Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Нормативно правовые акты Российской Федерации». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В соответствии с теорией права разъяснение (толкование) нормативных правовых актов осуществляется государственным органом, которым принят (издан) соответствующий акт, или в рамках судебного производства при рассмотрении конкретных обстоятельств дела.
Виды нормативных правовых актов
Говоря о видах НПА, следует подразумевать их классификацию, т.е., о систематизацию и упорядочивание. В большинстве современных правопорядков принимается примерно следующая классификация.
Во главе угла находится основной закон государства (конституция, устав или иной учредительный документ), содержащий в себе базис, основу для всех остальных законов. Имеет в подавляющем большинстве случаев наивысшую юридическую силу. Это выражается в том, что ни один из принимаемых в этом государстве НПА не может противоречить основному закону. В конституциях и им подобных документах закрепляются основы самого государства: строй, политическая система, положения о власти, местном самоуправлении и иные важные вопросы.
Основной закон обычно особым способом принимается, изменяется, вводится в силу и т.п. В подавляющем большинстве государств существуют специальные конституционные органы, основной целью которых является «работа» исключительно с конституцией. Например, конституционные собрания или соответствующие суды.
Говоря о следующей ступени, обычно называется закон – нормативный правовой акт, обладающий высшей юридической силой. В большинстве случаев регулирует основные стороны жизни общества, находясь во главе регулирования той или иной сферы. Законы также имеют свою собственную классификацию. К таковым относятся кодексы, а также отраслевое законодательство.
В России, например, существуют конституционные федеральные законы, раскрывающие те или иные положения Конституции РФ. Например, ФКЗ «О судебной системе» или ФКЗ «О референдуме в РФ».
Следующим элементом системы обычно называют подзаконные акты. К таковым можно отнести акты:
- главы государства (указы, постановления, распоряжения и т.д.)
- высшей исполнительной власти (например, Правительство РФ и его постановления, распоряжения)
- ветвей исполнительной власти (министерства, службы и иные ведомства), местных властей, органов самоуправления и т.п. и их акты
- локальные акты, принимаемые в организациях, учреждениях, предприятиях и т.д.
Отдельно выделяется нормативный договор, также являющийся источником норм, примером которого может служить международное соглашение. Нормативные договоры существуют и внутри государств, например, Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Бурятия о взаимодействии в области ГО, предупреждения и ликвидации ЧС и мобилизационной подготовки народного хозяйства (Москва, 11 июля 1995 г.). Такой договор содержит в себе нормы и является разновидностью НПА.
Нормативный договор может делегировать полномочия, разграничивать ведение, выполнять иные функции. Договор международный, например, в российской правовой системе имеет весьма существенный вес, в силу ч. 4 ст. 15 Конституции РФ. Указанная основная норма наделяет международное соглашение (а также общепринятые принципы и нормы м.п.) большей силой, нежели изданный внутри РФ закон, регулирующий тот же предмет.
На это в своё время указывал и Верховный суд РФ в Постановлении своего Пленума от 31 октября 1995 г. N 8. Однако, в последнее время, в связи с принятием поправок в российский Основной закон, положение международных договоров в российской правовой системе несколько ухудшилось с точки зрения их юридической силы.
Нормативно правовой акт — официальный документ, принятый уполномоченным государственным органом, социальными структурами или референдумом.
Нормативно правовые акты делятся на законы и подзаконные акты.
К законам относятся:
- Конституция РФ
- Федеральные конституционные законы
- Федеральные законы
- Законы субъектов РФ
К подзаконным актам относятся:
- Указы и распоряжения Президента РФ
- Постановления Правительства РФ
- Нормативные акты федеральных органов власти
- Нормативные акты органов власти субъектов РФ
Признаки нормативного правового акта:
- Издается органами государства
- Обладает юридической силой, охраняется и обеспечивается государством
- Имеет вид письменного документа: название акта, указание на то, где, когда и кем был принят, наличие подписи соответствующего должностного лица и регистрационного номера
- Носит законный характер
- Содержит нормы права (правила поведения)
- Характеризуется неконкретностью адресата
Уровни нормативных актов:
- Общефедеральные
- Источники права субъектов федерации
- Муниципальные правовые акты
- Локальные правовые акты
Соотношение законов и нормативных актов
Устойчивое понимание взаимосвязи права и подзаконных нормативных правовых актов имеет большое значение не только в науке общей теории права, но и в юридической практике.
При анализе признака высшей юридической силы закона в первой главе данного исследования было установлено, что в соответствии с Конституцией Российской Федерации все виды нормативных правовых актов подчиняются Конституции и федеральному закону о юридической силе.
Таким образом, трактовка данного аспекта показывает взаимосвязь актов с точки зрения юридической силы, показывает степень зависимости подзаконного нормативного правового акта от закона.
Особенность данного аспекта в ситуации современного федеративного государства отражается в том, что иерархия нормативных правовых актов в Российской Федерации зачастую строится не столько на иерархии органов, их издающих, сколько на нормативно определенной позиции, касающиеся Конституции и закона. Это один из ключевых принципов формирования современной правовой системы РФ.
Другой аспект взаимосвязи закона и исполнительного нормативного акта — это определение основы для публикации и основы для принятия соответствующих актов. На основании юридически зависимого положения исполнительных актов, их подчиненности закону акт может быть принят при наличии закона, который уже вступил в силу.
Отсюда следует, что право издавать подзаконные акты определенного типа или подзаконные акты в отсутствие закона (до закона) должно быть прямо закреплено в Конституции или специальном законе, поскольку такой вопрос, несомненно, является одним из основных, из наиболее важных для государства и общества законов, рассмотренных в первой главе этой части.
Решение такого важного вопроса в актах ненормативного характера, например в актах Конституционного Суда РФ, не имеет ничего общего с принципом законности в сфере законотворчества, противоречит демократическим принципам верховенства закона.
Классификацию нормативных актов можно производить по разным критериям. Чаще всего их принято разделять на подзаконные акты и законы. Выделяют также и другие виды НПА, например:
- Согласно объекту, на который распространяет своё действие акт — НПА общего, ограниченного и исключительного действия. Нормативные акты ограниченного и исключительного действия реализуют свои нормы только в сфере определённых правоотношений, не выходя за эти рамки.
- Согласно субъекту, издающему НПА — акты законодательной (конституционные федеральные законы, федеральные законы, законы субъектов РФ), исполнительной (постановления и указы), судебной власти.
Также в теории права выделяют и другие критерии нормативных актов, однако представленные выше классификации являются общепризнанными.
НПА могут действия по-разному на территорию государство. Классификация выглядит следующим образом:
- На всей Российской Федерации. В качестве примера можно привести Конституцию России, различные федеральные законы и НПА.
- В конкретном регионе России. В данном случае учитываются местные уставы, свод законов в определенном субъекте страны.
- В определенном населенном пункте или муниципальном образовании. Такого рода документы обычно появляются после распоряжения главы конкретного района, поселения и так далее.
- В определенной организации. Действие чаще всего касается определенной компании, профсоюза, товарищества.
Вопрос о том, являются ли судебные акты высших судов источником права, является спорным. Решения судебных органов могут приобретать черты нормативного характера в результате обобщения судебной практики.
Если выявляются неточности, неясности в законодательных актах, суды могут конкретизировать уточнять применение правовых норм, при этом не создавая новые нормы.
Высшие органы судебной власти создают новые правовые нормы с целью разъяснения применения законодательства при его практическом применении судами. (Постановления Верховного суда РФ, Постановления ВАС РФ).
Поэтому в классическом понимании континентальной системы права судебные акты все же не являются источником права, а являются разъяснением применения уже существующих норм, с учетом их противоречия или пробелов правового регулирования.
Юридическая сила нормативного правового акта
Уверенно ориентироваться в лабиринтах законодательства и принимать действительно верные решения поможет умение правильно определять юридическую силу нормативных правовых актов.
Так, из определения, данного в законе «о нормативном правовом акте», вытекает, что юридическая сила – есть характеристика нормативного правового акта, включающая две составляющие:
— обязательность его применения к соответствующим общественным отношениям
— соподчиненность по отношению к иным нормативным правовым актам
В основном, общественные отношения и лица, по отношению к которым применяются нормативные правовые акты, определяются в самом его тексте.
Нормативный правовой акт может ограничить сферу своего применения, указав на отношения, на которые он не распространяется.
Правильное определение юридической силы нормативного правового акта – есть грамотное решение поставленной задачи. Особенно если вы столкнулись с коллизией, когда одни и те же отношения регулируются различными нормами. В этом случае один нормативный правовой акт не отменяет другой, а лишь, имея большую юридическую силу, дополняет другой. И в такой ситуации, когда одна норма устанавливает полный запрет на что-либо, другая может установить исключение, когда запрет не действует.
Иерархия нормативных правовых актов закреплена в статье 10 Закона О НПА
1. На верху пирамиды располагается Конституция – основной закон государства
2. Далее идут указы и декреты Президента – так как закон имеет верховенство лишь тогда, когда полномочия на издание декрета или указа предоставлены законом.
3. На ступеньку ниже располагаются Кодексы
4. Еще ниже – законы
5. Законодательные акты имеют большую юридическую силу по отношению к подзаконным актам
В свою очередь к законодательным актам относятся: Конституция, законы, декреты и указы Президента.
Приказ — это еще один нормативно-правовой акт управления. Он представляет собой официальное письменное или устное распоряжение руководителя, командира или начальника, которое обязательно для исполнения подчиненными. В отличие от распоряжения приказ имеет большую силу в качестве акта управления.
Приказы активно используются в армии. Согласно указу президента РФ «Об утверждении общевоинских уставов Вооруженных сил Российской Федерации», письменный приказ является основным распорядительным служебным документом военного управления, который может издавать командир воинской части. Устные приказы имеют право отдавать подчиненным все командиры. Приказ должен выполняться беспрекословно, точно и в срок. Если военнослужащий с ним не согласен, он может обжаловать приказ после его выполнения. В мирное время невыполнение приказа влечет наложение дисциплинарного взыскания на военнослужащего, а в военное время или в боевой обстановке может привести к уголовной ответственности.
Приказы используются и в иных государственных органах, организациях и частных фирмах. Они издаются начальником, например, директором фирмы, для решения каких-либо производственных задач. Невыполнение такого приказа рассматривается как нарушение служебной или трудовой дисциплины и может привести к привлечению к дисциплинарной ответственности (выговор, увольнение и др.).
Юридическая техника как часть правовой системы
Юридическая техника представляет собой инструментарий законодательного процесса. Это определенный набор правил, средств, методов, с помощью которых происходит выражение смысла, заложенного в нормативную документацию. Юридические документы отличаются наличием специальной терминологии, особенным лингвистическим и синтаксическим построением предложений, но в то же время должны «говорить» доступным для людей языком.
Техника призвана упорядочить и структурировать тексты, чтобы вся законодательная база существовала в едином стиле. В настоящее время она стала самостоятельной отраслью, изучение которой проходит наряду с другими и позволяет овладеть практическими навыками для грамотного оформления юридической документации.
Заключительные и переходные положения
Переходные и заключительные положения (определенная статья или раздел) фиксируются в окончании правового документа и содержат следующее:
- период обретения правовым актом и его рубриками силы законного действия;
- силу обратного действия законодательного акта и его определенных рубрик, в том случае, когда это регламентировано законом;
- порядок остановки делопроизводства по определенным делам, их закрытие или пересмотр соответствующими государственными формированиями в связи с вновь принятыми положениями изданного законодательного документа;
- постановления о занесении поправок и исправлений в существующие нпа соответственно вновь принятым законодательным нормам; установление ничтожности актов, потерявших силу своего законного действия, в связи с положениями нового узаконенного документа;
- сохранение или расформирование и разжалование государственных подразделений, не предусмотренных вновь изданным нормативным документом;
- издание и установление дополнительных законодательных норм, необходимых для осуществления условий, которые дадут возможность применять положения нового законодательного документа;
- установление предписаний соответствующим государственным формированиям изменить положения принятых ими актов согласно новому закону.
При издании крупных законодательных актов кодификационного свойства может образоваться значительное количество переходных и заключительных положений. В таких ситуациях выпускают специальные законы (постановления) о введении в законную силу данного правового документа или специальный закон о принятии необходимых поправок в ранее существующем законодательстве.
Классификация НПА осуществляется по разным критериям:
Критерий классификации | Виды |
По характеру юридической силы | Законы, подзаконные акты |
По особенностям процедуры принятия | Принимаются коллективно государственным органом,
основываются на единоначалии |
По субъекту правотворчества | Исполнительного, правоохранительного характера, контрольно-надзорный, другие |
По области действия | Федеральные документы, акты субъектов РФ, местного, локального типа |
По времени действия | Временные, неопределённо длительные |
По волеизъявлению | Право изменяющие, право устанавливающие, право прекращающие |
Порядок принятия локальных актов
Нетрудно догадаться, что разработка ЛНА — это процедура, реализуемая в соответствии с максимально комплексным, пошаговым и всесторонним подходом. Эксперты, отвечающие за делопроизводство в рамках тех или иных крупных фирм, всегда делят подобную работу на перечень основных, самых важных этапов:
- первичное, базовое оформление;
- согласование и аналитика;
- внесение необходимых поправок;
- утверждение со стороны руководства;
- введение в правоприменительное поле;
- контроль исполнения.
Причем согласно ст. 372 ТК РФ, человек, ответственный за реализацию всего комплекса операций, должен направить итоговый, готовый к запуску бланк на рассмотрение в орган первичной профорганизации. В роли таковой также может выступать любая другая аналогичная структура, которая занимается представлением интересов сотрудников в течение всего времени их взаимоотношений с работодателями.
Локальным нормативным актом организации не является документ, не принятый специалистами указанной надзорной службы. Конечно, отказать во вступлении той или иной бумаги в силу профсоюз (или его аналог) может исключительно при наличии веских оснований. Кроме того, при появлении каких-либо проблем, связанных с корректностью и грамотностью заверяемого шаблона, представители данного ведомства с легкостью обращаются к вышестоящим органам правительственной инспекции. Государственные специалисты в области взаимодействия с ТК обладают правоприменительными полномочиями, позволяющими им отменить унификацию, оформленную без согласия с текущими нормами законодательства страны.
Заключительные и переходные положения
Переходные и заключительные положения (определенная статья или раздел) фиксируются в окончании правового документа и содержат следующее:
- период обретения правовым актом и его рубриками силы законного действия;
- силу обратного действия законодательного акта и его определенных рубрик, в том случае, когда это регламентировано законом;
- порядок остановки делопроизводства по определенным делам, их закрытие или пересмотр соответствующими государственными формированиями в связи с вновь принятыми положениями изданного законодательного документа;
- постановления о занесении поправок и исправлений в существующие нпа соответственно вновь принятым законодательным нормам; установление ничтожности актов, потерявших силу своего законного действия, в связи с положениями нового узаконенного документа;
- сохранение или расформирование и разжалование государственных подразделений, не предусмотренных вновь изданным нормативным документом;
- издание и установление дополнительных законодательных норм, необходимых для осуществления условий, которые дадут возможность применять положения нового законодательного документа;
- установление предписаний соответствующим государственным формированиям изменить положения принятых ими актов согласно новому закону.
При издании крупных законодательных актов кодификационного свойства может образоваться значительное количество переходных и заключительных положений. В таких ситуациях выпускают специальные законы (постановления) о введении в законную силу данного правового документа или специальный закон о принятии необходимых поправок в ранее существующем законодательстве.
Нормативный правовой акт
Нормативный правовой акт — это акт правотворчества, который принимается в особом порядке строго определёнными субъектами и содержит норму права.
Нормативный правовой акт в Российской Федерации — России (а также во многих других странах, относящихся к романо-германской правовой системе) является основным, доминирующим источником права. Нормативные правовые акты (в отличие от других источников права) принимаются только уполномоченными государственными органами в пределах их компетенции, имеют определённый вид и облекаются в документальную форму (кроме того, они составляются по правилам юридической техники). Нормативные правовые акты, действующие в стране, образуют единую систему.
По порядку принятия и юридической силе нормативные правовые акты подразделяются на законы и подзаконные акты.
С какого момента нормативный акт вступает в силу
Поскольку НПА является документом, обладающим значительной юридической силой, но меньшей чем у Конституции, он способен по своей сути затрагивать три пункта, связанных с гражданином: его права, свободу и обязанности. Кроме того, они могут устанавливать правовой статус любых организаций.
Все НПА, которые прошли гос. регистрацию в российском Минюсте, обязательно публикуют в двух конкретных местах:
- издание «Российская газета»;
- журнал «Бюллетень НПА федеральных органов исполнительной власти».
Как у всякого правила, тут есть исключение. Речь идет об актах или же об их отдельных их положениях со сведениями, о которых знать никому не стоит, как, например, гостайна.
Если какой-либо НПА, кроме актов и отдельных их положений, сведения которых могут составлять гостайну, не прошел госрегистрацию или НПА был зарегистрирован, но был неправильно опубликован, то они не считаются вступившими в силу, а значит, они не могут делать следующее:
- регулировать правоотношения (например, их нельзя использовать в качестве средства применения санкций по отношению к любому физическому и юридическому лицу);
- использоваться в качестве аргумента или контраргумента при разрешении любого спора.
НПА, как правило, вступает в полную силу в течение 10 дней с того дня, когда он прошел этап публикации на официальном уровне. Исключением из этого правила является пункт, в котором указано, что сам акт войдет в силу на других условиях.
Нормативно правовой акт, или же НПА – это документ официального значения, принимающийся компетентными государственными органами, другими структурами социального значения или референдумом. Процедура их принятия регламентирована императивными нормами законодательства. В НПА содержатся общеобязательные поведенческие правила, которые рассчитаны на неопределённый круг лиц. Таким образом, НПА – это форма реализации права государством через специальные нормативные документы, посредством которых происходит регулирование общественных отношений. Следует отметить тот факт, что нормативные акты различаются своей структурой, а также источниками (органы, издающие НПА).