Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Уголовная и административная ответственность за незаконный оборот оружия». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Выше говорилось исключительно об оружии огнестрельном. Что же касается хранения (а также ношения) холодного оружия, то и здесь закон предусматривает определенные правила и условия, а равно и ответственность за нарушение таких правил.
Комментарий к ст. 20.8 КоАП
1. Объектом административного правонарушения выступают общественные отношения в сфере оборота оружия.
2. Объективная сторона части первой комментируемой статьи выражается в нарушении правил производства, продажи, хранения или учета оружия и патронов к нему. Оборот оружия регламентируется Федеральным законом от 13 ноября 1996 г. N 150-ФЗ «Об оружии» и Постановлением Правительства РФ от 21 июля 1998 г. N 814 «О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации». Субъектом правонарушения, предусмотренного частью 1, выступают должностные лица и юридические лица, принимающие участие в обороте оружия.
3. Объективная сторона части второй состоит в нарушении правил хранения, ношения или уничтожения оружия и патронов к нему гражданами. В данном случае субъектом правонарушения выступают граждане, владеющие оружием и патронами.
4. Объективная сторона части третьей заключается в нарушении правил коллекционирования или экспонирования оружия и патронов к нему. Коллекционирование и экспонирование оружия и патронов к нему требует получения лицензии, выдаваемой органами внутренних дел.
5. Субъектом правонарушения являются граждане, должностные лица, юридические лица.
6. С субъективной стороны правонарушение является умышленным.
7. Протоколы об административных правонарушениях уполномочены составлять должностные лица органов внутренних дел.
8. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных настоящей статьей, рассматриваются должностными лицами органов внутренних дел либо судьями в том случае если должностное лицо органа внутренних дел передает его на рассмотрение судьи.
Наказание за незаконное ношение, хранение, изготовление оружия
Федеральный закон «Об оружии» от 13.12.1996 №150-ФЗ дает четкие определения и понятия незаконному приобретению, ношению, хранению и изготовлению оружия. Наказания за нарушения законодательства предусмотрены статьями 222-226 УК РФ.
Оружие – это устройство, назначение которого состоит в поражении цели или подачи сигнала. Уголовное наказание применяется к лицам, занимающимся незаконно оборотом к видам оружия:
- огнестрельное – служебное, боевое, гражданское (также и самостоятельно изготовленное);
- предназначенное для самообороны – газовое, гладкоствольное, травматика;
- боеприпасы – гранаты, мины, патроны, снаряды разрывного действия;
- провоцирующие взрыв – порох, тротил, запал, детонатор;
- холодное оружие – нож, кастет, сабля, арбалет, кинжал, штык.
Прокурор разъясняет — Прокуратура Московской области
Ответственность за преступления, связанные с незаконным оборотом огнестрельного оружия и боеприпасов
Оружие всегда было опасным инструментом поражения. С его использованием совершается значительное количество преступлений.
В большинстве совершенных тяжких и особо тяжких преступлений фигурируют квалифицирующие признаки ст.
222 Уголовного кодекса Российской Федерации – незаконные приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка или ношение оружия, его основных частей, боеприпасов.
Таким образом, именно незаконный оборот оружия является одним из факторов, порождающих совершение тяжких и особо тяжких преступлений,
в частности, убийств, разбоев и бандитизма.
Правоотношения, возникающие при обороте гражданского, служебного, а также боевого ручного стрелкового и холодного оружия на территории Российской Федерации, регламентируются Федеральным законом РФ от 13.12.1996 № 150-ФЗ «Об оружии». Последствием нарушения установленных правил обращения с оружием является привлечение виновных лиц к административной либо уголовной ответственности.
Административная ответственность предусмотрена за нарушение правил производства, приобретения, продажи, передачи, хранения, перевозки, ношения, коллекционирования, экспонирования, уничтожения или учета оружия и патронов к нему, а также нарушение правил производства, продажи, хранения, уничтожения или учета взрывчатых веществ и взрывных устройств, пиротехнических изделий, порядка выдачи свидетельства о прохождении подготовки и проверки знания правил безопасного обращения с оружием и наличия навыков безопасного обращения с оружием или медицинских заключений об отсутствии противопоказаний к владению оружием (статья 20.8 КоАП РФ).
- К примеру, нарушение правил хранения, ношения или уничтожения оружия и патронов к нему гражданами влечет административный штраф в размере до 2 тысяч рублей либо лишение права на приобретение и хранение или хранение и ношение оружия на срок до одного года.
- За ношение огнестрельного оружия лицом, находящимся в состоянии опьянения, на гражданина не только наложат штраф до 5 тысяч рублей, но и могут конфисковать оружие и патроны к нему или лишить права на приобретение, хранение и ношение оружия на срок до 2 лет.
- Если гражданин, осуществляющий ношение огнестрельного оружия, откажется выполнять, законные требования сотрудника полиции о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения, его также лишат права на приобретение, хранение и ношение оружия на срок от 1 года до 2 лет с возможной конфискацией оружия и патронов к нему.
- Кроме того, за нарушение правил коллекционирования или экспонирования оружия и патронов к нему законодательством предусмотрена ответственность в виде административного штрафа на граждан в размере до 5 тысяч рублей.
- Если гражданин незаконно приобрел, продал, передал, хранил, перевез или носил гражданское огнестрельное гладкоствольное оружие и огнестрельное оружие ограниченного поражения ему грозит штраф до 5 тысяч рублей с конфискацией оружия и патронов к нему либо административный арестна срок до 15 суток с конфискацией оружия и патронов к нему.
Уголовная ответственность предусмотрена за незаконное приобретение, передачу, сбыт, хранение, перевозку или ношение оружия (ст. 222 УК РФ). Данное преступление посягает на общественную безопасность в сфере законного оборота и обращения оружия.
Предметом данного преступления являются огнестрельное оружие, его основные части, боеприпасы (за исключением гражданского огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия, его основных частей и патронов к нему, огнестрельного оружия ограниченного поражения, его основных частей и патронов к нему), а ч. 4 ст.
222 УК РФ – гражданское огнестрельное гладкоствольное длинноствольное оружие, огнестрельное оружие ограниченного поражения, газовое, холодное оружие, в том числе метательное.
Можно ли отказать сотруднику полиции в проверке условий хранения оружия
При отсутствии у сотрудника полиции (участкового уполномоченного) письменного мотивированного запроса из подразделения лицензионно-разрешительной работы, либо поступивших заявлений о совершении владельцем оружия преступления или административного правонарушения, отказ в проверке условий хранения оружия будет правомерным.
Из сотрудников полиции только в компетенции участкового есть полномочия по проверке условий хранения оружия, не связанной с совершением владельцем оружия противоправных действий.
Если владельца оружия пытаются проверить по другим основаниям, например, «распоряжение начальника», «секретный приказ» или другие «основания», то не стесняйтесь напомнить таким проверяющим, что в соответствии с частью 2 статьи 15 ФЗ «О полиции» сотрудники полиции не вправе проникать в жилые помещения помимо воли проживающих в них граждан.
Дополнительно к составленному заявлению о желании получить лицензию об оружии требуется предоставить в лицензионно-разрешительный отдел следующие бумаги:
- Справку, которая подтверждает факт того, что заявитель прошел полный обучающий курс по правильному хранению оружия и успешно сдал рекомендуемый экзамен.
- У заявителя была предварительно проведена проверка знаний о том, как обращаться с охотничьим ружьем или иным гладкоствольным оружием, а потом ему было выдано заключение об этом. Курс обучения составляет около 4 месяцев, проходить его нужно в специальных образовательных учреждениях.
- Медицинские справки от нарколога и психиатра, которые подтверждают, что у человека нет психических отклонений или зависимостей, которые могли бы препятствовать получению оружия. Также нужно будет пройти окулиста, терапевта.
- Две стандартные фотографии размера 3 на 4 см. Большую часть фотографии должно занимать лицо, которое с легкостью можно идентифицировать. Помимо этого, нужно приобрести сейф для хранения оружия и сфотографироваться на его фоне, чтобы подтвердить факт наличия места для его хранения.
- В случае покупки охотничьего ружья нужно иметь особый охотничий билет, который в настоящее время дает множество привилегий для новых охотников.
- Квитанцию об оплате государственной пошлины в размере 500 рублей.
Ответственность за незаконные действия в отношении оружия
Законодательством Республики Беларусь за совершение незаконных действий в отношении оружия предусмотрена как административная, так и уголовная ответственность.
Административная ответственность наступает за совершение незаконных действий в отношении газового, пневматического или метательного оружия (ст.23.46 КоАП), холодного оружия (ст.23.47 КоАП) в виде штрафа в размере до 10 базовых величин с конфискацией предмета административного правонарушения или без конфискации, а за совершение незаконных действий в отношении охотничьего огнестрельного оружия (ст. 23.71 КоАП) в виде штрафа в размере от десяти до тридцати базовых величин с конфискацией предмета административного правонарушения или без конфискации либо лишение специального права с конфискацией предмета административного правонарушения или без конфискации.
Также административной ответственности по ст.23.50 КоАП подлежит лицо, у которого аннулировано разрешение на хранение оружия и боеприпасов, и которое уклоняется от их реализации – в виде штрафа в размере от двух до четырех базовых величин.
Владельцам оружия стоит помнить о том, что нарушение установленных сроков регистрации огнестрельного, газового, пневматического или метательного оружия, сроков продления действий разрешений на его хранение и ношение либо правил постановки его на учет при изменении места жительства или места пребывания влечет наложение штрафа в размере от четырех до пятнадцати базовых величин (ст.23.49 КоАП).
За нарушение правил обращения с огнестрельным оружием, взрывоопасными, легковоспламеняющимися, едкими веществами или пиротехническими изделиями (ст. 23.48) ответственность наступает в виде предупреждения или наложения штрафа в размере до десяти базовых величин, за такое же деяние совершенное повторно в течении одного года с момента наложения первого взыскания влечет ответственность в виде штрафа в размере от десяти до двадцати базовых величин с конфискацией предмета административного правонарушения или без конфискации либо лишение специального права с конфискацией предмета административного правонарушения или без конфискации
Лицо, добровольно сдавшее предметы, указанные в статьях 23.46, 23.47 и 23.71 настоящего Кодекса, освобождается от административной ответственности за деяния, предусмотренные этими статьями.
Уголовная ответственность за незаконные действия в отношении огнестрельного оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ предусмотрена ст.295 УК Республики Беларусь. Так, незаконные изготовление, приобретение, передача во владение, сбыт, хранение, перевозка, пересылка или ношение огнестрельного оружия (кроме охотничьего огнестрельного гладкоствольного оружия), боеприпасов (кроме боеприпасов к охотничьему огнестрельному гладкоствольному оружию), взрывчатых веществ, взрывных устройств, либо незаконные изготовление, приобретение, передача во владение, сбыт, перевозка, пересылка или ношение составных частей или компонентов огнестрельного оружия (кроме составных частей и компонентов охотничьего огнестрельного гладкоствольного оружия), либо незаконные изготовление или сбыт основных частей взрывных устройств наказываются исправительными работами на срок до двух лет, или арестом, или ограничением свободы на срок до пяти лет, или лишением свободы на срок до семи лет со штрафом или без штрафа.
Согласно ч.1 ст.295-1 УК Республики Беларусь приобретение, передача во владение, хранение, перевозка, пересылка или ношение охотничьего огнестрельного гладкоствольного оружия или боеприпасов к нему либо незаконные приобретение, передача во владение, перевозка, пересылка или ношение составных частей или компонентов охотничьего огнестрельного гладкоствольного оружия, совершенные в течение года после наложения административного взыскания за такие же действия, наказываются штрафом, или исправительными работами на срок до двух лет, или арестом.
Совершение незаконных действий в отношении холодного оружия влечет за собой уголовную ответственность по ст.296 УК Республики Беларусь, при этом максимальное наказание за совершение данного преступления составляет в виде лишения свободы на срок до 2 лет.
А совершение незаконных действий в отношении газового, пневматического или метательного оружия влечет за собой уголовную ответственность по ст.297 УК Республики Беларусь с максимальным наказанием в виде лишения свободы на срок до 3 лет.
Лицо, добровольно сдавшее предметы, указанные в статьях 295–297 настоящего Кодекса, освобождается от уголовной ответственности за действия, предусмотренные названными статьями, кроме случаев сбыта.
Лица, которые владеют огнестрельным оружием, обязаны обеспечивать надлежащее хранение данного оружия в целях недопущения его хищения, а также предупреждения совершения несчастных случаев.
В соответствии со ст.300 УК Республики Беларусь ненадлежащее хранение огнестрельного оружия законным владельцем, создавшее условия для использования этого оружия другим лицом, повлекшее по неосторожности смерть человека либо причинение тяжкого телесного повреждения, наказывается общественными работами, или штрафом, или арестом, или ограничением свободы на срок до двух лет.
Прокурор разъясняет — Прокуратура Московской области
В понятие незаконного обращения с огнестрельным оружием (а также боеприпасами, взрывчатыми веществами или взрывными устройствами) входят противоправно совершенные:
1) хранение огнестрельного оружия
Владение любое количество времени оружием, которое находится не при человеке, а в выбранном им месте (дома, на работе или в любом другом известном лицу месте).
2) ношение огнестрельного оружия
Перемещение оружия лицом непосредственно при себе: в руках, одежде, сумке, футляре, кобуре, транспортном средстве и т.п.
3) приобретение огнестрельного оружия
Получение оружия путем покупки, обмена, нахождения, получения в подарок и т.п. (за получение оружия путем похищения или других незаконных действий ответственность предусмотрена отдельно статьей 262 УК).
4) передача или сбыт огнестрельного оружия
Умышленная передача оружия другому лицу путем продажи, дарения, обмена и т.п.
5) изготовление огнестрельного оружия
Действия, в результате которых создается оружие, то есть изготовленный предмет может быть использован как оружие; изготовление взрывчатых веществ, взрывных устройств или боевых припасов с использованием любых компонентов, которые сами по себе могут быть и общедоступными, но в результате действий лица приобретают способность к взрыву.
6) переделка (переработка) огнестрельного оружия
Действия по переделке предмета, в результате которой он приобретает свойства оружия, в частности, переделка стартового, газового или «травматического» пистолета в оружие, пригодное к стрельбе, или переделка охотничьего ружья в «обрез».
7) ремонт огнестрельного оружия
Восстановление характерных свойств оружия путем замены или реставрации непригодных частей или механизмов, устранения поломок или повреждений, налаживания нормального функционирования, в результате которого эти предметы становятся пригодными к использованию в качестве оружия.
8) фальсификация огнестрельного оружия, удаление или изменение его маркировки
Изменение знаков маркировки оружия или их полное или частичное уничтожение с целью предотвращения считывания настоящей маркировки.
Государственные органы, конечно, заинтересованы в том, чтобы минимизировать незаконный оборот оружия. С целью стимулирования граждан избавляться от незаконных предметов, в законодательстве предусмотрен механизм добровольной сдачи оружия органам власти. При этом, согласно ч.3 ст.263 УК лицо, которое приобрело или хранит оружие (или совершило определенное иное незаконное обращение с оружием) освобождается от уголовной ответственности, если оно добровольно сдало органам власти такое оружие (боевые припасы, взрывчатые вещества или взрывные устройства).
Добровольная сдача означает, что человек имеет возможность и в дальнейшем незаконно хранить оружие, однако по собственному желанию (независимо от причин и мотивов) передает его соответствующему государственному органу. Таким образом, сдача оружия в милицию в связи с тем, что правоохранителями был выявлен факт его хранения (например, при задержании лица), не является добровольным, а значит – не освобождает от ответственности.
Оружие всегда было опасным инструментом поражения. С его использованием совершается значительное количество преступлений. В большинстве совершенных тяжких и особо тяжких преступлений фигурируют квалифицирующие признаки ст. 222 Уголовного кодекса Российской Федерации – незаконные приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка или ношение оружия, его основных частей, боеприпасов.
Таким образом, именно незаконный оборот оружия является одним из факторов, порождающих совершение тяжких и особо тяжких преступлений,
в частности, убийств, разбоев и бандитизма.
Правоотношения, возникающие при обороте гражданского, служебного, а также боевого ручного стрелкового и холодного оружия на территории Российской Федерации, регламентируются Федеральным законом РФ от 13.12.1996 № 150-ФЗ «Об оружии». Последствием нарушения установленных правил обращения с оружием является привлечение виновных лиц к административной либо уголовной ответственности.
Административная ответственность предусмотрена за нарушение правил производства, приобретения, продажи, передачи, хранения, перевозки, ношения, коллекционирования, экспонирования, уничтожения или учета оружия и патронов к нему, а также нарушение правил производства, продажи, хранения, уничтожения или учета взрывчатых веществ и взрывных устройств, пиротехнических изделий, порядка выдачи свидетельства о прохождении подготовки и проверки знания правил безопасного обращения с оружием и наличия навыков безопасного обращения с оружием или медицинских заключений об отсутствии противопоказаний к владению оружием (статья 20.8 КоАП РФ).
К примеру, нарушение правил хранения, ношения или уничтожения оружия и патронов к нему гражданами влечет административный штраф в размере до 2 тысяч рублей либо лишение права на приобретение и хранение или хранение и ношение оружия на срок до одного года.
За ношение огнестрельного оружия лицом, находящимся в состоянии опьянения, на гражданина не только наложат штраф до 5 тысяч рублей, но и могут конфисковать оружие и патроны к нему или лишить права на приобретение, хранение и ношение оружия на срок до 2 лет.
Если гражданин, осуществляющий ношение огнестрельного оружия, откажется выполнять, законные требования сотрудника полиции о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения, его также лишат права на приобретение, хранение и ношение оружия на срок от 1 года до 2 лет с возможной конфискацией оружия и патронов к нему.
Кроме того, за нарушение правил коллекционирования или экспонирования оружия и патронов к нему законодательством предусмотрена ответственность в виде административного штрафа на граждан в размере до 5 тысяч рублей.
Если гражданин незаконно приобрел, продал, передал, хранил, перевез или носил гражданское огнестрельное гладкоствольное оружие и огнестрельное оружие ограниченного поражения ему грозит штраф до 5 тысяч рублей с конфискацией оружия и патронов к нему либо административный арестна срок до 15 суток с конфискацией оружия и патронов к нему.
Приобретение огнестрельного оружия
1. Данная статья обеспечивает административными мерами охрану отношений, регулируемых Федеральным законом от 13 декабря 1996 г. N 150-ФЗ «Об оружии» (с изм. и доп.) и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Правительства РФ.
2. Объектом комментируемого административного правонарушения являются общественные отношения в области обеспечения общественного порядка и общественной безопасности.
3. Объективную сторону правонарушения характеризуют действия либо бездействие, связанные с нарушением соответствующих правил производства, продажи, хранения, учета, коллекционирования, экспонирования, ношения, уничтожения оружия и патронов к нему. Следует разграничивать данное административное правонарушение с уголовно наказуемыми деяниями, предусмотренными ст. ст. 222 — 223 УК РФ, — «за незаконные производство и оборот оружия». В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 12 марта 2002 г. N 5 (с изм. и доп.) разъясняется, что при рассмотрении дел о нарушениях правил оборота оружия и боеприпасов необходимо иметь в виду, что неправомерные действия лица могут содержать одновременно признаки состава как административного правонарушения, так и преступления, при этом в случаях, когда допущенное лицом административное правонарушение (например, нарушение правил хранения или ношения оружия или боеприпасов к нему, их продажи и т.п.) содержит также признаки уголовно наказуемого деяния, указанное лицо может быть привлечено лишь к административной ответственности.
К правилам, за нарушение которых данной статьей устанавливается административное наказание, относятся нормы Федерального закона «Об оружии» (например, ст. ст. 10, 14, 15 и др.), Правила оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 21 июля 1998 г. N 814 (с изм. и доп.), Правила получения в органах внутренних дел во временное пользование отдельных типов и моделей боевого ручного стрелкового оружия юридическими лицами с особыми уставными задачами, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 22 апреля 1997 г. N 460 (с изм. и доп.), Правила оборота боевого ручного стрелкового и иного оружия, боеприпасов и патронов к нему, а также холодного оружия в государственных военизированных организациях, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 15 октября 1997 г. N 1314 (с изм. и доп.), Правила учета и ношения холодного клинкового оружия, предназначенного для ношения с казачьей формой, и Перечень типов и описание моделей холодного клинкового оружия, предназначенного для ношения с казачьей формой, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 3 сентября 2001 г. N 648 (с изм. и доп.), Правила награждения граждан Российской Федерации гражданским, боевым короткоствольным ручным стрелковым и холодным оружием, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 5 декабря 2005 г. N 718.
При квалификации нарушений правил хранения оружия, административные наказания за которые предусмотрены ч. ч. 1 и 2 данной статьи, необходимо иметь в виду, что они разграничены по субъекту правонарушения.
Объективную сторону правонарушения, предусмотренного данной статьей, следует отличать от составов ст. ст. 20.9 — 20.14 Кодекса, которые содержат специальные составы правонарушений по отношению к данной статье.
4. Субъект правонарушения — юридическое лицо, должностное лицо, а также гражданин, достигший 16-летнего возраста (следует учитывать, что право на приобретение оружия имеют граждане, достигшие 18-летнего возраста).
5. С субъективной стороны вина юридического лица определяется в соответствии с ч. 2 ст. 2.1 настоящего Кодекса. Совершение данного правонарушения должностным лицом либо гражданином характеризуется умышленной формой вины (ч. 1 ст. 2.2).
6. Дела о данных административных правонарушениях рассматривают должностные лица органов внутренних дел (полиции) (ст. 23.3). Кроме того, такие дела рассматриваются судьями, если должностные лица органов внутренних дел (полиции) при необходимости решения о назначении административного наказания по ч. ч. 2 и 3 данной статьи в виде возмездного изъятия оружия передают и на рассмотрение судье (ч. 2 ст. 23.1).
Протоколы об административных правонарушениях составляются должностными лицами органов внутренних дел (полиции) (ч. 1 ст. 28.3).
7. Необходимо иметь в виду, что Федеральным законом от 28 декабря 2010 г. N 398-ФЗ в комментируемую статью внесены значительные изменения, вступающие в силу с 1 июля 2011 г.
В ч. 2 статьи установлена ответственность за грубое нарушение лицензионных требований и условий производства, продажи, хранения или учета оружия и патронов к нему, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния. Таким образом, к правилам, нарушение которых влечет административную ответственность по данной статье, специально отнесено Положение о лицензировании производства оружия и основных частей огнестрельного оружия, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 26 ноября 2008 г. N 890 (с изм. и доп.).
За совершение указанного правонарушения к должностным лицам применяется административное наказание в виде дисквалификации, а к юридическим лицам — в виде административного приостановления деятельности.
В силу этого с учетом положений ст. ст. 3.11 и 3.12 Кодекса с 1 июля 2011 г. дела об этих правонарушениях будут рассматриваться судьями (ч. 1 ст. 23.1).
1. Объектом комментируемого административного правонарушения являются отношения в области обеспечения общественного порядка и общественной безопасности.
Объективную сторону правонарушения характеризуют действия либо бездействие, связанные с нарушением соответствующих правил производства, продажи, хранения или учета оружия и патронов к нему.
Правила производства, продажи, коллекционирования, экспонирования, учета, хранения, ношения и уничтожения оружия и патронов к нему установлены Постановлением Правительства РФ от 21.07.1998 N 814 «О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации», Постановлением Правительства РФ от 15.10.1997 N 1314 «Об утверждении Правил оборота боевого ручного стрелкового и иного оружия, боеприпасов и патронов к нему, а также холодного оружия в государственных военизированных организациях».
2. При квалификации нарушений правил хранения оружия, административные наказания за которые предусмотрены ч. ч. 1 и 2 данной статьи, необходимо иметь в виду, что они разграничены по субъекту правонарушения.
Следует отметить, что деятельность по разработке, производству, испытанию, хранению, ремонту и утилизации гражданского и служебного оружия и основных частей огнестрельного оружия, а также торговля гражданским и служебным оружием и основными частями огнестрельного оружия подлежит обязательному лицензированию, которое осуществляется в соответствии с Положением о лицензировании разработки, производства, испытания, хранения, ремонта и утилизации гражданского и служебного оружия и основных частей огнестрельного оружия, торговли гражданским и служебным оружием и основными частями огнестрельного оружия, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28.08.2012 N 865.
В качестве субъекта административной ответственности выступают граждане, индивидуальные предприниматели, юридические лица и должностные лица.
С субъективной стороны рассматриваемый состав административного правонарушения характеризуется неосторожной и умышленной формами вины.
Основными признаками, по которым относят предмет к холодному оружию, являются:
- длина клинка;
- уровень твердости материала, из которого изготовлен клинок;
- размер обуха по толщине.
По мнению специалистов, прежде всего, оружие подразделяется на стандартное и нестандартное. Такое разделение связано с тем, что типов холодного оружия сотни, но все же есть такие экземпляры, которые до настоящего времени не были учтены классификацией. К примеру, если изобретена новейшая конструкция со встроенным мини-оружием – ее нельзя отнести ни к какому виду, поэтому такая единица считается нестандартной. Стандартные – те, которые уже известны классификацией, тщательно исследованы, отнесены к определенному виду.
Есть множество и других разделений по различным признакам, например:
- по назначению:
- боевое — то есть, предназначенное для защиты от опасности, исходящей от другого человека. Оно может быть предусмотрено законодательством для военных, правоохранительных органов (в полиции, к примеру — дубинки), а также быть гражданским –как часть национального костюма.
- спортивное – шпага, рапира;
- охотничье – тесак, мачете, копье и т.д.
- по способу использования:
- клинковое – то есть, предмет имеет клин с лезвием, которым при приложении мускульной силы наносится удар, происходит проникновение в тело. Обычно клинковое оружие разделяют на подвиды — с рукояткой (например, кинжалы, керабит), древковое (пика, копье), крепительное (штык к огнестрельному). Клинковое оружие является самым распространенным.
- метательное – по названию нетрудно догадаться, что целью использования такого оружия является поражение на расстоянии (например, метательный нож, гарпун, арбалет).
- по поражающему действию:
- колющее – кортик, кончар, рапира;
- колюще-режущее – кинжал, шашка;
- рубящее – боевой топор;
- ударные – дубинка;
- ударно-раздробляющее – нунчаки, кастет и т.д.
Это не исчерпывающий перечень классификации, есть и другие основания, по которым ту или иную единицу относят к определенному типу оружия.
С точностью определить, является ли предмет холодным оружием, может только эксперт-криминалист. Далеко не все предметы, которые могут быть опасными для здоровья человека, относятся к холодному оружию.
К примеру, многие автомобилисты, чаще – таксисты, в целях самообороны возят в автомобиле биту. Если этот предмет содержит в верхней внутренней части металл, то удар может быть очень сильным. И все же бита не является холодным оружием по определению, которое содержится в законе, так как изначально не предназначено для поражения цели (это спортивный инвентарь).
Не относится к видам оружия хозяйственный топор, разделочный нож и т.д. Металлическая цепь также не является ХО, поскольку не предназначена для поражения. А вот если на цепи присутствуют шипы, то эксперт может оценить данное приспособление как оружие.
Необходимо помнить, что в России оборот гражданского и служебного ударно-дробящего, метательного видов запрещен.
Кроме того, запрету подлежит и оборот ножей, у которых клинок и лезвие более 90 мм или с автоматическим извлечением и фиксацией.
Как уже упоминалось, изделия, которые прошли сертификацию предметов для хозяйственно-бытового назначения, не относятся к оружию. При этом для стандартных клинковых, в том числе ножей, существуют четкие критерии по установлению назначения.
Так, холодным оружием признается нож, у которого:
- длина лезвия более 90 мм.
- схождение обуха и лезвия составляет угол не более 70 градусов;
- толщина заточенного лезвия не менее 2,4 мм;
- проникновение на глубину не менее 20 мм;
- пальцевой ограничитель и глубина выемки более 4 мм;
- твердость сплава не менее 25 роквелл;
- окончание лезвия предназначено для колющего воздействия при наличии любого из вышеперечисленных критериев.
Нож-бабочка запрещен в России только в том случае, если длина клинка более 90 мм.
О внесении изменений в законодательство об оружии
В соответствии с постановлением от 8 ноября 2014 года опубликовано на официальном портале правовой информации. (Постановление Правительства Российской Федерации от 8 ноября 2014 г. N 1178 О внесении изменений в Правила оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации) россиянам разрешили при наличии лицензии носить оружие в целях самообороны.
В прежней редакции пункт о ношении оружия россиянами, обладающими соответствующими разрешениями, предусматривал возможность носить его лишь во время охоты, проведения спортивных мероприятий, тренировочных и учебных стрельб. Данные пункты сохранены и в новой редакции правил, а кроме того, дополнены словами «а также в целях самообороны».
К гражданскому оружию самообороны относятся:
- огнестрельное гладкоствольное длинноствольное оружие;
- огнестрельное оружие ограниченного поражения (пистолет, револьвер, огнестрельное бесствольное устройство отечественного производства) с патронами травматического действия, патронами газового действия и патронами светозвукового действия;
- газовые пистолеты и револьверы;
- устройства, снаряженные слезоточивыми или раздражающими веществами;
- электрошоковые устройства и искровые разрядники отечественного производства.
Кроме того, сохраняются ограничения на ношение гражданского оружия. По закону «Об оружии» запрещено:
- ношение оружия при проведении митингов, уличных шествий, демонстраций, пикетирования и других массовых публичных мероприятий;
- ношение огнестрельного оружия в состоянии опьянения;
- ношение гражданами огнестрельного оружия ограниченного поражения на территориях образовательных организаций;
- ношение во время нахождения в организациях, предназначенных для развлечения и досуга, осуществляющих работу в ночное время и реализующих алкогольную продукцию;
- ношение гражданами в целях самообороны огнестрельного длинноствольного оружия и холодного оружия.
Также напоминаем, что 2 августа 2014 года вступил в силу Федеральный закон от 21 июля 2014 года № 227 – ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием законодательства об обороте оружия». Им предусмотрены следующие изменения:
- усилена уголовная ответственность за совершение преступлений связанных с небрежным хранением огнестрельного оружия, а также за умышленное причинение легкого, среднего и тяжкого вреда здоровью с применением оружия или предметов используемых в качестве оружия.
- установлен запрет на ношение оружия в состоянии опьянения. Также введена административная ответственность за ношение огнестрельного оружия в состоянии опьянения и невыполнение лицом, осуществляющим ношение огнестрельного оружия законного требования сотрудника полиции о прохождении медицинского освидетельствования.
- введен запрет на ношение огнестрельного оружия ограниченного поражения на территориях образовательных учреждений и во время нахождения в организациях, предназначенных для развлечения и досуга, которые осуществляют работу в ночное время и реализующих алкогольную продукцию.
- установлено, что осмотр врачом психиатром и врачом психиатром – наркологом при проведении медицинского освидетельствования на наличие медицинских противопоказаний к владению оружием осуществляется в медицинских организациях государственной или муниципальной системы здравоохранения по месту жительства гражданина.
- предусмотрено, что срок действия медицинского заключения для получения лицензии на приобретение оружия составляет один год со дня его выдачи. Следовательно, указанное медицинское заключение может быть представлено гражданином при последующем обращении с заявлением о выдаче лицензии на приобретение оружия при условии, что срок его действия не истек.
- увеличен до 21 года возраст, с которого гражданам предоставлено право приобретение гражданского огнестрельного оружия ограниченного поражения. При этом лица, не достигшие 21 года но получившие до вступления в силу ФЗ право приобретения и владения указанным оружием продолжают владеть им на основании ранее выданных разрешений на его хранение и ношение. Соответственно возрастные ограничения распространяются лишь на лиц вновь приобретающих гражданское огнестрельное оружие ограниченного поражения.
За нарушение правил хранения и ношения оружия предусмотрена ответственность
Оружие подлежит регистрации в органе внутренних дел по месту жительства в двухнедельный срок со дня его приобретения. Перерегистрация оружия проводится за месяц до истечения срока действия лицензии либо разрешения. При перемене места жительства владелец зарегистрированного оружия обязан обратиться в орган внутренних дел с просьбой о снятии оружия с учета, указав адрес нового места жительства.
За данное правонарушение предусмотрено наказание в виде наложения административного штрафа в размере от 40 до 50 тыс. рублей с конфискацией оружия и патронов к нему.
Хранение оружия и патронов к нему должно осуществляться с использованием технических средств охраны (металлических шкафов, охранной сигнализации и т. д.). За нарушение перечисленных правил, а также за хранение патронов сверх разрешенного объема, также предусмотрена административная ответственность по части 4 статьи 20.8 КоАП РФ в виде наложения административного штрафа в размере от 500 до 2000 рублей. Жестокое обращение к животным и ответственность за него? За нарушение сроков регистрации (перерегистрации) приобретенного по лицензиям органов внутренних дел оружия, а также сроков постановки его на учет в органах внутренних дел при изменении гражданином места жительства виновное лицо подлежит привлечению к административной ответственности по статье 20.11 КоАП РФ.
Ответственность за нарушение правил хранения оружия и патронов к нему
Ответственность за нарушение правил хранения огнестрельного оружия. Согласно КоАП РФ ст. 20.8 ч. 4
Хранение оружия и патронов гражданами РФ в местах временного пребывания должно осуществляться с соблюдением условий, исключающих доступ к оружию посторонних лиц.
Нарушение правил перевозки, транспортирования оружия и патронов к нему — Ответственность за нарушение правил транспортирования, перевозки огнестрельного оружия. Согласно КоАП РФ ст.
20.12 ч. 2 влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией оружия и патронов к нему или без таковой либо лишение права на приобретение и хранение или хранение и ношение оружия на срок от одного года до двух лет с конфискацией оружия и патронов к нему или без таковой.
Статья 20.8. КоАП РФ — Нарушение правил производства, приобретения, продажи, передачи, хранения, перевозки, ношения, коллекционирования, экспонирования или учета оружия и патронов к нему, порядка выдачи свидетельства о прохождении подготовки и проверки знания правил безопасного обращения с оружием и наличия навыков безопасного обращения с оружием или медицинских заключений об отсутствии противопоказаний к владению оружием
3 . Действие, предусмотренное частью 2 настоящей статьи, совершенное группой лиц либо лицом, находящимся в состоянии опьянения, — влечет наложение административного штрафа в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей с конфискацией оружия и патронов к нему либо лишение права на приобретение и хранение или хранение и ношение оружия на срок три года с конфискацией оружия и патронов к нему.
1 .
Небрежное хранение огнестрельного оружия, создавшее условия для его использования другим лицом, если это повлекло смерть человека или иные тяжкие последствия, — За нарушение правил оборота оружия предусмотрена как административная, так и уголовная ответственность. 1 . Стрельба из оружия в отведенных для этого местах с нарушением установленных правил — влечет наложение административного штрафа в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией оружия и патронов к нему или без таковой.
Меры наказания за действия с оружием незаконного характера
Незаконное хранение оружия статья 222 УК в пункте 1 предусматривает несколько видов ответственности. Гражданин может использовать данные устройства не по назначению, не получив предварительно разрешения на такие действия как покупка, передача другим лицам, продажа, осуществление хранения, перевозки или ношения.
К мерам наказания за такие действия относятся:
- реальная возможность получить ограниченность в свободе в период до 3 лет;
- деятельность, квалифицирующаяся в качестве принудительных мер воздействия на виновного на период до 4 лет;
- мероприятия, предполагающие арест гражданина на период до 6 мес.;
- обеспечение возможности нахождения в учреждении закрытого характера на временной период до 4 лет с определением штрафа к выплате до 80 тыс. руб. или перевод денежных сумм с лицевых счетов подсудимого, поступающих в качестве заработной платы, других источников прибыли на временной период до 3 мес.
Преступная деятельность такого рода подлежит наказанию после рассмотрения дела судебным органом при наличии достаточных доказательств.
Незаконное хранение гладкоствольного оружия (по статьям КОАП РФ) полностью запрещено не только в России, но и в Белоруссии, Казахстане и Украине, согласно законодательству этих стран. Именно поэтому любые охотничьи ружья, а также гладкоствольные пистолеты, которые можно использовать в порядке самообороны, нельзя иметь без получения надлежащей лицензии.
Любой человек, который не хочет быть осужденным за нарушения правил хранения огнестрельного оружия, должен придерживаться следующих простых правил:
- Перед покупкой любого оружия в обязательном порядке получить на него разрешение. Наличие любого незарегистрированного в надлежащих органах ружья будет считаться незаконным.
- Если во время прогулки произошло внезапное обнаружение гладкоствольного ружья, то его следует немедленно сдать в органы полиции.
- Если у человека имеются собственные охотничьи ружья и патроны к ним, то следует следить за тем, чтобы не допустить нарушения правил хранения оружия. Оно обязательно должно находиться в сейфе, к которому у посторонних лиц не будет никакого доступа.
- Если человек отправляется с ружьем на охоту, то находится оно на протяжении всей транспортировки в специальном чехле, предварительно заряжать его не разрешено.
- По КОАП РФ, нарушением правил хранения оружия будет считаться его обнаружение у человека в местах, где скапливаются большие массы людей. Исключениями из этого правила являются только места стрельбищ или охоты в случаях, которые предусмотрены законом.
Но, конечно же, самым главным нарушением будет считаться непосредственно наличие незарегистрированного ружья.
Правила хранения оружия
Приобрести охотничье оружие не составит труда, но человеку предстоит столкнуться с бумажной волокитой. В первую очередь, нужно получить лицензию на приобретение огнестрельного оружия. Сделать это достаточно проблематично, поэтому рекомендуется предварительно ознакомиться со всеми законодательными нюансами.
Помимо того, что нужно иметь лицензию на приобретение оружия, охотнику также следует получить разрешение на его хранение. Это еще одна длительная бюрократическая процедура, без которой не обойтись.
Обратите внимание! Хранение огнестрельного оружия без разрешения чревато привлечением к уголовной ответственности.
Чтобы получить разрешение на хранение охотничьего оружия дома, нужно обратиться в соответствующую инстанцию. Это разрешение предлагается купить, но перед этим человеку предстоит пройти длительную проверку.
Правила для иностранных граждан
В последнее время в РФ все большую популярность приобретает охотничий туризм. При этом иностранные граждане ввозят в страну свое личное огнестрельное охотничье оружие, и часто интересуются особенностями его хранения на территории другого государства. Здесь правила в целом те же, что и для граждан РФ.
Человек должен будет предоставить охотничью лицензию, право на приобретение оружия и соответствующие документы на конкретную модель огнестрельного оружия. Носить свое ружье или охотничью винтовку иностранец может исключительно в пределах охотничьих угодий, однако самостоятельная транспортировка собственного оружия в пункт назначения не возбраняется, ограничение касается только ношения в населенных пунктах.
Для обеспечения безопасного хранения у человека должен быть специальный запирающийся кейс, который гарантирует сохранность оружия, и защищает от несанкционированного доступа к оружию посторонних.