Расследование несчастных случаев на производстве

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Расследование несчастных случаев на производстве». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Профессиональное заболевание (ПЗ) возникает из-за влияния на работника минимум 1 вредного фактора (ВФ) производства, обусловливает временную либо постоянную потерю трудоспособности или смерть. Согласно ФЗ №125, острое ПЗ возникает в результате 1-кратного воздействия ВФ, хроническое – в результате его постоянного влияния.

Ответственность за непроведение РНС

Случившийся факт Ответственность
При сокрытии НС и не уведомлении в установленные сроки компетентных органов (ГИТ, ФСС и др.) На основании ст.15.34 КоАП РФ грозит штраф для:
  • должностных лиц в размере от 500 до 1000 руб.;
  • юридических лиц – от 5000 до 10 000 руб.

НС подлежит расследованию.

При установлении факта бездействия ответственных лиц на нарушения требований охраны труда На основании ст.143 Уголовного кодекса РФ:

1) при причинении тяжкого вреда здоровью работника грозят:

  • штраф до 400000 руб.;
  • обязательные работы от 180 до 240 часов;
  • исправительные работы – до 2 лет;
  • принудительные работы – до 1 года;
  • лишение свободы – до 1 года с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до одного года или без такового;

2) при возникновении НС со смертельным исходом:

  • принудительные работы – до 4 лет;
  • лишение свободы – до 4 лет (с лишением права занимать должности и заниматься определенной деятельностью);

3) при НС со смертельным исходом 2 и более лиц:

  • принудительные работы – до 5 лет;
  • лишение свободы до 5 лет (с лишением права занимать должности и заниматься определенной деятельностью).

МАТЕРИАЛЫ РАССЛЕДОВАНИЯ НЕСЧАСТНОГО СЛУЧАЯ ВКЛЮЧАЮТ:

  • приказ о создании комиссии по расследованию несчастного случая;
  • акт о несчастном случае на производстве по установленной форме (согласно Приложению № 1 Постановления Минтруда России от 24.10.2002 N 73);
  • протокол осмотра места происшествия, а при необходимости фото- и видеоматериалы, планы, эскизы, схемы;
  • документы, характеризующие состояние рабочего места, наличие опасных и вредных производственных факторов;
  • выписки из журналов регистрации инструктажей по охране труда и протоколов проверки знания пострадавшими требований охраны труда; личных карточек учета выдачи СИЗ;
  • протоколы опросов очевидцев несчастного случая и должностных лиц, объяснения пострадавших;
  • экспертные заключения специалистов, результаты технических расчетов, лабораторных исследований и испытаний;
  • медицинское заключение о характере и степени тяжести повреждения, причиненного здоровью пострадавшего, или причине его смерти, нахождении пострадавшего в момент несчастного случая в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения;
  • другие документы по усмотрению комиссии.

Комментарий к ст. 229.2 TК РФ

1. При проведении расследования несчастных случаев комиссия (либо самостоятельно проводящий расследование государственный инспектор труда — см. комментарий к ст. 229.3 ТК) на основе собранной информации и изучения имеющихся материалов устанавливает обстоятельства и причины несчастного случая, а также лиц, допустивших нарушение требований охраны труда, вырабатывает предложения по устранению выявленных нарушений, причин несчастного случая и предупреждению аналогичных несчастных случаев.

2. При необходимости работодатель за счет собственных средств обеспечивает по требованию комиссии сбор и закрепление материалов расследования несчастного случая.

3. Некоторые события, указанные в настоящей статье (смерть в результате общего заболевания или самоубийства, алкогольного, наркотического или иного опьянения и др.), в зависимости от конкретных обстоятельств могут квалифицироваться как несчастные случаи, не связанные с производством.

4. Если несчастный случай произошел с застрахованным или лицом, подлежащим обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, то такой случай считается страховым, дающим право на гарантии и компенсации, установленные ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (см. комментарий к ст. 184 ТК).

5. Положение об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях утверждено Постановлением Минтруда России от 24 октября 2002 г. N 73.

6. Расследование профессионального заболевания производится в соответствии с Положением о расследовании и учете профессиональных заболеваний, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 15 декабря 2000 г. N 967 (СЗ РФ. 2000. N 52 (ч. II). Ст. 5149).

7. Учетные формы медицинского заключения о характере полученных повреждений здоровья и степени их тяжести, а также справки о заключительном диагнозе пострадавшего от несчастного случая на производстве утверждены Приказом Минздравсоцразвития России от 15 апреля 2005 г. N 275 «О формах документов, необходимых для расследования несчастных случаев на производстве» (БНА РФ. 2005. N 22); там же даны Рекомендации по заполнению указанных документов.

Действия работодателя при наступлении несчастного случая

В ст. 228 ТК РФ описан алгоритм, в соответствии с которым ответственные лица должны действовать при получении сотрудником травмы:

  1. Организовать первую помощь и при необходимости доставить человека в больницу.
  2. Если это не угрожает здоровью и безопасности других людей – сохранить обстановку в том виде, в каком она была на момент происшествия. Если это невозможно – документально зафиксировать ее (нарисовать схему, сделать фотографии и т. п.).
  3. Проинформировать об инциденте соответствующие органы и организации (надзорные и контролирующие органы, прокуратуру, работодателя, страховую компанию, при необходимости – родственников пострадавшего и др.). Точный список лиц и организаций, подлежащих уведомлению, зависит от тяжести несчастного случая и числа пострадавших;
  4. Принять меры по организации своевременного расследования инцидента и оформлению необходимых материалов.

Оформление материалов расследования

Если комиссия придет к выводу, что инцидент относится к несчастным случаям на производстве, она составляет акт об этом в двух экземплярах. Если пострадавших несколько, на каждого составляется отдельный акт. Дополнительный экземпляр документа готовят, если несчастный случай относится к страховым.

В акте излагают обстоятельства произошедшего, а также выводы комиссии о том, кто допустил нарушения правил охраны труда. Документ подписывают все лица, участвовавшие в расследовании, после чего он заверяется подписью и печатью руководителя.

Один экземпляр акта в течение трех дней вручается пострадавшему либо его уполномоченному представителю. Если человек погиб, то документ отдают его иждивенцам или близким родственникам. Второй экземпляр хранится в организации в течение 45 лет. Третий экземпляр (если он составлялся) отправляют страховщику не позднее, чем через 3 дня.

Какие травмы подлежат расследованию

Если в организации произошел внутренний несчастный случай на производстве, работодатель обязан провести его расследование. Процедура организуется по факту каждой травмы, которая случилась в рабочее время или на территории работодателя, в том числе по факту:

  • драк, укусов животных и насекомых;
  • поражения электрическим током, в том числе и молнией;
  • утопления, обморожения, перегрева (тепловой или солнечный удар) или получения ожогов;
  • иных увечий и вреда организму.

Производственной признают травму, полученную при определенных обстоятельствах, а именно:

  • ЧП произошло во время работы непосредственно на территории организации. И не имеет значения, в обеденный перерыв получена травма или при выполнении сверхурочной работы;
  • травма получена по пути следования к работе либо обратно на служебном автомобиле;
  • во время командировки;
  • в процессе выполнения работы вахтовым методом и т.п.

Что признают несчастным случаем на производстве

Согласно действующему порядку расследования несчастных случаев на производстве на 2017 год проверке и анализу подлежит каждое имевшее место в компании происшествие, имеющее в себе признаки несчастного случая. При этом порядок расследования несчастного случая на производстве обязывает предприятие-работодателя неуклонно следовать нормам законодательства.

По общему правилу событие приравнивают к несчастному случаю, если в результате него работником получены:

  • травмы разного характера;
  • ожоговые поражения;
  • обморожение;
  • поражение электрическим током;
  • другой вред здоровью.

Законодательно установленный порядок расследования и учета несчастных случаев предполагает изучение обстоятельств получения как легких телесных повреждений, так и тяжелых травм. В том числе – несовместимых с жизнью. Причём поиск причин происшествия с летальным исходом происходит с участием расширенного состава соответствующей комиссии.

Несчастные случаи могут происходить не только на рабочем месте, но и дома или на улице. Поэтому чтобы происшествие было квалифицировано как производственная травма, порядок расследования несчастного случая должен выявить один из признаков (ст. 227 ТК РФ):

  • событие имело место в течение рабочего дня (смены) пострадавшего сотрудника;
  • травма получена при следовании в пункт назначения по служебному заданию, в период командировки, при возвращении из рабочей поездки;
  • происшествие случилось при пользовании служебным транспортом для проезда к месту работы или в обратном направлении;
  • травма получена при отдыхе между сменами на вахте и др.

В случае, если в порядке расследования несчастного случая на производстве было установлено, что пострадавший грубо нарушил безопасность трудового процесса, что привело его к возникновению или последующему росту вреда здоровью, комиссия определяет его виновность, исчисляя ее в процентах в соответствии с определенными юридическими актами.

При этом степень вины пострадавшего не может превышать отметку в 25%, а денежные выплаты из страховых средств уменьшаются пропорционально росту этого числа.

Порядок проведения расследования несчастных случаев на производстве устанавливает то, каким образом определяется вина пострадавшего. Делается это в соответствии со следующим:

  • Ознакомление им под официальную роспись со всеми положениями предприятия, описывающими требования по охране и безопасности трудового производства; проведение с ним инструктирующих занятий и работ, вследствие которых пострадавший стал ознакомлен со всеми правилами, нарушение которых потенциально провоцирует несчастный случай во время осуществления своих рабочих задач.
  • Наличие у пострадавшего всех необходимых в работе средств индивидуальной защиты, знание им всех правил пользования ими (что можно легко подтвердить протоколами инструктажей или графиками посещения специальных обучающих занятий, которые проходили все сотрудники перед фактическим вступлением в должность).
  • Правильность самих этих инструктажей и перечня правил, регулирующих безопасность в сфере производства (ошибку мог допустить не сам пострадавший, а тот, кто дал ему ошибочную информацию, которой он и следовал).
  • Компетенция руководящих лиц, которые проводили эти инструктажи и обучающие занятия.

Порядок расследования несчастных случаев на производстве

Несчастный случай, происшедший с лицом, направленным для выполнения работы к другому работодателю и участвовавшим в его производственной деятельности, расследуется комиссией, образованной работодателем, у которого произошел несчастный случай. В состав комиссии входит представитель работодателя, направившего это лицо.

Расследование несчастного случая, происшедшего в результате катастрофы, аварии или иного повреждения транспортного средства, проводится комиссией, образуемой и возглавляемой работодателем (его представителем), с обязательным использованием материалов расследования катастрофы, аварии или иного повреждения транспортного средства, проведенного соответствующим федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, органами дознания, органами следствия и владельцем транспортного средства.

Особенности расследования несчастных случаев

Расследование обстоятельств и причин несчастного случая должно быть проведено в течение 3 суток с момента происшествия.

При расследовании комиссия выявляет и опрашивает очевидцев и лиц, допустивших нарушения нормативных требований по охране труда, получает необходимую дополнительную информацию от работодателя и по возможности объяснения от пострадавшего.

Читайте также:  Возврат билетов на поезда РЖД в 2021 году

Несчастные случаи, происшедшие на производстве с работниками, направленными сторонними организациями (в том числе с военнослужащими, привлекаемыми на работы в организации), студентами и учащимися, проходящими производственную практику, расследуются с участием полномочного представителя направившей их организации.

Несчастный случай с работником, временно переведенным на работу в другую организацию, расследуется той организацией, где это произошло.

Несчастные случаи, о которых не было своевременно сообщено работодателю или в результате которых нетрудоспособность наступила не сразу, расследуются по заявлению пострадавшего или его доверенного лица в течение 1 месяца со дня поступления этого заявления.

Расследование групповых несчастных случаев, с возможным инвалидным исходом, проводится в течение 15 дней комиссией в составе государственного инспектора по охране труда, представителей работодателя, органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и профсоюзного органа или иного уполномоченного работниками представительного органа.

Если государственный инспектор по охране труда по объективным причинам не имел возможности принять участие в расследовании несчастного случая, он обязан, если это необходимо, провести расследование с использованием ранее полученных материалов и составить заключение, в котором должны быть подробно изложены обстоятельства и причины несчастного случая, указаны конкретные нарушения нормативных требований по охране труда и допустившие их лица.

При гибели на производстве 5 и более работников в состав комиссии также включаются государственный инспектор по охране труда Федеральной инспекции труда при Министерстве труда Российской Федерации и представитель соответствующего федерального органа исполнительной власти.

По требованию комиссии проводящий расследование работодатель за счет средств своей организации обязан обеспечить:

  • выполнение технических расчетов, лабораторных исследований, испытаний, других экспертных работ с привлечением в этих целях специалистов-экспертов;
  • фотографирование места несчастного случая и поврежденных объектов;
  • предоставление транспорта, служебного помещения, средств связи, специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, необходимых для проведения расследования.

Результаты расследования несчастного случая рассматриваются работодателями в целях разработки и реализации мер по их предупреждению, решения вопросов о возмещении вреда пострадавшим (членам их семей), предоставления им компенсации и льгот.

Каждый несчастный случай, вызвавший необходимость перевода работника в соответствии с медицинским заключением на другую работу на один рабочий день и более, потерю им трудоспособности не менее чем на один рабочий день или его смерть, оформляется актом о несчастном случае на производстве по форме H-1 в 2-х экземплярах на русском языке или на русском языке и государственном языке субъекта Российской Федерации. Несчастные случаи, квалифицированные комиссией как не связанные с производством, оформляются актом произвольной формы.

При групповом несчастном случае акт по форме H-1 составляется на каждого пострадавшего отдельно.

Если несчастный случай произошел с работником другой организации, то акт по форме H-1 составляется в трех экземплярах, два из которых вместе с остальными материалами расследования направляются в организацию, работником которой является пострадавший. Третий экземпляр акта и другие материалы расследования остаются в организации, где произошел несчастный случай.

В акте по форме H-1 должны быть подробно изложены обстоятельства и причины несчастного случая, а также указаны лица, допустившие нарушения нормативных требований по охране труда. Акт по форме H-1 должен быть оформлен и подписан всеми членами комиссии, утвержден работодателем и заверен печатью организации. Один экземпляр акта выдается пострадавшему (его доверенному лицу) или родственникам погибшего по их требованию не позднее 3 дней после окончания расследования. Второй экземпляр хранится вместе с материалами расследования в течение 45 лет в основном месте работы (учебы, службы) пострадавшего. Невостребованные акты остаются в организации, где произошел несчастный случай. В случае ликвидации организации акты по форме H-1 подлежат передаче на хранение в государственную инспекцию труда по субъекту Российской Федерации.

По результатам расследования групповых несчастных случаев, несчастных случаев с возможным получением инвалидности пострадавшими оформляются материалы расследования, которые должны содержать:

  • планы, схемы, эскизы, а при необходимости фото-, кино- и видеоматериалы места происшествия;
  • документы, характеризующие состояние рабочего места, наличие опасных и вредных производственных факторов;
  • выписки из журналов регистрации инструктажей и протоколов проверки знаний пострадавших по охране труда;
  • протоколы опросов, объяснения пострадавших, очевидцев несчастного случая и должностных лиц, ответственных за соблюдение нормативных требований по охране труда;
  • экспертные заключения специалистов, результаты лабораторных исследований и экспериментов;
  • выписки из нормативных правовых актов и других организационно-распорядительных документов, регламентирующих безопасные условия труда и ответственность должностных лиц;
  • медицинское заключение о характере и степени тяжести повреждения, причиненного здоровью пострадавшего, или о причинах смерти пострадавшего, а также о возможном нахождении пострадавшего в состоянии алкогольного, наркотического или токсикологического опьянения;
  • документы, подтверждающие выдачу пострадавшему специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты в соответствии с действующими нормами;

На основании материалов расследования составляется акт о расследовании группового несчастного случая на производстве с возможным получением инвалидности, несчастного случая на производстве со смертельным исходом.

Глава 2. Правовое регулирование расследования несчастных случаев на производстве.

Основным законодательным актом, регулирующим порядок расследования и учета несчастных случаев на производстве является Трудовой кодекс Российской Федерации. Эти вопросы регламентируется ст. ст. 227—231 гл. 36 «Обеспечение прав работников на охрану труда» ТК РФ.

Несмотря на то, что количество статей не велико, но все они очень объемные и емкие. Особо отметим, что Федеральным законом от 30 июня 2006 г. № 90-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации, признании не действующими на территории Российской Федерации некоторых нормативных правовых актов СССР и утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» внесен ряд изменений в эти статьи. Так, большинство статей вообще изложены в новой редакции (ст. 227, 228, 229, 230, 231 ТК РФ). Некоторые положения вынесены в новые статьи (ст. 228.1, 229.1, 229.2, 229.3, 230.1 ТК РФ).

Более подробно Порядок расследования и учета профессиональных заболеваний регламентирован в Положении о расследовании и учете профессиональных заболеваний, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации № 967 от 15.12.2000 г., которое действует в части, не противоречащей ТК РФ.

Ранее данная сфера правоотношений регулировалась Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 марта 1999 г. № 279 «Об утверждении Положения о расследовании и учете несчастных случаев на производстве». Но в соответствии со ст. 229 ТК РФ оно признано утратившими силу Постановлением Правительства РФ от 8 января 2003 г. № 5 «О признании утратившими силу решений Правительства Российской Федерации по вопросам расследования несчастных случаев на производстве».

Постановлением от 24 октября 2002 г. № 73 «Об утверждении форм документов, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве, и Положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях» в соответствии со ст. 229 ТК РФ и постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2002 г. № 653 «О формах документов, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве, и особенностях расследования несчастных случаев на производстве» Министерство труда и социального развития РФ утвердило формы документов, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве и Положение об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях.

Это Положение устанавливает с учетом ст. 227—231 ТК РФ и особенностей отдельных отраслей и организаций обязательные требования по организации и проведению расследования, оформления и учета несчастных случаев на производстве, происходящих в организациях и у работодателей – физических лиц с различными категориями работников (граждан).

Кроме того, существуют положения, регламентирующие расследование несчастных случаев на конкретных видах производств с учетом их специфики. Так, Положение о порядке технического расследования причин аварий на опасных производственных объектах, утвержденное постановлением Госгортехнадзора № 40 от 08 июня 1999 г., устанавливает порядок проведения технического расследования причин аварий и оформления акта технического расследования причин аварий, обязательный для всех организаций, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов на территории РФ, а также органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, на территории которых расположены опасные производственные объекты.

Приказ Госгортехнадзора РФ от 28 января 2003 г. № 11 устанавливает правила расследования несчастных случаев, происшедших при эксплуатации опасных производственных объектов в организациях, поднадзорных Госгортехнадзору России[2].

Острые профессиональные заболевания (отравления), в отношении которых имеются основания предполагать, что их возникновение обусловлено воздействием вредных производственных факторов, подлежат расследованию в соответствии с Положением о расследовании и учете профессиональных заболеваний, утвержденным постановлением Правительства РФ от 15 декабря 2000 г. № 967.

Минздрав РФ приказом от 28 мая 2001 г. № 176 «О совершенствовании системы расследования и учета профессиональных заболеваний в Российской Федерации» утвердил инструкцию о порядке применения названного Положения и формы документов, применяемых при расследовании и учете профессиональных заболеваний.[3]

Правовые, экономические и организационные основы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в РФ устанавливает ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний». Данный закон определяет также порядок возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью работника при исполнении им обязанностей по трудовому договору (контракту).

В целях реализации вступившего в силу ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» Приказом Фонда социального страхования от 13 января 2000 г. № 6 «О переходе на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (с изм. и доп. от 4 декабря 2000 г.) утверждены Порядок регистрации работодателей в качестве страхователей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в исполнительных органах Фонда социального страхования РФ и Временный порядок назначения и осуществления страховых выплат по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в исполнительных органах Фонда социального страхования РФ.

В соответствии со ст. 353 ТК РФ государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, всеми работодателями на территории Российской Федерации осуществляет федеральная инспекция.

Статья 360 ТК РФ устанавливает, что порядок проведения проверок должностными лицами федеральной инспекции труда определяется ратифицированными Российской Федерацией конвенциями Международной организации труда по вопросам инспекции труда, Трудовым кодексом РФ, иными федеральными законами, а также решениями Правительства Российской Федерации.

Таким образом, порядок проведения инспекций определяется Конвенцией Международной Организации Труда № 81 об инспекции труда в промышленности и торговле (1947 год). Конвенция ратифицирована Федеральным законом от 11 апреля 1998 года № 58-ФЗ. Кроме того, необходимо руководствоваться Трудовым кодексом РФ, Федеральным законом от 8 августа 2001 года № 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)», постановлением Правительства РФ от 28 января 2000 года № 78 «О федеральной инспекции труда».

Мероприятия по проведению контроля, осуществляемые государственными инспекциями по труду, могут быть плановыми и внеплановыми. При этом, в отношении одного юридического лица каждым органом государственного контроля (надзора) плановое мероприятие по контролю может быть проведено не более чем один раз в два года.

Читайте также:  Помощь многодетным семьям в 2023 году

Внеплановой проверке, предметом которой является контроль исполнения предписаний об устранении выявленных нарушений, подлежит деятельность юридического лица при выявлении в результате планового мероприятия по контролю нарушений обязательных требований.

Внеплановые мероприятия по контролю проводятся также в случаях:

1. получения информации от юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, органов государственной власти о возникновении аварийных ситуаций, об изменениях или о нарушениях технологических процессов, а также о выходе из строя сооружений, оборудования, которые могут непосредственно причинить вред жизни, здоровью людей, окружающей среде и имуществу граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

2. возникновения угрозы здоровью и жизни граждан, загрязнения окружающей среды, повреждения имущества, в том числе в отношении однородных товаров (работ, услуг) других юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей;

3. обращения граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей с жалобами на нарушения их прав и законных интересов действиями (бездействием) иных юридических лиц, связанные с невыполнением ими обязательных требований, а также получения иной информации, подтверждаемой документами и иными доказательствами, свидетельствующими о наличии признаков таких нарушений.

Обратим внимание, что перечень документов, которые могут быть истребованы при проверке, определяется с учетом требований ст. 8 Федерального закона № 134-ФЗ о недопустимости требования представления документов, информации, образцов (проб) продукции, если они не являются объектами мероприятий по контролю и не относятся к предмету проверки.

Статья 357 Трудового кодекса РФ и п. 10 Положения о федеральной инспекции труда перечисляют основные права государственных инспекторов труда при осуществлении государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права:

В порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, посещать в целях проведения инспекции организации всех организационно-правовых форм и форм собственности, работодателей – физических лиц. Отметим, что инспектор обязан предъявить служебное удостоверение при проведении проверки. Кроме того, согласно предыдущей редакции Кодекса такие посещения могли осуществляется беспрепятственно, а не в порядке, установленном законом, что, несомненно нарушало права работодателей и могло привести к произволу проверяющих.

Запрашивать у работодателей и их представителей, органов исполнительной власти и органов местного самоуправления и документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций. Все запрашиваемые сведения предоставляются бесплатно.

Изымать для анализа образцы используемых или обрабатываемых материалов и веществ в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации с уведомлением об этом работодателя или его представителя и составлять соответствующий акт.

Расследовать в установленном порядке несчастные случаи на производстве.

Предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания. Предписания могут содержать следующие рекомендации: об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права; о восстановлении нарушенных прав работников; привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке.

Направлять в суды при наличии заключений государственной экспертизы условий труда требования о ликвидации организаций или прекращении деятельности их структурных подразделений вследствие нарушения требований охраны труда. Напомним, что Федеральным законом от 9 мая 2005 г. № 45-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов Российской Федерации» государственные инспекторы труда были лишены права приостанавливать работу организаций, отдельных производственных подразделений и оборудования при выявлении нарушений требований охраны труда, которые создают угрозу жизни и здоровью работников, до устранения указанных нарушений. Право применять административное приостановление деятельности организаций предоставлено судьям.

Выдавать предписания об отстранении от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знания требований охраны труда.

Запрещать использование не имеющих сертификатов соответствия или не соответствующих государственным нормативным требованиям охраны труда (в том числе требованиям технических регламентов) средств индивидуальной и коллективной защиты работников.

Составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготавливать и направлять в правоохранительные органы и в суд другие материалы (документы) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Выступать в качестве экспертов в суде по искам о нарушении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о возмещении вреда, причиненного здоровью работников на производстве.

Два пункта статьи в новой редакции Кодекса признаны утратившими силу. Теперь инспекторы не вправе выдавать разрешения на строительство, реконструкцию, техническое переоснащение производственных объектов, производство и внедрение новой техники, внедрение новых технологий, а также выдавать заключения о возможности принятия в эксплуатацию новых или реконструируемых производственных объектов.

В соответствии со ст. 358 ТК РФ государственные инспекторы труда при осуществлении государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, обязаны соблюдать законодательство Российской Федерации, права и законные интересы работодателей – физических лиц и работодателей – юридических лиц (организаций).

Алгоритм действий работодателя при несчастном случае

Шаг 1. Организовать первую помощь и доставку пострадавшего в больницу (ст. 228 ТК РФ), а также обеспечить безопасность других людей, по возможности, не трогая место происшествия.

Шаг 2. Определить, нужно ли расследование.

Работодатель организует его, если одновременно выполняются два условия:

  • НС произошел с тем, кто участвует в производственной деятельности — работником, практикантом и другими лицами, которые указаны в ст. 227 ТК РФ;
  • травма получена при выполнении трудовых обязанностей, служебного поручения или других действий в интересах работодателя.

Как несчастные случаи расследуются отравления, ожоги, укусы насекомых, удары молнией, поражение электротоком, травмы при авариях и другие происшествия по ч. 3 ст. 227 ТК РФ. При этом они должны быть связаны с трудовыми отношениями или действиями в интересах компании, в том числе при ликвидации последствий ЧС.

Например, работник получил тепловой удар у себя на даче в выходной день. Это бытовая травма, которую работодатель не учитывает. Но если сотрудник травмировался в выходной день и при этом он был в командировке, работодатель обязан начать расследование.

Квалифицировать несчастный случай как связанный с производством или нет будет созданная комиссия. Суды широко трактуют «действия в интересах работодателя» и часто встают на сторону пострадавшего.

Например, ФСС не хотела признавать страховым случаем травму в ДТП на личном автомобиле в рабочее время, хотя комиссия признала этот НС как связанный с производством, поскольку работник ехал по поручению руководителя. Суд пришел к выводу, что травма получена в рабочее время и обусловлена трудовыми отношениями либо действиями в интересах работодателя (Постановление Президиума ВАС РФ от 28.12.2010 № 11775/10).

Обращаем внимание, что для микротравм действует свой порядок расследования и учета (Приказ Минтруда от 15.09.2021 № 632н).

Шаг 3. В течение суток сообщить о несчастном случае во все заинтересованные инстанции.

Во-первых, нужно известить ФСС (с 1 января 2023 года — Фонд пенсионного и социального страхования), если пострадавший — это застрахованное лицо (пп. 6 п. 2 ст. 17 Федерального закона от 24.07.98 № 125-ФЗ). Форма сообщения утверждена приказом ФСС РФ от 24.08.2000 № 157.

Во-вторых, при групповом НС — два и более человека, — тяжелом НС или в случае смерти пострадавшего необходимо известить ГИТ, прокуратуру, профсоюз и др. (ст. 228.1 ТК РФ). Форма извещения приведена в приложении № 2 к приказу Минтруда РФ от 20.04.2022 № 223н.

Работодатель обязан в течение трех дней сообщить в ГИТ и надзорный орган по своей сфере деятельности о переходе несчастного случая в категорию тяжелого или в категорию НС, который привел к смерти пострадавшего, если эти события случились позже травмирования (ст. 228.1 ТК РФ).

С 1 сентября 2022 года применяются классификаторы несчастных случаев для расследования по приложению № 3 к приказу Минтруда РФ от 20.04.2022 № 223н. Их используют при оформлении всех документов по НС.

Шаг 4. Приказом образовать комиссию по расследованию несчастного случая с нечетным количеством членов.

Требования к составу такой комиссии приведены в ст. 229 ТК РФ и разделе II положения, утвержденного приказом Минтруда РФ от 20.04.2022 № 223н. Унифицированной формы приказа нет — работодатели используют свои бланки по внутренним правилам делопроизводства.

При этом необходимо учитывать особенности создания комиссии при несчастном случае с дистанционным работником. Так, она формируется у работодателя, если место его регистрации и место происшествия находятся в одном регионе. Но если сотрудник получил травму на территории другого субъекта РФ, то председателем комиссии будет назначен главный государственный инспектор труда субъекта РФ по месту регистрации компании. По решению Роструда к расследованию может быть привлечен руководитель ГИТ или государственный инспектор региона, где произошел несчастный случай.

С 1 сентября 2022 разрешено заменять членов комиссии после утверждения ее состава (п. 23 Положения, утв. Приказом Минтруда РФ от 20.04.2022 № 223н).

Шаг 5. Провести комиссионное расследование.

Срок расследования может составлять (ст. 229.1 ТК РФ):

  • 3 дня — при легких повреждениях здоровья;
  • 15 дней — при тяжелых и смертельных НС.

Председатель комиссии может продлить срок еще на 15 дней, чтобы получить медицинские заключения. Если расследование не успевают завершить в отведенное время из-за необходимости рассмотрения обстоятельств в суде, органах дознания, органах следствия, проведения экспертиз, то его продлевают по согласованию с этими организациями либо с учетом их решений.

Если пострадавший вовремя не сообщил руководителю о получении травмы или нетрудоспособность наступила позже, то расследование несчастного случая начинают по заявлению пострадавшего либо его представителя. Срок рассмотрения обстоятельств и причин такого происшествия — месяц с момента получения заявления.

Действия комиссии по расследованию описаны в ст. 229.2 ТК РФ и разделе III положения, утвержденного приказом Минтруда РФ от 20.04.2022 № 223н.

Шаг 6. Документально оформить результаты по НС, который привел к потере трудоспособности не меньше чем на сутки или к смерти пострадавшего, а также вызвал необходимость перевода пострадавшего на другую работу (ст. 230 ТК РФ).

Акт о несчастном случае на производстве составляет комиссия. При групповом НС формы заполняются отдельно на каждого пострадавшего. Бланки документов приведены в приложении № 2 к приказу Минтруда РФ от 20.04.2022 № 223н.

Вид документа

Когда заполнять

Примечание

Сколько экземпляров составлять

Акт Н-1

В общем случае при производственной травме

Составляется в двух экземплярах:

  • первый — для работодателя,
  • второй — для сотрудника.

Если несчастный случай произошел с застрахованным лицом, то оформляется третий экземпляр — для ФСС. Это нужно, чтобы назначить страховые выплаты

Акт Н-1ПС

Сотрудник — спортсмен пострадал во время тренировки или спортивного соревнования

Составляется в двух экземплярах:

  • первый — для работодателя,
  • второй — для сотрудника.

Если несчастный случай произошел с застрахованным лицом, то оформляется третий акт — для ФСС. Это нужно, чтобы назначить страховые выплаты

Акт Н-1ЧС

Лица пострадали в результате чрезвычайной ситуации на производстве

Составляется в двух экземплярах:

  • первый — для работодателя,
  • второй — для сотрудника.

Если несчастный случай произошел с застрахованным лицом, то оформляется третий акт — для ФСС. Это нужно, чтобы назначить страховые выплаты

Форма № 5

Легкий несчастный случай, который не связан с производством (п. 30 Положения, утв. Приказом Минтруда РФ от 20.04.2022 № 223н)

Бланк Н-1 не заполняется

Составляется в двух экземплярах:

  • первый — для работодателя,
  • второй — для сотрудника.

Групповой, тяжелый, смертельный НС, при этом не важно, связан он с производством или нет (п. 30 Положения, утв. Приказом Минтруда РФ от 20.04.2022 № 223н)

Акт по форме заполняется по каждому такому НС

Составляется в трех экземплярах:

  • первый — для работодателя,
  • второй — для пострадавшего или для родственника погибшего (по требованию),
  • третий — для прокуратуры

Форма № 6

НС произошел в труднодоступном месте — например, в море или на буровых платформах, — сотрудники погибли

Копия формы направляется в ГИТ

Составляется в трех экземплярах:

  • первый — для работодателя,
  • второй — для пострадавшего или для родственника погибшего (по требованию),
  • третий — для прокуратуры

Форма № 7

  • В случаях, когда инспектор проводит самостоятельное или дополнительное расследование НС (ст. 229.3 ТК РФ).
  • Дополнительно к форме № 6 после признания сотрудника погибшим, для классификации НС

Составляет инспектор ГИТ после признания сотрудника умершим (ст. 45 ГК РФ). Он признает такой НС как связанный или не связанный с производством (п. 18 Положения, утв. Приказом Минтруда РФ от 20.04.2022 № 223н)

Читайте также:  Куда обратиться. Режим работы

Обращаем внимание, что при НС с командированным сотрудником или студентом на практике компания, на территории которой произошел несчастный случай, направляет копию акта и материалов расследования по месту работы или учебы пострадавшего.

2.1. При несчастном случае на производстве работодатель (его представитель) обязан:

  • немедленно организовать первую помощь пострадавшему и при необходимости доставку его в учреждение здравоохранения;
  • принять неотложные меры по предотвращению развития аварийной ситуации и воздействия травмирующих факторов на других лиц;
  • сохранить до начала расследования несчастного случая на производстве обстановку, какой она была на момент происшествия, если это не угрожает жизни и здоровью других лиц и не ведет к аварии, а в случае невозможности ее сохранения — зафиксировать сложившуюся обстановку (составить схемы, сделать фотографии и произвести другие мероприятия;
  • немедленно проинформировать о несчастном случае на производстве родственников, а также направить сообщение в органы и организации, определенные Трудовым Кодексом РФ и иными нормативными правовыми актами;
  • обеспечить своевременное расследование несчастного случая на производстве и его учет.

2.2.При групповом несчастном случае на производстве (два человека и более), тяжелом несчастном случае на производстве, несчастном случае на производстве со смертельным исходом работодатель(его представитель)в течении суток обязан сообщить соответственно:

2.2.1. О несчастном случае, происшедшем на предприятии:

  • в государственную инспекцию труда;
  • в федеральный орган исполнительной власти по ведомственной принадлежности;
  • в прокуратуру по месту происшествия несчастного случая;
  • в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации;
  • на предприятие направившего работника, с которым произошел несчастный случай;
  • в территориальный орган государственного надзора, если несчастный случай произошел на предприятии, подконтрольному этому органу;
  • страховщику по вопросам обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

2.2.2. О несчастном случае, происшедшем у работодателя – физического лица:

  • в государственную инспекцию труда;
  • в прокуратуру по месту нахождения работодателя – физического лица;
  • в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации;
  • в территориальный орган государственного надзора, если несчастный случай произошел на предприятии, подконтрольному этому органу;
  • страховщику по вопросам обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

О случаях острого отравления работодатель (его представитель) сообщает также в орган санитарно – эпидемиологического надзора.

2.3. Расследование несчастных случаев, указанных в п.1.2. настоящей инструкции, проводится комиссиями по расследованию несчастных случаев (далее–комиссия), образуемыми и формируемыми в соответствии требованиями Трудового Кодекса РФ и настоящей инструкции, в зависимости от обстоятельств происшествия, количества пострадавших и характера полученных ими повреждений здоровья. Во всех случаях состав комиссии должен состоять из нечетного числа членов, которую должен возглавлять работодатель или уполномоченный им представитель.

2.4. Расследование несчастных случаев (в том числе групповых), происшедших в организации или у работодателя- физического лица, в результате которых пострадавшие получили повреждения, отнесенные в соответствии с установленными квалифицирующими признаками к категории легких, проводится комиссиями, образуемыми работодателем (его полномочным представителем). Лица, осуществляющие (осуществлявшие) непосредственный контроль за работой пострадавшего, в состав комиссии не включаются.

2.5. Несчастные случаи, происшедшие с лицами, направленными в установленном

порядке для выполнения работ к другому работодателю и работавшими там под его руководством и контролем (под руководством и контролем его представителей), расследуются комиссией, формируемой и возглавляемой этим работодателем (его представителем). В состав комиссии включается полномочный представитель организации или работодателя — физического лица, направивших упомянутых лиц. Неприбытие или несвоевременное их прибытие не является основанием для изменения сроков расследования.

2.6. Несчастные случаи, происшедшие на территории предприятия с работниками сторонних организаций и другими лицами при исполнении ими трудовых обязанностей или задания направившего их работодателя (его представителя), расследуются комиссией, формируемой и возглавляемой этим работодателем (его представителем).

При необходимости, в состав комиссии могут включаться представители предприятия, за которым закреплена данная территория на правах владения или аренды.

2.7. Несчастные случаи, происшедшие с работниками и другими лицами, выполнявшими работу по заданию работодателя (его представителя) на выделенном в установленном порядке участке сторонней организации, расследуются комиссией, формируемой и возглавляемой работодателем (его представителем), производящим работу, с обязательным участием представителя предприятия, на территории которой производилась эта работа.

2.8. Несчастные случаи, происшедшие с работниками при выполнении работы по совместительству, расследуются комиссией, формируемой и возглавляемой работодателем (его представителем), у которого фактически производилась работа по совместительству.

В этом случае комиссия, проводившая расследование, информирует о результатах расследования и сделанных выводах работодателя (его представителя) по месту основной работы пострадавшего.

2.9. По требованию пострадавшего (в случае смерти пострадавшего – его родственников) в расследовании несчастного случая может принимать участие его доверенное лицо. В случае, если доверенное лицо не участвует в расследовании, работодатель или уполномоченный им его представитель либо председатель комиссии обязан по требованию доверенного лица ознакомить его с материалами расследования.

2.10. Расследование, происшедшие на предприятии или у работодателя–физического лица групповых несчастных случаев, в результате которых один или несколько пострадавших получили повреждение здоровья, относящиеся в соответствии с установленными квалифицирующими признаками к категории тяжелых либо со смертельным исходом (далее-групповой несчастный случай с тяжелыми последствиями), тяжелых несчастных случаев, несчастных случаев со смертельным исходом проводится комиссиями, состав которых формируется в соответствии с требованиями и в порядке, установленными статьей 229 Трудового Кодекса РФ и настоящей инструкцией. При расследовании указанных несчастных случаев с застрахованными в состав комиссии также включаются представители исполнительных органов страховщика (по месту регистрации страхователя). Расследование указанных несчастных случаев, происшедших:

  • а) на предприятии и у работодателя — физического лица, проводится комиссиями, формируемыми работодателем (его представителем) и возглавляемыми должностными лицами соответствующих органов федеральной инспекции труда, осуществляющими в установленном порядке государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (далее — государственные инспекторы труда), в данной организации;
  • б) с гражданами, привлекаемыми в установленном порядке к мероприятиям по ликвидации последствий катастроф и других чрезвычайных ситуаций природного характера, проводится комиссиями, состав которых формируется и утверждается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или (по их поручению) местного самоуправления, возглавляемыми должностными лицами территориальных органов Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

5.1. По окончании временной нетрудоспособности пострадавшего (по несчастным случаям со смертельным исходом — в течение месяца по завершению расследования) работодатель (его представитель) направляет в соответствующую государственную инспекцию труда, а в необходимых случаях — в соответствующий территориальный орган федерального надзора, сообщение о последствиях несчастного случая на производстве и принятых мерах по форме 7, предусмотренной приложением N7 к настоящей инструкции. О страховых случаях указанное сообщение направляется также в исполнительные органы страховщика (по месту регистрации страхователя).

5.2. О несчастных случаях на производстве, которые по прошествии времени перешли в категорию тяжелых несчастных случаев или несчастных случаев со смертельным исходом, работодатель (их представитель) в течение суток после получения сведений об этом направляет извещение по установленной форме в соответствующие государственные инспекции труда, профсоюзные органы и территориальные органы федерального надзора (если несчастные случаи произошли на предприятиях, подконтрольных территориальным органам федерального надзора),а о страховых случаях — в исполнительные органы страховщика (по месту регистрации страхователя).

5.3. Если при осуществлении надзорно — контрольной деятельности государственным инспектором труда установлено, что утвержденный работодателем (его представителем) акт формы Н-1 составлен с нарушениями установленного порядка или не соответствует обстоятельствам и материалам расследования несчастного случая, государственный инспектор труда вправе обязать работодателя (его представителя) внести в него необходимые изменения и дополнения.

В необходимых случаях государственным инспектором труда проводится дополнительное расследование несчастного случая (при необходимости, с участием пострадавшего или его доверенного лица, профсоюзного инспектора труда, должностных лиц иных органов государственного надзора и контроля, представителей страховщика).

По результатам проведенного дополнительного расследования государственный инспектор труда оформляет акт о расследовании несчастного случая установленной формы и выдает соответствующее предписание, которое является обязательным для исполнения работодателем (его представителем). При этом прежний акт формы Н-1 признается утратившим силу на основании решения работодателя (его представителя) или государственного инспектора труда.

5.4. Результаты расследования каждого несчастного случая рассматриваются работодателем с участием представителя уполномоченного работниками представительного органа данной организации для принятия решений, направленных на ликвидацию причин и предупреждение несчастных случаев на производстве.

5.5. В случае ликвидации в соответствии с действующим законодательством организации или прекращения работодателем — физическим лицом предпринимательской деятельности до истечения установленного срока хранения актов о происшедших несчастных случаях на производстве, оригиналы указанных актов подлежат передаче на хранение в установленном порядке правопреемнику, а при его отсутствии — соответствующему государственному органу, осуществляющему данные функции, с последующим информированием об этом государственной инспекции труда.

5.6. В соответствии с законодательством Российской Федерации ответственность за своевременное и надлежащее расследование, оформление, регистрацию и учет несчастных случаев на производстве, а также реализацию мероприятий по устранению причин несчастных случаев на производстве, возлагается на работодателя (его представителя).

Члены комиссий (включая их председателей), проводящие в установленном порядке расследование несчастных случаев, несут персональную ответственность за соблюдение установленных сроков расследования, надлежащее исполнение обязанностей, указанных в п.3.3. настоящей инструкции, а также объективность выводов и решений, принятых ими по результатам проведенных расследований несчастных случаев.

5.7. Контроль за соблюдением работодателями (юридическими и физическими лицами) установленного порядка расследования, оформления и учета несчастных случаев на производстве в подчиненных (подведомственных) предприятиях осуществляется в соответствии со статьей 353 Трудового Кодекса РФ.

Государственный надзор и контроль за соблюдением установленного порядка расследования, оформления и учета несчастных случаев на производстве осуществляется органами федеральной инспекции труда.


Похожие записи:

Напишите свой комментарий ...