Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Эффективный контракт педагогического работника». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Понятие «эффективный контракт в образовании» (образец заполнения вы найдете в конце статьи) введено еще в 2012 году Постановлением Правительства № 2190-р, которое утвердило программу постепенного улучшения условий оплаты работы педагогов.
Критерии эффективного контракта с педагогом
Эффективный контракт с учителем — это трудовой договор, в котором четко оговорены его обязанности по должности, условия, в которых предстоит трудиться, установлены конкретные критерии, позволяющие оцифровать и оценить деятельность преподавателя.
Новая система работы не отменяет ранее действовавших отношений между нанимателем и преподавателем. Она позволяет перевести их на другой уровень. Для реализации перехода в учреждении должны быть разработаны и утверждены руководителем критерии:
- государственное (муниципальное) задание;
- установленная система определения эффективности труда педагогов;
- система оплаты труда с определенными факторами, учитывающими степень сложности работы и ее объем и качественный уровень;
- установленные нормы труда учителей;
- установленные специфические особенности с учетом видов деятельности.
Эффективный контракт в учреждениях образования
При разработке положений эффективного контракта руководителю государственного (муниципального) учреждения в первую очередь следует ориентироваться на Приказ Минтруда РФ № 167[6], утвердивший соответствующие рекомендации по оформлению трудовых отношений с работником. Для некоторых сфер деятельности существует еще своя методологическая основа введения эффективного контракта. На федеральном уровне утверждены рекомендации по разработке показателей эффективности для:
- медицинских организаций – Приказ Минздрава РФ № 421[7],
- образовательных организаций – Письмо Минобрнауки РФ № АП-1073/02[8];
- учреждений культуры – Приказ Минкультуры РФ № 920[9];
- организаций социального обслуживания – Приказ Минтруда РФ № 287[10].
Для других сфер деятельности, например, для физкультурно-спортивных организаций, аналогичных рекомендаций пока нет. Впрочем, деятельность физкультурно-спортивных организаций можно рассматривать как оказание социальных услуг согласно п.
1 Приказа Минспорта РФ № 121[11], и при разработке показателей эффективности руководствоваться Приказом Минтруда РФ № 287.
При переходе на систему эффективного контракта этот документ могут использовать и другие учреждения, оказывающие социальные услуги в своей области.
В перспективе все министерства и ведомства в целях реализации в подведомственных бюджетных учреждениях новой кадровой политики, основывающейся на эффективном контракте с работниками, должны:
- разработать и внедрить примерные формы трудовых договоров с работником;
- уточнить и установить отраслевые нормы труда на основе существующих профстандартов;
- подготовить, апробировать и внедрить примерные программы дополнительного профобразования (курсовой подготовки) для руководителей бюджетных учреждений по вопросам разработки и реализации эффективной кадровой политики на основе эффективного контракта.
Нормативные правовые акты и методологическая основа перехода на систему эффективного контракта
Указ Президента РФ № 597 | Повышение средней заработной платы бюджетникам связано с эффективностью и качеством услуг |
Программа совершенствования оплаты труда | Утверждена Примерная форма трудового договора (эффективного контракта) с работником государственного учреждения (приложение 3). |
План мероприятий («дорожная карта») по изменениям в отраслях социальной сферы, направленных на повышение эффективности соответствующей социальной сферы деятельности (образования, науки, культуры, здравоохранения и т. д), утвержденный соответствующим распоряжением правительства РФ (например, Распоряжение Правительства РФ № 722-р) | Отражены мероприятия, показатели и результаты по повышению эффективности и качества услуг в соответствующей сфере, соотнесенные с этапами перехода к эффективному контракту |
План мероприятий («дорожная карта») по изменениям в отраслях социальной сферы, направленных на повышение эффективности соответствующей социальной сферы деятельности, разработанный на региональном или муниципальном уровне (например, Распоряжение Правительства Санкт-Петербурга от 23.04.2013 № 32-рп). | Отражены мероприятия, показатели и результаты по повышению эффективности и качества услуг в соответствующей сфере, соотнесенные с этапами перехода к эффективному контракту в конкретном регионе или муниципалитете |
Рекомендации по оформлению трудовых отношений с работником государственного (муниципального) учреждения при введении эффективного контракта (утверждены Приказом Минтруда РФ № 1б7н) | Даны рекомендации по системе оплаты труда и оформлению трудовых отношениях с работниками, в том числе по видам выплат стимулирующего и компенсационного характера |
Методические рекомендации по разработке органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления показателей эффективности деятельности подведомственных государственных (муниципальных) учреждений, их руководителей и работников по видам учреждений и основным категориям работников, утвержденные приказом соответствующего министерства (например, Приказом Минздрава РФ № 421) | Методические рекомендации по разработке показателей эффективности деятельности основных категорий работников данной социальной сферы для субъектов РФ и муниципалитетов |
Критерии оценки эффективности деятельности работников определенной социальной сферы, разработанные на региональном уровне* | Пособие по разработке критериев для учреждений субъектов РФ и муниципалитетов |
Методические рекомендации по применению показателей эффективности деятельностируководителей подведомственных бюджетных организаций, разработанные на региональном уровне** | Пособие по разработке критериев для оценки эффективности деятельности руководителей бюджетных организаций субъектов РФ и муниципалитетов |
Что такое эффективный контракт в образовании
Термин «эффективный контракт» введен Распоряжением Правительства РФ от 26.11.2012 № 2190-р, которое утвердило Программу совершенствования системы оплаты труда бюджетников. Эффективный контракт представляет собой стандартный трудовой договор, составленный в соответствии со статьей 57 ТК РФ, в котором расширены некоторые условия, а именно:
- максимально подробно описаны обязанности сотрудника;
- детально регламентированы условия оплаты труда и меры соцподдержки;
- особый акцент сделан на показателях и критериях оценки эффективности преподавателей для назначения им стимулирующих выплат в зависимости от результатов трудовой деятельности.
Процедура перехода на эффективный контракт.
Эффективный контракт заключается со всеми работниками государственных (муниципальных) учреждений. В целях оказания методической помощи Приказом Минтруда РФ от 26.04.2013 № 167н утверждены Рекомендации по оформлению трудовых отношений с работником государственного (муниципального) учреждения при введении эффективного контракта (далее – Рекомендации). Процедура перехода на эффективный контракт зависит от того, лицо состоит уже в трудовых отношениях с работодателем или нанимается на работу.
Как сказано в п. 4 Рекомендаций, при поступлении на работу новый сотрудник и работодатель заключают трудовой договор в соответствии с ТК РФ с использованием примерной формы трудового договора, приведенной в приложении 3 к Программе.
Перевод на эффективный контракт работников, состоящих в трудовых отношениях с работодателем, осуществляется путем заключения с ними дополнительных соглашений к трудовым договорам. В разделе IV Программы указано, что изменение порядка оплаты труда является изменением условий, определенных сторонами трудового договора, и осуществляется в соответствии с законодательством РФ. С работником рекомендуется оформлять соглашение об изменении определенных сторонами условий трудового договора в порядке, установленном ст. 72 ТК РФ. Расторгать действующий договор и заключать новый нельзя.
В силу ч. 2 ст. 74 ТК РФ о предстоящих изменениях условий трудового договора, а также о причинах, вызвавших необходимость таких изменений, работодатель обязан уведомить работника в письменной форме не позднее чем за два месяца. Дополнительное соглашение к трудовому договору рекомендуется заключать по мере разработки показателей и критериев оценки эффективности труда работников учреждения для определения размеров и условий осуществления стимулирующих выплат.
Анализ судебных дел подтверждает законность изменений условий труда путем внедрения эффективного контракта. Например, работнику не удалось оспорить замену персонального повышающего коэффициента на показатели и критерии оценки эффективности деятельности по занимаемой им должности (Апелляционное определение Свердловского областного суда от 26.07.2017 по делу № 33-12341/2017). Также суд счел законным снижение заработной платы в результате перехода на эффективный контракт, поскольку стимулирующие выплаты, в отличие от компенсационных, зависят от усмотрения работодателя (Апелляционное определение Московского городского суда от 24.06.2019 по делу № 33-27762/2019). Аналогично суд не встал на сторону работника в случае со снижением ему учебной нагрузки (Апелляционное определение Свердловского областного суда от 26.04.2017 по делу № 33-6973/2017).
По состоянию на конец 2019 года в учреждениях уже должен быть внедрен эффективный контракт. Поэтому в настоящее время речь может идти об усовершенствовании этого механизма, исправлении недочетов, устранении пробелов, допущенных при его внедрении. Возвращаясь к Экспертному докладу, можно отметить, что в нем не только исследованы ошибки, допускаемые при внедрении эффективного контракта, но и даны конкретные советы по его дальнейшей реализации в учреждениях образования, здравоохранения и науки.
[1] Постановление Правительства РФ от 12.04.2013 № 329 «О типовой форме трудового договора с руководителем государственного (муниципального) учреждения».
[2] Размещен на сайте Высшей школы экономики в разделе «Публикации – книги».
Структура и функции эффективного контракта
При составлении обычного трудового договора обязанности работника утверждены должностной инструкцией, а условия о стимулирующих выплатах — локальным нормативным актом организации. Минтруд рекомендует при оформлении эффективного контракта не ограничиваться отсылкой к приказу о компенсационных и стимулирующих выплатах, а прописывать их непосредственно в документе вместе с критериями производительности труда. Эти критерии необходимо оценивать в баллах, процентах и т. п. Важно помнить, что переход на эффективный контракт в образовании означает, что работник будет получать гарантированно только должностной оклад (ставку), а все остальные стимулирующие выплаты будут начисляться только при соответствии его работы принятым в образовательном учреждении показателям эффективности труда.
Что такое эффективный контракт в образовании
Термин «эффективный контракт» введен Распоряжением Правительства РФ от 26.11.2012 № 2190-р, которое утвердило Программу совершенствования системы оплаты труда бюджетников. Эффективный контракт представляет собой стандартный трудовой договор, составленный в соответствии со статьей 57 ТК РФ, в котором расширены некоторые условия, а именно:
- максимально подробно описаны обязанности сотрудника;
- детально регламентированы условия оплаты труда и меры соцподдержки;
- особый акцент сделан на показателях и критериях оценки эффективности преподавателей для назначения им стимулирующих выплат в зависимости от результатов трудовой деятельности.
На какой срок заключается ЭК?
В отношении срока, на который заключается ЭК, также применяются нормы трудового законодательства, которые регулируют данный вопрос в отношении трудового договора (ст. 58 ТК РФ). Согласно данной правовой норме работодатель должен заключать с работником трудовой договор на неопределенный срок, за исключением случаев, которые предусмотрены в ч.1 ст. 59 ТК РФ. К случаям заключения срочного трудового договора (то есть на определенный срок), в частности относятся:
- исполнение обязанностей за работника, который временно отсутствует;
- временные работы (до 2 месяцев);
- направление с биржи труда на временную работу;
- а также иные случаи, предусмотренные законом.
Учитывая данное положение ЭК должен заключаться на неопределенный срок. Заключение срочного ЭК (с указанием срока работы) возможно в случаях, предусмотренных в законодательных актах.
Структура и функции эффективного контракта
При составлении обычного трудового договора обязанности работника утверждены должностной инструкцией, а условия о стимулирующих выплатах — локальным нормативным актом организации. Минтруд рекомендует при оформлении эффективного контракта не ограничиваться отсылкой к приказу о компенсационных и стимулирующих выплатах, а прописывать их непосредственно в документе вместе с критериями производительности труда. Эти критерии необходимо оценивать в баллах, процентах и т. п. Важно помнить, что переход на эффективный контракт в образовании означает, что работник будет получать гарантированно только должностной оклад (ставку), а все остальные стимулирующие выплаты будут начисляться только при соответствии его работы принятым в образовательном учреждении показателям эффективности труда.
Структура документа будет выглядеть так:
- Место работы. Если учитель трудится в филиале, представительстве либо другом обособленном подразделении, следует записать как адрес основного учреждения, так и наименование подразделения с его местоположением.
- Трудовая функция (с указанием квалификации, должности и специальности).
- Условия оплаты труда.
- Режим труда и отдыха.
- Продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска.
- Меры социальной поддержки.
- Иные условия, обусловленные спецификой работы образовательной организации.
Трудовой договор (эффективный контракт) в образовательных организациях общего образования
По материалам сайта реализации Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».
Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» предписано Правительству РФ обеспечить увеличение к 2018 году размера реальной заработной платы в 1,4-1,5 раза; доведение в 2012 году средней заработной платы педагогических работников образовательных учреждений общего образования до средней заработной платы в соответствующем регионе; доведение к 2013 году средней заработной платы педагогических работников дошкольных образовательных учреждений до средней заработной платы в сфере общего образования в соответствующем регионе; доведение к 2018 году средней заработной платы преподавателей и мастеров производственного обучения образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, повышение к 2018 году средней заработной платы преподавателей образовательных учреждений высшего профессионального образования и научных сотрудников до 200 процентов от средней заработной платы в соответствующем регионе. Реализация Указа может быть достигнута с помощью введения так называемого «эффективного контракта» с работником.
Какие цели преследует нововведение
Основная цель перевода учителей на новую форму оценивания труда – увеличение их зарплаты. Чем выше эффективность работы, тем больше денег должны получать педагоги. Нововведение должно обеспечить достойную оплату труда учителей и поднять престиж их профессии. Изменения в системе премирования повысят квалификацию сотрудников, улучшат качество их услуг.
Государством утверждена только приблизительная форма нового соглашения. Каждое учреждение может разрабатывать собственный вариант контракта.
Перейти на новый вид оценивания труда должен весь персонал конкретной организации, в том числе и администрация. От имеющегося трудового договора эффективный контракт отличается более детализированным описанием всех видов поощрений.
Начало проекта «эффективного контракта» заложили еще в середине 2012 года, когда было принято первое решение о кардинальном изменении подхода к мотивации педагогических кадров.
Нормативная база, регулирующая это вопрос, состоит из таких базовых документов:
- Президентского Указа, датированного 07.05.2012 № 597.
- Правительственных распоряжений от 15.05.2013 № 792-р и от 26.11.2012 № 2190-р, которыми утверждались долгосрочные программы развития образовательных учреждений и мотивации педагогических кадров.
- Приказа Минтруда от 26.04.2013 № 167н.
- Разъяснений компетентных подразделений исполнительной власти по части практического применения таких нововведений.
- Нормативных документов местного значения.
Целью этих новшеств является изменение подходов в процессе заключения трудовых соглашений с учителями, вне зависимости от отрасли, где они работают. Обновленные контракты должны:
- исключать обозначения учета работы педагога, не имеющие конкретных измеримых значений («добросовестное выполнение функциональных обязанностей»);
- разделить выплаты на обязательные и стимулирующие, четко нормативно разграничить эти понятия;
- в процессе формирования зарплатного фонда разбить его на две составляющие – обязательную заработную плату (оклад), а также выплаты стимулирующего плана (поощрения за конкретные достижения);
- предусмотреть для каждого педагога конкретные показатели эффективности его труда.
Стимулирующие и компенсационные выплаты
Пожалуй, ключевым разделом обновленного трудового соглашения всегда будут считаться условия начисления заработной платы учителю. Должностной оклад -неизменная часть и минимальная социальная гарантия, на которую педагог может рассчитывать при любых условиях выполнения (невыполнения) своих функций. Дополнительные стимулирующие и компенсационные выплаты:
Обычно устанавливаются в процентах к должностному окладу. В контракте должно четко указываться, сколько процентов будет получать педагог за каждое выполненное действие (проведение семинара, чтение лекции, участие в работе секции, получение его учеником призового места на олимпиаде или соревнованиях).
Компенсируются все неурочные часы работы. Контракт должен предусматривать уровень дополнительных компенсационных выплат за конкретное количество часов дополнительной работ с учениками после уроков.
Могут устанавливаться фиксированные выплаты за определенные виды деятельности (например, подготовку научной статьи, выступления на семинаре, конференции).
Выплаты могут быть разовыми (написание раздела годового плана), периодическими (на период выполнения функций в секции или кружке), постоянными (если они насчитываются исходя из индивидуальных образовательных показателей учеников конкретного класса).