Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Штраф за отсутствие и неправильное использование тахографа в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Здесь имеется правовая коллизия, вокруг которой и будет строиться обвинение. Речь идёт о том, когда именно оборудование вышло из строя – если во время движения автотранспорта, (что, собственно, и случается чаще всего, ведь тахограф включается только во время движения, вероятность поломки в выключенном состоянии очень низка), то в этом случае санкций за неисправный тахограф не будет. Водителю нужно только доказать этот факт.
Какой штраф за езду грузовика без тахографа в 2022 году
Актуально на 2022 год
Штраф за отсутствие тахографа
От 5 до 50 тыс. руб.
Статья 11.23 КоАП
С 1 ноября 2019 года физические лица, которые владеют:
- автобусами с количеством мест более восьми;
- автомобилями с максимальной разрешенной массой более 3,5 т;
— обязаны установить на них тахограф. Об этом говорят федеральные законы: 386 от 30.10.2018 и 216 от 26.07.2019. Теперь это требование есть в правилах техосмотра. Кстати, автобус с числом мест более восьми автоматически попадает под требования Постановления Правительства № 153, а значит, кроме тахографа обязательно должен быть оснащен еще и аппаратурой ЭРА-Глонасс.
Если в грузовике или автобусе нет тахографа, водителя оштрафуют на 3000–5000 ₽. Для ИП и ООО, которые отправили машину без тахографа — до 50 000 ₽. То есть штраф за тахограф на физическое лицо получить тоже может.
Штраф за езду без тахографа в КоАП
За то, что водитель ездит за рулем больше нормы, его оштрафуют на 2000 ₽. Достанется и владельцам бизнеса: ИП может потерять до 25 000 ₽, а компания — до 50 000 ₽. Вот еще штраф для юрлиц и ИП.
Штраф за нарушение норм труда и отдыха водителей
Если прибор покажет, что рабочее время в табеле отличается от фактического, то работодателя привлечет госинспекция по труду, по статье о нарушении трудового законодательства. Штраф за такое нарушение:
- Для юрлиц — до 50 000 ₽ и до 70 000 ₽ за повторное нарушение.
- Для ИП — до 5000 ₽ и до 20 000 ₽ за повторное нарушение.
Штрафы для организаций (юридических лиц и ИП)
Штрафы для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей также предусмотрены статьей 11.23 КоАП:
Статья КоАП | Нарушение | Наказание |
11.23 часть 1 | Отсутствие тахографа или нарушение требований к использованию тахографа |
Водитель: 3 000 — 5 000 рублей |
11.23 часть 2 | Выпуск на линию автомобиля без тахографа или автомобиля, с нарушениями требований к использованию тахографа |
Должностное лицо: 7 000 — 10 000 рублей ИП: 15 000 — 25 000 рублей Юр. лицо: 20 000 — 50 000 рублей |
11.23 часть 3 | Несоблюдение режима труда и отдыха водителя | Водитель: 1 500 — 2 000 рублей Должностное лицо: 7 000 — 10 000 рублей ИП: 15 000 — 25 000 рублей Юр. лицо: 20 000 — 50 000 рублей |
Можно ли обжаловать штраф за тахограф?
Да, можно.
Но для обжалования штрафа за тахограф у вас должны быть веские аргументы. Право на оспаривание наказания доступно как водителям, так и подвергнутым санкции ИП или юридическим лицам.
Приведём пример:
ИДПС остановил фуру для проверки документов. Требование распечатать данные с тахографа водитель выполнить не смог – по его словам, он потерял ленту. Сотрудник ГИБДД выписал штраф водителю, а заодно должностному лицу и транспортной компании – за то, что те допустили нарушения в эксплуатации контрольного прибора. Однако ни механик, организация не согласились с наказанием. Они оспорили выписанные штрафы, а в жалобах указали, что лента для тахопринтера была утеряна из-за невнимательности самого водителя, а до выпуска фуры на линию комплектующие устройства были проверены (о чем имеется опись). Аргументы заслуживают внимания. Суд обязан отменить оба штрафа должностному лицу и транспортной компании. А штраф водителю обоснован.
Жалоба подаётся в течение 10 дней с момента получения постановления. Обращение нужно адресовать либо вышестоящему начальнику сотрудника ГИБДД, либо в суд по месту совершения правонарушения. Подробнее о том, как обжаловать штраф ГИБДД читайте в другой нашей статье.
Где и как получить карту водителя для тахографа
Оформить карту водителя можно разными способами:
- Личным обращением в организацию, уполномоченную принимать заявления о выдаче и замене карт тахографа. На сайте Росавтотранса есть перечень таких организаций с адресами в разных городах России.
- Можно заказать карту онлайн на сайте аккредитованной организации, приложив скан-копии документов.
- Также оформить карту водителя можно в МФЦ по месту жительства.
Во всех случаях потребуется предоставить определенный перечень документов с копиями:
- Паспорт;
- Водительское удостоверение;
- Фото черно-белое 3,5х4,5 см;
- СНИЛС;
- ИНН (для СКЗИ);
- Справка-ходатайство с места работы (для СКЗИ).
Также потребуется заполнить заявление о выдаче карты и согласие на обработку персональных данных.
Стоимость оформления карт колеблется в пределах 3 000 — 5 000 рублей, в зависимости от вида карты и изготовителя.
Нормативная база, которая используется для регулировки всех аспектов использования тахографов, в последние годы значительно расширилась. Изменения и дополнения к документам принимаются достаточно регулярно, потому важно следить за новшествами в законодательстве.
В первую очередь это приказы Министерства Транспорта РФ:
- № 36 (февраль 2013), утверждающий основные требования к бортовым самописцам для транспорта.
- № 55 (февраль 2017) с изменениями нормативов, содержащихся в № 36.
- № 227 (июль 2021 года), делающий обязательным оснащение автобусов тахографами.
Кроме того, нормативная база в области тахографии включает:
- Приказ № 727 Министерства Внутренних Дел РФ, которые регламентирует порядок надзора за использованием транспорта.
- Федеральный закон №196, который является основным документом по безопасности дорожного движения.
- КоАП РФ, в частности его статья 11.23, которая определяет суммы штрафных санкций.
Устройство и принцип работы тахографа
Регистрация требуемых параметров осуществляется тахографом благодаря связи с системами спутникового мониторинга автотранспорта. Прибор работает в том числе и при выключенном двигателе. Сейчас в Российской Федерации разрешено использование только цифровых тахографов. Их основными компонентами являются:
- Датчик перемещения.
- Приемник GPS/ГЛОНАСС для мониторинга местоположения автомобиля.
- Модуль GPRS для передачи данных.
- Резервная аккумуляторная батарея для поддержания бесперебойного энергопитания.
- Энергонезависимый модуль криптографической защиты для записи, шифровки и сохранения информации (в центральной памяти устройства — 365 суток, а на ключе-карте водителя — 28 суток) в любых условиях.
В зависимости от того, где эксплуатируется транспортное средство (ТС), в опломбированный корпус тахографа устанавливают блок памяти одного из двух типов:
- СКЗИ (система криптографической защиты информации). С этим устройством можно перемещаться только по территории России. Перечень моделей устройств, разрешенных к установке, определяется Росавтотрансом.
- ЕСТР. Такой тахограф, произведенный в Европе и сертифицированный согласно европейскому соглашению о работе экипажей ТС, позволяет выезжать за границу. Для передвижения по территории России водители зарегистрированных в РФ автомобилей с ЕСТР-тахографами должны иметь допуск к поездкам за рубеж. В противном случае будет считаться, что такой тахограф не соответствует требованиям законодательства.
Определение тахографу дано в Федеральном законе от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения». Это устройство, которое регистрирует информацию о скорости и маршруте движения транспортных средств, о режиме труда и отдыха водителей. Оно обязательно только в отдельных случаях, поэтому автолюбителям, которые занимаются частным извозом, не надо задумываться на тему, какой штраф за отсутствие тахографа в 2021 г.
Перечень транспортных средств, где обязательно надо устанавливать такой прибор, содержится в двух нормативных актах: Приказе Минтранса России от 13.02.2013 № 36 и Постановлении Правительства РФ от 30.03.2019 № 382. По ним, специальное устройство должно присутствовать:
- в автобусах и микроавтобусах вместимостью более 8 пассажиров (помимо водителя), которые осуществляют регулярные перевозки граждан в городском, пригородном и междугородном сообщении, в том числе для собственных нужд организации;
- грузовых автомобилях;
- пассажирских и грузовых троллейбусах;
- специализированных транспортных средствах, в том числе в каретах скорой помощи, пожарных, автокранах, эвакуаторах, автомобилях, используемых для обучения и сдачи экзаменов на водительские удостоверения.
Если транспортное средство отнесено к категории, где фиксировать продолжительность и параметры работы обязательно, но спецустройства для этого нет, в КоАП РФ предусмотрена ответственность за отсутствие тахографа на грузовом автомобиле или в пассажирском транспорте. Установить, что записывающего устройства нет, могут сотрудники ГИБДД при проверке документов и машины.
Кто должен ездить с тахографом в 2022 году?
устанавливает определенные нормы, касающиеся установки и эксплуатации тахографов. Согласно правилам и нормам, в 2022 году устройства должны быть установлены во всех транспортных средствах, чья масса равна от 3,5 до 12 тонн. К данным видам относятся:
- М2 – транспорт для перевозки пассажиров не более 5 тонн, имеющий не менее 8 посадочных мест;
- М3 – транспорт для перевозки пассажиров более 5 тонн, имеющий не менее 8 посадочных мест;
- N2 – транспорт грузового назначения, массой от 3,5 до 12 тонн;
- N3 – транспорт грузового назначения, массой более 12 тонн.
Теперь нужно разобраться для каких видов транспортных средств тахографы в 2022 году при езде не требуются:
- Автобусы, предназначенные для перевозки пассажиров, категорий M2, M3, N2 и N3, осуществляющие каждодневные перевозки в пределах города и обеспечивающие пригородное сообщение.
- Транспортные средства международных перевозок, получившие специальные лицензии и оснащенные заводскими системами контроля и безопасности.
- Строительные автомобили, используемые на объектах.
- Частные транспортные средства, предназначенные для личных перевозок.
- Учебные транспортные средства, в том числе большегрузные фуры и автобусы.
- Автомобили, проходящие испытания.
- Старые ТС, выпущенные более 30 лет назад.
- Машины военного назначения.
- Автомобили, ведущие оперативную работу в рамках задач поставленных МВД или ФСБ РФ.
Нужен ли тахограф на личный грузовик?
До 1 ноября 2021 года установка тахографов была обязательна только для транспортных средств, используемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. Т.е. частникам тахограф бы не нужен.
Однако с 1 ноября 2021 года в закон «О БДД» добавлен следующий пункт:
3. Физические лица, осуществляющие эксплуатацию грузовых автомобилей, разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 килограммов, и автобусов, обязаны: … обеспечивать оснащение эксплуатируемых ими транспортных средств тахографами. Требования к тахографам, а также порядок оснащения тахографами, правила их использования, обслуживания и контроля их работы устанавливаются в порядке, определенном в соответствии с абзацем десятым пункта 1 настоящей статьи;
Таким образом, с 1 ноября 2021 года тахограф нужен в том числе на личные грузовые автомобили категории С и личные автобусы.
Штраф за езду без тахографа для физических лиц в 2022 году
Эксплуатация транспорта в коммерческих целях предусматривает установку специального оборудования. Отсутствие тахографа, а также просроченная карта или ее отсутствие чревато наложением штрафа как на физическое лицо, так и на ИП. Поскольку представитель ИП — должностное лицо, то размер взыскания для него будет несколько больше, чем для простого водителя:
Нарушение | Физическое лицо | ИП |
---|---|---|
Отсутствие оборудования | 1000-3000 | 5000-10000 |
Тахограф в нерабочем состоянии | 1000-3000 | 5000-10000 |
Нарушен режим работы и отдыха | 1000-3000 | 5000-10000 |
Отсутствие у водителя активной карты или использование чужой карты при эксплуатации ТС | 1000-3000 | 5000-10000 |
За что же будут штрафовать?
1. За управление транспортным средством без тахографа, если его установка требуется по закону.
Здесь все просто. Закон требует, чтобы тахограф стоял в транспорте юридических лиц и ИП, а также в грузовиках массой от 3,5 тонн и автобусах, эксплуатируемых физическими лицами.
Наказывать за такое нарушение будут непосредственно водителя, работающего на юридическое лицо или ИП, и водителя, управляющего своим собственным грузовиком.
Штраф — 3-5 тыс. рублей.
2. За выпуск на линию транспортного средства без тахографа, если его установка требуется по закону.
Смысл тот же самый, что и в первом пункте, только по этому составу к ответственности привлекаются:
- должностное лицо — 7-10 тыс. рублей;
- ИП — 15-25 тыс. рублей;
- юридическое лицо — 20-50 тыс. рублей.
Обращаем внимание: оштрафовать по этому пункту физического собственника грузовика не могут.
3. За управление транспортным средством с тахографом, который не является тахографом СКЗИ или контрольным устройством ЕСТР.
Да, формулировка «за управление транспортным средством с нарушением установленных нормативно-правовыми актами РФ требований к использованию тахографа» означает и это в том числе.
Верховный суд подтвердил законность требований, предъявляемых к тахографам – Дзен – АТИ, Центр: Система грузоперевозок
Верховный Суд разбирался в требованиях к тахографу и поставил точку в споре о «рекомендательном характере» приказа Минтранса.
О судебной практике, связанной со штрафами за использование тахографов, не соответствующих требованиям законодательства, рассказывает вице-президент Ассоциации «ТахоЦентр» — Г. С. Мирошин.
Упорство правовых нигилистов граничит с догматизмом! Отсутствие понимания правовых норм ведет к потере времени и восприятия действительности!
Во множестве статей на своём сайте Ассоциация «ТахоЦентр» давала объяснения, каким образом формируются требования в отношении тахографов, но в обществе есть граждане, которые считают себя выше норм и законов! Или даже не так – они живут в выдуманном ими правовом поле!
- Судебное разбирательство, которое будет рассматриваться в настоящей статье, посвящено попытке опротестовать действия инспектора, который оштрафовал водителя за то, что установленный в его транспортном средстве прибор не является тахографом в рамках требований закона, в частности этот прибор не учтен в перечне ФБУ «Росавтотранс» и не имеет в своем составе блока системы криптографической защиты информации (блок СКЗИ тахографа).
- Верховный суд поставил точку в бесчисленных кассациях, которые подавал Истец пытаясь отменить наказание, назначенное ему инспектором, за управление транспортным средством без тахографа или с нарушением установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации требований к использованию тахографа.
- Водитель подал жалобу на действия инспектора с обоснованием своей позиции тем, что Приказ Минтранса, устанавливающий требования к тахографу, носит рекомендательный характер, а наличие сертификата соответствия требованиям Технического регламента Таможенного Союза является единственным обязательным требованием, которое установлено законом в отношении тахографа.
Верховный Суд Российской Федерации в своем Постановлении от 11 августа 2021 г. № 2-АД21-3-К3 дал надлежащую правовую оценку и обоснованно отклонил доводы водителя как несостоятельные.
Вопреки доводам жалобы водителя при рассмотрении дела было установлено, что тахограф, которым был оснащен автомобиль, требованиям нормативных правовых актов не соответствовал, в нем отсутствовало программно-аппаратное шифровальное (криптографическое) средство — блок СКЗИ тахографа.
Штраф за езду без тахографа для физических лиц в 2023 году
Эксплуатация транспорта в коммерческих целях предусматривает установку специального оборудования. Отсутствие тахографа, а также просроченная карта или ее отсутствие чревато наложением штрафа как на физическое лицо, так и на ИП. Поскольку представитель ИП — должностное лицо, то размер взыскания для него будет несколько больше, чем для простого водителя:
Нарушение | Физическое лицо | ИП |
---|---|---|
Отсутствие оборудования | 1000-3000 | 5000-10000 |
Тахограф в нерабочем состоянии | 1000-3000 | 5000-10000 |
Нарушен режим работы и отдыха | 1000-3000 | 5000-10000 |
Отсутствие у водителя активной карты или использование чужой карты при эксплуатации ТС | 1000-3000 | 5000-10000 |
Нужен ли тахограф на личный грузовик?
До 1 ноября 2021 года установка тахографов была обязательна только для транспортных средств, используемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. Т.е. частникам тахограф бы не нужен.
Однако с 1 ноября 2021 года в закон «О БДД» добавлен следующий пункт:
3. Физические лица, осуществляющие эксплуатацию грузовых автомобилей, разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 килограммов, и автобусов, обязаны: … обеспечивать оснащение эксплуатируемых ими транспортных средств тахографами. Требования к тахографам, а также порядок оснащения тахографами, правила их использования, обслуживания и контроля их работы устанавливаются в порядке, определенном в соответствии с абзацем десятым пункта 1 настоящей статьи;
Таким образом, с 1 ноября 2021 года тахограф нужен в том числе на личные грузовые автомобили категории С и личные автобусы.
Тахограф и карта = контрольный прибор
Тахограф – это специальный прибор, который считывает, регистрирует и хранит основные параметры перемещения автотранспортного средства и рабочее время водителя. К наиболее важным параметрам, учитываемым тахографом, относятся:
- Время нахождения в режиме следования маршруту;
- Время простоя;
- Расстояние, пройденное транспортным средством за указанный промежуток времени;
- Скорость движения автомобиля.
Тахографы в обязательном порядке устанавливаются на автомобили, выполняющие коммерческие перевозки – не только грузовые, но и пассажирские.
На сегодняшний день разрешается использование только цифровых тахографов, зарегистрированных в перечне ФБУ Росавтотранс. Ранее допускалась эксплуатация аналоговых тахографов, но с 1 июля 2016 года такие устройства на территории РФ использовать нельзя. В то же время нужно отметить, что использование аналоговых тахографов допускается для ТС, участвующих в международных перевозках (в странах ЕС такие устройства разрешены и эксплуатируются до сих пор).
Для эксплуатации автомобиля, оборудованного тахографом, у каждого водителя, имеющего права на управление этим транспортным средством, должен быть соответствующий документ – карта тахографа. Карта выдается на срок не более 3 лет и используется для таких целей:
- Идентификации лица, имеющего право на управление ТС, задействованным в сфере коммерческих перевозок.
- Сбор и хранение информации о режиме труда и отдыха водителя.
- Выгрузки данных о времени пребывания в дороге и других сведений движении транспортного средства, хранящихся в памяти устройства.
Штрафы для организаций (юридических лиц и ИП)
Штрафы для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей также предусмотрены статьей 11.23 КоАП:
Статья КоАП | Нарушение | Наказание |
11.23 часть 1 | Отсутствие тахографа или нарушение требований к использованию тахографа |
Водитель: 3 000 — 5 000 рублей |
11.23 часть 2 | Выпуск на линию автомобиля без тахографа или автомобиля, с нарушениями требований к использованию тахографа |
Должностное лицо: 7 000 — 10 000 рублей ИП: 15 000 — 25 000 рублей Юр. лицо: 20 000 — 50 000 рублей |
11.23 часть 3 | Несоблюдение режима труда и отдыха водителя | Водитель: 1 500 — 2 000 рублей Должностное лицо: 7 000 — 10 000 рублей ИП: 15 000 — 25 000 рублей Юр. лицо: 20 000 — 50 000 рублей |
Достоинства и недостатки
В использовании тахографов есть свои плюсы и минусы. Изначально со стороны государства основной целью их обязательного применения было снижение аварийности на дорогах. Результат был оправдан, т. к. количество ДТП и правда снизилось. Большим плюсом также стал поток дополнительных денежных средств, который положительно сказался на бюджете страны.
Но применение тахографов имеет и другие преимущества:
- Защита интересов водителя и работодателя – исключение недобросовестных действий обеих сторон;
- Возможность выявить ранее совершенные нарушения водителем при осмотре оборудования инспектором.
Штраф за тахограф юридическому лицу
Размеры взысканий с юридических лиц и ИП за некорректное использование тахографа также регулируются статьей 11.23 КоАП.
Примеры:
- На транспортном средстве нет тахографа — штраф от 3 до 5 тысяч рублей;
- Нарушена инструкция использования тахографа — штраф от 3 до 5 тысяч рублей;
- Выпущенный на линию автомобиль не оснащен тахографом — должностному лицу полагается штраф в размере 7-10 тысяч рублей, ИП — от 15 до 25 тысяч, юрлицу — от 20 до 50 тысяч рублей.
- Водитель нарушил режим отдыха и труда. Размер штрафа за нарушение отдыха по тахографу следующий: водителю — от 1,5 до 2 тысяч рублей, должностному лицу — от 7 до 10 тысяч рублей, индивидуальному предпринимателю — от 15 до 25 тысяч, юридическому лицу — от 20 до 50 тысяч рублей.