Какое наказание предусмотрено за незаконную добычу золота?

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Какое наказание предусмотрено за незаконную добычу золота?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


В качестве квалифицирующих признаков данного деяния рассматривается крупный размер, предусмотренный в части 1 статьи 191 УК РФ. Сумма его определена в примечании к статье 170.2 УК и равна 2 миллионам 250 тысячам рублей.
В части второй фигурируют такие квалифицирующие признаки, как совершение деяния группой лиц по предварительному сговору или организованной группой.

Комментарий к статье 19.14 КоАП РФ

1. Объектом административного правонарушения, предусмотренного данной статьей, является порядок извлечения, производства, использования, обращения, получения, учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий, их содержащих.

2. Предметом рассматриваемого административного правонарушения могут быть драгоценные металлы, драгоценные камни или изделия, их содержащие.

К драгоценным металлам Федеральный закон от 26 марта 1998 г. N 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» (с изм. и доп.) относит: золото, серебро, платину и металлы платиновой группы (палладий, иридий, родий, рутений и осьмий). Указанный перечень является исчерпывающим и может быть изменен только федеральным законом. Драгоценные металлы могут находиться в любом состоянии, виде, а также в сырье, сплавах, полуфабрикатах, промышленных продуктах, в виде химических соединений, ювелирных и иных изделий, монетах, ломе и отходах производства и потребления.

Драгоценные камни в соответствии с указанным Федеральным законом — природные алмазы, изумруды, рубины, сапфиры и александриты, а также природный жемчуг в сыром (естественном) и обработанном виде. К ним приравниваются уникальные янтарные образования (см. Постановление Правительства РФ от 5 января 1999 г. N 8). Перечень драгоценных камней также может быть изменен только федеральным законом.

3. В отношении драгоценных металлов и драгоценных камней действующим законодательством установлен особый правовой режим их производства и оборота. В соответствии с Федеральным законом от 26 марта 1998 г. органы федерального пробирного надзора осуществляют постоянный государственный контроль за производством, извлечением, переработкой, использованием, хранением и учетом драгоценных металлов и драгоценных камней в организациях, определяемых Правительством РФ (см. Постановление Правительства РФ от 18 января 1999 г. N 64 «Об организациях, в которых осуществляется постоянный контроль за добычей, производством, переработкой, использованием, учетом и хранением драгоценных металлов и драгоценных камней», а также Положение о Российской государственной пробирной палате при Министерстве финансов РФ, утвержденное Приказом Минфина России от 29 мая 1998 г. N 91).

4. С объективной стороны правонарушение выражается в совершении одного или нескольких указанных в данной статье противоправных деяний: нарушение установленных правил извлечения, производства, использования, обращения, получения, учета и хранения драгоценных металлов и драгоценных камней или изделий, их содержащих, а равно правил сбора и сдачи в государственный фонд лома и отходов таких металлов, камней или изделий. Данные правила установлены Федеральным законом от 26 марта 1998 г. и иными нормативными правовыми актами, изданными в соответствии с ним. См., например, Постановление Правительства РФ от 5 апреля 1999 г. N 372 «О сертификации драгоценных металлов и драгоценных камней и продукции из них». От рассматриваемого административного правонарушения следует отличать незаконный оборот драгоценных металлов и драгоценных камней или жемчуга. Совершение сделки, связанной с драгоценными металлами, природными драгоценными камнями либо жемчугом, в нарушение правил, установленных законодательством РФ, а равно незаконные хранение, перевозка или пересылка драгоценных металлов, природных драгоценных камней либо жемчуга в любом виде, состоянии, за исключением ювелирных и бытовых изделий и лома таких изделий, образуют состав преступления, предусмотренный ст. 191 УК РФ.

Обязательным признаком объективной стороны административного правонарушения по смыслу комментируемой статьи является место его совершения. Ответственность за нарушение указанных выше правил обращения с драгоценными металлами и драгоценными камнями наступает только в том случае, если оно совершено в организациях, уполномоченных совершать операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями во всех видах или изделиями, их содержащими.

6. Субъектами административных правонарушений, предусмотренных данной статьей, могут быть должностные лица организаций, совершающих операции с драгоценными металлами, драгоценными камнями во всех видах или изделиями, их содержащими, а также сами эти организации как юридические лица.

7. Дела об административных правонарушениях рассматривают должностные лица органов, осуществляющих федеральный пробирный надзор и государственный контроль за производством, извлечением, переработкой, использованием, обращением, учетом и хранением драгоценных металлов и драгоценных камней (ст. 23.54), а также органов, осуществляющих функции по контролю и надзору в сфере защиты прав потребителей и потребительского рынка (ст. 23.49) в соответствующих сферах.

Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица указанных выше органов (ч. 1 ст. 28.3), а также органов внутренних дел (полиции) (п. 1 ч. 2 ст. 28.3).

Незаконная добыча золота статья уголовного кодекса

УК РФ Статья 191. Незаконный оборот янтаря, нефрита или иных полудрагоценных камней, драгоценных металлов, драгоценных камней либо жемчуга

(в ред. Федерального закона от 27.12.2019 N 500-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1. Совершение сделки, связанной с заведомо самовольно добытыми янтарем, нефритом или иными полудрагоценными камнями, а равно их незаконные хранение, перевозка или пересылка в любом виде, состоянии, за исключением ювелирных и бытовых изделий и лома таких изделий, лицом, подвергнутым административному наказанию за аналогичное деяние, предусмотренное статьей 7.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, —

наказываются штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо принудительными работами на срок до двух лет со штрафом в размере от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до восемнадцати месяцев или без такового, либо лишением свободы на срок до двух лет со штрафом в размере от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до восемнадцати месяцев или без такового.

2. Совершение сделки, связанной с заведомо самовольно добытыми янтарем, нефритом или иными полудрагоценными камнями, а равно их незаконные хранение, перевозка или пересылка в любом виде, состоянии, за исключением ювелирных и бытовых изделий и лома таких изделий, совершенные в крупном размере, —

Читайте также:  Пленум ВС обновил разъяснение о компенсации морального вреда

наказываются штрафом в размере до двух миллионов рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо лишением свободы на тот же срок со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет или без такового.

3. Деяния, предусмотренные частью второй настоящей статьи, совершенные организованной группой или группой лиц по предварительному сговору, —

наказываются штрафом в размере до пяти миллионов рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на срок до шести лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет или без такового.

Предоставляем Услуги и необходимые документы для ювелирной отрасли

  • Постановка на специальный учет
  • Пакет документов по организации работы с драгоценными металлами и драгоценными камнями (ювелирными изделиями)
  • Подключение к Личному кабинету на портале Росфинмониторинга
  • Предоставление информации в Росфинмониторинг
  • Правила внутреннего контроля организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, и первичная документация по ПОД/ФТ/ФРОМУ
  • Целевой инструктаж по ПОД/ФТ и повышение уровня знаний
  • Пакет документов по защите персональных данных
  • Пакет документов по охране труда
  • Пакет документов по противодействию коррупции

Комментарии к ст. 19.14 КОАП РФ

1. Объектом административного правонарушения, предусмотренного данной статьей, является порядок извлечения, производства, использования, обращения, получения, учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий, их содержащих.

2. Предметом рассматриваемого административного правонарушения могут быть драгоценные металлы, драгоценные камни или изделия, их содержащие.

К драгоценным металлам Федеральный закон от 26 марта 1998 г. N 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» (с изм. и доп.) относит: золото, серебро, платину и металлы платиновой группы (палладий, иридий, родий, рутений и осьмий). Указанный перечень является исчерпывающим и может быть изменен только федеральным законом. Драгоценные металлы могут находиться в любом состоянии, виде, а также в сырье, сплавах, полуфабрикатах, промышленных продуктах, в виде химических соединений, ювелирных и иных изделий, монетах, ломе и отходах производства и потребления.

Драгоценные камни в соответствии с указанным Федеральным законом — природные алмазы, изумруды, рубины, сапфиры и александриты, а также природный жемчуг в сыром (естественном) и обработанном виде. К ним приравниваются уникальные янтарные образования (см. Постановление Правительства РФ от 5 января 1999 г. N 8). Перечень драгоценных камней также может быть изменен только федеральным законом.

3. В отношении драгоценных металлов и драгоценных камней действующим законодательством установлен особый правовой режим их производства и оборота. В соответствии с Федеральным законом от 26 марта 1998 г. органы федерального пробирного надзора осуществляют постоянный государственный контроль за производством, извлечением, переработкой, использованием, хранением и учетом драгоценных металлов и драгоценных камней в организациях, определяемых Правительством РФ (см. Постановление Правительства РФ от 18 января 1999 г. N 64 «Об организациях, в которых осуществляется постоянный контроль за добычей, производством, переработкой, использованием, учетом и хранением драгоценных металлов и драгоценных камней», а также Положение о Российской государственной пробирной палате при Министерстве финансов РФ, утвержденное Приказом Минфина России от 29 мая 1998 г. N 91).

4. С объективной стороны правонарушение выражается в совершении одного или нескольких указанных в данной статье противоправных деяний: нарушение установленных правил извлечения, производства, использования, обращения, получения, учета и хранения драгоценных металлов и драгоценных камней или изделий, их содержащих, а равно правил сбора и сдачи в государственный фонд лома и отходов таких металлов, камней или изделий. Данные правила установлены Федеральным законом от 26 марта 1998 г. и иными нормативными правовыми актами, изданными в соответствии с ним. См., например, Постановление Правительства РФ от 5 апреля 1999 г. N 372 «О сертификации драгоценных металлов и драгоценных камней и продукции из них». От рассматриваемого административного правонарушения следует отличать незаконный оборот драгоценных металлов и драгоценных камней или жемчуга. Совершение сделки, связанной с драгоценными металлами, природными драгоценными камнями либо жемчугом, в нарушение правил, установленных законодательством РФ, а равно незаконные хранение, перевозка или пересылка драгоценных металлов, природных драгоценных камней либо жемчуга в любом виде, состоянии, за исключением ювелирных и бытовых изделий и лома таких изделий, образуют состав преступления, предусмотренный ст. 191 УК РФ.

Обязательным признаком объективной стороны административного правонарушения по смыслу комментируемой статьи является место его совершения. Ответственность за нарушение указанных выше правил обращения с драгоценными металлами и драгоценными камнями наступает только в том случае, если оно совершено в организациях, уполномоченных совершать операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями во всех видах или изделиями, их содержащими.

6. Субъектами административных правонарушений, предусмотренных данной статьей, могут быть должностные лица организаций, совершающих операции с драгоценными металлами, драгоценными камнями во всех видах или изделиями, их содержащими, а также сами эти организации как юридические лица.

7. Дела об административных правонарушениях рассматривают должностные лица органов, осуществляющих федеральный пробирный надзор и государственный контроль за производством, извлечением, переработкой, использованием, обращением, учетом и хранением драгоценных металлов и драгоценных камней (ст. 23.54), а также органов, осуществляющих функции по контролю и надзору в сфере защиты прав потребителей и потребительского рынка (ст. 23.49) в соответствующих сферах.

Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица указанных выше органов (ч. 1 ст. 28.3), а также органов внутренних дел (полиции) (п. 1 ч. 2 ст. 28.3).

Ответственность за незаконный оборот

  1. Дгарметаллов. Зависит от стоимости драгоценностей, которые стали объектом преступления. Максимальное наказание, которое предусмотрено Уголовным кодексом – 5 лет обязательных работ или лишения свободы для частных лиц, и до семи лет со штрафом до миллиона рублей для группы лиц (два человека тоже считаются группой).
  2. Камней. Ответственность за оборот камней предусмотрена в том же объёме. Вероятность получить максимальный срок зависит от стоимости камней, с которыми была проведена незаконная операция.
  3. Жемчуга. Жемчуг перечисляется среди драгоценных камней отдельно, но ответственность за его оборот такая же, как и за другие камни и металлы. Если жемчуг не является частью украшения или бытового изделия – он предмет преступления.

При определении противоправности сделки для вменения ответственности по 191 статье необходимо исходить из того, что правила совершения действий с предметами, указанными в диспозиции нормы, устанавливаются законодательством. Следовательно, субъект должен соблюдать предусмотренные правила.

В соответствии с положениями 2 статьи ФЗ № 41 (пункты 3, 4), участки недр, в которых содержатся драгметаллы, природные камни, могут выделяться в пользовании исключительно на основании лицензий на добычу этих предметов, выданных в порядке, закрепленном законодательством. В свою очередь, собственниками этих ценностей становятся (с некоторыми ограничениями) субъекты, их извлекшие из недр, если добыча осуществлялась правомерно. Законным владельцем драгметаллов, природных камней, полученных из недр противоправным способом, выступает Российская Федерация.

Хищники или старатели?

Хищниками называют людей, которые занимаются добычей золота без лицензий и разрешений. Слово было известно ещё в дореволюционной России, так как и в те времена получить лицензию могли далеко не все.

Оборудование хищника за столетие мало изменилось. Это кайло, лопата, лоток, примитивные приборы для поиска золота. Мало кто пользуется дорогими современными средствами, так как их могут отобрать. Причём не только правоохранительные органы, но и криминал.

Все хищники мечтают разбогатеть, но это удаётся единицам. Даже если черный старатель напал на золотоносный участок, сбыть найденное — большая проблема. Чаще всего сам хищник становится жертвой криминала или завистливых коллег-старателей.

В интернете без труда можно найти массу историй про удачливых старателей, которые за свои труды получили сроки, а золото было конфисковано. Мужчина в Бурятии всё лето мыл золото, и намыл около трёх килограммов. Его поймали на трассе сотрудники ФСБ. Скорее всего хищника-счастливчика сдали свои же друзья-старатели. Мужчине присудили два года условно и конфисковали золото.

Добыча драгметалла с помощью лотка — это тяжелейший труд. Но он в России вне закона. Множество старателей гибнет от рук бандитов или в тайге, оставшись без помощи.

В хищники люди идут не от хорошей жизни. На поиски многих гонит не жажда приключений, а безработица, естественное желание прокормить семью.

Легализация добычи рассыпного золота могла бы решить массу проблем.

  • ликвидировать безработицу во многих населённых пунктах;
  • привлечь людей в регионы Сибири и Дальнего Востока, откуда сейчас наблюдается массовый отток населения;
  • увеличить добычу драгметалла в стране;
  • наполнить бюджет за счёт сдачи легального золота населением.

Кустарный способ добычи весьма перспективен во многих регионах России. Старатели часто находят новые месторождения, такие прецеденты часто бывали в других странах. Многие жители Бурятии, Магаданской области готовы искать золото на непромышленных россыпях, но их удерживает лишь один фактор — их деятельность будет считаться незаконной.

Лучший вариант легализации незаконной добычи золота — это продажа лицензий, как в Австралии. Лицензию на поиск и добычу золота здесь можно купить в интернете за 30 долларов. Многих туристов привлекает эта простая схема, и они едут на пятый континент в поисках золота. Сколько в среднем находит каждый турист австралийская статистика скромно умалчивает, зато любая находка самородка становится достоянием прессы. За счёт этого процветает туризм в Австралии.

Как проходит расследование незаконного оборота драгметаллов

Расследование начинается с факта обращения в правоохранительные органы. Это делает свидетель или пострадавший от действий злоумышленников. Если ничьи интересы ущемлены не были или о сделке или хранении никто не знает, то нет оснований для возбуждения уголовного дела, и расследование не начнется.

Второе, что необходимо для расследования – предмет преступления, т.е. драгоценные камни или металлы. Если была совершена сделка, значит, они должны где-то находиться, и обнаружение их местонахождения – ключевой момент в расследовании. Когда предмет преступления обнаружен, его изымают из места хранения с соблюдением соответствующих процедур. Затем материалы направляются на экспертизу, и только после получения ее результатов следственные органы могут требовать документы о сделке.

Последний этап – определение подлинности и законности самих документов. Если они не соответствуют правилам, установленным в законе, то сделка признается противоправной, а ее участники – преступниками.

Нормы законодательства и статистика

Для изготовления и реализации ювелирных изделий из драгметаллов необходима специальная лицензияю

Законодательство предусматривает несколько способов оборота драгоценностей в зависимости от их состояния и способа использования. Самородные драгоценные камни и металлы добывают специальные организации, имеющие государственную лицензию.

Часть добытого поставляется в золотой запас государства, и только после этого добывающая организация может реализовать продукты своего труда. Продавать их она может только другим организациям – заводам по изготовлению различных приборов и ювелирных изделий, но не частным лицам.

Ювелирные изделия из драгоценных камней и металлов изготавливают и реализуют лицензированные организации. Покупателем может быть частное лицо или предприятие. Также частные лица могут дарить и оставлять украшения на хранение. Важное условие законности сделки – наличие чека и документов, подтверждающих передачу собственности. То же касается лома ювелирных изделий – украшений, пришедших в негодность и требующих починки.

Приборы и бытовые предметы, содержащие в своем составе драгоценные металлы и камни, свободно продаются и могут быть собственностью частного лица или организации. Исправность или неисправность прибора значения не имеет. Здесь также важен чек, но контроль за такими операциями менее строгий.

Все остальные операции считаются незаконными и преследуются органами охраны правопорядка. Согласно статистике за 2021 год, преступления, связанные с оборотом драгоценностей, составляли около 0,3-0,5% от всего числа экономических преступлений в нашей стране. При этом данное соотношение не менялось на протяжении с 2003 года. Это объясняется относительно стабильной ситуацией в стране – если взглянуть на статистику начала-середины 90-х, цифры будут гораздо выше.

Кроме того, совершить преступление в этой сфере довольно сложно, особенно в той области, которая касается добывающего и ювелирного бизнеса. Это достаточно узкий сектор экономики, в котором большое значение имеет репутация, и злоумышленники вынуждены вступать в крупные сговоры или отказываться от преступной деятельности. Гораздо более распространенное преступление – кража ювелирных изделий и их продажа в ломбарды или через частные ювелирные мастерские.

В чем опасность деяния

С теми, кто пытается сбыть найденное золото, правоохранители особо не церемонятся. Но в чем заключается признак преступления — общественная опасность этого деяния? Ведь, казалось бы, в желании человека заработать на попавшем в его руки сокровище нет ничего предосудительного, и кражей это не назовешь…

«Дело в том, что житель Приамурья нашел золото не в виде монет или ювелирных украшений. Это было шлиховое золото в виде зерен разного размера. Получается, что этот металл был добыт из земли, а все природные ископаемые, не введенные в гражданский оборот, принадлежат государству», — объясняет юрист Александр Прудников, специализирующийся в том числе и на проблемах «кладов».

По словам Прудникова, золото вводится в гражданский оборот после того, как специализированные предприятия или старатели сдают его государству на переработку. Из него изготавливают слитки, которые в дальнейшем передают либо на ювелирные заводы, либо используют для изготовления монет и других вещей. Если бы житель Приамурья нашел банку с монетами или любым другим золотом в переработанном виде, это была бы совершенно другая ситуация, и под уголовную статью он бы не попал.

Читайте также:  Калькулятор растаможки авто 2023

«В чем заключается общественная опасность такого деяния, как продажа необработанного золота, — это тайна, покрытая мраком. Продавать золотые монеты или ювелирные украшения можно, но желтый металл, добытый из земли, нельзя, хотя и непонятно, в чем ущерб от такого действия для государства», — сетует кладоискатель Владимир Порываев.

Судебная практика по статье 191 УК РФ

Подборка судебной практики с комментариями специалистов представлена на сайте электронно-правовой системы «Консультант плюс». Также примеры судебных решений, приговоров и апелляционных обращений можно найти на многочисленных форумах, посвящённых данному вопросу.

Гражданин РФ Петров В. А. совершил деяние, квалифицируемое как незаконный, умышленный оборот драгметаллов в виде золота. Действуя умышленно, из корыстных побуждений, он в течение 7 месяцев неоднократно приобретал у неустановленных лиц кусочки шлихового золота по 50-100 граммов. В дальнейшем он планировал перепродать всю партию целиком. Общая масса незаконно приобретённого им золота составила 2047,31 грамм, стоимость оценена в 4 млн. рублей. Хранение осуществлялось на личной жилплощади обвиняемого по адресу г. Н ул. Нская д.1 кв. 1.

В ходе досудебного расследования установлено:

  • обвиняемый имел прямой умысел на совершение преступления и осознавал, что купленное им золото добыто криминальным путём;
  • стоимость ценностей, которые хранились у Петрова, оценена как крупный размер.

Обвиняемый в ходе следственных мероприятий признал свою вину. У суда не возникло сомнений в виновности подсудимого.

Кто они, черные старатели?

Еще на Руси существовали люди, которые занимались поиском драгметаллов, не имея на то никаких разрешений. Впрочем, в этом нет ничего удивительного, ведь во все времена люди хотели жить лучше, обеспечивать семью и приносить домой достойный заработок.

Но, отправляясь в путь за лучшим будущим, не стоит забывать о том, что в нашей стране подобная деятельность считается незаконной. А значит, намытое золото будет не так просто реализовать.

Многие люди, решившие заняться поиском Au, предпочитают работать не на себя, а в группе. То есть определенная организация, у которой есть лицензия, набирает людей и вывозит их на объект. Там они работают, ищут золото, сдают его представителю организации и получают за это деньги. Условия проживания и питание оплачивает работодатель. Но не всех старателей устраивают условия работы, которые им предлагают, некоторые предпочитают работать на себя.

Нормы законодательства и статистика

Для изготовления и реализации ювелирных изделий из драгметаллов необходима специальная лицензияю

Законодательство предусматривает несколько способов оборота драгоценностей в зависимости от их состояния и способа использования. Самородные драгоценные камни и металлы добывают специальные организации, имеющие государственную лицензию.

Часть добытого поставляется в золотой запас государства, и только после этого добывающая организация может реализовать продукты своего труда. Продавать их она может только другим организациям – заводам по изготовлению различных приборов и ювелирных изделий, но не частным лицам.

Ювелирные изделия из драгоценных камней и металлов изготавливают и реализуют лицензированные организации. Покупателем может быть частное лицо или предприятие. Также частные лица могут дарить и оставлять украшения на хранение. Важное условие законности сделки – наличие чека и документов, подтверждающих передачу собственности. То же касается лома ювелирных изделий – украшений, пришедших в негодность и требующих починки.

Приборы и бытовые предметы, содержащие в своем составе драгоценные металлы и камни, свободно продаются и могут быть собственностью частного лица или организации. Исправность или неисправность прибора значения не имеет. Здесь также важен чек, но контроль за такими операциями менее строгий.

Все остальные операции считаются незаконными и преследуются органами охраны правопорядка. Согласно статистике за 2021 год, преступления, связанные с оборотом драгоценностей, составляли около 0,3-0,5% от всего числа экономических преступлений в нашей стране. При этом данное соотношение не менялось на протяжении с 2003 года. Это объясняется относительно стабильной ситуацией в стране – если взглянуть на статистику начала-середины 90-х, цифры будут гораздо выше.

Кроме того, совершить преступление в этой сфере довольно сложно, особенно в той области, которая касается добывающего и ювелирного бизнеса. Это достаточно узкий сектор экономики, в котором большое значение имеет репутация, и злоумышленники вынуждены вступать в крупные сговоры или отказываться от преступной деятельности. Гораздо более распространенное преступление – кража ювелирных изделий и их продажа в ломбарды или через частные ювелирные мастерские.

Как проходит расследование незаконного оборота драгметаллов

Расследование начинается с факта обращения в правоохранительные органы. Это делает свидетель или пострадавший от действий злоумышленников. Если ничьи интересы ущемлены не были или о сделке или хранении никто не знает, то нет оснований для возбуждения уголовного дела, и расследование не начнется.

Второе, что необходимо для расследования – предмет преступления, т.е. драгоценные камни или металлы. Если была совершена сделка, значит, они должны где-то находиться, и обнаружение их местонахождения – ключевой момент в расследовании. Когда предмет преступления обнаружен, его изымают из места хранения с соблюдением соответствующих процедур. Затем материалы направляются на экспертизу, и только после получения ее результатов следственные органы могут требовать документы о сделке.

Последний этап – определение подлинности и законности самих документов. Если они не соответствуют правилам, установленным в законе, то сделка признается противоправной, а ее участники – преступниками.

На любом из этих этапов дело может оказаться закрыто из-за невозможности перейти на следующий этап расследования:

  • На этапе заявления – если никто не обратился в следственные органы или заявитель отказался от заявления;
  • На этапе поиска драгоценностей – если они не были найдены или изъяты без оформления документов;
  • На этапе экспертизы – если материалы были признаны не подлежащими особому учету, а именно: Не являются драгоценностями;
  • Непригодны к ювелирной обработке;
  • Искусственно выращены;

Особенности преступления

Российское законодательство требует оформлять любые сделки с ювелирными украшениями и иными драгметаллами с помощью соответствующих документов. Это требование касается не только продажи, но и дарения, перевозки и хранения таких изделий.

На практике семейные украшения передаются из поколения в поколение без каких-либо документов, но таких документов для них не было изначально. А вот купленные в ювелирном магазине вещи имеют чек, подтверждающий факт продажи. Этот чек стоит хранить.

В отношении самородков ограничения намного жёстче. Добывать их могут только лицензированные организации и в количествах, строго определённых государством. При этом их хранение и оборот частными лицами запрещён вообще. Покупать и хранить можно только обработанные ювелирные изделия и оборудование, в котором использованы драгоценные металлы. Другие виды оборота драгоценных металлов незаконны.


Похожие записи:

Напишите свой комментарий ...