Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как сдавать отчетность в Центр занятости в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В соответствии с ч. 1 ст. 5.42 Кодекса об административных нарушениях РФ, неисполнение работодателем обязанности по созданию или выделению рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой, а также отказ в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти до десяти тысяч рублей.
Отчет о введении простоя
1 января 2023 года вступил в силу приказ Минтруда от 16.12.2022 № 786, расширивший для работодателей перечень обязательных отчетов, представляемых в службу занятости.
Документ внес изменения в приказ Минтруда от 26.01.2022 № 24, дополнив его новыми формами обязательной отчетности и изменив уже действующие отчеты. Среди новых форм – отчет о введении режима простоя – временной приостановке производства (приложение № 3 к приказу). Данный отчет работодатель обязан представить в органы службы занятости в течение трех рабочих дней после принятия решения о введении простоя (п. 2 ст. 25 Закона от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации»). В отчете нужно указать численность работников, находящихся в простое, дату, с которой вводится режим простоя в отношении работников, и дату завершения режима простоя.
Отчет о применении процедур о несостоятельности (банкротстве) работодатели должны представлять в органы службы занятости по форме, приведенной в приложении № 3 к приказу Минтруда от 26.01.2022 № 24.
В отчете указывают конкретное наименование процедуры банкротства, применяемой в отношении работодателя, – наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление, конкурсное производство или мировое соглашение. Также указывают дату начала применения процедуры, применяемой при несостоятельности, и дату окончания применения этой процедуры. Работодатели, находящиеся в процедуре банкротства, представляют отчет ежемесячно (п. 3 ст. 25 Закона от 19.04.1991 № 1032-1). Конкретные сроки сдачи отчета законодательством не регламентированы.
При каких условиях квота считается выполненной?
Согласно п. 5 Правил квота для приема на работу инвалидов при оформлении трудовых отношений с инвалидом на любое рабочее место считается выполненной работодателем в случаях:
а) наличия трудового договора (в том числе срочного) с инвалидом на рабочее место непосредственно у работодателя;
б) наличия трудового договора между инвалидом и организацией, индивидуальным предпринимателем, включая общественные объединения инвалидов и образованные ими организации, в том числе хозяйственные товарищества и общества, уставный (складочный) капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов, заключившие с иной организацией или индивидуальным предпринимателем соглашения о трудоустройстве инвалидов (далее – соглашение).
Квотирование для работодателя
Участие в программе по квотированию налагает на предпринимателя ряд обязательств, неисполнение которых чревато серьезной ответственностью.
Начиная деятельность, владелец организации обязан встать на учет в Центре по квотированию рабочих мест. Присоединение к этой социальной программе обязательно для всех, даже небольших организаций – ведь численность персонала со временем может вырасти.
Пакет документов для регистрации в Центре квотирования:
- свидетельство о государственной регистрации (копия);
- устав (копия);
- бумага о постановке на учет в налоговом органе (копия);
- письмо из Единого госрегистра;
- сведения о количестве сотрудников в составе штата.
После подачи документов предпринимателю присваивается регистрационный номер, после чего он должен ежеквартально отчитываться перед этим Центром так же, как и перед ИНФС. Информацию о наличии на предприятии квот нужно подать и на местную биржу труда.
Порядок резервирования мест
Резервированием рабочих мест называется выделение работодателем определенного количества рабочих мест в рамках квоты по приему инвалидов, с целью дальнейшего приема на них работников, прошедших специальное обучение. Рабочие места должны выделяться по тем профессиям, которые будут наиболее подходить для работы на них лиц с ограниченными возможностями.
Обучение инвалидов для работы на местах, которые были выделены работодателем, производится за счет бюджетных средств.
Постановка в резерв рабочих мест осуществляется в рамках специального договора, который заключается между самим работодателем и центром занятости муниципального образования. Договор дает возможность определить те места, которые могут быть созданы организацией и в кратчайшие сроки заполнены желающими, стоящими на учете в службе занятости.
Процедура резервирования включает в себя следующие шаги:
- Определить обязанности субъекта бизнеса по исполнению закона о предоставлении рабочих мест по квоте для инвалидов путем изучения федерального и регионального законодательства в этой области;
- Рассчитать, какое количество рабочих мест должно предоставляться по квоте. При этом расчет ведется не от фактического количества работников, а от штатного расписания.
- Создать и утвердить локальные нормативные акты, которые закрепят выделение рабочих мест для инвалидов;
- Оформить квотирование в органах службы занятости региона;
- Определить работника путем возложения на него обязанностей, который будет отвечать за взаимодействие с Центром занятости и подготовку необходимых документов.
Внимание: региональные законодательства могут связывать нормативы резервирования вакансий для инвалидов и для молодежи. Например, таковое правило заложено в законе города Москвы № 90. Скачать для просмотра и печати:
- Определение обязанности предприятия (организации) по исполнению законодательных требований. Для этого изучаются общероссийские и региональные нормативные акты (перечень зависит от места регистрации хозяйствующего субъекта).
- Расчет норма квотирования. Отталкиваться следует от численности штата (а не номинального количества сотрудников).
- Создание и утверждение локальных документов.
- Оформление учета в органах занятости.
- Возложение обязанностей по взаимодействию с Центром занятости на сотрудника. Предоставление отчетности и выполнение взятых обязательств.
Подсказка: задача по реализации норм законов № 181-ФЗ и № 1032-1 возникает после того, как численность сотрудников достигает 35 человек.
Отчет по квотированию в москве малого предприятия
Под квотированием рабочих мест понимается выделение определенного количества мест для работы граждан, принадлежащих к слабо защищенным категориям. Они нуждаются в предоставлении социальной защиты со стороны государства.
Согласно ФЗ от 24.11.1995 г. №181-ФЗ О социальной защите инвалидов в Российской Федерации на предприятиях, где количество сотрудников более 100 человек, возлагается обязанность по предоставлению мест для работы лиц с ограниченными возможностями. Такие места могут быть вновь созданными или же выделенными из имеющихся мест.
Размер квоты устанавливается на уровне региона, однако утверждены минимальное и максимальное значения: не меньше, чем 2%, и не больше, чем 4% от общей численности сотрудников.
Если количество работающих на предприятии меньше 100 человек, но больше 35, региональным законом может быть определена квота мест для работы лиц с инвалидностью, однако ее размер не должен превышать 3% от общего числа сотрудников.
При определении размера квоты не учитывается численность служащих, которые осуществляют трудовые функции во вредных или опасных для здоровья условиях. В отношении иных граждан, нуждающихся в соцзащите, квоты устанавливаются также на уровне субъектов РФ соответствующими законами.
Федеральным законом от 19.04.1991 г. №1032-1 О занятости населения в Российской Федерации на работодателей возложена обязанность по предоставлению в ЦЗН ежемесячных отчетов о местах для работы инвалидов, которые были обустроены или вновь созданы в рамках установленной квоты. Также они обязаны отсчитываться о нормативных актах, действующих на локальном уровне и подтверждающих информацию о таких рабочих местах.
На федеральном уровне законодательно не определено, в какой форме должен представляться отчет о квотировании мест для работы лиц с ограниченными возможностями. При этом на уровне субъектов Российской Федерации действуют региональные законы, которые регулируют указанные вопросы более подробно.
Работодатель может получить на сайте ЦЗН информацию о том, как составить и куда необходимо подать отчет. В Москве, например, функционирует специально созданный для данной цели Центр квотирования. Допустима также отправка отчета в электронном формате на официальном сайте Центра занятости.
отчета по квотированию рабочих мест для инвалидов бесплатно в формате word
Согласно п. 3 ст. 25 Федерального закона №1032, ежемесячно или ежеквартально работодатели обязаны отправлять в Центр занятости отчеты о выполнении обязанностей по квотированию рабочих мест.
Порядок предоставления сведений и сама форма отчета определяются Центрами занятости конкретных субъектов Российской Федерации.
Учтите! В отчет должны вноситься сведения следующего характера:
- Название организации и адрес ее нахождения,
- Сведения из нормативных актов локального характера,
- Численность работников,
- Сколько мест было специально создано или переоборудовано для работников-инвалидов,
- Вакансии для инвалидов,
- Специальность, квалификация,
- Образование и наличие опыта работы,
- В каком режиме осуществляются трудовые функции (вахтовый метод, свободный или сменные графики, стандартный),
- К какому виду относится работа: сезонные работы, по совместительству, на постоянной основе,
- Заработная плата,
- Сколько часов составляет рабочий день,
- Гарантии социального характера.
Субъекты РФ вправе самостоятельно на региональном уровне устанавливать и другие обязанности для работодателя. Например, в Москве юридические лица обязаны состоять на учете в Центре квотирования, в который отправляются соответствующие отчеты. Встать на учет требуется в течение месяца после государственной регистрации организации.
Отчет по охране труда в Службу занятости
Как отмечалось выше, порядок заполнения отчета по охране труда для ЦЗН и форма такого отчета утверждается нормативными актами региона, то есть в каждом субъекте РФ такой отчет заполняется по-разному.
В качестве примера рассмотрим порядок заполнения отчета по охране труда в ЦЗН в Красноярском крае. Власти региона утвердили бланк отчета, состоящий из 2-х разделов:
- раздел 1 – Состояние производственного травматизма;
- раздел 2 – Состояние условий труда и организации работ по охране труда.
Бланк отчета можно скачать здесь ⇒ Отчет по охране труда для Службы занятости.
Порядок заполнения отчета по охране труда в Службу занятости рассмотрим в таблице ниже:
Раздел | Наименование раздела/подраздела | Отчетный период | Как заполнить |
1 | О состоянии производственного травматизма | 1 квартал, полугодие, 9 месяцев, календарный год | В раздел включается следующая информация:
|
2 | О состоянии условий труда и организации работ по охране труда | Полугодие, календарный год | В разделе отражается информация о числе сотрудников, работающих во вредных/опасных условиях труда, а также о предоставляемых им компенсациях (молоко, дополнительный отпуск, лечебное питание, дополнительная оплата труда). |
2.1 | Сведения о наличии службы/специалистов по охране труда | Полугодие, календарный год | Отчет содержит сведения о сотрудниках предприятия, которые назначены ответственными за контроль соблюдения охраны труда. Также в отчете отражается информация о специалистах аккредитованных организаций, привлеченных к работе по охране труда предприятия. |
2.2 | Сведения о проведении СОУТ | Полугодие, календарный год | В отчете указывают количество рабочих мест и численность сотрудников в разрезе классов (подклассов) условий труда по СОУТ (1 – 4 класс). |
2.3 | Сведения об обеспеченности работников СИЗ | Полугодие, календарный год | В разделе отражают:
|
2.4 | Сведения об обеспеченности работников санитарно-бытовыми помещениями и устройствами |
Полугодие, календарный год | В разделе указывают перечень наличия на предприятии:
|
2.5 | Сведения об общественном контроле охраны труда | Полугодие, календарный год | Отчет содержит данные о наличии на предприятии:
Также отчет отражает сведения о количестве:
|
Что такое квотирование рабочих мест
Под квотированием рабочих мест понимается выделение определенного количества мест для работы граждан, принадлежащих к слабо защищенным категориям. Они нуждаются в предоставлении социальной защиты со стороны государства.
Согласно ФЗ от 24.11.1995 г. №181-ФЗ О социальной защите инвалидов в Российской Федерации на предприятиях, где количество сотрудников более 100 человек, возлагается обязанность по предоставлению мест для работы лиц с ограниченными возможностями. Такие места могут быть вновь созданными или же выделенными из имеющихся мест.
Размер квоты устанавливается на уровне региона, однако утверждены минимальное и максимальное значения: не меньше, чем 2%, и не больше, чем 4% от общей численности сотрудников.
Если количество работающих на предприятии меньше 100 человек, но больше 35, региональным законом может быть определена квота мест для работы лиц с инвалидностью, однако ее размер не должен превышать 3% от общего числа сотрудников.
При определении размера квоты не учитывается численность служащих, которые осуществляют трудовые функции во вредных или опасных для здоровья условиях. В отношении иных граждан, нуждающихся в соцзащите, квоты устанавливаются также на уровне субъектов РФ соответствующими законами.
Федеральным законом от 19.04.1991 г. №1032-1 О занятости населения в Российской Федерации на работодателей возложена обязанность по предоставлению в ЦЗН ежемесячных отчетов о местах для работы инвалидов, которые были обустроены или вновь созданы в рамках установленной квоты. Также они обязаны отсчитываться о нормативных актах, действующих на локальном уровне и подтверждающих информацию о таких рабочих местах.
На федеральном уровне законодательно не определено, в какой форме должен представляться отчет о квотировании мест для работы лиц с ограниченными возможностями. При этом на уровне субъектов Российской Федерации действуют региональные законы, которые регулируют указанные вопросы более подробно.
Работодатель может получить на сайте ЦЗН информацию о том, как составить и куда необходимо подать отчет. В Москве, например, функционирует специально созданный для данной цели Центр квотирования. Допустима также отправка отчета в электронном формате на официальном сайте Центра занятости.
Должна ли организация самостоятельно заполнять квоту
На работодателя возлагается обязанность по созданию квоты для инвалидов, однако он не обязан заполнять ее. Квота считается выполненной, если работник осуществлял в организации трудовые функции в течение срока, определенного законом соответствующего субъекта Российской Федерации.
В частности, для жителей Москвы такой срок равен 15 дням в месяц, а для жителей Карелии 3 месяца в год. Если соответствующее число мест в рамках квоты было выделено, но не было занято, работодатель не может быть по данному основанию привлечен к административной ответственности. Сотрудники службы занятости осуществляют поиск кандидатов самостоятельно.
Посмотрите видео. Проверки и контроль квотирования рабочих мест:
Как подавать сведения о вакансиях
Важно знать, что отчет о потребностях в работниках сдается по всем вакансиям, а не только по вакансиям для инвалидов. Причем, если небольшие предприятия еще могут отправить информацию непосредственно в центр занятости населения, то предприятия с численностью работников 25 и выше обязаны в 2022 году размещать данную информацию на ЕЦП «Работа в России». Это требование также распространяется на предприятия с госучастием и все органы власти государства.
Чтобы передать сведения на портал, сначала необходимо создать на нем личный кабинет. В разделе «Помощь и поддержка» размещена инструкция по регистрации. Для передачи отчётов через портал необходимо в личном кабинете заполнить и отправить нужные формы. Информация о вакансии поступает в открытый доступ.
Как отчитываться в центр занятости и что сдать до конца марта 2021 года?
Одного федерального закона, специально посвященного вопросу рабочих квот, не существует, однако эта проблема затрагивается в таких федеральных нормативных актах:
- «О занятости населения в Российской Федерации» № 1032-1 от 19 апреля 1991 г. (изменения не вносились с советского времени);
- «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» № 181 24 ноября 1995 г.
Детально законодательное регулирование предоставления трудоустройства по квоте осуществляется на местном уровне, именно поэтому состав потенциальных сотрудников на такие рабочие места и государственные льготы, предоставляемые за квотирование работодателю, могут значительно отличаться в различных регионах РФ.
Население, по каким-либо причинам испытывающее проблемы при устройстве на работу, нуждается в социальной защите. Региональные нормативные акты каждого конкретного субъекта РФ приводят перечень категорий, имеющих право занять зарезервированные для них рабочие места. Список может быть различным, но, к какой бы местности он не относился, в него непременно будут входить две категории социально незащищенных слоев населения, подлежащих заботе в обязательном порядке.
- Инвалиды 1 и 2 групп. Такие лица трудоустраиваются на специально предназначенные для них места, отводимые предпринимателями. Работодатель должен помнить, что не полностью здоровым людям положен укороченный рабочий день, им доступен не весь перечень трудовых функций, их нельзя заставлять работать сверхурочно и в ночные смены.
- Лица младше 18 лет. Официальное трудоустройство в РФ разрешено с 14 лет, а совершеннолетие наступает в 18. Этот промежуток часто является «мертвым» для желающих работать, но не принимаемых работодателями подростков. На помощь приходит государственная квота. Наниматели подростков обязаны соблюдать законодательные требования относительно их организации труда – ограничений и особенностей для таких сотрудников предусмотрено немало.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Если инвалиды 1 и 2 группы не изъявляют желание занять все квотируемые места, закон не против того, чтобы на эти места были приняты инвалиды 3 группы.
Что означает квотируемое рабочее место
Нарушение порядка предоставления отчетов по охране труда, или передача недостоверных сведений влечет ответственность, установленную статьей 13.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ в виде наложения административного штрафа:
- на должностных лиц — в размере от 10000 до 20000 рублей;
- на юридических лиц — от 20000 до 70000 рублей.
Повторное совершение административного правонарушения влечет наложение административного штрафа:
- на должностных лиц — в размере от 30000 до 50000 рублей;
- на юридических лиц — от 100000 до 150000 рублей.
С 25 октября 2021 года по 25 февраля 2022 года столичные работодатели обязаны перевести на дистанционный режим работы:
- не менее 30% от общего числа работников (включая исполнителей по договорам ГПХ);
- всех работников старше 60 лет, а также граждан, имеющих хронические заболевания. Исключение может быть сделано для тех, чье нахождение на рабочем месте является критически важным для обеспечения функционирования организаций и предпринимателей.
Квотированием рабочих мест для инвалидов и молодежи, согласно ст. 21 Федерального закона № 181-ФЗ, должны заниматься все работодатели, у которых численность работников превышает 100 человек.
Законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере от 2 % до 4 % среднесписочной численности работников.
Исключение составляют общественные объединения инвалидов и образованные ими организации.
Работодателям, численность работников которых составляет от 35 до 100 человек, законодательство субъекта Российской Федерации может устанавливать квоту для приема на работу инвалидов в размере не выше 3 % среднесписочной численности работников.
Квоту организация рассчитывает самостоятельно, исходя из среднесписочной численности работников.
Для расчета среднесписочной численности рекомендуем пользоваться указаниями Росстата по вопросам заполнения формы № П-4 «Сведения о численности и заработной плате работников» (далее — форма № П-4) (Приказ Росстата от 01.09.2017 № 566).
Обратите внимание, что при расчете квоты на инвалидов не учитываются рабочие места с вредными и опасными условиями труда (ст. 21 Федерального закона № 181-ФЗ).
Пример
Среднесписочная численность работников в организации в Москве без учета рабочих мест с вредными условиями труда составляет 250 человек.
Размер квоты на инвалидов составит:
250×0,02 = 5 чел.
Возникает вопрос, как быть, если в результате расчета квоты получилось дробное число. Однозначного ответа на этот вопрос нет. Если возникнет такая ситуация, лучше всего уточнить в службе занятости, как поступить. Например, в Москве должностные лица службы занятости предлагают округлять результат расчета в меньшую сторону.
3.2 Трудоустройство инвалидов в счет установленной квоты работодатель осуществляет как по направлениям центров занятости населения (направление установленного образца с пометкой «в счет квоты»), так и самостоятельно.
создавать рабочие места для трудоустройства инвалидов и применять локальные нормативные акты, которые содержат сведения о данных рабочих местахсоздавать необходимые условия труда согласно индивидуальной программе реабилитации или абилитации инвалида
предоставлять информацию в службу занятости
В настоящее время, чтобы закрыть квоту, нужно организовать специальное рабочее место и заключить с инвалидом трудовой договор.
Кроме того, работодатели обязаны ежемесячно представлять органам службы занятости информацию о наличии свободных рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой (ст.
25 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации»).
При этом региональные квоты не должны превышать предельные размеры квот, установленных в соответствии с федеральным законодательством. Так, для работодателей с численностью работников свыше 100 человек квота для приема на работу инвалидов может составлять от 2 до 4% среднесписочной численности работников.
— 2% для молодежи: несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет; лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте до 23 лет; выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования в возрасте от 18 до 24 лет, высшего профессионального образования в возрасте от 21 года до 26 лет, ищущих работу впервые.
Рекомендуем прочесть: Форум О Банкротстве Физических Лиц 2021
Квотирование рабочих мест – гарантия трудоустройства для людей с инвалидностью и молодежи отдельных категорий. В Москве это регулируется законом от 22.12.2021 № 90 «О квотировании рабочих мест».
Контроль и надзор за выполнением работодателями квоты, установленной для приема на работу инвалидов и молодежи. Название документа. Дата публикации. Сортировать по дате публикации. Доклад об осуществлении Департаментом государственного контроля надзора в 1 полугодии г.
Немногим ранее, Законом г. Москвы от 8 апреля 2021 года N 4, был изменен документ выше рангом — Закон города Москвы от 22 декабря 2021 года N 90 «О квотировании рабочих мест» (далее – Закон). Оба акта уже вступили в силу: изменения – с 9 мая 2021 года, Положение – с 29 августа 2021 года.
А вот за отказ от «помощи» (то есть невыполнение обязанности по созданию и выделению мест) специальным актом – Кодексом города Москвы об административных правонарушениях (ст. 2.2), утв. Законом г. Москвы от 21 ноября 2021 года N 45, предусмотрен штраф, налагаемый:— на должностных лиц в размере 3000 — 5000 рублей;
— на юридических лиц — 30000 — 50000 рублей
Рекомендуем прочесть: Ликвидация Нко Пошаговая Инструкция В 2021 Году
- Ежегодном отпуске не менее 30 дней.
- Отпуске без сохранения заработка – до 60 дней.
- Режиме работы (запрете сверхурочной и ночной деятельности).
- Сокращении рабочей недели.
- Запрете рабочей деятельности в праздничные и выходные дни.
В случаях нарушения обязательств к ответственности могут быть привлечены и кадровики, и работодатель. Так, если последний отказывается принимать инвалидов на работу, на него налагается административный штраф, который составляет от 5 до 10 тысяч рублей.
Помимо него, вводится также дополнительная ответственность, регулируемая и устанавливаемая региональным законодательством. Предприниматель выплачивает еще один штраф до 20 тысяч рублей.
Кто должен выполнять квоты
Наличие или отсутствие обязанности по квотированию у компаний зависит, во-первых, от среднесписочной численности сотрудников, во-вторых, от положений регионального закона.
Так, если это компания с численностью работников свыше 100 человек, то у нее однозначно возникает обязанность по квотированию рабочих мест для инвалидов. А вот для квотирования рабочих мест для молодежи таким компаниям нужно смотреть свое региональное законодательство, которое может либо вводить такую обязанность, либо не вводить.
Например, в Москве квотирование рабочих мест осуществляется, в частности, для несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет, выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования в возрасте от 18 до 24 лет, высшего профессионального образования в возрасте от 21 года до 26 лет, ищущих работу впервые (ч. 1 ст. 2 Закона г. Москвы от 22.12.2004 № 90 «О квотировании рабочих мест»).
Для компаний с меньшей численностью – от 35 до 100 человек – квоты для молодежи вообще не устанавливаются.
В отношении квот для инвалидов в каждом регионе свои правила. Может статься, что конкретно в вашем регионе вообще не возникает обязанности по установлению квот для компаний с численностью работников в данных пределах (как, например, в Москве, Санкт-Петербурге, Вологодской области). Либо в регионе установлен свой предел: например, в Омской области квота для приема на работу инвалидов установлена для организаций, численность работников которых составляет 50 и более человек (п. 1 Постановления правительства Омской области от 27.01.2010 № 16-п).