О классификации и формах несчастных случаев

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «О классификации и формах несчастных случаев». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Профессиональное заболевание (ПЗ) возникает из-за влияния на работника минимум 1 вредного фактора (ВФ) производства, обусловливает временную либо постоянную потерю трудоспособности или смерть. Согласно ФЗ №125, острое ПЗ возникает в результате 1-кратного воздействия ВФ, хроническое – в результате его постоянного влияния.

Комментарий к ст. 229 ТК РФ

1. Как усматривается из положений комментируемой статьи, комиссии по расследованию несчастных случаев формируются в зависимости от обстоятельств происшествия, числа пострадавших и характера полученных ими повреждений здоровья.

В комментируемой статье воспроизводится в основном устоявшийся порядок формирования комиссий по расследованию несчастных случаев, предусматривающий общее правило о том, что комиссии образуются в составе не менее трех человек и возглавляются работодателем (его представителем). Вместе с тем в данной статье предусмотрены также случаи, когда комиссия должна возглавляться представителями других органов. Например, в ч. 2 комментируемой статьи установлено, что при расследовании несчастного случая (в т.ч. группового), в результате которого один или несколько пострадавших получили тяжкие повреждения здоровья, либо несчастного случая (в т.ч. группового) со смертельным исходом комиссию возглавляет, как правило, должностное лицо федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

При несчастном случае, происшедшем в организации или на объекте, подконтрольных территориальному органу федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере промышленной безопасности, состав комиссии утверждается руководителем соответствующего территориального органа. Возглавляет комиссию представитель этого органа (ч. 13 ст. 229).

2. Работник, пострадавший от несчастного случая, имеет право на личное участие (или через своего законного представителя, через иное доверенное лицо) в расследовании несчастного случая. В комментируемой статье конкретизирован круг родственников работника, пострадавшего от несчастного случая, представители или иные доверенные лица которых — в случае его смерти вследствие несчастного случая — могут принимать участие в расследовании. В этот круг включены иждивенцы пострадавшего и лица, состоявшие с ним в близком родстве или свойстве. Указанные лица не входят в состав комиссии по расследованию несчастных случаев.

Вопрос о возможности включения данных лиц в состав комиссии по расследованию несчастных случаев, произошедших на производстве, был вынесен на рассмотрение Конституционного Суда РФ. Отказывая в принятии к рассмотрению жалобы Т.П. Мурашовой на нарушение ее конституционных прав ч. ч. 1 и 2 ст. 229 ТК, Конституционный Суд РФ в Определении от 17.11.2009 N 1517-О-О указал на то, что положения ч. ч. 1 и 2 ст. 229 ТК в системной связи с ч. ч. 10 и 11 указанной статьи, гарантирующими личное участие потерпевшего, лиц, состоявших с ним в близком родстве или свойстве, их законных представителей или иных доверенных лиц в расследовании несчастного случая, не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права граждан. Что же касается необходимости участия вышеуказанных лиц в расследовании несчастного случая в качестве членов комиссии по расследованию несчастных случаев, произошедших на производстве, то решение данного вопроса связано с изменением действующего правового регулирования, что к компетенции Конституционного Суда РФ не относится.

3. Содержавшееся в прежней редакции комментируемой статьи положение о том, что при крупных авариях с числом погибших 15 человек и более расследование проводится комиссией, состав которой утверждается Правительством РФ, в действующей редакции ст. 229 не воспроизводится. Это позволяет считать, что при указанных обстоятельствах состав комиссии формируется в таком же порядке, как и при групповом несчастном случае с числом погибших пять человек и более.

4. Положение об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях, а также формы документов (формы 1 — 9), необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве, утверждены Постановлением Минтруда России от 24.10.2002 N 73. О формах этих документов см. коммент. к ст. 230.1.

Положение об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях (далее — Положение) устанавливает с учетом ст. ст. 227 — 231 ТК и особенностей отдельных отраслей и организаций обязательные требования по организации и проведению расследования, оформления и учета несчастных случаев на производстве, происходящих в организациях и у работодателей — физических лиц с различными категориями работников (граждан), занятых, например: на находящихся в плавании рыбопромысловых или иных морских, речных и других судах независимо от их отраслевой принадлежности; в организациях железнодорожного транспорта; в организациях с особым режимом охраны, обусловленным обеспечением государственной безопасности охраняемых объектов (организации Вооруженных Сил РФ, органы пограничной службы, органы безопасности и внутренних дел, другие правоохранительные органы, учреждения исполнения уголовных наказаний Минюста России, организации атомной и оборонных отраслей промышленности и др.); в дипломатических представительствах и консульских учреждениях Российской Федерации, в представительствах федеральных органов исполнительной власти и государственных учреждений Российской Федерации за границей и др.

Практика свидетельствует, что органы ФСС, принимая решения не в пользу работодателей и работников (об отказе в признании НС страховым), часто указывают на несоблюдение положений Трудового кодекса. Например, в соответствии со ст. 214 ТК РФ работник обязан соблюдать требования охраны труда и немедленно извещать своего непосредственного или вышестоящего руководителя о каждом НС, происшедшем на производстве. Соответственно, представители ФСС ссылаются на нарушение пострадавшим требований техники безопасности либо на несвоевременность сообщения о НС и обращения за медицинской помощью.

Другой повод для отказа – причиной НС является общее заболевание либо то, что работник находился в состоянии алкогольного опьянения (см. ст. 229.2 ТК РФ).

Еще один вариант – НС произошел в нерабочее время (например, в столовой во время обеденного перерыва).

Между тем в ст. 229.2 ТК РФ прямо указано, что несчастный случай на производстве является страховым случаем, если он произошел с застрахованным или иным лицом, подлежащим обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Иными словами, для признания НС страховым достаточно одновременного наличия следующих условий:

  • комиссия признала НС происшедшим на производстве;

  • пострадавший является застрахованным или лицом, подлежащим обязательному социальному страхованию от НС и ПЗ.

Чтобы отстоять свои права, работодателям важно знать нормы ТК РФ, Положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях (далее – Положение), а также позиции ВС РФ и ВАС.

В частности, согласно п. 8 Постановления Пленума ВС РФ № 2 при исполнении работниками их трудовых обязанностей НС может быть квалифицирован в качестве связанного с производством несмотря на то, что в причинении вреда работнику виновно исключительно третье лицо, не являющееся работодателем этого работника.

Далее в п. 9 данного документа отмечено, что для правильной квалификации события, в результате которого причинен вред жизни или здоровью пострадавшего, необходимо в каждом случае исследовать следующие юридически значимые обстоятельства:

  • относится ли пострадавший к лицам, участвующим в производственной деятельности работодателя;

  • указано ли происшедшее событие в перечне событий, квалифицируемых в качестве НС;

  • соответствуют ли обстоятельства (время, место и другие), сопутствующие происшедшему событию, обстоятельствам, указанным в ч. 3 ст. 227 ТК РФ;

  • произошел ли НС на производстве с лицом, подлежащим обязательному социальному страхованию от НС и ПЗ (ст. 5 Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ);

  • имели ли место обстоятельства, при наличии которых НС могут квалифицироваться как не связанные с производством (исчерпывающий перечень таких обстоятельств содержится в ч. 6 ст. 229.2 ТК РФ), и иные обстоятельства.

Читайте также:  Правила тонировки авто в 2023: разрешенная и по ГОСТу

Что относится к несчастным случаям на производстве?

Чтобы разобраться, что относится к несчастным случаям на производстве, приведём несколько основных определений.

Несчастный случай на производстве — событие, в результате которого работник погиб или получил повреждение здоровья при выполнении трудовых обязанностей или работ в интересах работодателя.

Травма производственная — травма, полученная пострадавшим работником при несчастном случае на производстве.

Квалификация несчастного случая — процедура признания несчастного случая несчастным случаем на производстве, либо несчастным случаем, не связанным с работой.

Расследование — процедура сбора данных и исследования причин и фактов происшествия с целью его квалификации.

Из первого определения ясно, что несчастный случай на производстве всегда связан с выполнением трудовых обязанностей. Тем не менее, производственными несчастными случаями считаются не только те, которые получены непосредственно в ходе выполнения работ, и это обстоятельство провоцирует много вопросов. Так в каких же случаях несчастный случай считается производственным и, соответственно, за него несёт ответственность работодатель?

Это случаи, которые повлекли за собой необходимость перевода пострадавших на другую работу, временную или стойкую утрату ими трудоспособности либо смерть пострадавших, и происшедшие:

  1. В течение рабочего времени на территории работодателя либо в ином месте выполнения работы, в том числе во время установленных перерывов, а также в течение времени, необходимого для приведения в порядок орудий производства и одежды, выполнения других предусмотренных правилами внутреннего трудового распорядка действий перед началом и после окончания работы, или при выполнении работы за пределами установленной для работника продолжительности рабочего времени, в выходные и нерабочие праздничные дни.
  2. При следовании к месту выполнения работы или с работы на транспортном средстве, предоставленном работодателем (его представителем), либо на личном транспортном средстве в случае использования его в производственных (служебных) целях по распоряжению работодателя (его представителя) или по соглашению сторон трудового договора.
  3. При следовании к месту служебной командировки и обратно, во время служебных поездок на общественном или служебном транспорте, а также при следовании по распоряжению работодателя (его представителя) к месту выполнения работы (поручения) и обратно, в том числе пешком.
  4. При следовании на транспортном средстве в качестве сменщика во время междусменного отдыха (водитель-сменщик на транспортном средстве, проводник или механик рефрижераторной секции в поезде, член бригады почтового вагона и другие).
  5. При работе вахтовым методом во время междусменного отдыха, а также при нахождении на судне (воздушном, морском, речном, рыбопромысловом) в свободное от вахты и судовых работ время.
  6. При осуществлении иных правомерных действий, обусловленных трудовыми отношениями с работодателем либо совершаемых в его интересах, в том числе действий, направленных на предотвращение катастрофы, аварии или несчастного случая.

В течение 3 дней после завершения расследования несчастного случая на производстве работодатель обязан:

  • выдать один экземпляр утвержденного им акта о несчастном случае на производстве пострадавшему (его законному представителю или иному доверенному лицу), а при несчастном случае на производстве со смертельным исходом — лицам, состоявшим на иждивении погибшего или состоявшим с ним в близком родстве или свойстве (их законному представителю или иному доверенному лицу), по их требованию;
  • хранить у себя (или своего представителя) в течение 45 лет второй экземпляр указанного акта вместе с материалами расследования;
  • при страховых случаях третий экземпляр акта и копии материалов расследования направить в исполнительный орган страховщика (по месту регистрации работодателя в качестве страхователя);
  • при несчастном случае на производстве, происшедшем с лицом, направленным для выполнения работы к другому работодателю и участвовавшим в его производственной деятельности, работодатель, у которого произошел несчастный случай, направляет копию акта о несчастном случае на производстве и копии материалов расследования по месту основной работы (учебы, службы) пострадавшего.

Последствия признания события несчастным случаем на производстве

При повреждении здоровья работника вследствие несчастного случая на производстве либо профессионального заболевания работнику возмещаются (ст. 184 ТК РФ) его утраченный заработок (доход), а также связанные с повреждением здоровья дополнительные расходы на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию. Виды, объемы и условия предоставления работникам гарантий и компенсаций в указанных случаях определяются Федеральным законом «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (Закон № 125-ФЗ). Так как работники являются застрахованными (п. 1 ст. 5 Закона № 125-ФЗ), то выплаты производятся ФСС России либо в счет уплаты страховых взносов (п. 7 ст. 15 Закона № 125-ФЗ).

Рассмотрим подробнее предусмотренный законодательством перечень видов обеспечения по страхованию (ст. 8 Закона № 125-ФЗ).

Пособие по временной нетрудоспособности в размере 100 процентов среднего заработка вне зависимости от стажа работника (ст. 9 Закона № 125-ФЗ). Назначение и выплата пособий по временной нетрудоспособности осуществляются работодателем по месту работы застрахованного лица (п. 1 ст. 15 Закона № 125-ФЗ; ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ (далее — Закон № 255-ФЗ)). Поскольку назначение и выплата пособия по временной нетрудоспособности производятся в связи с несчастным случаем на производстве, данное обстоятельство должно быть документально подтверждено, для чего работодатель обязан (ст. 17 Закона № 125-ФЗ):

  • расследовать страховой случай;
  • в течение суток со дня наступления страхового случая сообщить о нем страховщику;
  • направить застрахованного в учреждение медико-социальной экспертизы на освидетельствование (переосвидетельствование) в установленные учреждением медико-социальной экспертизы сроки и прочее.

Следует отметить (п. 12 пост. Пленума ВС РФ от 10.03.2011 № 2), что квалифицирующими признаками несчастного случая на производстве, влекущего возникновение обязательства страховщика осуществлять обеспечение по страхованию, является факт повреждения здоровья, подтвержденный в установленном порядке; принадлежность пострадавшего к кругу застрахованных; наличие причинной связи между фактом повреждения здоровья и несчастным случаем на производстве или воздействием вредного производственного фактора.

В случае отказа ФСС России классифицировать произошедшее событие как страховой случай либо из-за проблем с подтверждающими документами работник вправе получить пособие по временной нетрудоспособности на общих основаниях (ст. 183 ТК РФ; п. 1 ч. 2 ст. 3 Закона № 255-ФЗ), то есть в зависимости от своего страхового стажа (первые 3 дня — за счет работодателя, остальные — в счет уплаты страховых взносов).

Страховые выплаты. К ним относятся:

  • единовременная, размер которой определяется в соответствии со степенью утраты работником профессиональной трудоспособности исходя из максимальной суммы, установленной федеральным законом о бюджете ФСС России на очередной финансовый год (ст. 11 Закона № 125-ФЗ) (Максимальный размер единовременной страховой выплаты на 2015 г. составляет 84 964,20 руб. (ст. 6 Федерального закона от 01.12.2014 № 386-ФЗ) (в плановых периодах: в 2016 г. — 88 787,60 руб. и в 2017 г. — 92 339,10 руб.).);
  • ежемесячная, определяется как доля среднего месячного заработка работника, исчисленная в соответствии со степенью утраты им профессиональной трудоспособности (ст. 12 Закона № 125-ФЗ) (Максимальный размер ежемесячной страховой выплаты не может превышать в 2015 г. 65 330 руб, в 2016 г. — 68 270 руб. и в 2017 г. — 71 000 руб. (ст. 6 Федерального закона от 01.12.2014 № 386-ФЗ)).
Читайте также:  Официальный сайт юридической компании «Королёв и партнёры»

Оплата дополнительных расходов, связанных с медицинской, социальной и профессиональной реабилитацией застрахованного при наличии прямых последствий страхового случая. К ним относятся:

  • расходы на лечение застрахованного, осуществляемое на территории РФ непосредственно после произошедшего тяжелого несчастного случая на производстве до восстановления трудоспособности или установления стойкой утраты профессиональной трудоспособности;
  • расходы на проезд застрахованного, а в необходимых случаях и на проезд сопровождающего его лица для получения отдельных видов медицинской и социальной реабилитации (лечения непосредственно после произошедшего тяжелого несчастного случая на производстве, медицинской реабилитации в организациях, оказывающих санаторно-курортные услуги, получения специального транспортного средства, заказа, примерки, получения, ремонта, замены протезов, протезно-ортопедических изделий, ортезов, технических средств реабилитации).

Независимо от вида степени тяжести повреждения застрахованное лицо также имеет право (подп. 3 п. 1 ст. 8 Закона № 125-ФЗ) на оплату следующих расходов:

  • приобретение лекарств, изделий медицинского назначения и индивидуального ухода, изготовление и ремонт протезов, протезно-ортопедических изделий и ортезов; обеспечение техническими средствами реабилитации и их ремонт; обеспечение транспортными средствами при наличии соответствующих медицинских показаний и отсутствии противопоказаний к вождению, их текущий и капитальный ремонт и оплату расходов на горюче-смазочные материалы;
  • посторонний (специальный медицинский и бытовой) уход за застрахованным, в том числе осуществляемый членами его семьи;
  • проезд застрахованного, а в необходимых случаях и проезд сопровождающего его лица при направлении его ФСС России в учреждение медико-социальной экспертизы и в учреждение, осуществляющее экспертизу связи заболевания с профессией;
  • медицинскую реабилитацию в организациях, оказывающих санаторно-курортные услуги, в том числе по путевке, включая оплату лечения, проживания и питания застрахованного, а в необходимых случаях оплату проезда, проживания и питания сопровождающего его лица, оплату отпуска застрахованного (сверх ежегодного оплачиваемого отпуска, установленного законодательством РФ) на весь период его лечения и проезда к месту лечения и обратно;
  • профессиональное обучение и получение дополнительного профессионального образования.

ПРОВЕСТИ РАССЛЕДОВАНИЕ — ОБЯЗАННОСТЬ РАБОТОДАТЕЛЯ!

В статье 210 Трудового кодекса РФ (далее — ТК РФ) перечислены направления государственной политики в области охраны труда, в т. ч.:

  • профилактика несчастных случаев и повреждения здоровья работников;
  • расследование и учет несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  • защита законных интересов работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также членов их семей на основе обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

В связи с этим в силу ст. 212 ТК РФ работодатель обязан обеспечить:

  • расследование и учет в установленном законами и иными нормативными актами порядке несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  • беспрепятственный допуск соответствующих должностных лиц государственных органов в целях проведения проверок условий и охраны труда и расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  • обязательное социальное страхование работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

ЧТО ВКЛЮЧАЮТ В СЕБЯ МАТЕРИАЛЫ РАССЛЕДОВАНИЯ?

Согласно ч. 3 ст. 229.2 ТК РФ материалы расследования включают:

  • приказ (распоряжение) о создании комиссии;
  • планы, эскизы, схемы, протокол осмотра места происшествия, а при необходимости — фото- и видеоматериалы;
  • документы о состоянии рабочего места, наличии опасных и вредных производственных факторов;
  • выписки из журналов регистрации инструктажей по охране труда и протоколов проверки знания пострадавшими требований охраны труда;
  • протоколы опросов очевидцев несчастного случая и должностных лиц, объяснения пострадавших;
  • экспертные заключения специалистов, результаты технических расчетов, лабораторных исследований и испытаний;
  • медицинское заключение о характере и степени тяжести повреждения, причиненного здоровью пострадавшего, или причине его смерти, нахождении пострадавшего в момент несчастного случая в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения;
  • копии документов, подтверждающих выдачу пострадавшему специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты в соответствии с действующими нормами;
  • выписки из ранее выданных работодателю и касающихся предмета расследования предписаний государственных инспекторов труда и должностных лиц территориального надзорного органа (если несчастный случай произошел в организации или на объекте, подконтрольных этому органу), а также выписки из представлений профсоюзных инспекторов труда об устранении выявленных нарушений требований охраны труда;
  • другие документы по усмотрению комиссии.

Перечень материалов расследования зависит от характера и обстоятельств несчастного случая и определяется председателем комиссии.

Расследование легкого несчастного случая на производстве

Легкий несчастный случай на производстве – это ситуация, в результате которой один сотрудник предприятия получает повреждение. И квалифицировать эти травмы по приказу Минсоцздравразвития № 160 можно как легкие.

К тому же это происшествие будет отнесено к легким, если работник будет находиться на больничном не более 60 дней и его трудоспособность после выхода на работу будет снижена до 20 %. Но важно помнить, что степень тяжести несчастному случаю присваивает больница.

Последний легкий случай у меня был такой, помбур занимался продувкой манифольдной линии и за счет остаточного давления, которое он не стравил, произошел срыв продувочного устройства. Пострадавшему отчленило первую фалангу пальца левой руки. Было много крови. Коллеги не растерялись оказали первую помощь и вызвали скорую. Все, естественно, перепугались.

Помбур отделался легким испугом, потому как последствия могли бы быть гораздо печальнее. Но никому не хочется получать даже такую травму, ни работнику, ни работодателю.

Поэтому на рабочем месте, даже при проведении самой простой операции и манипуляции нужно быть внимательным и помнить, что тебя ждут дома живым и невредимым.

Легкий НС все-таки не тяжелый, но так или иначе, нужно будет порядочно поработать, а срок расследования несчастного случая с легким исходом гораздо более сжатый, всего три дня.

Причем сразу по окончании расследования нужно принять комплекс мер по предотвращению подобных ситуаций. А теперь перемещаемся в гущу событий.

➤ Сроки расследования несчастных случаев на производстве

Одним из наиболее распространенных замечаний во время плановых и внеплановых проверок ГИТ является нарушение срока расследования несчастного случая.

Чтобы четко определить для себя, в какие сроки нужно уложиться, и не нарушить закон, прочитайте нашу статью.

В этой статье мы подробно рассмотрим, какой срок установлен для каждой категории несчастного случая, а также подскажем, как правильно продлить срок работы комиссии.

  • Полезные материалы:
  • Образец уведомления о продлении срока расследования несчастного случая
  • Образец приказа о повторном продлении срока расследования несчастного случая

Какие несчастные случаи на производстве подлежат расследованию

Согласно ст.227 Трудового кодекса РФ можно выделить следующие факторы, при наличии которых расследование несчастных случае происходит по правилам расследования «на производстве»:

1. Несчастный случай произошел с работником или с другим лицом, участвующим в производственной деятельности работодателя. При этом, к другим участвующим лицам относятся:

  • лица, подлежащие обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  • работники и иные лица, получающие образование по ученическому договору;
  • лица, проходящие производственную практику;
  • лица, участвующие в производительном труде в порядке трудовой терапии в соответствии с медицинскими рекомендациями (относится к лечебно-производственным предприятиям и к лицам, страдающим психическими расстройствами);
  • лица, осужденные к лишению свободы и привлекаемые к труду;
  • лица, выполняющие общественно полезные работы (в связи с применением к ним данной меры наказания);
  • члены производственных кооперативов, крестьянских, фермерских хозяйств;
  • лица, привлеченные в установленном порядке к работам по предотвращению катастроф, аварий, иных ЧП или ликвидации их последствий.

2. Несчастный случай произошел при исполнении вышеуказанными лицами:

  • трудовых обязанностей;
  • любой иной работы по поручению работодателя;
  • при выполнении иных правомерных действий, которые связаны с трудовыми отношениями или осуществлялись в интересах работодателя.
Читайте также:  Что в Башкирии положено молодым специалистам

3. В результате несчастного случая пострадавший (или группа пострадавших):

  • получил телесные повреждения (различной степени тяжести, кроме микротравм и микроповреждений), из-за которых возникла необходимость перевода пострадавшего на другую работу;
  • возникла временная или стойкая утрата работоспособности;
  • наступила смерть пострадавшего.

Извещение госорганов и заинтересованных лиц

Первое, что нужно сделать после того, как произошел несчастный случай — сообщить в уполномоченные государственные органы по месту, где произошел несчастный случай:

  • исполнительный орган страховщика (например, в СФР) по месту регистрации работодателя в качестве страхователя;
  • прокуратура;
  • государственная инспекция труда;
  • орган исполнительной власти (администрация и т.п.);
  • орган исполнительной власти субъекта РФ, который реализует полномочия в области охраны труда на территории такого субъекта (уполномоченные Минтрудом РФ исполнительные органы субъекта РФ);
  • работодателю, направившему работника, с которым произошел несчастный случай (например, специалист в командировке);
  • федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему госконтроль или госнадзор, если предприятие подконтрольно такими органам или в случае подведомственности организации федеральному органу исполнительной власти. (Например, Федеральный государственный энергетический надзор, государственный строительный надзор и т.д.);
  • территориальное объединение организаций профсоюзов.

Если несчастный случай произошел на любом, находящемся в плавании, судне (морском, воздушном, речном и т.п.) не зависимо от его принадлежности, капитан судна обязан в течении 24 часов после происшествия сообщить об этом работодателю и судовладельцу, в случае нахождения в загранплавании — в консульство РФ.

В свою очередь, работодатель или судовладелец обязан известить в течение суток вышеуказанные органы о происшедшем на судне несчастном случае (групповом, тяжелом или несчастном случае со смертельным исходом.)

В тех случаях, когда несчастный случай по прошествии некоторого времени из категории легких перешел в категорию тяжелых или в категорию несчастных случаев со смертельным исходом, дополнительно, в течении трех календарных дней с момента получения сведений об изменении категории несчастного случая, необходимо направить извещения в:

  • соответствующий территориальный государственный орган, осуществляющий надзор или контроль за соблюдением трудового законодательства;
  • территориальное объединение организаций профсоюзов;
  • федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий госконтроль или госнадзор, в случае подведомственности организации такому федеральному органу;
  • исполнительный орган страховщика — по месту регистрации работодателя в качестве страхователя.

Особенности расследования несчастных случаев

Особенности расследования несчастных случаев закреплены в новом «Положении об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях», (утверждены Приказом Минтруда № 223н).

В этом Положении указанно, что особенности расследования связаны со специфическим характером труда, выполняемого различными категориями работников или граждан.

Специфика работы может быть связана с:

  • местом ее выполнения или объектом, на котором проводятся работы (например, на любых судах — морских, речных и т.п.; на объектах железнодорожного транспорта, в организациях с особым режимом охраны и т.д.);
  • с видом самих трудовых отношений (спортсмены, ликвидация последствий катастроф и других чрезвычайных ситуаций природного характера, дистанционные работники).

Особенности расследования относятся к:

  • порядку формирования и составу комиссии — например, при происшествии на любом судне в плавании, на объектах использования атомной энергии и т.п.;
  • месту проведения расследования. Здесь отдельно можно выделить порядок расследования несчастного случая с дистанционным работником. Это новое положение, так как раньше такие случаи работодатель не должен был расследовать. В Положении закреплен порядок формирования комиссии — в зависимости от места, где произошел несчастный случай, а также, если это место не совпадает с местом регистрации работодателя. Также, следует обратить внимание, что при расследовании государственным инспектором труда несчастного случая, произошедшего с гражданином (в том числе с иностранным), который выполнял работы на основании договора ГПХ, и в случае, когда инспектор установит признаки трудовых отношений с организацией, он вправе направить материалы расследования и заключение в суд с целью установления характера правоотношений между пострадавшим и предприятием — заказчиком по договору.
  • порядку работы комиссии. Например, в определенных случаях допускается проведение опросов очевидцев и должностных лиц, получение объяснения пострадавшего, а также осмотр места происшествия с применением дистанционных технологий, в том числе видео-конференц-связи. Комиссия обязана рассматривать только оригиналы документов, и в последствии снимать с них копии. Установлен порядок принятия решения комиссией, в том числе в случае разногласий, отказа от подписания и особого мнения отдельных членов комиссии.

Порядок расследования несчастных случаев на производстве

, в результате которого один или несколько пострадавших получили тяжелые повреждения здоровья, либо несчастного случая (в т. ч. группового) со смертельным исходом в состав комиссии также включаются: Каждый пострадавший, а также его законный представитель или иное доверенное лицо имеют право на личное участие в расследовании несчастного случая, происшедшего с пострадавшим.

Сроки расследования несчастных случаев на производстве Расследование несчастного случая (в т. ч. группового), в результате которого один или несколько пострадавших получили легкие повреждения здоровья, проводится комиссией в течение трех дней.

Расследование несчастного случая (в т. ч. группового), в результате которого один или несколько пострадавших получили тяжелые повреждения здоровья, либо несчастного случая (в т. ч. группового)

ПОРЯДОК ОПРОСА ПОСТРАДАВШИХ, ОЧЕВИДЦЕВ И ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ

Для выяснения всех обстоятельств несчастного случая очень важны показания работников предприятия, свидетелей (очевидцев), пострадав­шего, руководителей работ. Получить полные и достоверные сведения о несчастном случае бывает довольно трудно. В связи с тем, что люди отличаются друг от друга по своему психическому складу, жизненному опыту, профессии, образованию и т.д., их восприятие несчастного слу­чая может быть различным. В зависимости от занимаемой должности и личного отношения к происходящим событиям рабочие, служащие и ли­ца, ответственные за охрану труда, часто занимают диаметрально проти­воположные позиции. Все это вызывает необходимость индивидуального подхода к опрашиваемым работникам, использования тактических прие­мов с учетом особенностей личности.

1.1. Основные понятия, используемые в настоящем Пользовательском соглашении, идентичны понятиям, используемым в Федеральном законе от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных».

1.2. В настоящем Пользовательском соглашении используются следующие термины и понятия:

Система – система электронных сервисов «Онлайнинспекция.рф».

Сервисы – основные и дополнительные инструменты, предлагаемые Пользователю для взаимодействия с органами власти.

Портал – информационный ресурс, созданный с целью взаимодействия граждан с Системой, находящийся в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: http://онлайнинспекция.рф.

Администрация портала – должностные лица Федеральной службы по труду и занятости и представители исполнителя работ по государственному контракту на осуществление технического сопровождения Портала, осуществляющие оперативное управление Порталом.

Пользователь – лицо, зарегистрированное на Портале, которому предлагается использовать услуги и сервисы, предоставляемые Порталом.

Модератор – представитель Администрации портала, обрабатывающий сообщения пользователей.

Регистрация – процесс предоставления Пользователем данных для возможности доступа к использованию услуг и сервисов Портала.

Модерация – процесс обработки и анализа соответствия сообщения Пользователя положениям настоящего Пользовательского соглашения и Правилам использования сервисов и информации пользователями системы электронных сервисов «Онлайнинспекция.рф».

Основные инструменты – подготовленные Порталом шаблоны, (содержащие информацию из нормативной базы) для автоматической отправки обращений компетентным адресатам, предоставляемые с условием указания Пользователем всех предлагаемых сведений о его проблеме, регулируемой правовым полем, а также соблюдением пункта 3.5 настоящего соглашения.

Проблема – жизненная ситуация, решение которой возможно в рамках полномочий Федеральной службы по труду и занятости по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.


Похожие записи:

Напишите свой комментарий ...