного регулирования бухгалтерского учета в РФ — это свод норм и правил, утвержденных правительством РФ с целью регламентирования ведения и отражения различных финансово-хозяйственных операций в учете.
Всестороннее нормативно-правовое регулирование бухгалтерского учета выполняется правительством РФ с целью разработки норм и правил, позволяющих упорядочить отражение финансовых и хозяйственных операций каждого учреждения независимо от его организационно-правовой формы или формы собственности. Соблюдение требований правительства РФ является обязанностью всех экономических субъектов, ведущих финансово-хозяйственную деятельность.
Координация принципов, норм и правил бухучета в Российской Федерации представляет собой четырехуровневую систему. Вот уровни нормативного регулирования бухгалтерского учета в 2020 году:
- Нормативно-правовой — федеральные законы, постановления правительства, указы президента. На этом этапе определяются единые нормативы законодательства.
- Стандартизационный. На этом уровне фиксируются унифицированные общие правила по формированию финансово-хозяйственных операций. Регистры — положения по бухучету, утверждаемые органами федеральной исполнительной власти.
- Методологический — закрепляет инструкции, указания и методологические рекомендации, вводимые министерствами и иными органами государственной исполнительной власти.
- Организационный. На этом этапе формируются требования, позволяющие решать детальные вопросы по ведению бухгалтерии в разрезе различных финансово-хозяйственных операций отдельно взятых организаций.
На этих же уровнях ведется нормативное регулирование бухгалтерской финансовой отчетности. Это необходимо для стандартизации правил, по которым все экономические субъекты осуществляют финансово-хозяйственную деятельность и периодически отчитываются о совершенных операциях.
- В России действует четырехуровневая система регулирования бухгалтерского учета.
- 1 – й уровень – Федеральный закон «О бухгалтерском учете», отдельные нормы, письма Минфина РФ, других ведомств, законодательные акты, указы Президента РФ, постановления правительства;
- 2 – й уровень – Положению по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности;
- 3 – й уровень – методические рекомендации, инструкции, комментарии, План счетов, инструкция по его применению;
- 4 – й уровень – рабочие документы организации.
Устанавливает единые правовые и методологические основы организации и ведения учета в РФ. Сферой деятельности считаются все предприятия, расположенные на территории РФ, филиалы и представительства иностранных организаций.
Все юридические лица, унитарные предприятия, бюджетные организации обязаны вести в полном объеме. Индивидуальные предприятия ведут учет в порядке, установленном законодательством.
Закон определяет нормы, которыми должны руководствоваться бухгалтера и руководители в вопросах бухгалтерского учета и отчетности. В законе учитывается опыт бухгалтерского учета, применительно к российским традициям, действующему законодательству, трудовому и гражданскому праву.
В нем устанавливаются права, обязанности, ответственность юридических лиц, меры, обеспечивающие достоверность информации, порядок публикации отчетности, государственного регулирования.
Задачи закона «О бухгалтерском учете»
- Формирование полной, достоверной информации о деятельности предприятий, имущественном положении, для внутренних и внешних пользователей.
- Учет и отчетность должны обеспечивать информацией необходимую для контроля за соблюдением Законодательства РФ при осуществлении деятельности, целесообразность, эффективность деятельности, наличие и движение имущества.
- Предотвращение отрицательных результатов деятельности, выявление резервов внутри предприятия.
Уровни нормативного регулирования бухгалтерского учета
Нормативное регулирование бухгалтерского учета в России сформировано в виде четырехуровневой системы:
- 1-й уровень — нормативно-правовой, включающий регулирование на основе федеральных законов, правительственных постановлений, президентских указов. Указанные нормативные акты устанавливают единые законные нормы для ведения бухучета в России. Основным нормативным актом здесь можно назвать закон «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ.
О последних изменениях в закон «О бухучете» читайте в КонсультантПлюс. Пробный полный доступ к системе можно получить бесплатно.
- 2-й уровень — направленный на стандартизацию учета операций и установление общих правил по оформлению хозяйственных операций. Регулирование второго уровня производится при помощи различных утверждаемых федеральной исполнительной властью положений по бухучету и по его ведению, которы со временем должны быть заменены на ФСБУ (федеральные стандарты бухучета).
Перечень ПБУ 2020-2021 года смотрите здесь.
- 3-й уровень содержит методологические указания. В данной подгруппе собраны различные инструкции, методологические рекомендации и другие нормативные документы, утверждаемые министерствами, регуляторами, профобъединениями бухгалтеров и различными органами государственной исполнительной власти. Указанные методологические акты (пример — план счетов бухучета) формируются на основе и для разъяснения документов 1–2-го уровней.
Подробнее о главном методологическом указании по составлению бухгалтерских проводок читайте в этой статье.
- 4-й уровень позволяет решить детальные организационные вопросы. Документы этого уровня содержат инструкции по построению бухучета в разрезе отдельных активов/пассивов, учетной политики в отдельных компаниях и являются обязательными для исполнения. Документы из этой группы не могут вступать в противоречия с нормативно-правовыми актами и рекомендациями 1–3-го уровней, но построены на их основе и с целью реализации указанных в них законных норм. Данные документы являются локальными для компаний и утверждаются их руководителями.
Как построена система нормативного регулирования бухгалтерского учета в России?
Система нормативного регулирования бухгалтерского учета имеет свою иерархию (руководящие документы приведены по убыванию значимости):
- Закон № 402-ФЗ.
- Положение по ведению бухучета и отчетности, утвержденное приказом Министерства финансов России от 29.07.1998 № 34н.
- План счетов и ФСБУ/ПБУ, а также положение о документах и документообороте в бухучете, утвержденное Министерством финансов СССР 29.07.1983 № 105. К настоящему времени приняты 4 ФСБУ. С 2021 года применяется ФСБУ 5/2019 «Запасы» (оно заменило ПБУ 5/01), а с 2022 станут обязательными ФСБУ 25/2018 по учету аренды, ФСБУ 6/2020 по учету ОС и ФСБУ 26/2020 по капвложениям.
Порядок учета МПЗ по новому ФСБУ 5/2019 существенно отличается от действовашего ранее. Перестроить учет с 2021 года вам поможет Путеводитель от КонсультантПлюс. Получить пробный доступ к системе можно бесплатно. - Инструкции и методики, а также локальные регулирующие документы.
При помощи четко прописанных правил фискальные органы могут контролировать степень их соблюдения и привлекать к ответственности нарушителей.
В формировании правил ведения и организации бухучета в России за основу берется информация из Программы реформирования бухучета в соответствии с международными стандартами финотчетности, утвержденной правительственным постановлением от 06.03.1998 № 283.