Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Родить в 11. Пять историй о раннем материнстве». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Историю москвички Вали, ставшей мамой в 11 лет, наверняка помнят многие. В 2005 году это было нечто из ряда вон: школьница из Капотни оказалась беременна от 19-летнего гастарбайтера из Таджикистана Хабиба Патахонова. Молодой человек снимал комнату у Валиной бабушки и работал в Москве продавцом лавашей. Эта история разделила общественность на два лагеря. Первый был уверен, что выходец из бывшей союзной республики растлил ребенка и должен отбывать наказание в тюрьме. Вторая вступилась за молодых, которые уверяли, что у них настоящая любовь. Выяснилось, что Валентину растила неродная бабушка, которая считала, что Хабиб гораздо моложе. Как он оказался в постели с ее внучкой, Антонина Зенкина не понимала.
Нина Дмитрушкова, в 23 года родила четвертого ребенка
Сейчас Нине Дмитрушковой из Волгограда 34 года. И у неё пятеро детей. Своего первого ребёнка она родила в 17 лет, второго — в 19, третьего — в 21, четвёртого — в 23 года. Пятую девочку Нина родила как суррогатная мама, но заказчик отказался от ребёнка. И теперь она воспитывается в семье Дмитрушковых как родная дочь. Маленькой Еве 4 года.
«В 17 лет ты рожаешь «по большой любви», — рассказывает Нина Дмитрушкова. — Я сама выросла в многодетной семье. Дети у нас всегда были в приоритете. Мы изначально росли и уже с 12 лет мечтали побыстрее выйти замуж, родить ребёнка. Поэтому своих детей я рожала и не задумывалась, у меня не было страха никакого. Хотя я понимала, что у меня за душой ничего нет».
Конечно, было осуждение, признаётся Нина. Бабушки на лавочке шептались, обсуждали. Да что там бабушки, осуждали даже врачи. «В первых родах начала кричать: «Мамочка, больно! Больно!» А он мне: «А где была твоя мамочка, когда ты раздвигала ноги в 16 лет?» Вот эти я слова запомнила».
«Я сразу хотела сделать аборт, но врачи не позволили без разрешения родителей»
В 17 лет я влюбилась в мужчину, ему было 25 лет. И по глупости забеременела. Была задержка. Я сделала тест, а потом поехала в больницу, где мне и подтвердили беременность. Срок был небольшой — 5 недель. Я сразу хотела сделать аборт, но врачи не позволили без присутствия и разрешения родителей. Поэтому мне пришлось позвонить маме. Я попросила её приехать, потому что она тогда жила в другом населённом пункте, и рассказала ей о случившемся. Мама у меня сама из детского дома, поэтому она очень серьёзно относится к детям, тема отказа от детей для неё болезненная. Она стала меня отговаривать от аборта. Мой парень, впоследствии муж, тоже обрадовался, когда узнал, что у нас будет ребёнок. Видимо, думал, что справится с ролью отца. Его семья тоже хотела, чтобы я оставила ребёнка. В итоге они меня отговорили.
Я забеременела в апреле, когда оканчивала 11-й класс, впереди были выпускные экзамены, поэтому были непросто. Почти никто не знал о моём положении, я рассказала об этом лишь нескольким друзьям. Я даже для прикрытия после окончания школы поступила в университет на заочку, чтобы никто не думал, что со мной что-то не так. Но практически сразу с моим молодым человеком мы поженились, опять же с разрешения родителей. Думаю, поэтому многие и стали догадываться, что произошло. Иначе зачем бы нам было так торопиться и жениться до наступления моего 18-летия.
Беременности я не радовалась, а просто приняла это как данность. Я надеялась, что за 9 месяцев настроюсь на то, что стану мамой. Но чуда в моём случае не произошло. У меня была тяжёлая беременность: сильный токсикоз, угроза выкидыша, сохранения. Когда я лежала в больнице, там был врач-гинеколог, мужчина старше 60 лет старой закалке. И он прямо гнобил меня. Этот врач мог сказать мне в укор: «Что, раздвинула ноги? Чем ты думала? Как ты рожать будешь?». А я — подросток. Я смотрела, как в этот момент все мои друзья учились, поступали в университеты, у них была весёлая жизнь, а у меня нет.
Во время беременности муж начал пить, дома не появлялся. Он всегда был свободолюбивый, а тут у меня стали скакать гормоны, я стала часто показывать свои эмоции. Он в такие моменты психовал и уходил из дома, чтобы пить с друзьями. Потом, когда я уже родила Егора, он всё равно продолжал пить. Иногда даже приходил домой с какими-нибудь девчонками и говорил: «Это мои подружки, мы просто тусуемся, не обращай внимания, иди укладывать ребёнка».
Он мог часто пропадать из дома, а когда возвращался, радовался и удивлялся тому, как подрос наш сын. С Егором он особо много времени не проводил, когда был дома. А вот при других он всё время с гордостью говорил: «У меня есть сын». Ему нравилось хвастаться, что он каким-то чудом стал отцом.
Я подала на развод через несколько месяцев после родов. Потом было очень сложно. Я постоянно думала о суициде, было много страшных мыслей. Сын у меня родился недоношенным, у него были проблемы со здоровьем, поэтому он поначалу всё время был со мной, я ни на минуту не могла его оставить. Мы стали жить с ним вдвоём в съёмной квартире. Родителям я долго не рассказывала, что с мужем у нас всё плохо. Боялась, что я постоянно косячу, а им приходится решать мои проблемы.
«Ко мне зашла психолог и спросила: „А ты ребёнка тут оставишь?“»
До пятого месяца я не рассказывала ничего родственникам и знакомым, потому что знаю, какие люди бывают злые. Но всё же когда родственники по отцовской линии узнали, то стали писать мне гадости. Родная бабушка отправляла меня на аборт, хотя я была уже на седьмом месяце. Знакомые тоже категорично отнеслись, одноклассники писали СМС, в которых желали мне всего плохого. Потом я решилась и написала большой пост о своём положении, но большинство не поверило, что это желанная беременность. Мало кто за меня радовался. Хотя мне кажется, что странно удивляться и так реагировать. Наоборот, надо рожать, пока молодые, пока здоровье есть.
На пятом месяце в женской консультации мне поставили замершую беременность и дали направление на аборт. Я ревела два дня и не понимала, что происходит. Я ведь чувствовала, что ребёнок шевелится. Тогда я пошла в платную клинику, сделала УЗИ и поняла, что у меня всё замечательно. Потом уже мама судилась с той женщиной из консультации. Та врач это объяснила тем, что не хотела мне портить жизнь, поэтому и выписала направление на аборт. Но её всё равно уволили.
Когда я рожала, ко мне тоже не очень хорошо отнеслись. Со мной была бригада взрослых женщин, под 50 лет. Акушерка даже не давала мне водички. В родовом зале был шар, стульчики, чтобы найти удобную позу и избежать очень больных схваток. Но мне не разрешали вставать.
Первый день в роддоме с сыном Кирюшей был просто чудесным. Но ко мне зашла психолог и спросила: «А ты ребёнка тут оставишь?» У меня такая паника началась. Видимо, девушки моего возраста так делают. Я сказала, что я так делать не собираюсь.
Мой ребёнок поначалу как-то перепутал день и ночь. Днём он много спал, а ночью у него начиналась дикая тусовка. Я целыми ночами его качала и вообще не могла спать. Из-за этого я даже досрочно выписалась из роддома. Но выписка у меня была красивая. Наш папа купил шарики, торт, была фотосессия, приехали родственники. Дома Кирюша тоже не давал покоя ночью. Но на самом деле, кроме недосыпа, с сыном не было никаких трудностей. Он не плакал, хорошо ел, быстро научился самостоятельно головку держать. Мой первый ребёнок — идеальный ребёнок.
Конечно, я хочу ещё детей. Но пока мы отложили эту идею на несколько лет. Отношения с мужем после рождения сына изменились, но в лучшую сторону. Он стал проявлять ко мне больше внимания. Он работал, но если видел, что я устаю и хочу поспать, то сам укладывал Кирюшу спать. Если видел, что мне трудно приготовить поесть, то старался сделать это вместо меня. И такая забота сохраняется и по сей день.
Для прогнозирования развития и выбора оптимальной тактики сопровождения подростковую беременность целесообразно систематизировать, учитывая ряд медицинских, физиологических и социальных факторов. Подобная классификация позволяет заранее выявить риски гестационного периода, предупредить возможные осложнения и определить оптимальный вариант родоразрешения. Основными критериями систематизации беременности подросткового периода являются:
- Менструальный возраст (МВ). С учетом времени наступления менархе выделяют группы беременных подростков с менструальным возрастом до 1 года, 2 лет, 3 лет и более. Чем ниже МВ, тем больше вероятность патологического течения беременности, родов и послеродового периода.
- Возраст беременной. Девочек до 9 лет с ускоренным половым развитием называют «сверхюными первородящими», в возрасте 9-15 лет при неполном половом созревании — «юными первородящими», в 15-18 лет — подростками, готовыми к реализации детородной функции.
- Состояние здоровья. В зависимости от наличия сопутствующей патологии выделяют категории полностью здоровых беременных подростков, юных беременных, страдающих экстрагенитальными заболеваниями, и девочек-подростков с осложнениями гестационного периода.
- Обстоятельства наступления беременности. Различают первородящих девушек с желаемой беременностью из благополучных и полных семей, юных беременных с нежелательной беременностью из неблагополучных и неполных семей, подростков, забеременевших вследствие изнасилования.
Причины подростковой беременности
Физиологические возможности для оплодотворения яйцеклетки возникают у девочки после наступления первой менструации (менархе). Однако реальные причины ранней беременности связаны не с биологическим, а с социальным аспектом. Провоцирующие факторы в разных странах отличаются, во многом определяются уровнем экономического развития, организации образования и медицинской помощи, местными нормами и традициями. По мнению специалистов в сфере акушерства и гинекологии, наступлению беременности в подростковом возрасте способствуют:
- Недостаточное сексуальное воспитание и просвещение. Подростки не всегда в полной мере осведомлены о последствиях незащищенного секса, необходимости и правилах контрацепции. Это вызвано отсутствием целевых программ сексуального воспитания школьников, ханжеским отношением взрослых, примерами асоциального образа жизни, который ведут родители.
- Сексуальная раскрепощенность. 9 из 10 девушек получают первый сексуальный опыт в возрасте до 20 лет. Этому способствует доступность слабоалкогольных напитков, наркотических веществ, порнографических материалов. По результатам исследований, у подростков, которые смотрят телепередачи и фильмы с сексуальными сценами, риск ранней беременности возрастает вдвое.
- Предубеждение к контрацепции. В обществе все еще сохраняется стойкий стереотип о том, что использование мужских барьерных контрацептивов снижает остроту удовольствия и влияет на романтизм отношений. Как следствие, некоторые девочки и девушки в страхе потерять партнеров стесняются обратиться к ним с просьбой о предохранении при помощи презервативов.
- Сексуальное насилие. Около 10% беременных подростков, не достигших 15 лет, сообщают о принудительном характере первых сексуальных отношений. Зачастую принуждение к сексу вызвано пребыванием девочки в неблагоприятном социальном окружении, гораздо реже оно является элементом шантажа со стороны партнера, который угрожает прекратить романтические отношения.
- Плохое социально-экономическое положение. Эта причина — одна из наиболее значимых для государств с низким уровнем дохода населения. Для части подростков финансовое пособие при рождении ребенка и социальная помощь, выделяемые до достижения им определенного возраста, становятся значимым аргументом в пользу раннего материнства, а иногда и единственным источником дохода.
Часть из указанных причин актуальна для бедных стран с высоким уровнем безработицы, недоступностью образовательных и медицинских услуг, низкими доходами. Однако увеличение частоты ранней беременности в развитых государствах свидетельствует о недостатках реализуемой государственной политики и отсутствии целевых усилий, направленных на решение данной проблемы.
Особенностью подростковой беременности является ее поздняя диагностика, связанная с тем, что до 35-55% девочек не подозревают, что вынашивают ребенка, или скрывают это. Зачастую подростки обращаются к акушеру-гинекологу только на поздних сроках, а 8-11% несовершеннолетних беременных вообще не становятся на учет. «Золотой» стандарт диагностики состояния основан на выявлении таких же предположительных, вероятных и достоверных признаков, как и во взрослой репродуктивной группе. Чтобы окончательно подтвердить беременность у девочки с задержкой менструации, проводят:
- Осмотр на кресле. При бимануальной пальпации определяется увеличение матки до вероятного гестационного срока, размягчение ее перешейка, повышенная подвижность шейки. Осмотр в зеркалах позволяет выявить возможные признаки генитальной инфекции (воспаление слизистой оболочки влагалища, выделения из цервикального канала).
- Тест на беременность. Лабораторная диагностика основана на определении в моче хорионического гонадотропина — специфического гормона, который начинает секретироваться со времени имплантации оплодотворенной яйцеклетки в матке. Современные струйные тесты отличаются высокой чувствительностью, а их достоверность достигает 99%.
- УЗИ матки. Сонографическое исследование является наиболее популярным и доступным методом, достоверно подтверждающим факт беременности у подростка. При помощи УЗИ в полости матке выявляются плод, плацента, оболочки. Регулярный скрининг позволяет динамично наблюдать за гестацией, а фетометрия — оценивать развитие плода.
Для исключения возможной инфекционно-воспалительной патологии половых органов выполняют микроскопию мазка из влагалища, бактериологический посев на питательные среды, TORCH-комплекс, РИФ, ИФА, ПЦР-диагностику. В последующем для раннего обнаружения признаков фетоплацентарной недостаточности рекомендована КТГ. Дифференциальная диагностика проводится с новообразованиями брюшной полости и малого таза, пороками развития матки, гипоталамо-гипофизарными расстройствами, первичной овариальной недостаточностью, обменно-эндокринными нарушениями при сахарном диабете, гипофункции и гиперфункции щитовидной железы, другими заболеваниями, сопровождающимися аменореей. По показаниям пациентку консультируют подростковый педиатр эндокринолог, инфекционист, дерматолог, невропатолог, нейрохирург, психолог, психиатр.
Прогноз и профилактика
Прогноз при правильном ведении подростковой беременности и выборе оптимального метода родоразрешения благоприятный. Средняя продолжительность гестации в подростковой группе короче, чем у взрослых, и составляет в среднем 37,9 недели. Обеспечение адекватного медицинского сопровождения позволяет существенно снизить риски возможных осложнений. Профилактические мероприятия должны быть направлены на предупреждение раннего начала половой жизни, использование контрацептивов, целенаправленную просветительскую работу со школьниками и особенно девочками из групп риска (проживающими в асоциальных семьях, употребляющими алкоголь и наркотики).
Вы можете поделиться своей историей болезни, что Вам помогло при лечении подростковой беременности.
ВОЗ во взаимодействии с партнерами повышает осведомленность о проблемах подростков, осуществляет сбор данных и эпидемиологической информации для принятия практических мер, разрабатывает и апробирует инструменты поддержки программ, укрепляет потенциал стран и оказывает поддержку небольшому, но растущему числу стран, которые начали признавать необходимость решения проблем в области охраны сексуального и репродуктивного здоровья подростков. Благодаря этим коллективным усилиям здоровье подростков заняло одно из центральных мест в глобальной повестке дня в области здоровья и развития. С учетом изменившихся обстоятельств ВОЗ продолжает информационно-просветительскую работу, сбор данных, разработку инструментов и деятельность по укреплению потенциала, одновременно сотрудничая с партнерами внутри и за пределами системы Организации Объединенных Наций для содействия странам в эффективном решении проблемы подростковой беременности в рамках их национальных программ.
Подростковая беременность – глобальное явление, которое имеет четко установленные причины и приводит к серьезным медицинским, социальным и экономическим последствиям для человека, семьи и общества. Уже достигнут консенсус в отношении научно обоснованных мер, которые необходимо принимать для предупреждения этого явления. На глобальном, региональном и национальном уровне растет приверженность предупреждению детских браков, беременности и родов среди подростков. В нескольких странах такие усилия предпринимаются под руководством неправительственных организаций. Правительства все большего числа стран берут на себя инициативу по созданию крупномасштабных программ по этим вопросам. Они служат стимулом и примером для других стран к тому, чтобы как можно скорее решать насущные, но выполнимые задачи в данной области.
Как влияет ранняя беременность на организм подростка?
- Организм юной мамы не готов к вынашиванию ребенка
Подростковый организм активно растет, поэтому требует достаточного количества кальция. Мама-подросток вынуждена, в силу своего положения, делится таким необходимым для нее микроэлементом с ребенком. Соответственно, беременная имеет недостаток кальция не только в своем организме, но и у плода, что, в свою очередь, приводит к нарушениям в формировании костей малыша.
- Отрицательное воздействие на внутренние органы
Матка увеличивается, растет и начинает давить на внутренние органы матери. Больше всего страдает сердце беременной, а если до этого у нее были проблемы с этим органом, то беременность не лучшим образом отразится на ее здоровье.
- Осложнения при ранней беременности, детская смертность
Выше были описаны основные опасности подростковой беременности, такие как выкидыш, анемия, плацентарная недостаточность, летальный исход.
- Бесплодие
По статистике большая часть молодых мам решают прервать свою беременность. Если родить ребенка решается одна несовершеннолетняя, то пять — искусственно прерывают беременность. Девушка должна быть информирована обо всех негативных последствиях в будущем, которые следуют за абортом: непроходимость, инфицирование воспаление маточных труб; маточные спайки; возрастание угрозы выкидыша в 3-4 раза; эндометриоз, бесплодие.
Как определить раннюю беременность
Основная причина ранней беременности — недостаточная осведомленность подростков в областях контрацепции и интимной жизни. Многие из них даже не владеют информацией о том, как определить наступление беременности. Еще до начала половой жизни полезно запомнить признаки, свидетельствующие о том, что зачатие совершилось:
- задержка месячных;
- появление или увеличение количества выделений без цвета и запаха из половых путей;
- головокружения и тошнота, особенно по утрам;
- учащение позывов к мочеиспусканию;
- значение базальной температуры от 37ºС.
Как родителям сменить гнев на милость?
Разгневанным и расстроенным родителям, для которых беременность дочери – удар, я бы сказал, что человек разумный, как биологический вид, относится к роду homo и отряду узконосых приматов. И это значит, что особи женского пола уже в 12-13 лет могут родить ребенка. Поэтому абсолютно ничего «невозможного» с их дочерью не произошло.
Да, с юридической и социальной точек зрения современного общества – это событие нерядовое. Да, с духовной точки зрения – это поражение. Но если Господь попустил девочке-подростку забеременеть, если Он даровал ей ребенка, то, следовательно, Он видит в этом некий смысл, пусть даже он от нас пока скрыт. Поэтому, раз так случилось, нужно, пока юная мама не вырастет и не встанет на ноги, жить по модели многопоколенческой семьи, как жили наши семьи еще 150 лет назад, помогая друг другу. А чтобы облегчить всякие юридические сложности, родителям девочки, возможно, следует усыновить новорожденного.
В моей пастырской практике есть история, когда женщина первого ребенка родила в 12, а второго – в 13 лет. Всего за свою жизнь она родила восьмерых, но этих первых двух усыновили ее родители. В те годы она, конечно, была социально и психологически не готова воспитывать ребенка. И родители сделали все, что от них зависело, приняли малышей, воспитали их как собственных детей. Наверное, это наилучший вариант выхода из сложного положения для всех слишком молоденьких мам.
Усыновление будет лучше оформления опеки, что тоже возможно, потому что не станут досаждать бесконечными проверками. В любом случае семья должна сделать все, чтобы ребенок остался с ними, а не отправился в детский дом.
Говоря об усыновлении, я имею в виду именно юридическую сторону вопроса, а не то, чтобы ребенок считал бабушку своей матерью. Но многое будет зависеть от того, как поведет себя юная мама. Если родившая девочка «забьет» на ребенка, то, возможно, будет лучше считать мамой – бабушку. А если юная родительница сама хочет быть мамой и заботиться о ребенке, то, юридически оформив усыновление, родители вполне могут предоставить ей такую возможность, помогая и поддерживая.
Фазы подросткового кризиса
Психолог Лев Семенович Выготский выделил в подростковом кризисе три базовых фазы:
- Негативная, или предкризисная. Самый ранний этап, который может проявлять первые признаки уже в 9-10 лет. Характеризуется началом перехода к новому типу взаимодействия с окружающими. Ребенок начинает отказываться от старой системы ценностей, ломает стереотипы, меняет отношение к себе и окружающим. Детские отношения с родителями больше его не устраивают, но ко взрослой системе взаимодействия он еще не готов. У ребенка появляются новые интересы, другие взгляды, начинает меняться окружение.
- Непосредственно кризисная стадия. Зачастую этот этап достигает пика в 13-15 лет. Проявляться может по-разному: от максимального протеста, конфликтности и раздражительности во всех жизненных сферах, до поэтапного перехода к новым ролям, отношениям и самовосприятию. Развиваются новые способы мышления, появляются другие возможности, интересы. Подросток отстаивает свое мнение и возможность самостоятельно принимать решения, отделяется от родительского влияния, контроля.
- Позитивная, или посткризисная. Считается завершающим этапом пубертатного кризиса. В этом периоде подросток уже формирует ценности и приоритеты, определяет вектор дальнейшего развития, интересов. Половое созревание практически окончено, место в социуме среди сверстников – определено. Подросток укрепляет ядро интересов и в дальнейшем продолжает его развивать.
Проявления кризиса в подростковом возрасте
Степень выраженности кризиса может быть разной. На первичном этапе психологи выделяют две главные черты, которые присутствуют практически у каждого ребенка:
- Снижение успеваемости в школе, работоспособности. Физиологические и психические перемены, смена типа мышления напрямую влияют на обучение ребенка. Он плохо справляется с творческими заданиями, теряет концентрацию, заинтересованность в обучении. Даже незначительная критика может отбить желание углубляться в определенную сферу или тему.
- Негативные реакции. Даже самые покладистые дети стремятся сепарироваться от родителей, в связи с чем часто проявляют вспыльчивые реакции даже в привычных ситуациях. Естественными проявлениями негативизма являются пессимистичные настроения, повышенная раздражительность, неудовлетворенность собой, капризы, нервозность.
По мере перехода от одной фазы кризиса к другой, нарастает и проявление реакций, которые можно разделить на три крупных группы:
- Реакции эмансипации. Ребенок хочет самостоятельности, и эта реакция выражается в избегании контроля родителей, отрицании привычных ценностей, уходе к общению с ровесниками. Подросток демонстрирует независимость и самостоятельность, требует признавать его равность и считаться с его мнением.
- Реакции самоутверждения. Преимущественно выражается в общении со сверстниками и проявлении интереса к противоположному полу. В этот период друзья становятся главным авторитетом, появляется интерес к романтическим отношениям.
- Реакции поиска новых интересов. В переходном возрасте интересы подростка распыляются на множество направлений: поиск себя, стремление к неизвестному и новизне, погружение в информативно-коммуникативные сферы. Подросток глубоко увлекается каким-либо интеллектуально-эстетическим направлением (музыкой, кино, философией и др.), ищет телесно-мануальные практики (занимается своим телом, повышает выносливость, силу), развивает лидерские качества (пытается занять достойную позицию среди сверстников), погружается в информационное поле (проводит много времени в Интернете, социальных сетях).
Фармакологические свойства
Фармакокинетика
Магния сульфат как слабительное средство действует на всем протяжении кишечника, но главным образом в тонкой кишке. Эффект наступает через 4-6 часов после приема препарата. У детей младшего возраста возможно всасывание небольшого количества слабительных солей. При этом их почки медленно выводят соли, поэтому существует опасность их кумуляции.
Фармакодинамика
Магния сульфат повышает осмотическое давление в просвете кишечника, что задерживает всасывание воды (принятой с лекарством и содержащейся в кишечном секрете), увеличивает объем кишечного содержимого, который вызывает растяжение кишки и рефлекторно стимулирует перистальтику. К тому же при повышении осмотического давления в просвете тонкой кишки увеличивается секреция ее слизистой оболочкой холецистокинина, который не только усиливает перистальтику кишечника, но и увеличивает кровоток в желудочнокишечном тракте, повышает секрецию пищеварительного сока, расслабляет сфинктер Одди, усиливает сокращения желчного пузыря и повышает ток желчи в кишечник.
Форма выпуска и упаковка
По 25 г препарата помещают в банки из стекломассы с винтовой горловиной, по 70 г препарата помещают во флаконы из стекломассы с винтовой горловиной, крышка полиэтиленовая навинчиваемая с уплотняющим элементом или банки из медицинского стекла, крышка полиэтиленовая натягиваемая с уплотняющим элементом.
Флаконы или банки вместе в соответствующим количеством с инструкций по медицинскому применению на государственном и русском языках укладывают в стопы из бумаги оберточной или в коробку из картона коробочного или пленку полиэтиленовую термоусадочную или ящики из гофрированного картона.