Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что такое система «Платон» и как она действует?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Чтобы понять, что такое система взимания платы с большегрузов, нужно углубиться в ее принцип работы. Авансовая и постоплатная плата регламентированы Постановлением российского Правительства от №504. Для регуляции и расчета водители используют на постоянной основе бортовое устройство или маршрутную карту разово. Чтобы обеспечить контроль передвижения на дорогах, устанавливаются бортовые устройства с GPS и ГЛОНАСС.
Мониторинг с последующим распознаванием по базе Реестра большегрузов, которые попадают под действие системы «Платон», проводятся мобильным контролем и рамной конструкцией, установленной над дорогой. Мобильная система способна уловить и зарегистрировать административное нарушение ТС, после чего информация передается в правоохранительные органы. Государственная инспекция списывает штрафы в случае нарушения эксплуатации карты или устройства.
Кто не обязан делать взносы за проезд по федеральным дорогам?
Под действие системы контроля «Платон» попадают исключительно те транспортные средства, чья масса превышает 12 тонн. Исключение составляют:
- Средства передвижения спецслужб. Пожарные, медицинские, спасательные, военные, аварийные, охранные и полицейские транспортные средства.
- Грузовые авто, которые перевозят военное оружие и технику.
- Транспортные средства, которые перевозят людей. В данный пункт не входят грузо-пассажирские автомобили-фургоны.
Чего уже удалось добиться и что ждет перевозчиков в дальнейшем?
Требования перевозчиков в том, что касается системы «Платон» вполне очевидны. Диспетчерские компании хотят устранения недоработок нововведения и снижения налоговых платежей, а также топливного акциза. Так что ждет перевозчиков в дальнейшем? В ответ на требования диспетчерских компаний государство уже начало делать первые действия, позволяющие уладить недочеты в системе «Платон» и общих взносах.
Во многом перевозчикам уже удалось добиться успешного удовлетворения запросов. Так, к примеру, если выплата по системе «Платон» превышает сумму налогового платежа, диспетчерская компания освобождается от выплаты последнего. Если же сумма налогового платежа меньше – то будет предоставлена скидка. Но при этом важно знать, что транспортное средство в обязательном порядке должно быть зарегистрировано в системе «Платон». Также суммы тарифа системы «Платон» должны были быть индексированы, но многократные обращения перевозчиков позволили замедлить рост курса.
Непосредственно система «Платон», внедренная в 2015 году, будет продолжать работать повсеместно. Для сокращения статьи расходов перевозчикам придется поднять тарифы на транспортировку грузов посредством автотранспортных средств, весом более 12 тонн. Есть неподтвержденная информация о том, что правительство планирует также ввести систему «Платон» для транспортных средств, чья масса превышает 3, 5 тонны. Данная информация регулярно попадает в прессу, но официального подтверждения до сих пор не было.
Система «Платон» — это современная система, которая позволяет взимать плату с грузовых автомобилей за передвижение по дорогам нашей страны. Администрированием системы и контролем за всеми операциями занимается фирма ООО РТИТС (РТ-Инвест Транспортные Системы).
Эта организация наполовину находится в ведении корпорации «Ростех», а на вторую половину принадлежит Игорю Ротенбергу – известному предпринимателю. Эти же лица указаны и в числе учредителей общества с ограниченной ответственностью. Ежегодная прибыль ООО исчисляется в десяток миллионов рублей – это плата за операторские услуги. Сама система приносит в казну государства ежегодно около 50 миллиардов рублей.
50 774 км автомобильных дорог в России входят в часть системы, именно проезд большегрузов по ним является платным. О картах будет рассказано далее.
Бортовое устройство. Принцип работы
Бортовое устройство – это элемент электроники, способный в режиме реального времени отправлять спутнику информацию о передвижении автомобиля. Устройство регистрируется в соответствующих инстанциях, и имеет именной номер. Его нельзя применять на постороннем авто.
Бортовой «Платон» крепится на лобовое стекло при помощи двустороннего скотча либо присосок. У большегрузов обычно крупное лобовое стекло, поэтому обзор БУ не заслоняет. У прибора нет дисплея и всего одна кнопка, отвечающая за подачу или отключение звукового сопровождения поездки.
Вся информация отображается посредством включения или выключения индикаторов, которых на панели «Платона» — шесть.
- Первый – демонстрирует заряд АКБ прибора. В случае если батарея села окончательно, прибор поддерживает работоспособность еще в течение 30 минут. Заряжается от прикуривателя. Шнур – стандартный.
- Второй – это связь прибора с оператором.
- Третий – Питание. Горит, если прибор находится на зарядке.
- Четвертый – двухцветный. При положительном балансе лицевого счёта, достаточном для преодоления более 100 км – горит зеленым, желтым – если финансов хватит менее чем на 100 км.
- Пятый – связь со спутником
- Шестой – индикатор сигнала сотовой связи
После регистрации в системе можно получить бортовое устройство в пользование. При этом с владельца авто не взимаются дополнительные средства за аренду прибора. Просто между ЦИПП и водителем заключается договор безвозмездной передаче в пользование.
Штрафы и размеры штрафов
Штрафы предусмотрены за движение больших грузовых авто по федеральным дорогам без оплаты. В законе рассмотрены следующие вариации этого правонарушения:
- Передвижение по автотрассе в бортовым прибором в неисправном состоянии, либо с разряженной АКБ. Если это деяние совершается без уведомления надзорных органов – будет штраф.
- Передвижение без бортового устройства и маршрутной карты. То есть, водитель не купил карту, при этом не пользуется системой онлайн-оплаты.
- Передвижение, при условии нулевого или близкого к нулю баланса на счёте владельца транспортного средства.
- Передвижение с изменением маршрута при оплате маршрутной картой.
В соответствии со статьей 12.21.3 КоАП РФ: «Движение транспортного средства, которое имеет максимально разрешенную массу более 12 тонн, направляющегося по автодорогам федерального значения без внесения платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения таким транспортным средством, если внесение такой платы является обязательным, влечет наложение административного штрафа.
Сервис автоматически собирает, систематизирует и хранит информацию о перемещениях каждого зарегистрированного транспортного средства на трассах общего пользования. Возмещать причиненный магистралям вред будут хозяева машин с разрешенной максимальной массой более 12 тонн, непосредственно за проезд.
Для некоторых ТС существуют исключения:
- автобусы;
- автомобили, оборудованные звуковыми сигналами и проблесковыми маячками – пожарная техника, кареты скорой помощи, полицейские и военные машины, транспорт аварийно-спасательных служб;
- трал для транспортировки военной техники и оружия.
Можно ли увильнуть от уплаты?
Существует несколько легальных вариантов выхода из сложившейся ситуации:
- Если водитель знает обходные пути и трассы, то ему не обязательно пользоваться крупными автотранспортными артериями, он сможет проехать к месту назначения и по узкоколейке и по дороге с щебневым покрытием абсолютно бесплатно.
- Или воспользоваться вполне легально платной дорогой, тогда ПЛАТОН ему не страшен, и не придется уплачивать одно и то же два раза.
- Пересесть на автомобиль с меньшей допустимой массой. И если эта сумма расходов значительна, то можно выбрать и такой вариант для своей деятельности, чтобы уменьшить свои затраты на передвижения.
Борьба с «серыми» перевозчиками
Информация, получаемая системой ПЛАТОН, по словам первого заместителя Минтранса Евгения Дитриха, будет предоставляться в Федеральную налоговую службу (ФНС).
То есть сделка, в которой товар якобы приобретался и оплачивался, но данных о перемещении его от грузоотправителя к грузополучателю подтвержденных ПЛАТОНОМ нет, будет рассматриваться как вызывающая сомнения или того хуже как сделка которой не было.
ПЛАТОН не стесняется делиться информацией. По словам генерального директора оператора системы ПЛАТОН Антона Замкова данными собранными системой уже пользуются: Министерство Внутренних Дел, Ространснадзор, Федеральня служба судебных пристовав и Федеральная таможенная служба.
Трудно не согласиться с тем, что выше перечисленные службы имеют теперь такого информатора, в лице ПЛАТОНА, о котором раньше и мечтать не могли. Борьба с “серыми” перевозчиками началась по всем фронтам,
На данный момент пользование дорогами федерального значения обходится владельцам автомобилей с максимальной разрешённой массой больше 12 тонн в 1,90 рублей за каждый километр. Такой тариф установлен Правительством РФ 24 марта 2021 года.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 14.06.2013 №504, считается, что многотонное транспортное средство движется без внесения необходимой платы в случае:
- отсутствия бортового устройства в автомобилей;
- езды с неисправным или отключённым БУ;
- когда транспортное средство передвигается по дорогам федерального значения без оформления маршрутной карты;
- езды по маршруту, дате и времени, которые не сходятся с соответствующими данными маршрутной карты;
- продолжения движения по федеральной трассе в случае исчерпания денежных средств, внесённых на оплату проезда.
Согласно статье 12.21.4 КоАП Российской Федерации, установлены штрафы следующего размера за езду большегрузов без внесения платы:
- для водителей ТС, которые принадлежат иностранным перевозчикам – 5 000 рублей;
- для собственников ТС (кроме принадлежащих иностранным перевозчикам) – 5 000 рублей.
При повторном нарушении для обеих категорий накладывается штраф в размере 10 000 рублей.
Доверенность на получение бортового устройства
Чтобы заключить договор и получить бортовое устройство, владельцу автомобиля необходимо лично явиться в Центр поддержки пользователей. В случае, если в Центр поддержки для заключения договора на безвозмездное пользование устройством обратился не сам владелец большегруза, а его представитель, то, помимо документов, перечисленных нами выше, у представителя должна быть подтверждающая его полномочия доверенность, в том числе на получение бортового устройства «Платон».
Представитель владельца должен предъявить оператору копию доверенности, а также представить для сверки подлинники следующих документов:
- документ, который удостоверяет личность представителя владельца транспортного средства;
- документ, который подтверждает полномочия представителя владельца транспортного средства и действительного на дату обращения.
Для чего в Российской Федерации была введена рассматриваемая система контроля над дальнобойщиками? Ее создатели говорят сразу о нескольких целях, которых они хотели бы достигнуть за счет регулирования «Платона». В первую очередь это борьба с разбитыми дорогами. По заверениям разработчиков системы, дорожные полотна в стране находятся не в лучшем состоянии из-за частого проезда большегрузов. Правда, некоторые эксперты придерживаются иной точки зрения, заявляя о некачественном и дешевом ремонте дорог.
В качестве доказательства специалисты указывают на зарубежные государства, где дорожные полотна подолгу остаются в оптимальном состоянии даже при частом проезде многотонных машин. В противовес ссылаются на иностранный опыт и сами создатели системы. Они говорят о наличии подобных методов сбора во многих государствах мира, например, в Германии или США.
Использование глушилок
Действенный и простой в применении способ. Нужно уточнить информацию о приборе, который поставили в машину. А именно, на каких частотах он работает. И подобрать модель глушилки, подавляющую эти частоты. По мере необходимо, включать и выключать систему глушилкой. Сейчас на рынке представлено большое количество моделей глушилок. Они отличаются радиусом подавления, размерами, частотами подавления, временем работы от аккумулятора и от сети. Главное здесь выбрать подходящий вариант.
Например, глушилка Мгла. Защищает информацию о местоположении, передвижениях с помощью блокировки gps, Glonass маяков и трекеров. Имеет широкий частотный диапазон, подавляет сигналы в радиусе до 20 метров, может работать до 3 часов от аккумулятора, можно подключать в прикуриватель или к 220. Имеет шесть внешних антенн и монитор на корпусе, где отображаются температура, подавляемые частоты, уровень зарядка аккумуляторной батареи. Плюс небольшая по размерам: 148 x 84 x 53 мм (без антенн), масса 467 грамм.
Можно ли увильнуть от уплаты?
Существует несколько легальных вариантов выхода из сложившейся ситуации:
- Если водитель знает обходные пути и трассы, то ему не обязательно пользоваться крупными автотранспортными артериями, он сможет проехать к месту назначения и по узкоколейке и по дороге с щебневым покрытием абсолютно бесплатно.
- Или воспользоваться вполне легально платной дорогой, тогда ПЛАТОН ему не страшен, и не придется уплачивать одно и то же два раза.
- Пересесть на автомобиль с меньшей допустимой массой. И если эта сумма расходов значительна, то можно выбрать и такой вариант для своей деятельности, чтобы уменьшить свои затраты на передвижения.
Если ни один способ вас не удовлетворяет, за передвижение на большегрузном транспорте придется платить.
Если вспомнить предыдущие годы, то вокруг системы “Платон”, точнее тарификации было много разговоров, которые сопровождались многочисленными забастовками по всей стране.
Изначально Правительство РФ за каждый километр пути планировало брать с владельцев грузовых машин по 3,73 рубля. Массовые протесты дальнобойщиков прокатились по стране и тариф был снижен до 1,53 руб. за километр. В таком размере он продержался до апреля 2020 года, после чего его повысили, и стоимость пройденного километра стала составлять 1,90 руб. Такой тариф действует и в начале 2020 года, однако ходят упорные слухи о том, что сумма будет проиндексирована на коэффициент инфляции с 1 июля 2020 года. По данным Росстата инфляция за 2020 год — 4,3%