Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «В«РћР± образованиии РІ Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации»». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Курсы дополнительного профессионального образования (ДПО) — возможность обучиться дополнительной специальности, при этом не тратя время на получение полноценного среднего профессионального или высшего образования.
Почему стоит выбрать дистанционную переподготовку в СНТА ?
-
Мы подбираем для Вас оптимальный вариант по программам обучения;
-
Мы предоставляем Вам доступ в Систему дистанционного обучения, где представлены уникальные материалы по программе;
-
Осуществляем круглосуточное взаимодействие и консультирование в процессе всего периода обучения;
-
Контролируем процесс обучения на всех стадиях– от момента зачисления до получения оригинала документа на руки!
-
Документы Вы можете забрать в удобное для Вас время в нашем офисе или получить экспресс-почтой бесплатно.
Длительность курса обучения зависит от нескольких факторов.
Во-первых, от того, какой тип получения дополнительного образования вы получаете: курс повышения квалификации или курс переподготовки.
Согласно 273-ФЗ «Об образовании» курсы повышения квалификации могут длиться от 16 академических часов (2 дня) до 249 часов (1,5 месяца). Курс профессиональной переподготовки – от 250 (1,5 месяца) до 1000 ак. часов (5-6 месяцев). Количество часов зависит от выбранной программы, от стажа работы по профессии, от требований профстандартов и ведомственных нормативных актов, от первоначального уровня образования самой специальности. Например, учитель русского языка освоит переподготовку на учителя истории быстрее, чем, допустим, врач, желающий стать учителем в школе. То есть для них количество часов в нагрузке будет отличаться.
Во-вторых, дистанционное обучение предполагает индивидуальный график обучения. Слушатель может выбирать темп обучения самостоятельно. Это очень удобно, так как учебные материалы доступны круглосуточно на учебном портале.
Режим и график обучения согласовывается с Институтом. Его можно менять: замедлить (например, в связи с отпуском или другими жизненными обстоятельствами) или ускорить. Максимально в день можно освоить 6-8 академических часов.
2.1. Члены ИПБ России обязаны ежегодно, начиная с года, следующего за годом получения аттестата ИПБ России, повышать свой профессиональный уровень в объеме не менее 40 часов в год.
2.2. Повышение профессионального уровня членами ИПБ России может осуществляться в следующих формах:
- прослушивание курсов по программам повышения профессионального уровня, разработанным и утвержденным ИПБ России и включенным в единую систему программ повышения профессионального уровня ИПБ России (далее — ППУ ИПБ России):
- в ИПБ России;
- в ТИПБ, заключивших с ИПБ России соглашение о сотрудничестве;
- в УМЦ, аккредитованных ИПБ России, являющихся Корпоративными членами ИПБ России и ТИПБ и заключивших соответствующий договор с ТИПБ;
- в УМЦ, аккредитованных ИПБ России, являющихся Корпоративными членами ИПБ России, расположенными в регионах, где отсутствует ТИПБ;
- успешное прохождение дистанционного тестирования в системе электронного тестирования ИПБ России по программам повышения профессионального уровня, разработанным и утвержденным ИПБ России и включенным в единую систему программ ППУ ИПБ России;
- участие в конгрессах, конференциях, круглых столах, семинарах и других мероприятиях, организованных ИПБ России и/или ТИПБ;
- участие во Всероссийском конкурсе на звание «Лучший бухгалтер России», организованном ИПБ России;
- участие в разработке нормативных документов различных уровней: федерального, регионального, отраслевого, муниципального;
- публикация монографий, учебников, учебных пособий, книг или статей по разделам Программ подготовки и аттестации профессиональных бухгалтеров, а также повышения их профессионального уровня;
- защита докторской (кандидатской) диссертации по дисциплинам, включенным в Программы подготовки и аттестации профессиональных бухгалтеров;
- обучение в вузе на получение второго высшего образования по экономическим специальностям;
Главная задача повышения квалификации – удовлетворить потребности специалистов в получении полного спектра необходимой информации в сфере новейших научных достижений, а также передового зарубежного и отечественного опыта по какому-либо профилю.
Кроме этого, приоритетная цель – обновление практико-теоретических знаний специалиста по причине повышения требований работодателя и ГОСТов к уровню компетентности работников различных профессий.
Также обучение проводится для достижения следующих целей:
-
Мотивация персонала. Когда работник получает знания за счет организации, он чувствует, что руководство заботится о нем. Поэтому у сотрудника организации появляется стремление к повышению производительности труда;
-
Воспитание собственных кадров. Это является производственной стратегией некоторых компаний. Они предпочитают обучать своих сотрудников, нежели принимать на работу большое количество людей со стороны.
Методы внешнего повышения квалификации
К методам внешнего повышения квалификации относятся:
-
Конференции, встречи, симпозиумы. Активная методика обучения, которая стимулирует развитие коммуникативных навыков, развивает логическое мышление, обучает специфике публичных выступлений.
-
Тренинг. В процессе обучения тренер дает определенные инструкции и проверяет, насколько усвоены знания в течение определенного периода времени.
-
Лекции. Самая традиционная методика. Материалы здесь усваиваются пассивно и этот метод сейчас не считают оптимальным, дополняют его другими.
-
Самостоятельное обучение. Самый простой вариант, но при этом требующий самодисциплины и ответственности. Этот метод сейчас развивается благодаря внедрению различных обучающих программ и дистанционного обучения.
-
Интерактивные курсы. Знания получают, закрепляют и тестируют при помощи обучающей программы.
-
Деловая игра. Суть метода заключается в том, что проблему решает не один человек, а группа обучающихся.
-
Кейс-стади. Этот метод позволяет решать реальные проблемы производства. В основном он подходит для руководителей высшего звена и управленческого персонала.
-
Баскет-метод. Основан на имитации ситуаций, встречающихся в процессе работы.
Согласно ФЗ № 76 как переподготовка, так и повышение квалификации производится в соответствии с решением нанимателя. Такое указание содержит Трудовой кодекс РФ. В статье 196 ТК РФ также прописано, что необходимость прохождения оценки уровня образования определяет лицо или организация, нанимающие сотрудника на службу. Второй абзац той же статьи уточняет, как это происходит. Первоначальное установление реальной компетентности производится исключительно с письменного согласия самого персонала.
Конкретные порядки могут быть определены:
- коллективным договором;
- контрактом с определенным человеком;
- дополнительными соглашениями, регулирующими такую область взаимодействия.
Как часто надо это делать?
Важно разобраться с периодичностью, с которой происходит повышение квалификации в различной профессиональной деятельности.
Основополагающие нормы закреплены в ТК РФ. Также соответствующие указания дают профессиональные стандарты, приказы различных ведомств, договоры с отдельным работником или коллективом, локальные нормативы предприятий и организаций в сфере профессиональной переподготовки и повышения квалификации нанятого персонала. При этом документ, принятый в фирме или иной структуре, не может противоречить общенациональному законодательству.
Официально представителям большинства сфер деятельности предписано переобучаться не реже чем каждые пять лет. Однако есть области деятельности с повышенной ответственностью и/или часто меняющимися условиями и информационным наполнением. В них согласно ФЗ установлен куда меньший срок перерыва между переквалификациями.
Каждые три года обязаны направлять на повышение квалификации:
- педагогов всех специальностей и профилей;
- судей любой категории и специализации;
- гражданских служащих всех ведомств и региональных подразделений таковых;
- персонал бухгалтерий;
- оценщиков имущества.
Аудиторы и вовсе обязаны освежать и актуализировать свои знания минимум каждый год. Вся информация обязательно отображается в трудовой книжке, включая ее электронные версии. Указывают, конечно, и пройденные курсы.
Получать удостоверение об обучении в формате переподготовки или проходить повышение квалификации целесообразнее всего в прошедших аккредитацию образовательных организациях, где уровень дополнительных профессиональных программ образования отвечает требованиям компании.
Важно также проверять, чтобы порядок обучения соответствовал официальным регламентам. В противном случае при любых новых проверках может выявиться несоответствие программ основным стандартам образования.
Нужно также смотреть в документы образовательной организации: согласно ФЗ у нее должна быть лицензия на обучение, выданная в установленном порядке. Если такого допуска нет, документ о прохождении обучения не имеет официальной силы.
Отличный вариант — использование услуг центра «ЧТО ДЕЛАТЬ КВАЛИФИКАЦИЯ», где повышение квалификации в различных областях деятельности строго отвечает предписаниям ФЗ и требованиям конкретной организации по части дополнительных профессиональных навыков персонала.
Учебные планы этого УЦ опубликованы по каждой из программ образования, что позволяет легко разобраться, какие именно дополнительные квалификации будут получены персоналом. Здесь можно регулярно получать новые знания по управлению персоналом и стандартам бухучета, по аудиту в бюджетных организациях, по государственным закупкам, по работе в программе 1С.
Нормативные регламенты не указывают, сколько времени конкретно должно продолжаться получение дополнительных знаний для уверенного поддержания квалификации и продолжения деятельности. Учитывается конкретный служебный профиль и исходная грамотность.
Наименьшее предписанное число академических часов — 108 — обязательно в любой структуре, занятой повышением квалификации. Документы о дополнительных подготовках УЦ «ЧТО ДЕЛАТЬ КВАЛИФИКАЦИЯ» на 100 процентов отвечают положенным требованиям и позволяют вести деятельность без ограничений.
Понятно, что одновременно повысить квалификацию всех специалистов нереально. Получается, нужно выделить тех, кто в числе первых должен повысить свой уровень профессионализма.
К тому же существует риск, что время и финансовые средства будут потрачены на обучение тому, что сотрудник и так знает и умеет. А еще хуже, когда работодатель оплачивает обучение сотрудника, а тот через некоторое время уходит на другое место работы.
Именно поэтому руководители предпочитают обучать сотрудников, которые принесут организации или предприятию максимум пользы, или сотрудников, которые занимают важные посты.
Остальных сотрудников обучают за счет средств компании только в двух вариантах:
- Если обучение – важная составная часть процесса работы (к примеру, в медицинских компаниях);
- Если нужно создать новое производство либо изменить профиль старого.
Проблема в том, что руководство молодой компании не всегда может определить, каков потенциал сотрудников. В этом случае можно проконсультироваться у специалистов, занимающихся обучением персонала. Также можно провести анкетирование сотрудников, а затем проанализировать полученную информацию.
С помощью анкетирования можно определить не только психологический тип сотрудника, но и насколько он соответствует должности, каков уровень его профессионализма и так далее.
Какие учреждения могут осуществлять повышение квалификации работников?
В соответствии с п. 1 ст. 26 Закона об образовании осуществлять повышение квалификации работников вправе учреждения дополнительного образования, к которым, в частности, относятся (п. 8 Типового положения):
- академии (за исключением академий, являющихся образовательными учреждениями высшего профессионального образования);
- институты повышения квалификации (усовершенствования) — отраслевые, межотраслевые, региональные;
- курсы (школы, центры) повышения квалификации, учебные центры службы занятости.
Указанные учреждения должны иметь лицензию на ведение образовательной деятельности (п. 1 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.03.2011 N 174 (далее — Положение N 174)).
В соответствии с Приказом Минобразования России от 06.09.2000 N 2571 «Об утверждении Положения о порядке и условиях профессиональной переподготовки специалистов» образовательные учреждения высшего профессионального образования независимо от организационно-правовой формы и ведомственной подчиненности и их филиалы, учреждения дополнительного профессионального образования, находящиеся в ведении федеральных органов исполнительной власти, и их филиалы получают право на осуществление образовательной деятельности по дополнительным профессиональным образовательным программам с момента лицензирования соответствующих образовательных программ.
Право на выдачу документов государственного образца «Диплом о дополнительном (к высшему) образовании», удостоверяющих присвоение дополнительной квалификации, возникает у образовательных учреждений после прохождения в установленном порядке аттестации и государственной аккредитации соответствующей дополнительной профессиональной образовательной программы (Письмо Рособрнадзора от 19.11.2004 N 01-222/05-01 «О лицензировании образовательных учреждений по дополнительным профессиональным образовательным программам для получения дополнительных квалификаций»).
В соответствии с п. 28 Типового положения государственные образовательные учреждения повышения квалификации, а также прошедшие аккредитацию негосударственные образовательные учреждения повышения квалификации выдают слушателям, успешно завершившим курс обучения, следующие документы государственного образца:
- удостоверение о повышении квалификации — лицам, прошедшим краткосрочное обучение или участвовавшим в работе тематических и проблемных семинаров по программе в объеме от 72 до 100 часов;
- свидетельство о повышении квалификации — лицам, прошедшим обучение по программе в объеме свыше 100 часов.
Формы документов государственного образца о прохождении повышения квалификации приведены в Постановлении Госкомвуза РФ от 27.12.1995 N 13 «Об утверждении форм документов государственного образца о повышении квалификации и профессиональной переподготовке специалистов и требований к документам».
Как рассчитать налоги при направлении работников на курсы повышения квалификации?
Налог на прибыль. Согласно п. 1 ст. 252 НК РФ налогоплательщики при определении налоговой базы по налогу на прибыль вправе уменьшать полученные доходы на суммы произведенных, обоснованных и документально подтвержденных расходов (за исключением указанных в ст. 270 НК РФ).
Напомним, что под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, существующими в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором).
Курсы повышения квалификации
Это учебное мероприятие обычно проводится в специально отведенном месте. Большим преимуществом прохождения таких курсов является то, что, как только обучение будет завершено, ваши навыки не только повысятся, но и будут задокументированы.
В этом типе курса занятия проводятся в небольших группах, максимум от 5 до 30 человек. Также могут быть частные уроки. Они встраиваются в обучение по программе профессионального развития, предназначенной для увеличения и расширения диапазона знаний и навыков, уже имеющихся у человека.
Следует отметить, что пройти курсы повышения квалификации могут только те работники, которые уже имеют диплом о среднем профессиональном образовании или выше. Выбор подходящего учебного центра следует делать, исходя из следующих показателей:
- состав преподавателей;
- как давно работает центр;
- стоимость курсов;
- отзывы тех, кто уже прошел обучение.