Финмониторинг от какой суммы в 2023 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Финмониторинг от какой суммы в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Обязанностью Росфинмониторинга является ведение черного списка лиц подозреваемых в экстремизме и террористических действиях. Список представлен из двух частей, в котором представлено более восьми тысяч компаний и частных лиц.

Какими полномочиями обладает Росфинмониторинг

Помимо основных функций по контролю и созданию условий для исполнения нормативно-правовой базы РФ, Росфинмониторинг наделен широкими полномочиями, направленными на борьбу с незаконными действиями. К ним, в частности, относятся такие полномочия:

  • внесение предложений о мере наказания для лиц или организаций, ведущих неправомерную деятельность;
  • применение мер для пресечения деятельности, нарушающей законодательство РФ;
  • проведение экспертиз с помощью специализированных организаций;
  • создание комиссий и групп для контроля за деятельностью отдельных граждан и организаций;
  • осуществление действий по проведению расследований и проверок;
  • блокирование счетов и изъятие денег, полученных преступным способом.

Что означает финмониторинг операций для клиента

Опасения клиентов по поводу попадания операций под финансовый мониторинг объясняется, в большинстве случаев, незнанием последствий, к которым это может привести. К сожалению, юридическая грамотность многих клиентов финансовых организаций оставляет желать лучшего. Из-за этого они, основываясь на ложных предпосылках и слухах, избегают выполнения операций, соответствующих приведенным в законе о финмониторинге критериям. В результате они доставляют неудобства себе, а в некоторых случаях, добиваются совершенно противоположного результата.

В действительности тот факт, что операция подлежит внутреннему или обязательному мониторингу, совершенно не означает санкций для клиента. Из сотен тысяч проводимых ежедневно банковских операций под действие закона попадают солидная часть. Однако те, по которым потребуются дополнительные проверки, не составляют и 0.1%. Информация об остальных просто пополняет базу данных уполномоченного органа (Росфинмониторинга).

Даже в случае блокировки счетов, мера для большинства клиентов оказывается временной и устанавливается только на срок проведения проверок по предоставленным документам. Других неприятностей, кроме задержки выполнение операций она не несет (если, конечно, финансовая деятельность клиента осуществляется в рамках законов).

Не предоставляют департаменты внутреннего финансового мониторинга и ФСФМ информацию и в налоговые органы, чего также опасаются многие клиенты банков. В твои функции не входит проверка соблюдения участниками финансовой операции норм налогового законодательства.

Какую информацию передают банки

В приложении №8 представлено 28 критериев, по которым банкиры должны передавать информацию в Росфинмониторинг. Но это еще ничего. Я хочу обратить ваше внимание на главный документ: положение Банка России от 02.03.2012 № 375-П (вступило в действие с 16.06.2013 г.).

Тот документ, который я сейчас вам покажу, в течение 2012-2013 года обкатывался в системе коммерческих банков для внутренних целей, и начиная с середины 2013 года, его запустили для внешнего применения. Коммерческие банки по всем этим критериям начали передавать информацию в Росфинмониторинг.

Какую же информацию банки обязаны передавать в Росфинмониторинг?

Здесь вещи настолько важные, что лучше их увидеть, дабы понимать, что это не выдумки, а нормативные акты, которые стали особенно актуальными в 2016-2017 годах и дальше. Итак, давайте посмотрим документ.

В табличках ниже извлечения из приложения к этому документу. Признаков 121! Только в этом документе. А еще есть большое количество других признаков.

Конечно, в рамках нашего сегодняшнего материала мы посмотрим только некоторые из признаков.

Условия законов в области финмониторинга ужесточаются год от года. В банках опасаются, что участившиеся блокировки счетов по подозрению в отмывании денег приведут к оттоку клиентов. Кроме того, может усилиться нагрузка на банковские отделы мониторинга из-за возросшего числа отслеживаемых операций. Подробнее о том, чем подобные нововведения грозят бизнесу, «Секрет» рассказывал здесь.

Читайте также:  Акции Альфа капитал 1993 года — можно ли продать и почем?

Что делать, если банк заблокировал операцию

Рассмотрим ситуацию, когда клиент предоставил документы (или они вовсе не были запрошены), а финансовый мониторинг банка все равно заблокировал операцию по счету. Налицо повод для жалобы на действие банка или обращения в суд.

С жалобой можно обратиться в отделение Центрального банка России, антимонопольную службу, Роспотребнадзор, прокуратуру или Арбитражный суд.

При составлении жалобы или искового заявления можно привести следующую аргументацию:

  • Согласно ст. 845 ГК РФ, банк должен по распоряжению клиента совершать расходные операции по счету, он не вправе контролировать и устанавливать направления их расходования, кроме случаев, установленных законом и договором, или каким-либо образом ограничивать право клиента на распоряжение ими.
  • Банк обязан исполнить поручение клиента на перевод или выдачу средств не позднее дня, следующего за днем поступления в банк соответствующего распоряжения (ст. 849 ГК РФ).

В случае, если суд признает претензии клиента обоснованными, банк должен будет компенсировать ему убытки, а именно, оплатить проценты на сумму долга по ставке Центробанка в соответствующий период, если иное не установлено законом или договором. Причем, проценты начисляются по день уплаты этих средств, если законом не предусмотрен более короткий срок.

В случае, если убытки, причиненные клиенту, превышают сумму начисленных процентов, он вправе требовать возмещения полной суммы.

Какие сделки Росфинмониторинг считает подозрительными

В целях выявления подозрительных операций бухгалтерские фирмы должны руководствоваться критериями и признаками необычных сделок, утвержденными приказом Росфинмониторинга от 08.05.2009 № 103.

В частности, к подозрительным относятся:

  • сделки, не имеющие очевидного экономического смысла или очевидной законной цели;
  • сделки, не соответствующие уставным целям клиента;
  • операции, при совершении которых клиент отказывается предоставлять документы, которые необходимы для выполнения требований законодательства в сфере противодействия легализации преступных доходов;
  • операции, в которых используются нестандартные или необычно сложные схемы проведения расчетов, отличающиеся от обычной практики;
  • существенное отклонение суммы сделки относительно действующих рыночных цен, в том числе по настоянию клиента;
  • неоправданно поспешно совершаемые операции;
  • сделки, объектом которых являются предметы искусства;
  • немотивированное требование клиента о расторжении договора и/или возврате уплаченных клиентом денежных средств до фактического осуществления операции;
  • операции по получению или предоставлению кому-либо безвозмездной финансовой помощи;
  • совершение операции в интересах клиента, период деятельности которого с момента государственной регистрации не превышает 3 месяцев;
  • сделки с юридическим лицом или ИП, период деятельности которых с даты государственной регистрации составляет менее 1 года;
  • многократное внесение учредителями (руководителями) денежных средств для пополнения оборотных средств организации;
  • осуществление расчетов между сторонами сделки с использованием расчетных счетов третьих лиц и т.д.

Закрепление бенефициаров

Одним из нововведений является совершенствование процедуры раскрытия субъектами хозяйствования своих конечных бенефициарных владельцев и ужесточение требований к выявлению СПФМ таких владельцев своих клиентов.

В Кодексе законов об административных правонарушениях устанавливается, что юридические лица будут нести ответственность за непредоставление государственному регистратору в установленные сроки сведений о конечном владельце.

Также согласно закона «О государственной регистрации юридических лиц, физических лиц – предпринимателей и общественных формирований», юридические лица обязаны поддерживать информацию о конечных бенефициарах и структуру собственности в актуальном состоянии, обновлять ее и сообщать государственному регистратору об изменениях в течение 30 рабочих дней со дня их возникновения и подавать государственному регистратору документы, подтверждающие эти изменения.

Как осуществляется контроль переводов, банковских и валютных операций?

Инфо

Почему банк может заблокировать ваш расчетный счет? Блокировку счета не стоит путать с блокировкой карты. Карты является лишь инструментом доступа к счету. Если она блокируется банком, то счетом можно пользоваться другими способами: через отделение или личный кабинет интернет-банкинга. Рассмотрим причины блокировки счетов клиентов банком, насколько они бывают законными и что нужно делать в таких случаях.

Важно

Блокировка текущего счета (ТС) представляет собой приостановление ведения всех операций по получению, перечислению или списанию денежных средств. Тот — самый лучший — банк для предпринимателей Платежи, переводы и снятие наличных — для вас всегда бесплатно. Вы платите только за поступление денег на счёт. И это всё.

Назначение специальных должностных лиц

Субъекты закона № 115-ФЗ обязаны назначать специальных должностных лиц, ответственных за реализацию Правил внутреннего контроля. К этим лицам предъявляются определенные квалификационные требования, предусмотренные пунктом 2 статьи 7 закона № 115-ФЗ и Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.05.2014 № 492. Адвокаты, нотариусы. ИП вправе самостоятельно осуществлять функции специального должностного лица.

Читайте также:  Налоговый вычет на детей в 2023 году: сумма, документы, возврат НДФЛ

Эти лица должны пройти один раз соответствующее обучение (целевой инструктаж). Обучение регламентируется Положением, утвержденным Приказом Росфинмониторинга от 03.08.2010 № 203. Обучение проводится в формах вводного инструктажа, дополнительного инструктажа, целевого инструктажа, повышения уровня знаний.

Целевой инструктаж и повышение уровня знаний проводятся организациями, учрежденными Росфинмониторингом, и другими организациями по программам, устанавливаемым ведомством. Перечень учебных центров размещен на сайте Автономной некоммерческой организации «Международный учебно-методический центр финансового мониторинга» (АНО МУМЦФМ) в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в разделе «Целевой инструктаж в сфере ПОД/ФТ», подраздел «Организации партнеры». По итогам обучения выдается итоговый документ, который приобщается к личному делу сотрудника. Повышение уровня знаний (инструктаж) проводится не реже одного раза в 3 года.

Приостановление операций клиента

Организации и ИП обязаны приостанавливать операции с денежными средствами или иным имуществом на 5 дней (за исключением зачисления денег), если хотя бы одной из сторон является лицо (его представитель), в отношении которого приняты меры по замораживанию (блокированию) операций, либо лицо, чьи операции приостановлены по решению суда.

Сообщение о приостановлении операции следует направлять в Росфинмониторинг незамедлительно согласно Инструкции, утвержденной приказом Росфинмониторинга от 22.04.2015 № 110. При неполучении ответа ведомства в течение 30 суток операцию можно проводить.

Важно сказать, что такое приостановление операций не ведет к возникновению гражданско-правовой ответственности лица, приостановившего операцию.

Перечень операций, подлежащих обязательному контролю

— Операции на сумму 600 000 рублей (или эквивалента иностранной валюты), в том числе и однотипные операции на меньшие суммы по одному основанию (суммирование этих операций не должно превысить 600 000 рублей);

Рассмотрим подробнее, в каких случаях банковские и валютные операции подпадают под обязательный контроль:

— Операции, конечной целью которых является получение физическими лицами со своих счетов крупных сумм наличных денежных средств в рублях либо в иностранной валюте при условии поступления этих средств от юридических лиц. При этом основания для переводов в пользу физических лиц от одного или нескольких юридических лиц могут быть различными, в том числе: оплата по контракту, договору, соглашению, выплата вознаграждения за выполненные работы, оказанные услуги, переданные результаты интеллектуальной деятельности, перечисление бонусов, получение и возврат займов, операции с векселями т.п.;

— Операции, при которых поступление средств на счет и получение наличных со счета осуществляется в один операционный день;

— Наличие в повторяющихся однотипных сделках одних и тех же участников, совпадающие адреса места нахождения организаций, осуществляющих такие операции;

— Значительные объемы наличных денежных средств, регулярно получаемых физическими лицами со своих счетов (вкладов) в одном внутреннем подразделении кредитной организации (филиала);

— Закрытие счетов (вкладов) по получению наличных денежных средств со счета (вклада);

— Закрытие счетов (вкладов) после проведения определенного цикла таких операций, либо резкое прекращение операций по данным счетам (вкладам) после них.

Что такое финансовый мониторинг?

Итак, любой сложный и пугающий на первый взгляд термин можно легко понять, если открыть словари и посмотреть значения составляющих его слов. «Финансы» — это деньги в движении, а «мониторинг» — это процесс наблюдения и фиксации результатов.

Таким образом, финансовый мониторинг — это наблюдение и контроль за денежными потоками предприятий и физических лиц. Осуществляет этот контроль специальный государственный орган — служба финансового мониторинга, а обязанности фиксировать данные и передавать в эту службу возлагаются на финансовые учреждения страны, в первую очередь — коммерческие банки. Помимо них, субъектами финансового мониторинга являются страховые компании, биржи, платежные системы и многие другие финансовые структуры.

В разных странах эта процедура может называться по разному, например, «финансовый контроль», «финансовая разведка», у нас же присутствуют все эти понятия, они в чем-то похожи, но имеют свои различия. Сегодня мы будем говорить именно про финансовый мониторинг в банках.

Итак, в России, Украине и других постсоветских странах финансовый мониторинг осуществляется с целью противодействия легализации доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма, и тесно связан с законодательными актами, касающимися этого (далее я приведу названия конкретных законов).

Читайте также:  Раздел имущества супругов после развода в 2022 году

Функции ФМ в банковской сфере

Службой финмониторинга в банке выполняется множество важных обязанностей:

  1. Обеспечение финансовой безопасности организации.
  2. Контроль внешних и внутренних операций на основании ежедневных отчётов.
  3. Регистрация транзакций.
  4. Проверка анкет клиентов на причастность к террористическим и криминальным группировкам, идентификация сторон денежных транзакций.
  5. Создание «чёрного списка» клиентов, подозреваемых в нелегальных сделках.
  6. Предотвращение потенциальных правонарушений.
  7. Контроль за соблюдением законодательных актов и инструкций.
  8. Проверка документов, подтверждающих законность денежных средств и финансовых сделок.
  9. Взаимодействие с ФСФМ России.
  10. Обучение сотрудников финансового учреждения по вопросам ФМ.

Сотрудники ФСФМ получают отчётность финансовых учреждений и занимаются контролем на соответствие попавших в отчёты денежных потоков требованиям законодательства. Так как они имеют доступ в объединённую базу данных, у них имеется намного больше возможностей для тщательного анализа сомнительных операций и принятия оптимального решения.

При подозрениях о направленности банковской операции на отмывание денежных средств, финансирование преступных группировок или на то, что средства получены в результате незаконной деятельности, ФСФМ вправе заблокировать счёт до получения дополнительной документации:

  1. Документы клиента или их копии, которые хранятся в банке.
  2. Документы, подтверждающие личные данные и источники денежных средств, указанные самим клиентом.
  3. Данные об остальных денежных транзакциях, осуществлённых физическим или юридическим лицом.

На основании этой документации всесторонне проверяется сам клиент финансовой организации и его денежные потоки. При выявлении противозаконности операции, данные передаются в правоохранительные и судебные органы для дальнейшего разбирательства. Бывают случаи, когда денежная транзакция обладает явными признаками незаконной деятельности (платежи организациям, признанным террористическими или финансирующим преступную деятельность). В случае обнаружения такой операции надлежащие меры принимаются без дополнительной проверки.

Для организации финансового мониторинга требуется тесное взаимодействие государственного уполномоченного органа и сотрудников отделов ФМ банков и других компаний. Государственное регулирование осуществляется Федеральной службой ФМ России. Кроме этого, Росфинмониторинг занимается подготовкой кадров по ФМ на местах.

Какие риски несет в себе закон о финмониторинге

Закон вводит риско-ориентированный подход для банков, почтовых операторов, нотариусов, адвокатов, аудиторов и других субъектов первичного финансового мониторинга. Это означает, что подозрительных клиентов будут проверять дотошно, а надежных — меньше.

«В идеале это работает на пользу и клиентов, и бизнеса, их обслуживающего: банки, финкомпании и другие субъекты финмониторинга могут устанавливать более мягкие требования для клиентов, чьи операции не вызывают у них сомнения, не тратя лишние ресурсы на формальные проверки. Ответственность за качество проверки клиентов во все большей степени ложится на самих субъектов финансового мониторинга, — комментирует Алина Плющ.

Опасения обычно вызывает внедрение такого подхода в наших реалиях. Скептики заявляют, что банки и финансовые учреждения будут использовать риск-ориентированный подход как повод отказаться от клиента при малейшем (читай – надуманном) риске или заблокировать его счет «на всякий случай».

Вместе с другими страшилками (будет как в ЕС – за каждую копейку нужно отчитаться) эти аргументы составляют едва ли не основу критики нового закона.

На эти фразы можно возразить двумя контраргументами.

Во-первых, риск-ориентированный подход уже год используется в валютном законодательстве со вступлением в силу Закона Украины «О валюте и валютных операциях». По этому закону на банки была возложена ответственность за проверку валютных операций клиентов.

Ухудшило ли это ситуацию клиентов? Не думаю. На фоне проводимой валютной либерализации физические лица за 2019 год официально вывели за рубеж более 85 млн евро. Эта сумма ушла со счетов физических лиц, средства прошли банковскую проверку.

Во-вторых, со многими европейскими правилами финансового мониторинга клиенты украинских банков уже неформально встречались на практике. Особенно это касается клиентов банков с западным капиталом. Дело в том, что у этих банков на уровне центрального офиса существуют более-менее универсальные политики финансового мониторинга, внедряемые во всех странах.

И несмотря на эти правила, иностранные банки регулярно занимают первые места в списке учреждений, где клиенты предпочитают хранить мало-мальски значимые суммы. И никакой финмониторинг этому стремлению не помеха».


Похожие записи:

Напишите свой комментарий ...