Как учесть расходы на программные продукты?

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как учесть расходы на программные продукты?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Содержание

В соответствии СГС «Нематериальные активы» и п. 151.2 Инструкции № 157н неисключительные права пользования на результаты интеллектуальной деятельности учитываются на балансовом счёте 0 111 60 000. Одним из условий отражения в учёте является его использование в деятельности учреждения свыше 12 месяцев.

Правила оформления электронных первичных документов

Электронные первичные учетные документы (сводные электронные первичные учетные документы) и электронные регистры бухгалтерского учета составляются в форме электронного документа, подписанного (п. 1 Методических указаний):

  • квалифицированной электронной подписью (далее – ЭЦП);

  • простой электронной подписью (далее – простая ЭП) – в случаях, предусмотренных Методическими указаниями.

В соответствии с пояснениями по оформлению электронных первичных документов, доведенными Письмом Минфина России № 02-07-07/98091, условия для принятия электронных первичных учетных документов к учету следующие:

1) заполнение всех реквизитов электронного первичного документа;

2) наличие квалифицированной электронной подписи руководителя учреждения (уполномоченного им лица).

Лицо, ответственное за формирование электронного документа, не заполняет поля электронного первичного документа, предназначенные для бухгалтерских записей либо отметок бухгалтерии (Письмо Минфина России № 02-07-07/98091).

Обратите внимание: документы, форма которых предусматривает наличие нескольких подписей, включая ЭП, можно принять к учету только при наличии в них ЭЦП, например, руководителя или главного бухгалтера (п. 3 Методических указаний).

Отметим, что на основании Федерального закона от 27.12.2019 № 476-ФЗ с 2022 года реализована возможность получения автономными учреждениями квалифицированной ЭЦП на безвозмездной основе в удостоверяющем центре ФНС.

В соответствии с п. 3 Письма Минфина России № 02-07-07/98091 первичные электронные документы формируются с указанием предусмотренных унифицированными формами электронных документов реквизитов и соответствующих им согласно общероссийским классификаторам (классификациям) технико-экономической информации при автоматизированной обработке и обмене информации кодов.

При создании электронного первичного документа допускается внесение следующих изменений:

Изменения электронного первичного документа

Обоснование

Изменение размера граф и строк

Пункт 3 Письма Минфина России № 02-07-07/98091

Включение дополнительных строк (подразделов), которые предусмотрены унифицированной формой

Добавление вкладных листов

Учет программного обеспечения в бухгалтерском учете 2021 в бюджете

В силу п. 66 Инструкции N 157Н отражение в учете учреждения операций, связанных с получением прав использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации, осуществляется на основании лицензионных договоров, договоров коммерческой концессии и других договоров, заключенных согласно законодательству РФ. Нематериальные активы, полученные в пользование учреждением (лицензиатом), учитываются на забалансовом счете 01 «Имущество, полученное в пользование» по стоимости, определяемой исходя из размера вознаграждения, установленного в договоре. При этом платежи учреждения (лицензиата) за предоставленное ему право использования результатов интеллектуальной деятельности (средств индивидуализации), производимые в виде периодических платежей (единовременного фиксированного платежа) согласно условиям договора, относятся на финансовый результат в составе расходов текущего финансового года (расходов будущих периодов) в порядке, установленном учреждением в рамках формирования учетной политики.

Код 242 применяется в ситуациях, когда ПО приобретается для удовлетворения запросов федеральных органов государственного подчинения и организаций, находящихся под их управлением. Код 244 используют при получении программного обеспечения субъектами РФ, для которых невозможно отнесение расходных операций на 242 код. Статья 226 необходима, если приобретаются неисключительные права на пользование программой, при обновлении систем справочно-информационного назначения.

Проводки Бюджетного Учреждения В 2021 По Учету Неисключительных Прав

В современной практике наиболее распространенным способом использования ПО является оформление неисключительный прав на объект интеллектуальной собственности. Передача прав оформляется лицензионным договором, согласно которому правообладатель передает лицензиату право пользования ПО. Условиями такого договора предусмотрено, что организация получает неисключительное право на использование программы, то есть правообладатель может передать право на ПО любой другой организации.

ООО «Эгида» использует систему 1С для ведения бухгалтерского учета. Неисключительное право на 1С оформлено лицензионным договором. 02.10.2021 ПО вышло из строя в результате поломки. 10.10.2021 поломка была устранена:

В случае, если такие программы выделены отдельной строкой в документах на поставку компьютера, учитывать их нужно в порядке, указанном выше для бухгалтерских программ. Однако тут возможны варианты. К примеру, без указанного программного продукта компьютер не мог использоваться по назначению, а сама компьютерная программа не может быть переустановлена на другой компьютер. В этом случае учесть программу можно и в стоимости компьютера.

Все бухгалтеры так или иначе сталкиваются с охраняемыми результатами интеллектуальной деятельности. Простейший пример – программы для ЭВМ, в т.ч. бухгалтерские программы (п. 1 ст. 1225 ГК РФ). Передаются права использования таких программ путем заключения лицензионного договора (ст. 1235 ГК РФ).

Организация госсектора (казенное учреждение) приобретает право пользования программным обеспечением на основании лицензионного договора (неисключительные лицензионные права) Виды приобретаемых неисключительных лицензионных прав: 1. Приобретение лицензии на право использования программного обеспечения на 1 год (например лицензия на антивирус касперского) – коробочная версия. 2. Приобретение лицензии на право использования программного обеспечения на 1 год – корпоративная лицензия (т.е. одна организация покупает лицензию со 100 ключами активации и раздает их подведомственным учреждениям. Срок использования ключа 1 год с даты активации каждого ключа. Стоимость лицензии на 1 ключ документально не выделена) 3. Приобретена лицензия на операционную систему (например windows) совместно с ПЭВМ или отдельно от ПЭВМ с неопределенным сроком использования. 4. Приобретена лицензия на прикладные программные продукты (Office,winrar и т.д.) совместно с ПЭВМ (цена отдельно от стоимости ПЭВМ не выделена) или отдельно от ПЭВМ с неопределенным сроком использования. 5. Приобретено 10 лицензий на 1с-бухгалтерию, одна для собственного использования, 9 для передачи в другие учреждения в рамках одного ведомства. Срок использования указанного программного продукта не определен. Порядок отражения в бюджетном учете приобретение неисключительных лицензионных прав на программное обеспечение, используемое в учреждении, а также подлежащее дальнейшей передаче другим учреждениям в рамках одного ведомства. Правомерность отражения приобретенного программного продукта в бюджетном учете с использованием счета 01; — возможность списания на счет 401.20 приобретенного программного продукта в текущем году; — случаи отражения приобретенного программного продукта на счете 401.50.

В соответствии с п.п. 11.5.2, 11.5.3 порядка, утвержденного приказом Минфина России от 29.11.2021 № 209 (далее — Порядок № 209н), расходы на приобретение неисключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности в зависимости от срока их полезного использования подлежат отражению по подстатьям 352 «Увеличение стоимости неисключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности с неопределенным сроком полезного использования» и 353 «Увеличение стоимости неисключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности с определенным сроком полезного использования» КОСГУ соответственно.

Такая взаимоувязка предусмотрена Таблицей соответствия видов расходов классификации расходов бюджетов и статей (подстатей) классификации операций сектора государственного управления, относящихся к расходам бюджетов, применяемая начиная с 1 января 2021 года.

В силу п. 66 Инструкции N 157Н отражение в учете учреждения операций, связанных с получением прав использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации, осуществляется на основании лицензионных договоров, договоров коммерческой концессии и других договоров, заключенных согласно законодательству РФ.

Читайте также:  Оказание услуг по зарядке и гидравлическому испытанию огнетушителей

Нематериальные активы, полученные в пользование учреждением (лицензиатом), учитываются на забалансовом счете 01 «Имущество, полученное в пользование» по стоимости, определяемой исходя из размера вознаграждения, установленного в договоре. При этом платежи учреждения (лицензиата) за предоставленное ему право использования результатов интеллектуальной деятельности (средств индивидуализации), производимые в виде периодических платежей (единовременного фиксированного платежа) согласно условиям договора, относятся на финансовый результат в составе расходов текущего финансового года (расходов будущих периодов) в порядке, установленном учреждением в рамках формирования учетной политики.

Бюджетная классификация

Обратимся к Указаниям о порядке применения бюджетной классификации РФ, утвержденным Приказом Минфина РФ от 01.07.2013 № 65н. При выборе кода видов расходов необходимо учитывать, что расходы на закупку товаров, работ, услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий относятся:

– для нужд федеральных государственных органов и находящихся в их ведении федеральных государственных казенных учреждений – на код вида расходов 242«Закупка товаров, работ, услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий». Также по этому коду вида расходов отражаются расходы бюджета субъекта РФ, местного бюджета на реализацию мероприятий по информатизации в части региональных (муниципальных) информационных систем и информационно-коммуникационной инфраструктуры в случае принятия решения финансовым органом субъекта РФ (муниципального образования) о применении кода вида расходов 242;

– для нужд субъектов РФ (муниципальных образований), в отношении которых не принято решение о применении кода вида расходов 242, государственных (муниципальных) учреждений – на код вида расходов 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд».

На подстатью 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ относятся расходы на выполнение работ, оказание услуг, не отраженные по подстатьям 221 – 225 КОСГУ, в том числе:

– на приобретение неисключительных (пользовательских), лицензионных прав на программное обеспечение;

– на приобретение и обновление справочно-информационных баз данных.

О применении этой подстатьи при получении учреждением в пользование программного продукта на условиях простой (неисключительной) лицензии сказано в письмах Минфина РФ от 18.03.2016 № 02-07-10/15362, от 02.10.2013 № 02-06-10/40915.

Таким образом, расходы учреждения на приобретение неисключительных прав на использование программ и справочно-информационных баз данных отражаются по коду вида расходов 242 или 244 и относятся на подстатью 226 КОСГУ.

Нефтегазовые доходы бюджета

Доля нефтегазовых поступлений в общем объеме доходов следующие три года будет сокращаться. Это связано и с прогнозируемым постепенным снижением цен на нефть и сокращением спроса и общей добычи. Как уже было сказано выше, доля нефтегазовых поступлений сократится с 42% в 2022 году до 30,3% в 2025-м.

МинФин прогнозирует спад добычи нефти на 4,9% и добычи газа на 1,9% в 2023 году. Также в бюджет закладывается постепенное снижение стоимости барреля нефти марки Urals и газа.

  • Нефть. Предусматривается, что средняя цена экспортируемой из России нефти марки Urals составит 70,1 $/баррель в 2023г. и 67,5 $/баррель и 65 $/баррель в 2024–2025 гг соответственно. В 2020г. российская нефть стоила в среднем 41,73 $/баррель, 69,1 $/баррель — в 2021г. и, как предполагает проект федерального бюджета, 80 $ в 2022г.

Регистрация прав на программный продукт

При приобретении или создании программного продукта встает вопрос о регистрации прав на него. Согласно ст. 1262 Гражданского кодекса правообладатель в течение срока действия исключительного права на программу для ЭВМ или на базу данных может по своему желанию зарегистрировать такую программу или такую базу данных в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности.

Заявка на государственную регистрацию программы для ЭВМ или базы данных (заявка на регистрацию) должна относиться к одной программе для ЭВМ или к одной базе данных.

Согласно п. 2 ст. 1262 Гражданского кодекса заявка на регистрацию должна содержать:

  • заявление о государственной регистрации программы для ЭВМ или базы данных с указанием правообладателя, а также автора, если он не отказался быть упомянутым в качестве такового, и места жительства или места нахождения каждого из них;
  • депонируемые материалы, идентифицирующие программу для ЭВМ или базу данных, включая реферат;
  • документ, подтверждающий уплату государственной пошлины в установленном размере или наличие оснований для освобождения от уплаты государственной пошлины либо для уменьшения ее размера, либо для отсрочки ее уплаты.

Согласно ст. 333.30 Налогового кодекса при обращении в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти за совершением действий по государственной регистрации программы для электронных вычислительных машин, базы данных и топологии интегральной микросхемы государственная пошлина уплачивается за государственную регистрацию программы для ЭВМ, базы данных и топологии интегральной микросхемы соответственно в Реестре программ для ЭВМ, Реестре баз данных и Реестре топологий интегральных микросхем, включая выдачу заявителю свидетельства о государственной регистрации программы для ЭВМ, базы данных и топологии интегральной микросхемы, а также публикацию сведений о зарегистрированной программе для ЭВМ, базе данных и топологии интегральной микросхемы в официальном бюллетене в следующих размерах:

  • для организации — 2600 руб.;
  • для физического лица — 1700 руб.;
  • за внесение изменений в документы и материалы к заявке на регистрацию программы для ЭВМ, базы данных и топологии интегральной микросхемы до публикации в официальном бюллетене — 700 руб.

При этом следует помнить, что согласно пп. 4 п. 1 ст. 333.35 Налогового кодекса от уплаты государственной пошлины, установленной гл. 25.3 Налогового кодекса, освобождаются федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления при их обращении за совершением юридически значимых действий, установленных настоящей главой, за исключением случаев, предусмотренных пп. 124 п. 1 ст. 333.33 Налогового кодекса.

Правила оформления заявки на регистрацию установлены Приказом Минобрнауки России от 29 октября 2008 г. N 324 «Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам государственной функции по организации приема заявок на государственную регистрацию программы для электронных вычислительных машин и заявок на государственную регистрацию базы данных, их рассмотрения и выдачи в установленном порядке свидетельств о государственной регистрации программы для ЭВМ или базы данных».

В случае если бюджетное или автономное учреждение для приобретения программного продукта привлекают средства от деятельности, приносящей доход, и будут в дальнейшем использовать программный продукт в данной деятельности, следует обратить внимание на формулировки, используемые в договоре. Это связано с тем, что передача исключительных прав на основании лицензионного соглашения и оплата услуг по созданию программных продуктов для ЭВМ не являются идентичными операциями. Передача исключительных прав на основании лицензионного соглашения, в соответствии со ст. 149 Налогового кодекса, не облагается НДС, а оплата услуг по созданию программного продукта для ЭВМ облагается НДС в общеустановленном порядке и подлежит последующим вычетам в соответствии с требованиями п. 1 ст. 172 Налогового кодекса. Данная позиция определена в Письме Минфина России от 21 сентября 2009 г. N 03-07-07/69.

Учет Права Пользования Программным Обеспечением В Бюджетном Учреждении В 2021

Программное обеспечение может быть приобретено организацией с исключительными или неисключительными правами на него. Для постановки на учет требуется наличие лицензионного соглашения или договора об отчуждении ПО покупателю, акта передачи прав. В некоторых случаях лицензионный договор может быть заменен сублицензионной договорной документацией.

Схема, по которой будут делиться суммы расходов на программное обеспечение с длительным временем эксплуатации и переводиться на финансовые результаты, предусмотрена п. 302 Инструкции № 157н.

Нормативный документ предоставляет возможность учреждениям самостоятельно определять порядок переноса части затрат на итоги финансовой деятельности.

Делать это можно равномерными фиксированными суммами, путем вычисления заданной пропорции, учитывающей объем оказанных услуг.

Учет программного обеспечения в бухгалтерском учете 2021 в бюджете

В силу п. 66 Инструкции N 157Н отражение в учете учреждения операций, связанных с получением прав использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации, осуществляется на основании лицензионных договоров, договоров коммерческой концессии и других договоров, заключенных согласно законодательству РФ. Нематериальные активы, полученные в пользование учреждением (лицензиатом), учитываются на забалансовом счете 01 «Имущество, полученное в пользование» по стоимости, определяемой исходя из размера вознаграждения, установленного в договоре. При этом платежи учреждения (лицензиата) за предоставленное ему право использования результатов интеллектуальной деятельности (средств индивидуализации), производимые в виде периодических платежей (единовременного фиксированного платежа) согласно условиям договора, относятся на финансовый результат в составе расходов текущего финансового года (расходов будущих периодов) в порядке, установленном учреждением в рамках формирования учетной политики.

Читайте также:  Какие выплаты при рождении третьего ребенка в 2023 году в Свердловской области

Код 242 применяется в ситуациях, когда ПО приобретается для удовлетворения запросов федеральных органов государственного подчинения и организаций, находящихся под их управлением. Код 244 используют при получении программного обеспечения субъектами РФ, для которых невозможно отнесение расходных операций на 242 код. Статья 226 необходима, если приобретаются неисключительные права на пользование программой, при обновлении систем справочно-информационного назначения.

В лидерах – расходы на национальную оборону

Крупнейшей расходной статьей, как и прежде, является общегосударственная деятельность: на данные цели будет выделено 17 887,5 млн руб., что составляет более половины всех расходов бюджета. По сравнению с текущим годом в 2023 г. расходы по данной позиции вырастут на 15,4%.

Сюда входят выплаты на обслуживание государственного долга (4075,7 млн руб., +15,7%), межбюджетные трансферты местным бюджетам (7619,5 млн руб., +27,8%) и внебюджетным фондам (1934 млн руб., +11,3%), деятельность госорганов общего назначения (1050 млн руб., +19,5%), международная деятельность (348,6 млн руб., –0,6%), пополнение и поддержание государственного материального резерва (238,2 млн руб., –10,9%), финансирование фундаментальных и прикладных исследований (363,6 млн руб., +19,3%).

Сокращено финансирование, направляемое в резервный фонд Президента: если в 2022 г. на эти цели выделялось 1169,1 млн руб., то в 2023 г. – 664,1 млн руб. Ранее мы отмечали, что данный фонд все больше приобретает функции оперативного резерва. В соответствии с законодательством данные средства могут быть использованы для дополнительного повышения зарплаты государственным служащим и работникам бюджетных организаций, пенсионного обеспечения военно­служащих, финансирования расходов, связанных со строительством (реконструкцией) объектов, включенных в региональные инвестиционные программы, а также автомобильных дорог.

Резко возросли расходы на нацио­нальную оборону – с 1811,8 млн руб. в 2022 г. до 2772,3 млн руб. в 2023 г. (+53%), судебную власть, правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности – с 3114,2 млн руб. в 2022 г. до 2772,3 млн руб. и 4069,1 млн руб. в 2023 г. (+30,6%). Если в текущем году эти направления суммарно стоили бюджету 4955,2 млн руб. (16,2% расходов бюджета), то в следующем – 6868,4 млн руб. (18,8% расходов бюджета). Таким образом, по сравнению с 2022 г. финансирование, выделяемое по данным статьям бюджета, увеличено на 1913,2 млн руб.

Перевод на баланс прав пользования НМА, учтенных за балансом

Если основное средство пригодно к использованию только вместе с определенным программным обеспечением, то расходы на приобретение этого программного обеспечения включаются в стоимость этого основного средства. Это правило работает и в бухгалтерском учете, а в налоговом учете.

Но только при условии, что речь идет о неисключительном праве на программу, то есть о праве пользоваться ей в рамках лицензионного соглашения, тогда как исключительные права остаются за разработчиком.

В этом случае мы имеем только расходы, которые формируют первоначальную стоимость ОС, в состав которого входит ПО.

В первоначальную стоимость ОС стоимость неисключительных прав на ПО включается в двух случаях:

  • когда купили ПО вместе с основным средством;
  • когда купили ПО для установки на ОС, которое еще не введено в эксплуатацию, в целях доведения его до состояния, пригодного для использования.

Эта позиция была высказана ФНС еще в 2011 г. (см. письмо ФНС от 13 мая 2011 н. № КЕ-4-3/7756).

  • Изменения в ФСБУ 6/2020 и его отличия от ПБУ 6/01
    • Учет малоценных ОС
    • Срок полезного использования
    • Единица учета ОС
    • Первоначальная стоимость ОС
    • Оценочное обязательство по демонтажу, утилизации
    • Отсрочка платежа при осуществлении капвложений
    • Капвложения неденежными средствами
    • Имущество, полученное безвозмездно
    • Оценка ОС после признания в учете
    • Улучшение ОС (реконструкция, модернизация)
    • Ремонт ОС
    • Ликвидационная стоимость ОС
    • Порядок начисления амортизации ОС
    • Способ начисления амортизации ОС
    • Линейный способ начисления амортизации ОС
    • Приостановка начисления амортизации
    • Неамортизируемые объекты ОС
    • Обесценение ОС
    • Отражение в отчетности ОС

Напомним, что в бухгалтерском учете срок полезного использования (СПИ) основных средств (ОС) устанавливается организацией самостоятельно с учетом следующих факторов (п. 20 ПБУ 6/01 ):

  • ожидаемый срок использования в соответствии с ожидаемой производительностью или мощностью;
  • ожидаемый физический износ, который зависит от режима эксплуатации, естественных условий, влияния агрессивной среды и системы проведения ремонта;
  • нормативно-правовые и другие ограничения использования объекта.

На практике для сокращения различий между данными бухгалтерского и налогового учета срок полезного использования устанавливается по аналогии с налоговым учетом на основании Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы (Постановление Правительства от 01.01.2002 № 1). Ведь бухгалтерское законодательство не содержит запрета на использование такой Классификации.

А учитывая, что амортизация начисляется в течение срока полезного использования, то можно сказать, что срок амортизации компьютера — свыше 2 лет до 3 лет включительно.

Приведем пример расчета амортизации ноутбука при использовании наиболее распространенного метода в бухгалтерском и налоговом учете – линейного.

Так, срок амортизации ноутбука первоначальной стоимостью 138 000 рублей установлен равным 25 месяцев. Учитывая такой срок эксплуатации ноутбука, при начислении амортизации ежемесячно на расходы организации будут относиться 4% его первоначальной стоимости (1 / 25 *100%).

Поэтому на систематической основе в учете организации будет признаваться ежемесячная амортизация в размере 5 520 рублей (138 000 * 0,04).

Статью подготовила специалист по международным стандартам финансовой отчетности Меликова Мария Марковна. Связаться с автором

Изменения в учете и отчетности муниципальных и госучреждений в 2022 году: ответы на вопросы

В соответствии с «ОК 013-2022 (СНС 2022). Общероссийский классификатор основных фондов» «Примерами сооружений могут служить такие объекты, как магистрали, улицы, автомобильные, железные дороги, взлетно-посадочные полосы аэродромов; мосты, эстакады, тоннели; водные магистрали, плотины и другие гидротехнические сооружения; магистральные трубопроводы, линии связи и электропередачи; местные трубопроводы, шахты и сооружения для отдыха, развлечений и проведения досуга. …автомобильная дорога в установленных границах включает земляное полотно с укреплениями, верхнее покрытие и обстановку дороги (дорожные знаки и т.п.), другие относящиеся к дороге сооружения — ограждения, сходы, водосливы, кюветы, мосты длиной не более 10 м. Оборудование, установленное на сооружении, не входит в состав сооружения и классифицируется в соответствующих группировках машин и оборудования (например, оборудование связи (антенны, электрическое оборудование), установленное на вышках сотовой связи).»

Как отразить в бюджетном учете казенного учреждения расходы на приобретение неисключительных (пользовательских) прав на программное обеспечение

Нематериальные активы, полученные в пользование учреждением (лицензиатом), учитываются на забалансовом счете 01 «Имущество, полученное в пользование» по стоимости, определяемой исходя из размера вознаграждения, установленного в договоре. При этом платежи учреждения (лицензиата) за предоставленное ему право использования результатов интеллектуальной деятельности (средств индивидуализации), производимые в виде периодических платежей (единовременного фиксированного платежа) согласно условиям договора, относятся на финансовый результат в составе расходов текущего финансового года (расходов будущих периодов) в порядке, установленном учреждением в рамках формирования учетной политики.

В силу п. 66 Инструкции N 157Н отражение в учете учреждения операций, связанных с получением прав использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации, осуществляется на основании лицензионных договоров, договоров коммерческой концессии и других договоров, заключенных согласно законодательству РФ.

Что изменили в 2022 году

С 2022 года бухгалтеры проводят операции по-новому. К примеру, на подстатье КОСГУ 273 «Чрезвычайные расходы по операциям с активами» следует отражать выбытие денежных средств при недостаче, хищении, отзыве лицензии у банка. Провести операцию необходимо в день признания требования о возмещении ущерба или в день поступления денег в счет погашения долга.

С 01.01.2022 по КОСГУ 250 бюджетники разделяют операции текущего и капитального характера. Операции текущего характера учитывают по подстатьям 251, 252, 253. Операции капитального характера поводят по новым кодам:

  • 254 — перечисление средств в другие бюджеты;
  • 255 — перечисление средств наднациональным организациям, правительствам иностранных государств;
  • 256 — перечисление средств международным государствам.

Учет нематериальных активов 2021: применяем новые правила

Счет учета объекта нематериальных активов зависит от права, на котором он получен.

Право Счет учета Пример
Исключительное право 0 102 ХN 000 «Научные исследования (научно-исследовательские разработки)»

0 102 XR 000 «Опытно-конструкторские и технологические разработки»

0 102 XI 000 «Программное обеспечение и базы данных»

0 102 XD 000 «Иные объекты интеллектуальной собственности»

Исключительное право на ПО — счет 0 102 ХI 000;

Исключительное право на селекционное достижение — счет 0 102 ХN 000;

Исключительное право на товарный знак — счет 0 102 ХD 000;

Исключительное право на изобретение — счет 0 102 ХN 000

Неисключительное право 0 111 6N 000 «Права пользования научными исследованиями (научно-исследовательскими разработками)»

0 111 6R 000 «Права пользования опытно-конструкторскими и технологическими разработками»

0 111 6I 000 «Права пользования программным обеспечением и базами данных»

0 111 6D 000 «Права пользования иными объектами интеллектуальной собственности»

Неисключительное право на антивирус — счет 0 111 6I 000;

Неисключительное право на полезную модель — счет 0 111 6N 000;

Неисключительное право на электронный архив — счет 0 111 6I 000;

Неисключительное право на литературное произведение — счет 0 111 6D 000.

Объекты нематериальных активов группируются согласно п. 37 Инструкции № 157н. То есть объекты, полученные на исключительном праве, учитываются на соответствующем счете 102 00, где Х может принимать значение 2 «Особо ценное движимое имущество учреждения», 3 «Иное движимое имущество учреждения» или 9 «Имущество в концессии».

Бюджетный бухгалтерский учет программного обеспечения в 2021 году

Вопрос: По какому КОСГУ оплатить расходы по услугам информационного обслуживания, обновления и сопровождения программных продуктов фирмы «1С» Сообщаю Вам следующее: В бюджетном (бухгалтерском) учете расходы учреждения на приобретение неисключительных (пользовательских) лицензионных прав на программное обеспечение и его обслуживание относятся на «Прочие работы, услуги» КОСГУ.

Прежде чем охарактеризовать бухгалтерский учет в казенных учреждениях в 2021 году, рассмотрим понятие данного типа госучреждений.

Это отдельный тип государственных и муниципальных организаций, созданный для выполнения госзаданий и муниципальных заданий или осуществления функций органов власти, финансируемый за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы. Правила организации и ведения бухгалтерского учета в казенных учреждениях в 2021 году регламентированы:

  1. инструкцией № 132н в части формирования кодов бюджетной классификации для отражения операций в бухучете КУ;
  2. инструкциями № 157н и № 162н в части единого плана счетов и правил его применения;
  3. инструкцией № 191н в части состава и порядка формирования отчетности в КУ;
  4. федеральными стандартами БУ, регламентирующими отраслевые методы учета;
  5. методическими рекомендациями, письмами и пояснениями Министерства финансов РФ и отдельных ведомств в части урегулирования вопросов по ведению БУ.
  6. законом № 402-ФЗ в части ключевых вопросов организации БУ;
  7. порядком № 209н в части формирования КОСГУ;

Также в основную систему нормативного регулирования БУ можно отнести региональные и муниципальные нормативные акты, устанавливающие отдельные правила учета и составления отчетности. В 2021 году были скорректированы практически все действующие инструкции по бюджетному учету.

Чиновники опубликовали новый порядок формирования кодов бюджетной классификации для отражения доходных и расходных операций – Приказ №132н.

Операции, связанные с учетом неисключительных прав, на практике, чаще всего встречаются при покупке программных продуктов. В большинстве случаев разработчик оставляет исключительные права за собой.

Компания получает лишь возможность использовать программу в своей деятельности, то есть приобретает неисключительные права.

Приобретая неисключительное право на использование программного обеспечения, организация может понести расходы в виде оплаты:

  1. прочих издержек, связанных с оплатой услуг по внедрению программного продукта и доработке его стандартной версии с учетом требований компании.
  2. затрат на приобретение неисключительного права;

Как правильно учесть такие расходы для целей бухгалтерского и налогового учета? Бухгалтерский учет расходов, возникающих в связи с получением права использования программы для ЭВМ, зависит от порядка их оплаты (п.39 ).

Первая ситуация: оплата предоставленного права производится в виде периодических платежей, исчисляемых и уплачиваемых в порядке и сроки, установленные лицензионным договором. Такие платежи включаются пользователем (лицензиатом) в расходы отчетного периода.

Вторая ситуация: оплата производится в виде фиксированного разового платежа.

Бухучет Программного Обеспечения В Бюджетном Учреждении В 2021 Году

Показатель расхода (дохода) по налогу на прибыль отражают в качестве статьи, уменьшающей (увеличивающей) прибыль (убыток) до налогообложения при формировании чистой прибыли (убытка) за отчетный период. В форме № 2 его показывают с подразделением на отложенный налог на прибыль и текущий налог на прибыль.

Кстати, в редакции ПБУ 18/02 с 2021 года приведен практический пример определения расхода по налогу на прибыль и связанных с ним показателей. Для наглядности в примере рассчитана также величина чистой прибыли за отчетный период. Причем расчет выполнен двумя способами – путем уменьшения прибыли до налогообложения на величину:

«18.1. Объект учета неоперационной (финансовой) аренды в виде актива, отражается пользователем имущества (арендатором) в составе основных средств с одновременным признанием в бухгалтерском учете обязательств (кредиторской задолженности по аренде) перед правообладателем (арендодателем) на дату классификации объектов учета аренды (далее — арендные обязательства пользователя (арендатора).

Согласно пункту 3 статьи 39 Закона об образовании наниматели жилых помещений в общежитиях, входящих в жилищный фонд организаций, осуществляющих образовательную деятельность, по договорам найма жилого помещения в общежитии вносят плату за пользование жилым помещением (плату за наем) и плату за коммунальные услуги.

Бухгалтерские проводки по санкционированию расходов казенных организаций в 2021 году следует отражать в разрезе кредиторов, договоров и соглашений и прочих аналитических показателей, которые установлены для субъекта учета в его учетной политике. Объединение и обобщение информации в обход организации достоверного аналитического учета недопустимо. Остатки по принятым обязательствам на конец отчетного года подлежат обязательной перерегистрации в следующем периоде.

Полный состав бюджетной отчетности за 2021 год для казенных учреждений установлен приказом Минфина № 191н. С особенностями составления бюджетных отчетных форм и актуальными бланками ознакомьтесь в статье «Как отчитываются бухгалтеры бюджетных организаций».

Первые пять ФСБУ определили, что учет основных средств в казенных учреждениях в 2021 году ведут уже по-новому. Изменены счета учета, добавлены новые методы начисления амортизации, увеличены стоимостные пределы для исчисления амортизации. Подробнее об этих изменениях читайте в статье «Разбираемся в новых стандартах бухучета».

Показатели по счету 2 20521 560 будут отражаться в отчетности, в том числе годовой, до тех пор, пока не закончится срок аренды. По дебету счета 0 20521 000 «Увеличение дебиторской задолженности по доходам от операционной аренды» доходы будущих периодов по договорам аренды начислены на общую сумму арендной платы за весь период действия договора аренды.

Движение по забалансовым счетам отражается следующим образом – дебету учитывается увеличение ценностей по счету, а по кредиту – уменьшение, так как все счета являются активными. Запись на счетах в отличии от балансовых простая, для формирования проводки не нужен корреспондирующий счет.

Основной отличительной особенностью OEM-версии является то, что по условиям лицензии они не могут быть перенесены на другой персональный компьютер. В этом случае OEM-версия программного обеспечения, установленная на конкретный компьютер, не может функционировать отдельно от него (представляет с ним единое целое).

В связи с чем нематериальные активы – программное обеспечение, полученное в пользование на условиях простой (неисключительной) лицензии, следует учитывать также на забалансовом счете 01 “Имущество, полученное в пользование”.

В связи с вышесказанным в случае отнесения платы за неисключительное право пользования программным обеспечением, базой данных в состав расходов будущих периодов учреждению необходимо прописать в учетной политике порядок отнесения этих расходов на финансовый результат текущего финансового года. Если в лицензионным договоре не указан срок его действия, учреждение самостоятельно определяет его, причем он может быть как равным пяти годам, так и иным.


Похожие записи:

Напишите свой комментарий ...