Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «С 1 октября ИП будут указывать новые коды в платёжках». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Показатели, характеризующие статус плательщика налога (сбора, страхового взноса), приведены в приложении 5 к приказу Минфина РФ от 12.11.2013 № 107н. Указывать статус составителя в платежном поручении в 2018 году нужно только для перечисления обязательных платежей (налогов, сборов, взносов), размещая его в правом верхнем углу платежки рядом с полем «Вид платежа». Показатель представляет собой двузначный код от 01 до 28.
Что выбрать: платежку либо уведомление?
С 01.01.2023 после внедрения ЕНС плательщики должны уведомлять ИФНС об исчисленных суммах (до 25 числа месяца оплаты). Делать это разрешается двумя способами:
- отдельными платежными поручениями на уплату налога / взноса (в этой ситуации уведомлением является само платежное поручение);
- уведомлениями (форма КНД 1110355).
Это требуется для того, чтобы налоговая знала, сколько денег списывать на уплату разных налогов, взносов, сборов.
Если плательщик выбирает платежку, то заполняет отдельную платежку, указывая данные по общим правилам, т. е.:
- статус плательщика: «02»;
- ИНН, КПП;
- название юрлица (ФИО ИП);
- КБК налога (взноса, сбора);
- ОКТМО;
- налоговый период, за который оформляют, сдают платежку;
- название и реквизиты получателя (ИФНС);
- назначение платежа (уведомление об исчисленных суммах налога (взноса) в виде распоряжения на перевод средств для уплаты в бюджет).
Как в 2023 году заполнить платежное поручение по требованию налоговой
У заполнения формы платежного поручения по требованию ИФНС есть особенности. Для удобства мы собрали их в таблицу:
Поле | Что указать |
Основание платежа (106) |
Впишите «ТР». Это значит, что происходит погашение долга на основании полученного от налоговой требования. |
Показатель налогового периода (107) |
Здесь укажите срок оплаты, который отмечен в требовании ИФНС. Например, если вы уплачиваете налог за 2-й квартал 2019 года, в форме платежного поручения укажите: КВ.02.2017 |
Номер документа (108) |
Номер требования налоговой. |
Дата документа (109) |
В это поле переносят дату документа-требования ИФНС. |
Для чего нужен статус плательщика в платежке
Общие регламенты заполнения и описания разделов платежного поручения определены Положением Банка России №383-П. Приказ Минфина от 12.11.2013 №107н регламентирует, как именно при совершении бюджетных платежей указывать сведения, которые идентифицируют отправителя перевода и его адресата.
Поле 101, размещенное справа вверху документа, служит для обозначения статуса отправителя средств. Если перечисление направляется в бюджет или во внебюджетные фонды, числовой код необходим. При расчетах, не связанных с бюджетными переводами, поле 101 оставляется пустым.
То есть статус проставляется только при уплате налогов, обязательных сборов, взносов во внебюджетные фонды, государственных пошлин, штрафных санкций. Согласно проставленному двузначному коду деньги разносятся казначейством по лицевым бюджетным счетам, и заполнение поля обязательно при расчетах с бюджетом (Приложение 5 Приказа №107н). При наличии пустого поля платежка по налогу не будет пропущена банком. Обезопасить себя от возможной ошибки можно двумя способами: скрупулезно изучить все правила заполнения платежки или доверить формирование документа специалистам этого сервиса.
Читайте подробнее о том, как не запутаться в проставлении КБК
Статусы плательщика в платежном поручении: что указывать в статусе?
При заполнении поля 101 платёжного поручения необходимо руководствоваться Приказом Министерства Финансов России от 12.11.2013 №107-Н, где указаны все коды статуса плательщика:(нажмите для раскрытия)
Код статуса | Пояснение |
01 | Налогоплательщик – юридическое лицо |
02 | Налоговый агент |
03 | Организация федеральной почтовой связи, составившая распоряжение о переводе денежных средств по каждому платежу физического лица |
04 | Налоговый орган |
05 | Федеральная служба судебных приставов и её территориальные органы |
06 | Участник внешнеэкономической деятельности – юридическое лицо |
07 | Таможенный орган |
08 | Юридическое лицо (индивидуальный предприниматель, нотариус, занимающийся частной практикой, адвокат, учредивший адвокатский кабинет, глава крестьянского (фермерского) хозяйства), осуществляющее перевод денежных средств в уплату страховых взносов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации |
09 | Индивидуальный предприниматель |
10 | Нотариус, занимающийся частной практикой |
11 | Адвокат, учредивший адвокатский кабинет |
12 | Глава крестьянского (фермерского) хозяйства |
13 | Иное физическое лицо – клиент банка (владелец счёта) |
14 | Налогоплательщик, производящий выплаты физическим лицам |
15 | Кредитная организация (филиал кредитной организации), платежный агент, организация федеральной почтовой связи, составившие платежное поручение на общую сумму с реестром на перевод денежных средств, принятых от плательщиков – физических лиц |
16 | Участник внешнеэкономической деятельности – физическое лицо |
17 | Участник внешнеэкономической деятельности – индивидуальный предприниматель |
18 | Плательщик таможенных платежей, не являющийся декларантом, на которого законодательством Российской Федерации возложена обязанность по уплате таможенных платежей |
19 | Организации и их филиалы (далее – организации), составившие распоряжение о переводе денежных средств, удержанных из заработной платы (дохода) должника – физического лица в счет погашения задолженности по платежам в бюджетную систему Российской Федерации на основании исполнительного документа, направленного в организацию в установленном порядке |
20 | Кредитная организация (филиал кредитной организации), платежный агент, составившие распоряжение о переводе денежных средств по каждому платежу физического лица |
21 | Ответственный участник консолидированной группы налогоплательщиков |
22 | Участник консолидированной группы налогоплательщиков |
23 | Органы контроля за уплатой страховых взносов |
24 | Плательщик – физическое лицо, осуществляющее перевод денежных средств в уплату страховых взносов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации |
25 | Банки-гаранты, составившие распоряжение о переводе денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации при возврате налога на добавленную стоимость, излишне полученной налогоплательщиком (зачтенной ему) в заявительном порядке, а также при уплате акцизов, исчисленных по операциям реализации подакцизных товаров за пределы территории Российской Федерации, и акцизов по алкогольной и (или) подакцизной спиртосодержащей продукции |
26 | Физлица, юрлица по погашению требований к должнику |
Показатель статуса в платежном поручении
Основной источник права, в соответствии с которым в бюджетных платежках, формируемых налогоплательщиками, фиксируется тот или иной статус, — приказ Минфина России от 12.11.2013 № 107н. Периодически появляются разъяснения по отдельным нюансам применения положений этого документа. В числе ключевых разъясняющих документов последних лет — письма:
В связи с передачей страховых взносов под контроль налоговых органов разъяснения о статусе в платежках таковы:
Приказом Минфина России от 05.04.2017 № 58н с 02.10.2017 обновлены 2 статуса плательщика:
О нюансах заполнения полей платежного поручения расскажут статьи:
Как оформить платежное поручение на уплату пени или штрафа, наглядно показали эксперты КонсультантПлюс. Чтобы все сделать правильно, получите пробный доступ к системе и переходите в Готовое решение.
Что значит поле 101 в платежном документе
Несмотря на изменения, бланки остаются в форме, которую давно знают работающие бухгалтеры. Она была утверждена Банком России еще в 2012 году.
В правой верхней части документа есть поле 101. Именно в нем указывается статус плательщика налогов.
Опираясь на этот код, становится ясно, куда направлять перечисленные деньги.
Ранее все взносы, которые имели страховой характер, нужно было прописывать код 08. Кроме этого, были другие коды:
• 01 обозначал юридическое лицо;
• 02 – налогового агента;
• 03 – организацию федеральной почтовой связи;
• 04 – налоговый орган;
• 05 – службу судебных приставов;
• 06 – участника внешнеэкономической деятельности – юридическое лицо;
• 07 – таможенные органы;
• 08 – юридическое лицо (ИП, нотариуса, адвоката и др.), которые производили уплату страховых сборов в бюджет.
Изменения в законодательстве указывают на то, что страховые платежки нужно оформлять по образцу налоговых взносов. Кроме того, в документе указан полный перечень возможных статусов плательщиков. Всего их 30, поэтому важно знать, что новая информация не только для ИП и организации, но и других структур.
Общая информация о реквизите 101
Налоговый кодекс РФ в п. 7 ст. 45 обязывает налогоплательщиков заполнять платежные поручения в соответствии с правилами, которые установит Минфин РФ. Порядок заполнения реквизита 101 прописан в приказе Минфина России от 12.11.2013 № 107н и приложении 5 к нему.
Реквизит 101 нужно заполнять только при проведении определенных перечислений, связанных с уплатой обязательных платежей (налоги, сборы, взносы).
В поле 101, находящемся в правом верхнем углу платежки рядом с полем «Вид платежа», проставляется цифровой код из 2 цифр, который позволяет охарактеризовать плательщика с точки зрения организационно-правовой формы, вида деятельности и назначения платежа. Например, отдельно выделены организации, ИП и частные лица, банки, налоговые и таможенные органы, оплата налогов, сборов, страховых взносов. Таким образом, этот реквизит содержит информацию о том, кто платит и что оплачивает.
При заполнении данного поля используются показатели, отражающие цифры от «1» до «28» включительно. Что они обозначают, прописано в приложении 5 к приказу № 107н.
Среди них есть коды, которые относятся к налоговым, таможенным органам, организациям федеральной почтовой связи, кредитным организациям. Такие коды в данном материале рассматриваться не будут. Остановимся на тех ситуациях, которые бывают у большинства организаций или ИП: перечисление страховых взносов и налогов.
Место расположения поля 101 можно увидеть на приведенном в настоящей статье бланке платежного поручения.
Об ошибках в платежном документе, приводящих к признанию налогового платежа неуплаченным, читайте в статье «Ошибки в платежном поручении на уплату налогов».
Показатель статуса в платежном поручении
Основной источник права, в соответствии с которым в бюджетных платежках, формируемых налогоплательщиками, фиксируется тот или иной статус, — приказ Минфина России от 12.11.2013 № 107н. Периодически в него вносят изменения.
Так, с 01.10.2021 приказом Минфина от 14.09.2020 № 199н упразднены коды:
Данные лица будут указывать единый код 13, который сейчас используют обычные «физики».
Также с 01.10.2021 исключены следующие статусы:
При этом появились новые статусы:
Ранее приказом Минфина от 05.04.2017 № 58н с 02.10.2017 были обновлены 2 статуса плательщика:
Также иногда появляются разъяснения по отдельным нюансам применения положений этого документа. В числе ключевых разъясняющих документов последних лет — письма:
О нюансах заполнения полей платежного поручения расскажут статьи:
Как оформить платежное поручение на уплату пени или штрафа, наглядно показали эксперты КонсультантПлюс. Чтобы все сделать правильно, получите пробный доступ к системе и переходите в Готовое решение.
Когда указывают статус «13» налогоплательщика в платежном поручении
Все указываемые в платежках коды перечислены в приложениях к приказу Минфина от 12.11.2013 № 107н о правилах указания информации в реквизитах платежных документов. Значения, которые предлагаются для статусов, указаны в приложении № 5 Правил. Согласно этому нормативному документу, обязательному для исполнения участниками банковских операций (п. 7 ст. 45 НК РФ), статус плательщика «13» применяется физическими лицами для оплаты сборов, налогов, страховых взносов и иных платежей, администрируемых налоговыми органами.
Чаще всего код «13» применяется при уплате физлицами налогов:
на имущество физлиц;
по транспортным средствам;
Также код используется для перечисления госпошлин для регистрационных действий и штрафов, налагаемых на граждан в рамках административных наказаний.
То есть, статус «13» применяют при перечислении платежей от физлиц вне рамок коммерческой, предпринимательской деятельности.
Что делать, если совершили ошибку в статусе
Обычно неверное указание другого статуса вместо «13» не влечет за собой негативных последствий. Денежные средства все равно будут зачислены в бюджетную систему, а значит, налогоплательщик исполнил свои обязательства (Письмо ФНС от 10.10.2016 № СА-4-7/19125@). Но правильнее убедиться, что сумма не попала в невыясненные (иначе будет числиться недоимка, на которую налоговые инспекторы могут начислить пени). Рекомендуется поступить следующим образом:
запросить для сверки с ИФНС выписки из лицевых счетов по тем налогам, при уплате которых совершена ошибка;
проверить, занесен ли в карточку расчетов платеж с неверным кодом;
Составляется уточняющий документ в произвольной форме. К заявлению прикладывается копия платежного документа, подтверждающего перечисление в бюджет.
Особенно рекомендуется регулярно сверять данные гражданам, являющимся предпринимателями. Иногда ИФНС вводит разные статусы (13 – для физлиц и 09 для ИП) для лицевых счетов по имущественным налогам, между которыми возможна путаница. В таких случаях требуется особенно внимательно относиться к выбору статуса, иначе по одному из них будет числиться недоимка, а по другому коду возможна переплата.
Таким образом, статус налогоплательщика «13» используют граждане-физические лица для перечисления личных налогов или других платежей в бюджет, не связанных с предпринимательской деятельностью.
Полные тексты нормативных документов в актуальной редакции вы всегда сможете посмотреть в КонсультантПлюс.
Варианты заполнения поля 101
Правила заполнения статуса плательщика в поле 101 содержатся в приложении 5 к приказу Минфина России от 12.11.2013 № 107н.
О том, какие проблемы с выбором статуса имели место при оформлении платежей по страховым взносам, читайте в материале «Основные статусы плательщика в платежном поручении».
Основными действующими реквизитами можно считать следующие коды:
- 01 ― налогоплательщик-организация, какое-либо юридическое лицо.
- 02 ― налоговый агент. Этот статус наиболее часто встречается при оплате НДФЛ за наемных работников, НДС при заключенных договорах аренды с муниципальными организациями.
- 08 ― этот код используют предприятия и физлица, уплачивающие за наемных работников страховые взносы на травматизм, администрируемые ФСС (при уплате взносов на ОПС, ОМС и ВНиМ, которыми заведует налоговая, в платежке ставится статус 01). Также статус 08 используют при уплате в ПФР штрафов за нарушения с персонифицированным учетом.
- 13 ― с 01.10.2021 этот статус указывают ИП, нотариусы, адвокаты, фермеры, уплачивающие налоги за себя, а также прочие физические лица.
Для верного зачисления в бюджет необходимо правильно указать значение в соответствующем поле. Если специалистом или бухгалтером будут допущены ошибки, Казначейство обозначит платеж как «невыясненный», что не поспособствует своевременному исполнению денежного обязательства, так как на уточнение данных платежки уйдет время.
Всего значений, в соответствии с нормативной документацией, 28. Основными являются:
- 01 — организация перечисляет обязательные сборы;
- 02 — компании и ИП платят как агенты;
- 08 — взносы на травматизм;
- 09 — ИП исполняет обязанности перед контролирующим органом;
- 10 — занимающиеся частной практикой;
- 11 — адвокаты;
- 12 — главы крестьянского хозяйства;
- 13 — физлица.
14 пункт на настоящий момент исключен.
Где взять данные для точного заполнения платежного поручения в поле 101? Все значения указаны в Приложении № 5 к Приказу Министерства РФ от 12.11.2013 № 107н. Последние изменения в него были внесены 05.04.2017, часть из которых вступила в силу с 02.10.2017. Этим документом и следует руководствоваться при заполнении бланка платежного поручения. Далее приведем примеры наиболее распространенных значений на практике.
Варианты заполнения поля 101
Правила заполнения статуса плательщика в поле 101 содержатся в приложении 5 к приказу Минфина России от 12.11.2013 № 107н.
Основными действующими реквизитами можно считать следующие коды:
- 01 ― налогоплательщик-организация, какое-либо юридическое лицо.
- 02 ― налоговый агент. Этот статус наиболее часто встречается при оплате НДФЛ за наемных работников, НДС при заключенных договорах аренды с муниципальными организациями.
- 08 ― этот код используют предприятия и прочие физлица, уплачивающие страховые взносы за наемных работников.
- 09, 10, 11, 12 —самозанятые лица (ИП, нотариусы, адвокаты, фермеры), уплачивающие налоги за себя.
- 13 ― налогоплательщики ― прочие физические лица.
Поле 101 платежного поручения в 2021 году подлежит заполнению не в каждом случае перечисления денежных средств. Наличие статуса плательщика указывает на получателя платежа как субъекта, на счетах которого аккумулируются налоги, взносы и прочие поступления. Банки в таких случаях обязаны проследить, чтобы последующие ячейки 102–110 также были заполнены. При отсутствии необходимых данных проставляется 0. Наличие пустого поля не допускается. Исключением здесь является поле 110, которое можно не заполнять вообще.
Разновидности ошибок при заполнении платежных поручений
Некорректное заполнение статуса плательщика приводит к неверному выбору лицевого счета, что влечет за собой назначение санкций, штрафов. Часто допускаются ошибки при уплате НДФЛ за сотрудника (указывается код 01, а нужен 02, т.к. организация выступает в роли налогового агента), при переводе НДС по аренде государственного учреждения (компания выступает в качестве посредника).
Во избежание недоразумений нужно подавать заявление в ФНС об уточнении платежа и прикладывать копию платежки. Есть и другой вариант:
- повторно уплатить налог с правильным указанием всех реквизитов;
- после произвести зачет либо возврат излишне уплаченной суммы в соответствии со ст. 78 НК РФ.
Во втором случае штрафов удастся избежать. Однако пени за просрочку будут начисляться ежедневно в размере одной 300-ой ставки рефинансирования от неуплаченной величины налогового сбора (взноса).
Своевременное осуществление сверок с налоговой службой, социальными фондами позволит в краткий срок устранить допущенные неточности и произвести уплату налоговых сборов (взносов) вовремя.