Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как защитить права несовершеннолетних?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Одна из главных обязанностей родителей заключается в защите прав и интересов детей. При этом родители могут защищать права своих детей в отношениях с любыми лицами или государственными органами без представления на это специальных полномочий.
Ответственность за нарушение прав и интересов ребенка
Родители, не исполняя предписанные семейным законодательством обязанности или злоупотребляя ими, могут быть привлечены к административной или уголовной ответственности.
Если родители или иные законные представители несовершеннолетнего не защищают должным образом его права и интересы, то они могут быть подвергнуты административному наказанию в виде предупреждения или административного штрафа.
Родители или иные законные представители подвергаются уголовному наказанию в случае, когда неисполнение своих обязанностей по воспитанию ребенка или ненадлежащее исполнение связано с жестоким обращением в отношении несовершеннолетнего.
За совершение данного преступления родители могут быть подвергнуты уголовному наказанию в виде штрафа, обязательных, исправительных или принудительных работ, лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, лишения свободы.
Юрист по правам ребенка – обязанности и действия
Помощь в защите прав ребенка—отдельное и крайне значимое направление в юриспруденции. Да, каждый маленький гражданин имеет право на получение полноценного образования, воспитание и заботу от родителей, собственное, пусть и незначительное, имущество. Однако, к сожалению, все чаще мы сталкиваемся с ситуациями, когда дети находятся в прискорбном положении.
Независимо от того, кто нарушил права ребенка – сами родители, посторонние взрослые или одноклассники, — не всегда понятно, с чего начинать работу. В этом и поможет квалифицированный юрист: он проведет консультацию, определит суть проблемы и предложит варианты ее решения.
Первый шаг – это сбор документов, которые, в любом случае, понадобятся при разбирательстве. Юрист поможет подготовить:
- Заявление от родителей или законных представителей на проведение соответствующих проверок и действий.
- Паспорта или другие удостоверения личностей родителей.
- Свидетельство о рождении самого ребенка.
- Справки с места учебы, медицинские документы и другие бумаги при необходимости.
- Документы, которые подтверждают усыновление или опекунство над ребенком.
Защита прав детей осуществляется органами попечительства и опеки, а также правоохранительными инстанциями. К последним следует относить прокуратуру и ОВД. Защита прав детей прокурором осуществляется следующими способами:
- Предъявлением иска о лишении матери и (либо) отца родительских прав или их ограничении, а также отмене усыновления.
- Непосредственным участием в судебном процессе по делам о защите прав детей.
- Внесением предостережений о недопустимости нарушения свобод малолетнего и представлений об их устранении.
- Предъявлением в орган попечительства и опеки, суд заявлений с требованием о восстановлении или признании оспоренного или ущемленного права ребенка.
- Опротестованием актов административных органов, которые выполняют задачи по сохранению свобод малолетнего.
Восстановление нарушенных прав
К сожалению, практика показывает, что права ребенка в РФ достаточно часто подвергаются ущемлению. Часто это происходит со стороны родственников малолетних пострадавших. В каждом случае нарушения есть способы добиться помощи.
Если нарушены права в сфере трудового права следует писать:
- в комиссию по трудовым спорам;
- в суд.
Если нарушены права в семье следует писать:
- в суд;
- в органы опеки и попечительства с просьбой о лишении нерадивых родителей их прав и определении пострадавшего в социальный приют.
Если права ущемляются в сфере образования, следует обращаться:
- в вышестоящее образовательное учреждение;
- в суд.
Формы защиты прав ребенка в Российской Федерации
Важным инструмент защиты прав детей является ювенальная юстиция. Это особая система правосудия для несовершеннолетних. В основе этой системы лежит доктрина «parens patrie», согласно которой государство ведет себя как попечитель или ответственное лицо за несовершеннолетних, защищая их от опасного поведения и вредного окружения. Этот подход основан на двух идеях:
— что подростки по развитию своему еще не способны в действительности осознавать свои поступки, и нести за них полную ответственность;
— что подростки еще находятся в том возрасте, когда их можно перевоспитать, чтобы в будущем у них не было побуждений совершать какие-либо правонарушения.
Таким образом, в ювенальной юстиции правонарушитель важнее, чем само правонарушение. Сегодня проблема организации системы ювенальной юстиции является одной из наиболее актуальных проблем России в области защиты прав детей.
Семейный кодекс РФ отводит правам несовершеннолетних целую главу. Практически все нормы о защите семейных прав ребенка, закрепленные в ней, так или иначе, отражают требования Конвенции.
Семейный кодекс РФ предусматривает, что родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию. Способы воспитания должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение с детьми, их оскорбление или эксплуатацию.
В соответствии со ст. 56 СК РФ ребенок имеет право на защиту своих прав и охраняемых законом интересов. Защита прав и интересов ребенка осуществляется родителями (лицами, их заменяющими), органами опеки и попечительства, прокурором и судом.
Родители названы законодателем в числе первых лиц, осуществляющих такую защиту. Родители осуществляют родительские права, в том числе и защиту прав и интересов ребенка, до достижения им возраста 18 лет, т.е. до совершеннолетия. Причем родители должны защищать права и интересы детей, а не свои права и интересы. Если же родители уклоняются от защиты прав и интересов детей, злоупотребляют родительскими правами, то такая защита опять-таки возлагается на органы опеки и попечительства (ст. 121 СК РФ).
Семейное законодательство предоставляет и ребенку право самостоятельно защищать субъективные права и охраняемые законом интересы (ст. 56 СК РФ).
При нарушении прав и интересов ребенка родителями он вправе самостоятельно обратиться в органы опеки и попечительства, а по достижении 14 лет — в суд. Право ребенка на самозащиту означает существование обязанности органов, у правомочных на защиту прав ребенка, принимать по его жалобе соответствующие меры.
Комитет по правам ребенка
Конвенция о правах ребенка предусматривает создание механизма контроля за выполнением государствами-участниками положений Конвенции. В соответствии со статьей 43(1) Конвенции учреждается Комитет по правам ребенка «в целях рассмотрения прогресса, достигнутого государствами-участниками в выполнении обязательств, принятых в соответствии с Конвенцией».
Комитет состоит из 10 экспертов (сейчас рассматривается предложение об увеличении количества членов Комитета до 18 человек; однако для принятия этого предложения необходимо его одобрение Генеральной Ассамблеей (Генеральная Ассамблея одобрила его 21 декабря 1995 г. (A/RES/50/155)) и ратификация 2/3 государств — участников Конвенции (на 10 ноября 2000 г. данную поправку ратифицировало 93 государства (CRC/SP/30))
Члены Комитета избираются государствами-участниками из числа своих граждан и выступают в личном качестве, причем уделяется внимание справедливому географическому распределению. Каждый эксперт должен обладать высокими нравственными качествами и быть компетентным в области, охватываемой данной Конвенцией
Члены Комитета избираются тайным голосованием из числа внесенных в список лиц, выдвинутых государствами-участниками. Каждое государство может выдвинуть одно лицо из числа своих граждан. Члены Комитета избираются на четырехлетний срок. Они имеют право быть переизбранными в случае повторного выдвижения их кандидатур (ст. 43(2, 3, 6)).
Комитет один раз в два года через Экономический и Социальный совет представляет Генеральной Ассамблее ООН доклады о своей деятельности (ст. 44(5)).
Согласно статье 43(8) Комитет устанавливает свои собственные правила процедуры. На своей 1-й сессии (30 сентября—18 октября 1991 г.) Комитет выработал и принял Предварительные правила процедуры, касающиеся порядка его деятельности11. В них, в частности, было предусмотрено создание Предсессионной рабочей группы (п. 63 Правил процедуры Комитета по правам ребенка). Предсессионная рабочая группа проводит свои заседания в течение одной недели сразу по окончании каждой регулярной сессии Комитета. Ее главная задача — подготовка предварительного обзора докладов государств на следующую сессию Комитета, рассмотрение вопросов о технической помощи и международном сотрудничестве.
В Конвенции запланировано, что Комитет будет проводить одну ежегодную сессию (ст. 43(10)). Однако, в связи с быстрой ратификацией Конвенции государствами, Комитет в своих Правилах процедуры одобрил проведение двух ежегодных сессий (п. 2 Правил процедуры), а затем во время своей 5-й сессии (10—28 января 1994 г.) принял решение об увеличении своих ежегодных сессий до трех12. Кроме очередных сессий Комитет может собираться на специальные сессии (п. 3 Правил процедуры).
Имплементационный механизм Комитета по правам ребенка состоит из рассмотрения докладов государств — участников Конвенции и вынесения заключительных рекомендаций по этим докладам. Данная процедура дополняется координированием международного сотрудничества через оказание технического содействия и помощи государствам.
Роль неправительственных организаций
Комитет поощряет неправительственные организации как ключевых действующих лиц в содействии и контроле за соблюдением прав детей; они активно приглашаются к представлению «альтернативных» докладов, которые обеспечивают Комитет более полным и часто более критическим анализом состояния с правами детей в данной стране. Поощрение неправительственных организаций к представлению таких докладов содействовало формированию национальных коалиций, предоставляющих информацию по поручению национального органа НПО в целом.
Процесс взаимодействия с НПО организован посредством предсессионной рабочей группы, которая проводит закрытые заседания. Стенограммы таких заседаний не публикуются, представители государств-участников на них не допускаются, однако, приглашаются неправительственные организации и в особенности национальные коалиции НПО, представившие письменные доклады.
Каждый доклад государства-участника становится основанием для проведения трехчасового закрытого заседания рабочей группы. Приглашенные НПО могут делать комментарии по обсуждаемому докладу государства-участника и по поводу степени вовлечения неправительственных организаций в его подготовку.
Система общегосударственных механизмов защиты прав ребенка в Российской Федерации
Задачей федеральных органов государственной власти является не просто принятие политических программ в сфере защиты прав ребенка, но и обеспечение управляемости, стабильности развития общественно-государственных институтов, защиты государственных интересов, правовых принципов и в целом всего того, что именуется совершенствованием системы государственного управления. Следовательно, можно констатировать: управлять в Российской Федерации надо, исполняя закон, и исполнять закон, грамотно управляя. При этом следует, конечно, пояснить, что государственная деятельность осуществляется не ради исполнения определенных государственных программ и стратегий, а для целей общественного, государственного развития и развития нации, то есть таких целей, которые закреплены в Конституции РФ Смирнов В.Б. Административная реформа как метод повышения эффективности правовой системы Российской Федерации // Материалы «Круглого стола» «Административная реформа и реформа местного самоуправления: проблемы и перспективы». Иваново, 2006. С. 3..
Понятие защиты прав несовершеннолетних детей и органы, ее осуществляющие
В Российской Федерации организационные, социальные, правовые и другие государственные мероприятия по защите прав ребенка осуществляются на основе специальных нормативных правовых актов[41].
Цели государственной политики, основные направления и организационные основы обеспечения прав ребенка определены в Федеральном законе «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». В законе также конкретизированы полномочия органов государственной власти различного уровня в этой сфере. Законом установлены основные принципы государственной политики в интересах детей:
- — законодательное обеспечение прав ребенка;
- — поддержка семьи в целях обеспечения защиты прав детей;
- — ответственность должностных лиц и граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка;
- — поддержка общественных объединений и иных организаций, осуществляющих деятельность по защите прав и законных интересов ребенка.
Органы, осуществляющие защиту прав детей.
Защищать основные права и интересы детей не способен всего один орган — данная функция возложена на систему. В соответствии со статьёй 8 СК РФ приоритет в защите прав и интересов ребёнка в административном порядке отдан уполномоченному правоохранительному органу – Прокуратуре и органам внутренних дел. У каждого субъекта свои уникальные полномочия и обязанности, которые необходимо исполнять.
Органы и их полномочия указаны в таблице
Орган | Полномочия | |
1 | Прокуратура | Непосредственно подаёт исковое заявление и необходимые документы, связанные с лишением или ограничением родительских прав;
Участвует в решении дела об отмене усыновления. |
Предъявляет в суды иск и документы с требованием восстановить нарушенные или ущемлённые права несовершеннолетних. Это может быть связано с образованием, воспитанием, решением вопроса об условиях жизни, жизнь в неблагополучной семье. | ||
Может присутствовать на судебных процессах, в производстве которых идёт разбирательство дел о нарушении прав детей | ||
2 | Министерство внутренних дел | Принимает участие в осуществлении принудительного мероприятия, направленного на отобрание детей, проживающих в неблагополучной семье, не получающих должное образование и воспитание, вследствие невыполнения родителями своих обязанностей. |
3 | Комиссия по делам несовершеннолетних (Обязанности закреплены в Федеральном законе от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних») |
Осуществление судебной защиты прав ребёнка, например, путём подачи иска и требуемых документов о лишении родительских прав. |
Реализация мер по защите, восстанавливающих ущемленные или нарушенные права и обязанности. Решает вопросы беспризорного поведения и безнадзорности детей. Закрепляет обязанности путём проведения специальных профилактических мероприятий, способствующих осуществлению социального воспитания подрастающего поколения.
Кроме того, представитель, наделённый особыми полномочиями, предъявляет исковое заявление и собирает требующиеся документы в орган судебной власти для решения проблемы, связанной с детьми. |
Первоочередное направление социальной политики Российской Федерации заключается в обеспечении защиты прав, свобод и законных интересов всех без исключения граждан государства, включая несовершеннолетних, так как они, в силу своего возраста, наиболее подвержены риску.
Отдел по защите прав детей
Отрадно, что в последнее время стали появляться отделы по защите прав детства в рамках полномочий аппарата по правам человека. К главным задачам, которые предстоит решать такому отделу, относятся:
- рассмотрение устных и письменных жалоб;
- правовое просвещение и консультирование граждан по вопросам прав детства;
- проведение правовой экспертизы, принимаемых муниципальных правовых актов;
- внесение предложений по совершенствованию законодательства в рамках своей компетенции.
Возможно, эта практика повлечет за собой тенденцию развития самостоятельного института уполномоченного в субъектах РФ.
Права несовершеннолетних защищают:
- органы опеки и попечительства (такая служба обычно находится при Администрациях районов или при отделах образования);
- прокуратура;
- инспекция по делам несовершеннолетних при районных ОВД;
- комиссии по делам несовершеннолетних при муниципальных образованиях.
Механизм защиты прав ребенка в России
Выше отмечалось, что 20 ноября 1989 года Генеральная Ассамблея ООН приняла единогласно Конвенцию о правах ребенка. Дальнейшие шаги, предпринимаемые присоединившимися к Конвенции странами, должны в соответствии со статьей 4, относиться к области совершенствования национального законодательства в целях создания механизма защиты прав детей. В соответствии с этим предписанием многие страны приступили к практической реализации этой Конвенции. Так, в Германии был принят Закон о помощи детям и молодежи и в настоящее время действует довольно активно. Финляндия принимает специальный Закон об охране прав и интересов детей, а в Бразилии правам детей посвящены отдельные положения нового основного закона государства. Определенная работа в этой области проводилась и проводится в других странах, в том числе и в России.
В 1990 году, буквально через год, Конвенция о правах ребенка была ратифицирована нашей страной. Позже, уже в 1998, 24 июля в России был принят Федеральный закон об основных гарантиях прав ребенка, а с 3 августа этого же года он почти в полном объеме вступил в силу.
Однако сегодня состояние дел в области охраны прав ребенка в России оставляет желать лучшего. Поэтому необходимо усилить законодательство в области регулирования механизма защиты прав ребенка. Ведь не секрет, что насколько эффективно защищены права детей в государстве, зависит, несомненно, и будущее самого государства.
Следует признать, что важнейшее конституционное право человека — право на охрану жизни и здоровья, прежде всего детей, в Российской Федерации не обеспечиваются. Достаточно указать на гибель детей от неестественных причин (убийства, несчастные случаи, травмы, насильственных преступлений, пьяных конфликтных ситуаций). Нередко причиной смерти детей оказывается ненадлежащее исполнение родителями обязанностей по воспитанию и надзору за детьми и т.д.
Статья 3 Конвенции ООН о правах ребенка устанавливает, что «во всех действиях в отношении детей независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка». Часть 2 этой статьи возлагает на государства- участники обязанность «обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия». Российская Федерация в настоящее время не выполняет указанных требований Конвенции. Частично это связано с пробелами в действующем законодательстве, не позволяющими государству в лице социальных служб активно вмешиваться в угрожаемую семейную или конфликтную ситуацию для защиты прав детей. Закон «Об основах системы профилактики беспризорности и правонарушений несовершеннолетних» также не позволяет осуществлять необходимое профилактическое вмешательство. Нужна законодательная база для своевременного профилактического воздействия на семью.
Международная защита прав детей
В мире действует особая Конвенция, ратифицированная практически всеми странами, кроме Сомали и США. Этот документ не только признает ребенка лицом, наделенным определенными правами. Конвенция дает возможность ему утверждать свои свободы, используя национальные административные и судебные процедуры. Сегодня Россия обязана представлять периодически в Комитет по защите прав ребенка Организации ОН доклады. В них отражается положение лиц, не достигших 18 лет, в стране. Комитет по защите прав ребенка выступает в качестве механизма реализации Конвенции. Ее положения считаются универсальными. Как отмечают многие специалисты, одним из наиболее существенных вкладов Конвенции в законодательство о правах человека является внедрение принципа перевода ребенка из «пассивного» объекта в активный субъект защиты.