Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Новый стандарт по учету имущества казны». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Исчерпывающий перечень имущества, составляющего государственную казну РФ, казну субъекта РФ, казну муниципального образования, на законодательном уровне не определен. Источники формирования и состав имущества казны устанавливаются нормативными правовыми актами собственника.
Амортизация объектов имущества казны
Начисление амортизации на объекты имущества казны зависит от того, было ли данное обязательство закреплено нормативно-правовым актом финансового органа. При отсутствии данного обязательства, начисление амортизации не осуществляется.
Расчет и единовременное начисление амортизации на объекты имущества казны за период нахождения их в составе нефинансовых активов при вовлечении их в хозяйственный оборот (передача объектов казны в аренду, безвозмездное пользование, постоянное пользование или оперативное управление).
По объектам, которые были включены в состав имущества казны после прекращения права оперативного управления или хозяйственного ведения, сумма амортизации, начисленная последним правообладателем, должна быть принята к учету в общей сумме.
Начисления амортизации, в случаях, когда имущество казны находится в концессии, осуществляется уполномоченным субъектом в соответствии с положениями федерального стандарта «Концессионные соглашения».
Обобщим вышеизложенное. Источники формирования, состав казны, документы-основания по движению имущества казны, порядок бюджетного учета устанавливаются нормативными правовыми актами публично-правового образования.
Нефинансовые активы, составляющие казну, в разрезе материальных и нематериальных основных фондов, непроизведенных активов, материальных запасов учитываются на счете 0 108 00 000 «Нефинансовые активы имущества казны». Учет на указанном счете ведется в стоимостном выражении без ведения инвентарного и аналитического учета объектов имущества. На объекты материальных и нематериальных основных фондов с даты их включения в состав имущества казны амортизация не начисляется.
В правовом акте по бюджетному учету казны должны быть закреплены типовые корреспонденции счетов по отражению в учете операций, не предусмотренных Инструкцией N 162н, таких как приобретение (создание) объектов имущества казны, принятие в состав казны бесхозяйного имущества, излишков имущества, выбытие имущества из состава казны вследствие его реализации, приватизации, списания в результате ветхого состояния (износа), порчи, недостачи, хищения, террористического акта, стихийных, иных бедствий и др.
Что не относится к объектам ОС
В пункте 39 инструкции 157н сказано, что к ОС не относятся: предметы, служащие менее 12-ти месяцев, независимо от их стоимости и материальные объекты имущества, относящиеся к материальным запасам, находящиеся в пути или числящие в составе незавершенных капитальных вложений, готовой продукции (изделий), товаров.
Согласно п 7 СНГ ОС к основным средствам не относятся:
-
непроизведенные активы;
-
имущество, составляющее государственную (муниципальную) казну, если иное не предусмотрено Стандартом;
-
материальные ценности, в том числе объекты недвижимого имущества, предназначенные для продажи и (или) учитываемые в составе запасов;
-
материальные ценности, в том числе объекты незавершенного строительства, числящиеся в составе капитальных вложений;
-
биологические активы.
Особо ценное движимое имущество казенного учреждения что относится
Кроме того, бюджетные и автономные учреждения не могут самостоятельно распорядиться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ними учредителем или приобретенным за счет средств, выделенных учредителем. Заметим, что особо ценным движимым имуществом, приобретенным за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности, бюджетные и автономные учреждения вправе распоряжаться самостоятельно.
3. Имущество, отчуждение которого осуществляется в специальном порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами РФ, в том числе музейные коллекции и предметы, находящиеся в федеральной собственности и включенные в состав государственной части Музейного фонда РФ, а также документы Архивного фонда РФ и национального библиотечного фонда.
- для федеральных учреждений — размер, установленный федеральными органами государственной власти, осуществляющими функции и полномочия учредителя, в отношении соответствующих федеральных бюджетных учреждений в интервале от 200 до 500 тыс. руб.;
- для бюджетных учреждений субъекта РФ — размер, установленный нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ в интервале от 50 до 500 тыс. руб.;
- для муниципальных учреждений — размер, установленный нормативным правовым актом местной администрации в интервале от 50 до 200 тыс. руб.;
- недвижимое имущество (вне зависимости от источника его приобретения);
- особо ценное движимое имущество, учитываемое по КФО 4;
- особо ценное движимое имущество, учитываемое по КФО 2 и КФО 7, – в части имущества, приобретенного за счет средств от приносящей доход деятельности и средств ОМС до изменения типа учреждения.
Особо ценное движимое имущество (Сильвестрова Т
— для автономных учреждений, которые созданы на базе имущества, находящегося в муниципальной собственности, и муниципальных бюджетных учреждений — размер, установленный нормативным правовым актом местной администрации в интервале от 50 тыс. до 200 тыс. руб. либо органами местного самоуправления, осуществляющими функции и полномочия учредителя в отношении соответствующих муниципальных автономных и бюджетных учреждений, в интервале, установленном нормативным правовым актом местной администрации с соблюдением указанных ограничений, если этим нормативным правовым актом такое право будет предоставлено органам, осуществляющим функции и полномочия учредителя;
Исходя из вышеперечисленных норм законодательства, а также норм Инструкций N N 162н , 174н , Постановления N 538 и др. классификация движимого имущества на особо ценное и иное существует только в отношении бюджетных и автономных учреждений. У казенного учреждения особо ценного движимого имущества нет. Все действия, совершаемые казенным учреждением с имуществом, согласовываются с учредителем. Следовательно, учреждение при смене статуса (при переходе из бюджетного в казенное) все имущество, числящееся у него по коду вида деятельности 1, продолжает учитывать по этому коду вида деятельности.
Нефинансовые активы: внутрибюджетная передача
Автор: Ю. Васильев /к.э.н., генеральный директор КГ «Аюдар».В редакцию журнала пришло письмо с просьбой ответить на вопрос, как отражать в бюджетном учете операции по передаче основных средств головной организацией своему филиалу.
Дело в том, что Инструкция № 70н[1] не содержит разъяснений по вопросу передачи нефинансовых активов между учреждениями, находящимися в ведении одного распорядителя, или от распорядителя получателю средств.
Нет в инструкции и ответа на вопрос, какими проводками отражать в учете передачу основных средств или других нефинансовых активов между учреждениями, которые финансируются из разных бюджетов.
В своем выступлении на конференции ИПБУ
«Особенности бухгалтерского учета и налогообложения в бюджетных организациях»
, которая прошла в начале декабря 2005 года, представитель Минфина РФ В. А. Зеленский в числе изменений, которые должны быть внесены в Инструкцию № 70н, назвал позиции отражения в учете операций межбюджетной и внутрибюджетной передачи активов. При этом он отметил, что межбюджетную передачу нефинансовых активов предполагается отражать в учете через доходы (следует понимать, что если у одной стороны доходы, то у другой – расходы).
Передача имущества внутри одного бюджета будет приравнена к безвозмездной передаче имущества. В свою очередь, операции по получению доходов, отражению расходов, по безвозмездному выбытию и получению имущества Инструкцией № 70н предусмотрены.
В данной статье будут рассмотрены операции по внутрибюджетной передаче имущества.
Это может быть передача от одного распорядителя к другому, между получателями бюджетных средств, находящихся в ведении разных распорядителей (внутрибюджетная передача), а также от распорядителя к получателю бюджетных средств или между получателями бюджетных средств, находящихся в ведении одного распорядителя (внутриведомственная передача).Внутрибюджетная или внутриведомственная передача имущества на практике встречается довольно часто. Несмотря на то, что Инструкция № 70н не содержит указаний по отражению данных операций, их необходимо отражать в учете. Какой выход нашли бухгалтеры бюджетных учреждений в этом случае?
С 1 января 2009 г. согласно Инструкции N 148н имущество казны учитывается по новым правилам на отдельном счете 0 108 00 000 «Нефинансовые активы имущества казны». Имущество казны учитывается в разрезе материальных основных фондов, нематериальных основных фондов, непроизведенных активов и материальных запасов на счетах второго порядка (п. 89 Инструкции N 148н):
— 1 108 01 000 «Недвижимое имущество в составе имущества казны»;
— 1 108 02 000 «Движимое имущество в составе имущества казны»;
— 1 108 03 000 «Нематериальные активы в составе имущества казны»;
— 1 108 04 000 «Непроизведенные активы в составе имущества казны»;
— 1 108 05 000 «Материальные запасы в составе имущества казны».
К недвижимому имуществу казны относятся произведенные материальные основные фонды и объекты, не завершенные строительством, которые впоследствии могут быть приняты к бюджетному учету в составе основных средств и капитальных вложений в основные средства как объекты недвижимого имущества.
К движимому имуществу казны относятся объекты произведенных материальных основных фондов, которые в дальнейшем могут быть приняты к учету в составе основных средств и капитальных вложений в основные средства как объекты движимого имущества.
Непроизведенные активы казны — это активы, не являющие продуктами производства, права собственности на которые установлены и законодательно закреплены (земля, ресурсы недр и пр.), которые впоследствии могут быть приняты к учету в качестве непроизведенных активов.
Нематериальные активы казны — объекты произведенных нематериальных основных фондов, которые впоследствии могут быть приняты к учету в качестве нематериальных активов.
Материальные запасы казны — произведенные материальные запасы (сырье, материалы, продукция), которые впоследствии могут быть приняты к учету в качестве материалов.
Обратите внимание: в целях бюджетного учета среди критериев отнесения объектов к имуществу казны нет критерия стоимости. Все объекты принимаются к учету в объеме фактических затрат при их приобретении, строительстве (создании), модернизации (реконструкции, достройке, дооборудовании). Определяющим является условие принятия их в дальнейшем в состав соответствующих нефинансовых активов (п. п. 89 — 96 Инструкции N 148н).
Правилами Инструкции N 148н не предусмотрен инвентарный учет объектов казны. Так, если аналитический учет основных средств ведется на инвентарных карточках (п. 23 Инструкции N 148н), то для объектов имущества казны правила аналитического учета соответствуют правилам аналитического учета, установленным для ведения реестра имущества соответствующего публично-правового образования. Однако финансовый орган соответствующего бюджета бюджетной системы РФ (далее — финансовый орган) имеет право установить порядок инвентарного и аналитического учета объектов имущества казны согласно порядку бюджетного учета объектов основных средств, нематериальных активов, непроизведенных активов и материальных запасов, установленным Инструкцией N 148н.
Объекты казны отражаются в бюджетном учете в стоимостном выражении (последний абзац п. 89 Инструкции N 148н).
Бухгалтерский учет операций с имуществом казны осуществляется в порядке, установленном Инструкцией N 148н для отражения операций с нефинансовыми активами. В то же время порядок и периодичность отражения операций с объектами в составе имущества казны в бюджетном учете устанавливаются финансовым органом на основании информации из реестра имущества соответствующего публично-правового образования.
Учет операций по выбытию и перемещению объектов имущества казны ведется в Журнале операций по выбытию и перемещению нефинансовых активов.
Учет имущества в 2021 году: 10 “горячих” вопросов
1. Федеральный стандарт бухгалтерского учета государственных финансов «Государственная (муниципальная) казна» (далее — Стандарт) разработан в целях обеспечения единства системы требований к бюджетному учету активов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, операций, изменяющих указанные активы (далее — бюджетный учет).
2. Стандарт устанавливает единые требования к бюджетному учету активов, классифицируемых нефинансовыми активами имущества казны.
3. Положения Стандарта применяются одновременно с применением положений федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора»1, и других федеральных стандартов бухгалтерского учета государственных финансов, единой методологией бюджетного учета и бюджетной отчетности2, установленной в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации (далее — нормативные правовые акты, регулирующие ведение бюджетного учета и составление бюджетной отчетности).
4. Стандарт не применяется в отношении:
а) биологических активов;
б) библиотечных фондов, независимо от срока их полезного использования;
в) финансовых инструментов;
г) незавершенного производства, возникающего в деятельности получателя бюджетных средств, осуществляющего функции подрядчика по договорам строительного подряда, порядок учета которого устанавливается нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бюджетного учета и составление бюджетной отчетности;
д) объектов, относящихся к активам культурного наследия.
5. Термины, определения которым даны в других нормативных правовых актах, регулирующих ведение бюджетного учета и составление бюджетной отчетности, используются в Стандарте в том же значении, в каком они используются в этих нормативных правовых актах.
6. В Стандарте используются следующие термины в указанных значениях.
Нефинансовые активы имущества казны — являющиеся активами объекты государственного (муниципального) имущества, за исключением финансовых активов, составляющие государственную казну Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальную казну, включая основные средства, нематериальные активы, непроизведенные активы и материальные запасы, не закрепленные за государственными (муниципальными) предприятиями и учреждениями.
Группа нефинансовых активов имущества казны — совокупность нефинансовых активов имущества казны, выделяемая для целей бюджетного учета, информация по которым раскрывается в бюджетной отчетности обобщенным показателем.
Основными группами нефинансовых активов имущества казны являются:
недвижимое имущество, составляющее казну;
движимое имущество, составляющее казну;
ценности государственных фондов России;
нематериальные активы, составляющие казну;
непроизведенные активы, составляющие казну;
материальные запасы, составляющие казну;
прочие активы имущества казны;
нефинансовые активы, составляющие казну в концессии.
Амортизация нефинансового актива имущества казны — стоимость объектов нефинансовых активов, составляющих государственную казну Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальную казну, перенесенная за период учета в течение срока их полезного использования на расходы (на уменьшение финансового результата).
7. Признание в бюджетном учете нефинансовых активов имущества казны осуществляется исходя из положений Стандарта, иных нормативных правовых актов, регулирующих ведение бюджетного учета и составление бюджетной отчетности, с учетом их классификации при признании в одну из групп нефинансовых активов имущества казны, указанных в пункте 6 Стандарта.
Признание в бюджетном учете нефинансовых активов имущества казны, а также изменяющие их факты хозяйственной жизни отражаются в бюджетном учете на основании первичных учетных документов и (или) сводных учетных документов.
Субъектами учета нефинансовых активов имущества казны являются органы государственной власти (государственные органы), органы местного самоуправления и (или) учреждения, уполномоченные на управление и распоряжение имуществом, составляющим государственную (муниципальную) казну, или выполняющие полномочие концедента, учредителя управления государственным (муниципальным) имуществом соответствующего публично-правового образования.
8. Первоначальной стоимостью вновь выстроенных (созданных, приобретенных) зданий, сооружений и иного имущества, отнесенного согласно законодательству Российской Федерации к недвижимому имуществу (в том числе воздушных и морских судов, судов внутреннего плавания, космических объектов) и движимого имущества, составляющего казну, в том числе созданного хозяйственным способом, является сумма фактических затрат на их приобретение, создание, изготовление, увеличение первоначальной (балансовой) стоимости имущества, составляющего казну, в результате работ по достройке, реконструкции зданий (сооружений), в том числе с элементами реставрации, технического перевооружения.
9. Первоначальной стоимостью при признании нефинансовых активов имущества казны, поступающих путем необменных операций, в частности выморочное имущество, конфискованное имущество, подарки государственным служащим, полученные в связи с исполнением ими должностных обязанностей, имущество, обращенное в собственность государства, имущество приобретаемое в следствии дарения в пользу публично-правового образования, является стоимость, указанная в документе, устанавливающем возникновение государственной (муниципальной) собственности, либо справедливая стоимость на дату признания, определяемая методом рыночных цен.
Первоначальной стоимостью при признании нефинансовых активов имущества казны в случаях прекращения имущественных прав у государственных (муниципальных) учреждений и предприятий, за которыми было закреплено указанное имущество на праве оперативного управления или хозяйственного ведения, является стоимость, отраженная передающей стороной (учреждением, предприятием) в передаточных документах.
В случае если при признании в бюджетном учете нефинансовые активы имущества казны, поступающие путем необменных операций, не могут быть оценены по справедливой стоимости и документы, подтверждающие поступление нефинансовых активов имущества казны, не содержат информацию об их стоимости, в целях обеспечения непрерывного ведения бюджетного учета и полноты отражения в бюджетном учете свершившихся фактов хозяйственной деятельности первоначальная стоимость нефинансовых активов имущества казны признается в условной оценке — один объект, один рубль.
10. Земельные участки в составе государственной (муниципальной) казны учитываются по их кадастровой стоимости (стоимости, указанной в документе на право пользования земельным участком, расположенном за пределами территории Российской Федерации), а при отсутствии кадастровой стоимости земельного участка — по стоимости, рассчитанной исходя из наименьшей кадастровой стоимости квадратного метра земельного участка, граничащего с объектом учета, либо, при невозможности определения такой стоимости, — в условной оценке, один квадратный метр — 1 рубль.
11. Объекты имущества в составе государственной (муниципальной) казны отражаются в бюджетном учете в стоимостном выражении с указанием реестрового номера имущества в реестре государственного (муниципального) имущества. В целях контроля соответствия учетных данных по объектам нефинансовых активов, составляющих государственную (муниципальную) казну, сформированных в результате отражения операций, изменяющих показатели в денежном (стоимостном) выражении указанных активов на соответствующих счетах аналитического учета Рабочего плана счетов, осуществляется сверка учетных данных с данными реестра государственного (муниципального) имущества.
Аналитический учет объектов в составе нефинансовых активов имущества казны осуществляется в структуре, установленной для ведения реестра государственного (муниципального) имущества соответствующего публично-правового образования.
Изменения в Инструкции № 157н, вступающие в силу с 2021 г.
В основном коррективы связаны со вступлением в силу новых стандартов.
Например, при учете по стандарту «Нематериальные активы» по счетам 102.00, 104.00, 106.00, 114.00 применяйте единые аналитические коды видов синтетических счетов:
- N — научные исследования (научно-исследовательские разработки);
- R — опытно-конструкторские и технологические разработки;
- I — программное обеспечение и базы данных;
- D — иные объекты интеллектуальной собственности.
Собственные аналитические коды можно предусмотреть по согласованию с учредителем только для объектов из группы D.
Операции с нематериальными активами, которые получили по лицензионному договору, учитывайте на счетах 111.60, 106.60 и 104.60. Аналитические коды видов те же: N, R, I, D. Забалансовый счет 01 для учета таких объектов больше не используйте.
На счете 114.60 учитывайте обесценение прав пользования нематериальными активами. Сейчас на нем отражается обесценение непроизведенных активов, но с нового года для этих целей предусмотрен счет 114.70.
Ввели и другие счета, например, для исправления ошибок прошлых лет, выявленных контролерами:
- 304.66 «Иные расчеты года, предшествующего отчетному, выявленные по контрольным мероприятиям»;
- 304.76 «Иные расчеты прошлых лет, выявленные по контрольным мероприятиям»;
- 401.16 «Доходы финансового года, предшествующего отчетному, выявленные по контрольным мероприятиям»;
- 401.17 «Доходы прошлых финансовых лет, выявленные по контрольным мероприятиям»;
- 401.26 «Расходы финансового года, предшествующего отчетному, выявленные по контрольным мероприятиям»;
- 401.27 «Расходы прошлых финансовых лет, выявленные по контрольным мероприятиям».
Счета 304.84 и 304.94 для исправления ошибок прошлых лет по внутриведомственным расчетам исключены.
В Инструкции с 2020 г. предусмотрели счет 106.50 для учета вложений в имущество казны. В Единый план счетов его ввели только с 2021 г. По плану счетов № 162н дата начала применения счета также приходится на следующий год. Таким образом, внедрить новшество надо с 2021 г.
Уточнили правила составления кассовой книги. Если вы ведете и храните ее в электронном виде с квалифицированной ЭП, одновременно применяйте новую электронную форму журнала регистрации приходных и расходных кассовых ордеров (ф. 0504093).
Необоснованные причины для непринятия имущества в казну.
Как мы уже отмечали, суды не признают правовую позицию органов власти об отсутствии у учреждений права возврата в казну неиспользуемого имущества. То есть норма п. 2 ст. 296 ГК РФ, наделяющая собственника правом изъятия имущества, одновременно создает для него обязанность принять имущество. Чтобы препятствовать возврату имущества в казну, органы по управлению имуществом приводят разнообразные частные причины, которые суды оценивают как не имеющие правового значения. Приведем эти доводы, поскольку с ними учреждения могут столкнуться в ходе процедуры возврата имущества в казну.
Журнал “Руководитель автономного учреждения” № 6/2019
Управление имуществом предполагает не только его эксплуатацию, но и реализацию при невозможности получить от его использования хотя бы нулевой финансовый результат. Не используемое для выполнения госзадания имущество автономные учреждения содержат за свой счет. Для многих из них избавление от таких объектов – вопрос не только повышения эффективности, но и выживания. Но может ли АУ инициировать возврат неиспользуемого имущества его собственнику? Наделены ли учреждения таким правом? Какие обстоятельства могут затруднить процедуру возврата имущества в казну? Обо всем этом – далее в статье.
Общая характеристика Росимущества
Росимущество находится в структуре Министерства экономического развития. Именно этот орган занимается непосредственным управлением государственной собственностью. Структура работает в области земельных правоотношений. Она реализует свои полномочия по предоставлению государственных услуг.
Росимущество призвано управлять государственной собственностью, осуществлять анализ приватизационных процессов, исследовать маркетинговые, научно-технические и социологические аспекты. На основе полученных данных должны вноситься предложения по модернизации существующих экономических механизмов и методов.
Росимущество обязано рассматривать проблему модернизации государственных акционерных обществ. Должны разрабатываться программы по проведению земельных реформ. Необходимо также составлять нормативные акты, связанные с вопросами владения, распоряжения, учета, приватизации и контроля над федеральной собственностью.
Роль органов по управлению имуществом в процедуре возврата.
Такими органами выступают Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, уполномоченный орган по управлению государственным имуществом субъекта РФ (например, департамент по управлению имуществом области), орган местного самоуправления, наделенный полномочиями в сфере управления муниципальным имуществом (например, комитет по управлению имуществом городского округа).
Исходя из переданных им полномочий Росимущество и иные органы по управлению имуществом обладают специальной правоспособностью, их деятельность направлена на реализацию целей и задач, установленных законодательством, в частности на обеспечение эффективного управления государственным имуществом. В связи с этим предоставленное законом право изъятия не используемого учреждением имущества является одновременно обязанностью органа по управлению имуществом (Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03. 2017 по делу № А13-12753/2016).
Рубрика «Вопросы и ответы»
Вопрос №1. Кто в учреждениях определяет отнесение имущества к ОЦДИ по перечню, установленному органом управления?
В учреждении избираются постоянно действующие комиссии. Утверждение состава и срока действия полномочий осуществляется приказом руководителя. В обязанности комиссии входит проведение инвентаризаций, переоценок и списания ОЦДИ.
Вопрос №2. Можно ли принять на учет имущество в частичной стоимости? Оплата была произведена частично за счет средств, поступивших от ведения деятельности.
Поставить частично на учет нельзя. Имущество представляет собой единый инвентарный объект, постановка на учет которого производится в полном объеме.
Вопрос №3. Имеет ли право учреждение самостоятельно определить перечень особо ценного имущества, если утвержденный учредителем список отсутствует?
Нет, самостоятельное распоряжение имуществом, включая определение категории учреждением не допускается. Кроме утверждения перечня ОЦДИ учредитель должен довести приказ до организации.
Вопрос №4. Как производится модернизация ОЦДИ – замена одного из блоков, составляющих имущественный комплекс?
Принятие решения о замене части имущества осуществляется на основании решения инвентаризационной комиссии. Далее производится частичная ликвидация одного из блоков имущества и последующее дооборудование с увеличением стоимости имущества.
Вопрос №5. Как часто корректируются величины стоимости имущества?
Изменение показателей устанавливается по договоренности с учредителем. Минимальное число раз – однократное в течение года. Порядок закрепляется во внутренних документах.
Перечни особо ценного движимого имущества
в) имущество, отчуждение которого осуществляется в специальном порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе музейные коллекции и предметы, включенные в состав государственной части Музейного фонда Российской Федерации, а также документы Архивного фонда Российской Федерации и национального библиотечного фонда.
В отношении учета имущества, отчуждение которого осуществляется в специальном порядке, приобретенного учреждением культуры за счет доходов от осуществления деятельности, приносящей доход, необходимо отметить следующее. В соответствии с частью 2 статьи 13 Закона N 54-ФЗ музейные предметы и музейные коллекции, приобретаемые государственными музеями, иными государственными учреждениями за счет средств учредителей либо за счет собственных или иных средств, входят в состав государственной части Музейного фонда Российской Федерации. Поэтому вне зависимости от источника финансирования рассматриваемое имущество подлежит отнесению к ОЦДИ и включению в перечень ОЦДИ.
Культурные ценности и иное имущество, отчуждение которого осуществляется в специальном порядке, закрепленные за бюджетным учреждением на каком-либо вещном либо обязательственном праве, подлежат включению в состав ОЦДИ (статья 9.2 Закона N 7-ФЗ) в силу своего правового статуса.
Нормами части 3 пункта 9 статьи 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее — Закон N 7-ФЗ), статьями 12, 26 Основ законодательства Российской Федерации о культуре, утвержденных Верховным Советом Российской Федерации 09.10.1992 N 3612-1, установлено, что культурные ценности (включая документы Архивного фонда Российской Федерации, национального библиотечного фонда, музейные предметы и музейные коллекции и проч.), ограниченные для использования в гражданском обороте или изъятые из гражданского оборота, закрепляются за бюджетным учреждением на условиях и в порядке, которые определяются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 26.05.1996 N 54-ФЗ «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» (далее — Закон N 54-ФЗ) Музейный фонд Российской Федерации состоит из государственной части Музейного фонда Российской Федерации и негосударственной части Музейного фонда Российской Федерации, вне зависимости от формы собственности.
Изменения в Инструкции № 157н, вступающие в силу с 2021 года
Учет объектов нематериальных активов осуществляется на счете 0 102 00 000 «Нематериальные активы». Согласно дополнениям, внесенным в п. 67 Инструкции № 157н, данный счет содержит:
1) аналитические коды группы синтетического счета:
-
20 – особо ценное движимое имущество;
-
30 – иное движимое имущество;
-
90 – имущество в концессии;
2) аналитические коды вида синтетического счета объекта учета:
-
N «Научные исследования (научно-исследовательские разработки)»;
-
R «Опытно-конструкторские и технологические разработки»;
-
I «Программное обеспечение и базы данных»;
-
D «Иные объекты интеллектуальной собственности».
В Единый план счетов введены следующие счета:
Синтетический счет |
Аналитические счета |
0 102 90 000 «Нематериальные активы – имущество в концессии» |
0 102 0N 000 «Научные исследования (научно-исследовательские разработки)»; 0 102 0R 000 «Опытно-конструкторские и технологические разработки»; 0 102 0I 000 «Программное обеспечение и базы данных»; 0 102 0D 000 «Иные объекты интеллектуальной собственности» |
Таким образом, счет 0 102 00 000 детализируется соответствующими аналитическими счетами в зависимости от принадлежности и вида объекта.
Начисление амортизации на имущество казны (в каких случаях, проводки)
Распоряжением № 96–р от 20.05.2010 утверждено Положение о реестре имущества муницип. казны СП Цингалы (ниже по тексту – Положение). Внесение в реестр объектов и исключение их из него производится по распоряжению главы СП. Таким объектом признается, например, имущество ликвидированного предприятия муниципалитета либо бесхозное, признанное таковым по решению местного суда.
Как установлено настоящим Положением, Реестродержатель занимается сбором информации по этим и иным муниципальным объектам, заносит сведения по ним в реестр, сохраняет их, предоставляет данные по ним, осуществляет иные информативные функции.
Как самостоятельный объект подлежат включению в данный реестр: транспорт, оборудование, квартиры, жилые (нежилые) здания и прочие ОС. Банк реестровых данных, как устанавливает Положение, – это совокупность нескольких баз (справочник арендаторов и реестровых номеров, сведения по договорам аренды, безмездной передачи имущества в пользования и др.).
Что касается амортизации НФА, то ее следует отображать в виде сумм, которые начислял предыдущий собственник. Основание: п. 94 Инструкции № 157н. Стандартно для этих целей используют сч. 0 104 50 000 «Амортизация имущества казны». Все операции, которые с ней связаны, фиксируют в специальном журнале по передвижению, выбытию НФА.
Сч. для амортизации недв. имущества | Сч. для амортизации движ. имущества | Сч. для амортизации НА |
0 104 51 000 | 0 104 58 000 | 0 104 59 000 |
Никаких особых условий для учета при этом не имеется. Единственный нюанс. Со дня включения в казну объектов основного фонда амортизацию на них не начисляют, а следовательно, и учет по сч. 0 104 50 000 не производят.
Далее, амортизация по объекту, который уже значится в составе госказны (либо казны муниципалитета), калькулируется и начисляется единовременно его правообладателем именно за период пребывания в данном составе. Для расчетов, начислений используются данные по стоимости объекта (начальной, остаточной, прочей), которые имеются в соответствующем реестре (РГС, РМС). При этом обязательно учитывается срок пребывания имущественного объекта в составе казны.
Отмеченные нормы применяются в общем случае, если иное не учреждает принятый правовой акт по бюджетному учету.