Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Очередность платежа в платежном поручении в 2020 — 2021 годах». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Очередность платежа в платежке — это всего лишь одна цифра, из-за которой банк может не принять ваш платеж. Очередь платежа указывается во всех видах банковских платежных документов. Итак, подробно разберем, что значит очередность платежа в платежном поручении. Как следует из названия, это последовательность или очередь списания денежных средств с вашего расчетного счета в банке, когда имеется несколько платежей, а денег на счете недостаточно для их полной оплаты.
Календарная очередность платежей
Календарная очередность — это списание средств с расчетного счета физического или юридического лица в порядке поступления распоряжений клиента и других платежных документов на списание.
Если в одну группу очередности попало несколько платежных документов, то они будут оплачиваться в пределах этой группы также в порядке календарной очередности поступления платежных документов.
Например, в банк поступили несколько платежных документов: платежка на перечисление заработной платы 2 сентября, требование ИФНС на оплату налогов 3 сентября, платежка на выплату материальной помощи 5 сентября. Все платежи относятся к третьей очереди. При недостаточности средств на расчетном счете клиента банк будет проводить сначала платежку на зарплату, потом требование налоговой и в конце перечислит материальную помощь.
Очередность при уплате налогов в бюджет
Какую очередность платежа в бюджет в платежном поручении указать при уплате налогов? Новая редакция ст. 855 ГК РФ вызвала много вопросов по поводу того, как заполнять поле очередности платежа в платежном поручении при уплате налогов и сборов в бюджет. Какую указать очередь — 3 или 5?
Платежи и сборы контролирующим органам носят бесспорный характер, поэтому в поле «Очередность» указывается 3-я очередь. Но при своевременной (самостоятельной и/или добровольной) уплате налогов и сборов указывается 5-я очередность платежа в платежном поручении.
Итак, кроме обычных хозяйственных операций на плату поставщику за приобретенные товары, работы или услуги, к 5-й очереди также относятся платежи по уплате любых налогов, сборов, пеней и штрафов в бюджет РФ, а также платежи по страховым взносам в бюджеты государственных внебюджетных фондов.
Что такое очередность платежа
Очередность платежей в 2020 году указывает на порядок списания денежных средств со счета клиента в банке. Регламентируется на основании пункта 2 статьи 855 ГК РФ и Федерального закона № 345-ФЗ от 02.12.2013, внесшего изменения в ст. 855. Очередность платежа в платежном поручении в 2020 году обозначена кодом 21, то есть необходимый важный реквизит нужно проставить в 21 поле ПП.
Согласно действующему законодательству, банк должен перечислить денежные средства, направляемые в бюджет, в течение следующего дня после оформления документа на оплату (п. 2 ст. 60 НК РФ). В том случае, если у плательщика обнаружена нехватка денег на счете, сумма будет списана в соответствии с регламентом, который устанавливает ст. 855 ГК РФ. Очередность платежей в банке в 2020 году определяется в зависимости от того, добровольную или принудительную транзакцию совершает плательщик.
Другой комментарий к Ст. 855 Гражданского кодекса Российской Федерации
1. Очередность платежей — определенная законодательством последовательность списания средств с банковских счетов по нескольким расчетным документам, срок оплаты которых уже наступил. При наличии нескольких счетов плательщика в одном и том же банке очередность платежей, установленная ст. 855 ГК, применяется по каждому счету в отдельности.
Ст. 855 ГК устанавливает два правила определения очередности платежей со счетов, принадлежащих как клиентуре, так и кредитным организациям.
Первое относится к тем случаям, когда остаток на счете позволяет полностью рассчитаться по всем предъявленным требованиям. В этой ситуации предъявленные к счету документы должны оплачиваться в порядке календарной очередности платежей, т.е. в порядке их поступления в банк плательщика (наступления сроков платежа при акцептной форме расчетов). Исключения из этого правила могут быть предусмотрены законом, который пока отсутствует.
Такое же правило (календарная очередность платежей) установлено для списания средств со счета по требованиям, относящимся к одной очереди (см. часть последнюю п. 2 комментируемой статьи).
2. Второе правило применяется при недостаточности средств на счете плательщика для удовлетворения всех предъявленных к нему требований. На этот случай п. 2 ст. 855 ГК устанавливает шесть групп очередности платежей. Для его корректного применения требуется учитывать судебную практику и последующее законодательство.
Первая и вторая очередь платежей определяется абзацами вторым и третьим п. 2 ст. 855 ГК.
Абзац четвертый (третья очередность платежей) признан не соответствующим Конституции (ч. 1 ст. 19) Постановлением Конституционного Суда РФ от 23 декабря 1997 г. N 21-П «По делу о проверке конституционности пункта 2 статьи 855 Гражданского кодекса Российской Федерации и части шестой статьи 15 Закона Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» в связи с запросом Президиума Верховного Суда Российской Федерации» (Собрание законодательства РФ. 1997. N 52. Ст. 5930). Следовательно, эта норма не должна применяться. Следует помнить, что Конституционный Суд исходил из необходимости производить платежи в бюджет и выплату заработной платы одновременно.
Учитывая, что законодатель до сих пор не внес в ГК изменений, соответствующих указанной выше позиции Конституционного Суда РФ, подлежащая применению очередность платежей ежегодно уточняется в федеральном законе о федеральном бюджете. На 2006 год она установлена ст. 26 Федерального закона от 26 декабря 2005 г. N 189-ФЗ «О федеральном бюджете на 2006 год» (СЗ РФ. 2005. N 52 (часть II). Ст. 5602). Соответственно при недостаточности денежных средств на счете налогоплательщика для удовлетворения всех предъявленных к нему требований списание средств по расчетным документам, предусматривающим платежи в бюджеты всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, включая бюджеты государственных внебюджетных фондов, а также перечисление или выдача денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, производятся в порядке календарной очередности поступления указанных документов после перечисления платежей, осуществляемых в соответствии со ст. 855 ГК РФ в первую и во вторую очередь. Таким образом, указанные выше платежи подлежат перечислению в третью очередь.
Вопрос о наличии или отсутствии четвертой очереди является спорным. Практикующие юристы нередко дают на него противоречивые ответы. Такое положение, в свою очередь, является основной причиной отсутствия единообразной позиции по другому вопросу — об общем количестве групп очередности платежей: в одном случае их получается пять, в другом — шесть.
Представляется, что четвертая очередь, безусловно, сохраняется, хотя в несколько «усеченном» виде. Учитывая редакцию ст. 26 Закона N 189-ФЗ, необходимо сделать вывод, что платежи в бюджет и государственные внебюджетные фонды «переведены» в третью очередь. Однако редакция абз. 5 п. 2 ст. 855 ГК позволяет сделать вывод, что в результате указанного выше «вычитания» из четвертой очереди в виде ее остатка выявляется группа платежей, которые не попадают в третью очередь — платежи в негосударственные внебюджетные фонды. Таким образом, указанные платежи составляют теперь четвертую очередь.
Пятая и шестая очереди определяются п. 2 ст. 855 ГК без изменений.
Дальнейший комментарий будет излагаться с учетом приведенной выше уточненной порядковой нумерации групп очередности платежей.
3. К первой, второй и пятой очереди отнесены определенные требования, обоснованность которых подтверждена соответствующим исполнительным документом (ст. 7 Федерального закона «Об исполнительном производстве»). Аналогичные требования, не основанные на исполнительном документе, подлежат оплате в пятую очередь.
4. Документы, не оплаченные в срок из-за отсутствия средств на счете, помещаются банками в картотеки к внебалансовым счетам N 90902 «Расчетные документы, не оплаченные в срок», N 90903 «Расчетные документы клиентов, не оплаченные в срок из-за отсутствия средств на корреспондентских счетах кредитной организации», N 90904 «Не оплаченные в срок расчетные документы из-за отсутствия средств на корреспондентских счетах кредитной организации» (см. Положение о правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации, N 205-П, утв. ЦБ РФ 5 декабря 2002 г.) По традиции их называют картотеками N 2, хотя такого термина законодательство уже не содержит. В случае изменения законодательства об очередности платежей документы, находящиеся в картотеке N 2 и не оплаченные на дату вступления в силу соответствующего закона, в дальнейшем должны оплачиваться только с учетом новой очередности платежей, а картотека N 2 надлежащим образом пересматриваться (письмо ЦБ РФ от 31.07.96 N 011-31-5318-96).
На практике нередко возникает вопрос, какой документ следует помещать в картотеку N 2, если на счете клиента отсутствуют средства, необходимые для выдачи заработной платы. В письме от 19.11.96 N 17-2-11/978 Департамент методологии и организации расчетов ЦБ РФ пояснил, что в этом случае в картотеку N 2 может быть помещено заявление клиента о выдаче средств с указанием сроков, за которые выплачивается заработная плата.
В соответствующей графе расчетного документа его составитель обязан указать номер очередности платежей, определенный в соответствии с законодательством. Учитывая, что в формуляре расчетного документа имеется только одна такая графа, в одном расчетном документе не могут быть объединены платежи, отнесенные законодательством к разным группам.
Порядок возврата расчетных документов из картотеки N 2 в случае закрытия счета клиента определяется в п. 2.20 части I Положения N 2-П.
5. Очередность платежей, установленная ст. 855 ГК, является общим правилом. Специальные правила установлены законодательством.
КонсультантПлюс: примечание.
Постатейный комментарий к Бюджетному кодексу Российской Федерации (под ред. А.Н. Козырина) включен в информационный банк.
Бюджетный кодекс РФ установил специальные правила об очередности списания денежных средств со счета бюджета и лицевых счетов получателей бюджетных средств (ст. 255 БК). Однако применение ст. 255 БК в настоящее время затруднено. Принцип целевого использования средств федерального бюджета не позволяет говорить о возможности списания с лицевого счета получателя бюджетных средств даже при наличии на нем достаточного остатка для удовлетворения предъявленных требований. Определяющим показателем может являться наличие достаточного остатка финансирования по соответствующему коду экономической и функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации. В противном случае, даже при наличии общего остатка по лицевому счету, превышающему размер предъявленных требований, эти требования выполнены быть не могут. Кроме того, списание денежных средств со счетов бюджетов недопустимо в соответствии со ст. 239 Бюджетного кодекса (см.: Комментарий к Бюджетному кодексу РФ / Под ред. А.Н. Козырина. М.: ЭКАР, 2002. С. 555 — 559. Автор комментария к ст. 255 — Д.Л. Комягин).
Особенности списания средств в зависимости от ситуации
Вариантами недостатка денежных средств на счете могут быть ситуации, связанные с:
- Временным отсутствием денег — в этом случае определять последовательность списания будут номер очередности и календарная последовательность поступления документов каждой из очередностей.
- Приостановкой операций по счетам, осуществляемой налоговыми органами в связи с необходимостью взыскания задолженности по платежам и связанным с ними санкциям (п. 1 ст. 76 НК РФ). Решение о приостановке содержит указание на сумму задолженности перед бюджетом, в пределах которой налогоплательщика ограничивают в возможности использования принадлежащих ему средств. Это ограничение соответствующим образом уменьшает сумму, доступную для расходования налогоплательщиком по собственному усмотрению, из-за чего общее количество средств, предназначенных для такого использования, может оказаться недостаточным.
Ограничение по использованию средств при приостановке операций имеет следующие особенности:
- оно не относится к платежам с более срочной очередностью и не касается платежей в бюджет и внебюджетные фонды (п. 1 ст. 76 НК РФ);
- оно действительно только в пределах суммы ограничения, указанной в решении о приостановке операций (п. 2 ст. 76 НК РФ).
Что означает очередность списания денежных средств со счета?
Очередность списания денежных средств со счета не важна, если деньги на этом счете имеются в достаточном количестве (п. 1 ст. 855 ГК РФ), но ее цифровой показатель в обязательном порядке приводится в поле 21 каждого поступающего в банк документа (приложения № 1 и № 8 к Положению о правилах осуществления перевода денежных средств, утвержденному Банком России 19.06.2012 № 383-П).
Очередность приобретает значение при недостатке денег для осуществления всех платежей, в отношении которых в банке имеются соответствующие документы на списание, устанавливая приоритет одних платежей над другими в случае одновременного поступления документов по ним (п. 2 ст. 855 ГК РФ). Вид документа при этом значения не имеет.
Последовательность списания и, соответственно, номер очередности зависят от назначения платежа. В порядке убывания значимости порядок очередности выглядит таким образом:
- Исполнительные документы с требованиями о возмещении вреда жизни или здоровью, а также по уплате алиментов.
- Исполнительные документы, связанные с выплатой зарплаты и выходных пособий лицам, оформлявшимся на работу по трудовому соглашению, а также авторских вознаграждений.
- Списания по требованиям налоговых органов и внебюджетных фондов.
- Исполнительные документы по другим требованиям, не включенным в 1-ю и 2-ю очереди.
- Прочие платежные документы, к числу которых, в частности, относятся платежные поручения по обычным перечислениям платежей в бюджет и внебюджетные фонды.
Внутри каждой из выделенных групп порядок очереди определяется календарной последовательностью поступления документов (п. 2 ст. 855 ГК РФ).
Комментарии к ст. 855 ГК РФ
1. Очередность платежей — определенная законодательством последовательность списания средств с банковских счетов по нескольким расчетным документам, срок оплаты которых уже наступил. Статья 855 ГК устанавливает два правила определения очередности платежей со счетов, принадлежащих как клиентуре, так и кредитным организациям.
Первое относится к тем случаям, когда остаток на счете позволяет полностью рассчитаться по всем требованиям, предъявленным к счету. В этой ситуации предъявленные к счету расчетные документы должны оплачиваться в порядке календарной очередности платежей, т.е. в порядке их поступления в банк плательщика (наступления срока платежа). Исключения из этого правила могут быть предусмотрены законом, который пока отсутствует.
2. Второе правило поменяется при недостаточности средств на счете плательщика для удовлетворения всех предъявленных к нему требований. Для этого случая статья устанавливает шесть групп очередности платежей. К первой, второй и пятой очереди отнесены определенные требования, обоснованность которых подтверждена соответствующим исполнительным документом (ст. 339 ГК). Аналогичные требования, не основанные на исполнительном документе, подлежат оплате в шестую очередь.
3. Документы, не оплаченные в срок из-за отсутствия средств на счете, помещаются банком в картотеку к внебалансовому счету N 9929 «Расчетные документы, не оплаченные в срок» (картотека N 2). В случае изменения законодательства об очередности платежей, документы, находящиеся в картотеке N 2 и не оплаченные на дату вступления в силу соответствующего закона, в дальнейшем должны оплачиваться только с учетом новой очередности платежей, а картотека N 2 надлежащим образом пересматриваться.
4. Платежи, отнесенные к определенной группе, должны производиться после полного погашения всех предшествующих групп. В соответствии с письмом ЦБ РФ от 01.03.96 N 245 списание средств со счета по требованиям, относящимся к одной очереди, производится в порядке календарной очередности поступления документов или наступления сроков платежа. Указанный нормативный акт не определяет, в какой последовательности должны оплачиваться расчетные документы, отнесенные к одной очереди, если по закону они должны представляться в банк одновременно (оплата труда, платежи в ПФР, подоходный налог, платежи в ФСС РФ и Государственный фонд занятости населения РФ). Указанная проблема частично решена п. 31 Инструкции ГНС от 29.06.95 N 35 «По применению Закона РФ «О подоходном налоге с физических лиц» и п. 50 Инструкции Госбанка СССР от 26.11.84 N 27 «По кассовому исполнению государственного бюджета СССР». Этими нормативными актами установлено следующее. Если на счете работодателей недостаточно денежных средств, необходимых для оплаты труда в полном объеме и перечисления в бюджет удержанного подоходного налога, то налог перечисляется в бюджет в сумме, пропорциональной размеру выплачиваемых физическим лицам средств на оплату труда. При этом в платежных поручениях на перечисление удержанного подоходного налога в графе «Назначение платежа» указывается, что налоги перечисляются в суммах, пропорциональных остатку средств на счете. Платежные поручения на перечисление взносов на социальное страхование выписываются организациями — плательщиками полностью. Эти поручения исполняются банками после полного удовлетворения требований по заработной плате и перечисления сумм налогов, удержанных из заработной платы.
5. Во вторую и третью очередь подлежат оплате расчетные документы о выдаче или перечислении средств на оплату труда. Перечень выплат, включаемых в понятие «оплата труда», следует определять на основании Инструкции Госкомстата РФ от 10.07.95 N 89 «О составе фонда заработной платы и выплат социального характера».
6. На практике нередко возникает вопрос, какой документ следует помещать в картотеку N 2, если на счете клиента отсутствуют средства, необходимые для выдачи средств на заработную плату. В письме от 19.11.96 N 17-2-11/978 Департамент методологии и организации расчетов ЦБ РФ пояснил, что в этом случае в картотеку N 2 может быть помещено заявление клиента о выдаче средств с указанием сроков, за которые выплачивается заработная плата.
7. Правило п. 2 ст. 855 ГК применяется для определения очередности платежей по долгам владельца счета. Поэтому оно не должно использоваться в тех случаях, когда со счета организации-работодателя производится оплата долгов ее работника. Перечисление этих платежей может быть возложено на организацию законодательством (алименты по исполнительным листам, подоходный налог, платежи в ПФР) или распоряжением работника (добровольные алименты, платежи за приобретенные в кредит товары и т.п.). Возникает вопрос, в какую очередь следует оплачивать соответствующие им расчетные документы. Если бы указанные вычеты из зарплаты работника не производились, то он получил бы причитающиеся ему суммы в третью очередь и имел бы возможность самостоятельно оплатить свои долги. Поэтому было бы нелогично осуществлять такие платежи в шестую очередь. Следовательно, суммы произведенных работодателем вычетов из заработной платы работника должны перечисляться в ту же очередь, что и средства на оплату труда, т.е. в третью. Исключение составляют только операции по перечислению сумм алиментов на основании исполнительных листов — первая очередь.
8. На практике имеется немало случаев, когда налоговые инспекции предъявляют налогоплательщикам и их банкам требования о перечислении налогов не в четвертую, а в первую очередь. Свои претензии они основывают на норме совместного письма Минфина РФ (N 76), ГНС РФ (N ВГ-6-09/597) и ЦБ РФ (N 318) от 22.08.96. Между тем это письмо противоречит п. 2 ст. 855 ГК и поэтому не подлежит применению (см. Постановления Государственной Думы от 11.10.96 N 682-II ГД и N 683-II ГД // РГ. 22.10.96).
9. Практические работники нередко испытывают достаточно серьезные затруднения при определении очередности списания со счета сумм штрафных санкций, подлежащих внесению в бюджет и во внебюджетные фонды. Указанные санкции можно рассматривать как «платеж» или «отчисление» в бюджет или в соответствующий внебюджетный фонд, о котором идет речь в абз. третьем и четвертом п. 2 ст. 855 ГК. Поэтому эти суммы должны быть перечислены в ту же очередь, в какую подлежит переводу срочный взнос или недоимка (т.е. соответственно в третью или четвертую, а не в шестую очередь).
10. Очередность платежей, установленная ст. 855 ГК, применяется только при осуществлении безналичных расчетов, в т.ч. при обращении взыскания на безналичные денежные средства должника. При обращении взыскания на иное имущество должника применяется очередность, установленная ст. ст. 420 — 423 ГПК. В случае признания юридического лица банкротом платежи с его счета осуществляются в очередности, предусмотренной ст. 64 ГК.
11. При наличии нескольких счетов плательщика в одном и том же банке очередность платежей, установленная ст. 855 ГК, применяется по каждому счету в отдельности.
Другой комментарий к статье 855 ГК РФ
1. Очередность платежей — определенная законодательством последовательность списания средств с банковских счетов по нескольким расчетным документам, срок оплаты которых уже наступил. Статья 855 ГК устанавливает два правила определения очередности платежей со счетов, принадлежащих как клиентуре, так и кредитным организациям.
Первое относится к тем случаям, когда остаток на счете позволяет полностью рассчитаться по всем требованиям, предъявленным к счету. В этой ситуации предъявленные к счету расчетные документы должны оплачиваться в порядке календарной очередности платежей, т.е. в порядке их поступления в банк плательщика (наступления срока платежа). Исключения из этого правила могут быть предусмотрены законом, который пока отсутствует.
2. Второе правило поменяется при недостаточности средств на счете плательщика для удовлетворения всех предъявленных к нему требований. Для этого случая статья устанавливает шесть групп очередности платежей. К первой, второй и пятой очереди отнесены определенные требования, обоснованность которых подтверждена соответствующим исполнительным документом (ст. 339 ГК). Аналогичные требования, не основанные на исполнительном документе, подлежат оплате в шестую очередь.
3. Документы, не оплаченные в срок из-за отсутствия средств на счете, помещаются банком в картотеку к внебалансовому счету N 9929 «Расчетные документы, не оплаченные в срок» (картотека N 2). В случае изменения законодательства об очередности платежей, документы, находящиеся в картотеке N 2 и не оплаченные на дату вступления в силу соответствующего закона, в дальнейшем должны оплачиваться только с учетом новой очередности платежей, а картотека N 2 надлежащим образом пересматриваться.
4. Платежи, отнесенные к определенной группе, должны производиться после полного погашения всех предшествующих групп. В соответствии с письмом ЦБ РФ от 01.03.96 N 245 списание средств со счета по требованиям, относящимся к одной очереди, производится в порядке календарной очередности поступления документов или наступления сроков платежа. Указанный нормативный акт не определяет, в какой последовательности должны оплачиваться расчетные документы, отнесенные к одной очереди, если по закону они должны представляться в банк одновременно (оплата труда, платежи в ПФР, подоходный налог, платежи в ФСС РФ и Государственный фонд занятости населения РФ). Указанная проблема частично решена п. 31 Инструкции ГНС от 29.06.95 N 35 «По применению Закона РФ «О подоходном налоге с физических лиц» и п. 50 Инструкции Госбанка СССР от 26.11.84 N 27 «По кассовому исполнению государственного бюджета СССР». Этими нормативными актами установлено следующее. Если на счете работодателей недостаточно денежных средств, необходимых для оплаты труда в полном объеме и перечисления в бюджет удержанного подоходного налога, то налог перечисляется в бюджет в сумме, пропорциональной размеру выплачиваемых физическим лицам средств на оплату труда. При этом в платежных поручениях на перечисление удержанного подоходного налога в графе «Назначение платежа» указывается, что налоги перечисляются в суммах, пропорциональных остатку средств на счете. Платежные поручения на перечисление взносов на социальное страхование выписываются организациями — плательщиками полностью. Эти поручения исполняются банками после полного удовлетворения требований по заработной плате и перечисления сумм налогов, удержанных из заработной платы.
5. Во вторую и третью очередь подлежат оплате расчетные документы о выдаче или перечислении средств на оплату труда. Перечень выплат, включаемых в понятие «оплата труда», следует определять на основании Инструкции Госкомстата РФ от 10.07.95 N 89 «О составе фонда заработной платы и выплат социального характера».
6. На практике нередко возникает вопрос, какой документ следует помещать в картотеку N 2, если на счете клиента отсутствуют средства, необходимые для выдачи средств на заработную плату. В письме от 19.11.96 N 17-2-11/978 Департамент методологии и организации расчетов ЦБ РФ пояснил, что в этом случае в картотеку N 2 может быть помещено заявление клиента о выдаче средств с указанием сроков, за которые выплачивается заработная плата.
7. Правило п. 2 ст. 855 ГК применяется для определения очередности платежей по долгам владельца счета. Поэтому оно не должно использоваться в тех случаях, когда со счета организации-работодателя производится оплата долгов ее работника. Перечисление этих платежей может быть возложено на организацию законодательством (алименты по исполнительным листам, подоходный налог, платежи в ПФР) или распоряжением работника (добровольные алименты, платежи за приобретенные в кредит товары и т.п.). Возникает вопрос, в какую очередь следует оплачивать соответствующие им расчетные документы. Если бы указанные вычеты из зарплаты работника не производились, то он получил бы причитающиеся ему суммы в третью очередь и имел бы возможность самостоятельно оплатить свои долги. Поэтому было бы нелогично осуществлять такие платежи в шестую очередь. Следовательно, суммы произведенных работодателем вычетов из заработной платы работника должны перечисляться в ту же очередь, что и средства на оплату труда, т.е. в третью. Исключение составляют только операции по перечислению сумм алиментов на основании исполнительных листов — первая очередь.
8. На практике имеется немало случаев, когда налоговые инспекции предъявляют налогоплательщикам и их банкам требования о перечислении налогов не в четвертую, а в первую очередь. Свои претензии они основывают на норме совместного письма Минфина РФ (N 76), ГНС РФ (N ВГ-6-09/597) и ЦБ РФ (N 318) от 22.08.96. Между тем это письмо противоречит п. 2 ст. 855 ГК и поэтому не подлежит применению (см. Постановления Государственной Думы от 11.10.96 N 682-II ГД и N 683-II ГД // РГ. 22.10.96).
9. Практические работники нередко испытывают достаточно серьезные затруднения при определении очередности списания со счета сумм штрафных санкций, подлежащих внесению в бюджет и во внебюджетные фонды. Указанные санкции можно рассматривать как «платеж» или «отчисление» в бюджет или в соответствующий внебюджетный фонд, о котором идет речь в абз. третьем и четвертом п. 2 ст. 855 ГК. Поэтому эти суммы должны быть перечислены в ту же очередь, в какую подлежит переводу срочный взнос или недоимка (т.е. соответственно в третью или четвертую, а не в шестую очередь).
10. Очередность платежей, установленная ст. 855 ГК, применяется только при осуществлении безналичных расчетов, в т.ч. при обращении взыскания на безналичные денежные средства должника. При обращении взыскания на иное имущество должника применяется очередность, установленная ст. ст. 420 — 423 ГПК. В случае признания юридического лица банкротом платежи с его счета осуществляются в очередности, предусмотренной ст. 64 ГК.
11. При наличии нескольких счетов плательщика в одном и том же банке очередность платежей, установленная ст. 855 ГК, применяется по каждому счету в отдельности.
Дополнительная группа
В настоящее время ведутся споры о наличии четвертой очереди платежей. Соответственно, неясность этого момента порождает неоднозначность мнений и по вопросу о количестве самих групп. По мнению большинства экспертов, дополнительная очередь присутствует, однако в несколько усеченной форме. Принимая во внимание редакцию 5 статьи ФЗ № 308, можно заключить, что бюджетные платежи и отчисления во внебюджетные фонды отнесены к 3-й гр. Но в результате «исключения» из четвертой очереди возникает категория платежей, не попадающая в другие группы, в том числе и в третью. Это отчисления во внебюджетные негосударственные фонды. Таким образом, появляется дополнительная группа — на практике являющаяся четвертой. 5-я и 6-я очереди определяются 855 статьей без изменений.
Гражданское законодательство допускает списание денежных средств с банковского счета не только по распоряжению самого клиента, но и по решению суда, а также в других случаях, предусмотренных законом. Если денежных средств достаточно для удовлетворения всех требований, предъявленных к счету, то списание этих средств со счета осуществляется в порядке поступления распоряжений клиента и других документов на списание (календарная очередность). Но если средств на счете не достаточно, то списание денежных средств осуществляется в порядке очередности, указанной в п. 2 ст. 855 ГК РФ.
Всего предусмотрено 5 очередей. Списание средств со счета по требованиям, относящимся к одной очереди, производится в порядке календарной очередности поступления документов. Требования следующей очереди удовлетворяются только после погашения требований предыдущих очередей. Например, Задолженность по налогам и сборам, а также перед государственными внебюджетными фондами погашается в третью очередь.
— в первую очередь по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств со счета для удовлетворения требований о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, а также требований о взыскании алиментов;
— во вторую очередь по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими или работавшими по трудовому договору (контракту), по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности;
— в третью очередь по платежным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), поручениям налоговых органов на списание и перечисление задолженности по уплате налогов и сборов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, а также поручениям органов контроля за уплатой страховых взносов на списание и перечисление сумм страховых взносов в бюджеты государственных внебюджетных фондов;
— в четвертую очередь по исполнительным документам, предусматривающим удовлетворение других денежных требований;
— в пятую очередь по другим платежным документам в порядке календарной очередности.
Статьей 856 ГК РФ устанавливается ответственность банка за ненадлежащее совершение операций по счету. В случаях несвоевременного зачисления на счет поступивших клиенту денежных средств либо их необоснованного списания банком со счета, а также невыполнения указаний клиента о перечислении денежных средств со счета либо об их выдаче со счета банк обязан уплатить на эту сумму проценты в порядке и в размере, предусмотренных статьей 395 ГК РФ.
Определения из нормативных актов
Статья 855 «Очередность списания денежных средств со счета» ГК РФ
1. При наличии на счете денежных средств, сумма которых достаточна для удовлетворения всех требований, предъявленных к счету, списание этих средств со счета осуществляется в порядке поступления распоряжений клиента и других документов на списание (календарная очередность), если иное не предусмотрено законом.
2. При недостаточности денежных средств на счете для удовлетворения всех предъявленных к нему требований списание денежных средств осуществляется в следующей очередности:
— в первую очередь по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств со счета для удовлетворения требований о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, а также требований о взыскании алиментов;
— во вторую очередь по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими или работавшими по трудовому договору (контракту), по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности;
— в третью очередь по платежным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), поручениям налоговых органов на списание и перечисление задолженности по уплате налогов и сборов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, а также поручениям органов контроля за уплатой страховых взносов на списание и перечисление сумм страховых взносов в бюджеты государственных внебюджетных фондов;
— в четвертую очередь по исполнительным документам, предусматривающим удовлетворение других денежных требований;
— в пятую очередь по другим платежным документам в порядке календарной очередности.
Списание средств со счета по требованиям, относящимся к одной очереди, производится в порядке календарной очередности поступления документов.
Очередность списания денежных средств
Когда на счете недостаточно средств для того, чтобы удовлетворить все требования по списанию денежных средств, соблюдается по ним следующая очередность:
- Первая очередь – платежи по исполнительным документам, которые предусматривают возмещение вреда жизни или здоровью;
- Вторая очередь – платежи по исполнительным документам, которые предусматривают выплату выходного пособия или оплату труда трудящимся по контракту или вознаграждения авторам;
- Третья очередь – платежи по заработной плате, а также по исполнению поручений налоговых органов, связанных с уплатой налогов и взносов в бюджет;
- Четвертая очередь – платежи по исполнительным документам, которые предусматривают удовлетворения иных требований;
- Пятая очередь – все другие, не указанные платежи, оплата которых происходит в порядке календарной очереди.
То же относится и к платежам, которые относятся к одной очереди. Списываются они в календарной очередности, то есть по мере их поступления.
Об очередности списания денежных средств в банке
2 ст. 76 НК РФ.
Это означало, что если счет заблокирован, то денег на зарплату получить нельзя. Аналогичная позиция была озвучена и в Письмах Минфина России от 04.02.2011 N 03-02-07/1-38, от 07.07.2011 N 03-02-07/1-229: в случае приостановления операций по счету налогоплательщика банк не вправе осуществлять расходные операции по данному счету, в том числе перечисление денежных средств на выплату заработной платы, за исключением платежей, на которые в силу п. 1 ст. 76 НК РФ не распространяется приостановление операций по счету налогоплательщика в банке.
Но банки придерживались норм действующего законодательства и выдавали зарплату даже при заблокированном счете, не все, конечно, за что были наказаны налоговыми органами в соответствии со ст. 134 НК РФ. Штрафы предусмотрены существенные — 20% суммы, перечисленной в соответствии с поручением налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента, но не более суммы задолженности, а при отсутствии задолженности — в размере 20 000 руб. Банки обращались в суды и выигрывали. Суды придерживались мнения, противоположного налоговикам, но соответствующего действующему законодательству: платежи в бюджет и перечисление денежных средств на выплату заработной платы относятся к одной очереди, и их списание производится в порядке календарной очередности поступления платежных документов, а потому очередность исполнения расчетных документов по выплате заработной платы, предъявленных ранее расчетных документов по перечислению налогов и сборов, предшествует исполнению обязанности по уплате налогов и сборов. Таким образом, в этом случае в силу п. 1 ст. 76 НК РФ на платежи на выплату заработной платы не распространяется ограничение, предусмотренное данной нормой (Постановления ФАС МО от 28.09.2010 N КА-А40/10420-10, ФАС ПО от 03.02.2011 N А55-11156/2010).
Трудно сказать, что повлияло на представителей Минфина, может быть, свою роль сыграл ряд судебных решений в пользу банков, но в Письме от 06.11.2012 N 03-02-07/1-279 финансисты высказали прямо противоположное предыдущим заявлениям мнение: банк исполняет решение налогового органа о приостановлении операций по счету налогоплательщика с учетом очередности поступления расчетных документов, предусматривающих платежи в бюджетную систему РФ, и расчетных документов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору. Если расчетные документы по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, поступили в банк раньше расчетных документов, предусматривающих платежи в бюджетную систему РФ, при поступлении денежных средств на счет налогоплательщика исполняются в первую очередь расчетные документы по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору.
Аналогичное мнение высказано и в Письме Минфина России от 08.02.2013 N 03-02-07/1/3082.
При этом налоговые органы пошли дальше финансистов. Они указали, что банк не вправе не исполнять платежные документы на перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, клиенту, операции по счету которого приостановлены на основании решения налогового органа, если расчетные документы по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, в порядке календарной очередности поступления поступили раньше расчетных документов, предусматривающих платежи в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, или расчетные документы, предусматривающие платежи в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, вообще не предъявлялись (Письмо ФНС России от 27.02.2013 N АС-4-2/3225).
В заключение отметим, что в ближайшем будущем планируется серьезное усиление роли безналичных расчетов. Уже не раз звучали мнения, чтобы выплачивать заработную плату только на банковские карточки и исключить выплату наличными. Как далеко зайдут в этом вопросе наши законодатели, сказать трудно. Но то, что контролирующие органы признали возможность перечисления заработной платы с заблокированного счета в порядке календарной очередности поступления расчетных документов, вселяет работникам надежду не остаться совсем без денежных средств, если, например, бухгалтер не сдаст вовремя налоговую декларацию.
При этом был бы оптимальным вариант, если бы законодатель все-таки принял соответствующие поправки в ст. 855 ГК РФ, как того требует решение КС РФ.
Что собой представляет очередность
Организация направляет платежное поручение в банковское учреждение. Банк обязан исполнить это поручение в течение суток (основание – пункт 2 статьи 60 НК РФ). Однако на счету фирмы может просто не быть суммы, достаточной для всех выплат. В этом случае становится актуальна очередность платежей. Именно на ее основании банк будет выполнять платежные поручения.
К СВЕДЕНИЮ! Для установления последовательности платежей в платежке есть отдельный реквизит. Он размещается в поле №21.
Поле №21 практически не задействуется тогда, когда у организации достаточно денег на все выплаты. Банковское учреждение делает выплаты в порядке поступления платежных поручений. То есть в порядке календарной очереди. Если же денег на счете недостаточно, они списываются в последовательности, определенной законом. То есть принцип очередности становится актуальным лишь при определенных обстоятельствах.
Очередность платежей должна указываться в поручении представителями компании. Информация, приведенная в поле №21, не может изменяться банком. Если очередность будет зафиксирована неправильно, банковское учреждение просто не принимает поручение.
То есть для предупреждения проблем и проволочек бухгалтеру нужно знать об очередности, оговоренной в законе.