Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Председатель районного суда, его права и обязанности». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Основная ответственность за организацию работы районного суда, как отмечено выше, возлагается на председателя суда. Без должной организации судебной работы невозможно быстрое, полное и правильное рассмотрение судебных дел и выполнение других задач, стоящих перед судом как органом судебной власти.
Организация работы районного суда
Основная ответственность за организацию работы районного суда, как отмечено выше, возлагается на председателя суда. Без должной организации судебной работы невозможно быстрое, полное и правильное рассмотрение судебных дел и выполнение других задач, стоящих перед судом как органом судебной власти.
Обязанности по разрешению дел распределяются между судьями по следующим принципам:
- территориальному (зональному), при котором каждый судья рассматривает все уголовные и гражданские дела, возникающие на закрепленной за ним территории;
- предметному (функциональному), когда один судья рассматривает уголовные дела, другой — гражданские, третий специализируется только на делах о преступлениях несовершеннолетних и т.п.;
- предметно-зональному, складывающемуся там, где каждый судья рассматривает или уголовные, или гражданские дела в пределах закрепленной за ним зоны (микрорайона), территории;
- беззональному, когда судьи рассматривают уголовные дела по поручению председателя суда, а гражданские — лишь в тех случаях, если исковые заявления поступили к данному судье во время приема им населения.
Организация работы основывается прежде всего на ее планировании.
В планах всего суда предусматриваются конкретные мероприятия по работе с кадрами, а также по обобщению практики судебного рассмотрения определенных категорий дел и разработке путей ее совершенствования, организации приема посетителей, делопроизводства и т.д.
Текущие планы каждого судьи включают определение очередности, времени и места проведения судебных заседаний по конкретным делам, контроль за своевременным выполнением работниками аппарата суда действий, обеспечивающих подготовку таких заседаний как в помещении суда, так и при проведении их вне суда (т. н. выездные заседания), и т. п.
Компетенция Районного суда
Районный суд является судом первой инстанции для большинства уголовных, гражданских и административных дел.
Районный суд является судом апелляционной инстанции в отношении мировых судей.
Районные суды не рассматривают лишь те уголовные и гражданские дела, дела об административных правонарушениях, которые в соответствии с законом относятся к ведению других судов общей юрисдикции (краевых, областных, военных судов, мировых судей и т. п.) или арбитражных судов.
Районным судам приходится также принимать решения по многим вопросам, возникающим до и после судебного разбирательства уголовных дел, при их возбуждении, в ходе расследования, проверки законности, обоснованности и справедливости приговоров, а также в процессе исполнения вступивших в законную силу приговоров.
На районные суды также возложено рассмотрение жалоб, связанных с принятыми решениями по делам об административных правонарушениях.
Районные суды призваны проверять законность и обоснованность наложения административных наказаний как мировыми судьями, так и другими органами и должностными лицами (см. ст. 30.1 КоАП).
В связи с этим и принято считать что, районные суды являются основным звеном судебной системы
Отметим, что решения (приговоры) районного суда, вынесенные им по первой инстанции, но не вступившие в силу, могут быть обжалованы в апелляционном порядке в суде общей юрисдикции уровня субъекта РФ.
Аппарат районного суда
Аппарат районного суда обеспечивает деятельность судей по совершению правосудия и состоит из:
-
помощников председателя суда, помощников заместителя председателя и помощников судей;
-
начальников отделов (общий отдел, отделы по обеспечению судопроизводства по гражданским и уголовным делам);
-
специалистов и консультантов;
-
секретарей судебного заседания;
-
администратора суда, подчиняющегося непосредственно председателю и не включённого в штат суда;
-
технического персонала по обслуживанию зданий суда.
Отвод председательствующего судьи с сентября 2018 года возможен в нескольких ситуациях. К примеру, если он ранее по данному делу выступал в качестве эксперта, свидетеля, секретаря, прокурора, переводчика. Также подобная процедура проводится в случаях, если судья является родственником одного из участников данного процесса.
Не могут в состав суда входить лица, которые прямо либо косвенно заинтересованы в исходе дела, если есть обстоятельства, которые вызывают сомнение в беспристрастности и объективности.
Значительная часть работы, которая выполняется в районных судах, приходится на долю аппарата, обеспечивающего организационно и само правосудие, и обобщение судебной практики, и анализ статистики, и систематизацию законодательства. В качестве основных помощников районных судей выступают консультанты. Такая должность была введена Законом о Судебном департаменте (1988 г.), она направлена на выполнение вспомогательной работы, предполагающей обладание определенными знаниями.
Статья 6.2. Полномочия председателей и заместителей председателей судов
1. Председатель суда наряду с осуществлением полномочий судьи соответствующего суда, а также процессуальных полномочий, установленных для председателя суда федеральными конституционными законами и федеральными законами, осуществляет следующие функции:
1) организует работу суда;
2) устанавливает правила внутреннего распорядка суда на основе утверждаемых Советом судей Российской Федерации типовых правил внутреннего распорядка судов и контролирует их выполнение;
3) распределяет обязанности между заместителями председателя, а также в порядке, установленном федеральным законом, — между судьями;
4) осуществляет организацию дополнительного профессионального образования судей; (в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)
5) осуществляет общее руководство деятельностью аппарата суда, в том числе назначает на должность и освобождает от должности работников аппарата суда, а также распределяет обязанности между ними, принимает решение о поощрении работников аппарата суда либо о привлечении их к дисциплинарной ответственности, осуществляет организацию дополнительного профессионального образования работников аппарата суда; (в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)
6) регулярно информирует судей и работников аппарата суда о своей деятельности и о деятельности суда;
7) осуществляет иные полномочия по организации работы суда.
1.1. Председатель районного суда наряду с осуществлением полномочий и функций, перечисленных в пункте 1 настоящей статьи, в целях обеспечения равномерности нагрузки на мировых судей в случае, если нагрузка на мирового судью превышает среднюю нагрузку на мирового судью по судебному району, вправе мотивированным распоряжением передать часть уголовных, гражданских дел, дел об административных правонарушениях и исковых заявлений, поступивших к мировому судье одного судебного участка, мировому судье другого судебного участка того же судебного района. (в ред. Федерального закона от 04.03.2013 N 20-ФЗ)
2. Заместитель председателя суда наряду с осуществлением полномочий судьи соответствующего суда, а также процессуальных полномочий, установленных для заместителя председателя суда федеральными конституционными законами и федеральными законами, осуществляет полномочия по организации работы суда в соответствии с распределением обязанностей, установленным председателем суда.
3. В случае отсутствия председателя суда его полномочия осуществляет по поручению председателя суда один из заместителей председателя суда, а при отсутствии у председателя суда заместителей — по поручению председателя суда один из судей этого суда. (в ред. Федерального закона от 07.05.2009 N 83-ФЗ)
4. В случае приостановления либо прекращения полномочий председателя суда, за исключением Председателя Конституционного Суда Российской Федерации, полномочия председателя суда осуществляет по решению Председателя Верховного Суда Российской Федерации один из заместителей председателя суда, а при отсутствии у председателя суда заместителей — по решению Председателя Верховного Суда Российской Федерации один из судей суда. (в ред. Федерального закона от 12.03.2014 N 29-ФЗ)
В случае приостановления либо прекращения полномочий заместителя председателя суда, за исключением заместителя Председателя Конституционного Суда Российской Федерации, полномочия заместителя председателя суда осуществляет по поручению председателя суда другой заместитель председателя этого суда, а при отсутствии другого заместителя председателя — по поручению председателя суда один из судей этого суда. (в ред. Федерального закона от 15.12.2001 N 169-ФЗ)
1. Всякое вмешательство в деятельность судьи по осуществлению правосудия преследуется по закону. Не допускается внепроцессуальное обращение к судье по делу, находящемуся в его производстве, либо к председателю суда, его заместителю, председателю судебного состава или председателю судебной коллегии по делам, находящимся в производстве суда. (в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 166-ФЗ)
Под внепроцессуальным обращением понимается поступившее судье по делу, находящемуся в его производстве, либо председателю суда, его заместителю, председателю судебного состава или председателю судебной коллегии по делам, находящимся в производстве суда, обращение в письменной или устной форме не являющихся участниками судебного разбирательства государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа, организации, должностного лица или гражданина в случаях, не предусмотренных законодательством Российской Федерации, либо обращение в не предусмотренной процессуальным законодательством форме участников судебного разбирательства. (в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 166-ФЗ)
Информация о внепроцессуальных обращениях, поступивших судье по делам, находящимся в его производстве, либо председателю суда, его заместителю, председателю судебного состава или председателю судебной коллегии по делам, находящимся в производстве суда, подлежит преданию гласности и доведению до сведения участников судебного разбирательства путем размещения данной информации на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». (в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 166-ФЗ)
Порядок размещения в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» информации о внепроцессуальных обращениях устанавливается Верховным Судом Российской Федерации и Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 12.03.2014 N 29-ФЗ)
2. Судья не обязан давать каких-либо объяснений по существу рассмотренных или находящихся в производстве дел, а также представлять их кому бы то ни было для ознакомления, иначе как в случаях и порядке, предусмотренных процессуальным законом.
1. Ежемесячное денежное вознаграждение судьи состоит из месячного оклада в соответствии с замещаемой им должностью судьи (далее — должностной оклад), месячного оклада судьи в соответствии с присвоенным ему квалификационным классом (далее — оклад за квалификационный класс), ежемесячного денежного поощрения, ежемесячной доплаты за выслугу лет, ежемесячных доплат за ученую степень кандидата юридических наук, доктора юридических наук, за ученое звание доцента, профессора, за почетное звание «Заслуженный юрист Российской Федерации», а также в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, ежемесячной доплаты за знание иностранных языков и их использование при исполнении должностных обязанностей. (в ред. Федерального закона от 25.12.2012 N 269-ФЗ)
Размер должностного оклада Председателя Конституционного Суда Российской Федерации устанавливается указом Президента Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 25.12.2012 N 269-ФЗ)
Установить размеры должностных окладов судей Конституционного Суда Российской Федерации в процентном отношении к должностному окладу Председателя Конституционного Суда Российской Федерации согласно приложению 6 к настоящему Закону. (в ред. Федерального закона от 25.12.2012 N 269-ФЗ)
Установить размер должностного оклада Председателя Верховного Суда Российской Федерации в размере 98 процентов должностного оклада Председателя Конституционного Суда Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 12.03.2014 N 29-ФЗ)
Установить размеры должностных окладов судей в процентном отношении к должностному окладу Председателя Верховного Суда Российской Федерации согласно приложению 7 к настоящему Закону. (в ред. Федерального закона от 12.03.2014 N 29-ФЗ)
Размеры должностных окладов судей ежегодно увеличиваются (индексируются) в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год и на плановый период с учетом уровня инфляции (потребительских цен). Решение об увеличении (индексации) размеров должностных окладов судей принимается Президентом Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 25.12.2012 N 269-ФЗ)
Действие абзаца шестого пункта 1 статьи 19 было приостановлено с 10.01.2021 до 01.01.2022 (Федеральный закон от 30.12.2020 N 485-ФЗ).
После относительно недавней судебной реформы, проведенной в Российской Федерации, вся совокупность судебных юрисдикционных органов, осуществляющих защиту прав и законных интересов граждан в нашей стране, в порядке соподчиненности возглавляется Верховным судом РФ. В этой связи, проводя характеристику председателя суда, как элемента его организации, представляется необходимым подробнее остановиться именно на роли председателя Верховного суда в нашей стране.
Так, в силу действующего законодательства, председателю Верховного суда в силу прямого указания закона предоставлены следующие полномочия:
- Организация работы суда по изучению и обобщению судебной практики, судебной статистики, обеспечение работы по контролю за ходом выполнения разъяснений Пленума Верховного суда;
- Обеспечивает решение вопросов организации деятельности самого Верховного суда, а также всех общих и арбитражных судов, преимущественно составляющих судебную систему Российской Федерации;
- Созывает и возглавляет Пленум Верховного суда, в том числе посредством планирования его работы и формирования повестки дня;
- Распределяет служебные обязанности между собственными заместителями, а также между судьями Верховного суда;
- Представляет Президенту РФ кандидатов в судьи Верховного суда, в том числе замещающих должности заместителя председателя, председателей судебных коллегий, и т.д.;
- После формирования назначает судебные составы внутри судебных коллегий Верховного суда в РФ, а также определяет председателей соответствующих составов.
Кроме того, следует обратить внимание на то, что в отличие от правового статуса председателей иных судов, председатель Верховного суда вправе не только обеспечивать организации соответствующего суда, но и оказывать воздействие на другие суды посредством представления Президенту кандидатов на должности судей федеральных судов общей юрисдикции и федеральных судов.
Также, отметим, что достаточно широкая сфера полномочий председателя Верховного суда связывается со взаимодействием с Высшей квалификационной коллегией судей, в том числе – по внесению представлений о награждении судей государственными наградами, приостановлению и прекращению полномочий, и т.д.
Так и не нашли ответ
на свой вопрос?
Просто напиши с чем тебе
нужна помощь
Районные суды состоят прежде всего из судей, назначенных в данный суд. В районах с большим населением и значительным объемом работы в состав суда входят несколько судей (иногда до десяти и более). В малонаселенных районах при сравнительно небольшом объеме работы суд может состоять из одного судьи. Если в районном суде один судья, то он осуществляет и полномочия председателя этого суда. Таких судов (их нередко называют “односоставными”) насчитывается примерно одна треть от общего количества районных судов.
В общих чертах о полномочиях председателя районного суда можно судить прежде всего по тому, что сказано в ст. 6.2 Закона о статусе судей, ст. 35 ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации» и п. 1.4 Инструкции по судебному делопроизводству в районном суде. Председатель суда наряду с осуществлением полномочий судьи соответствующего суда, а также процессуальных полномочий, установленных для председателя суда федеральными конституционными законами и федеральными законами, осуществляет следующие функции:
- организует работу суда;
- устанавливает правила внутреннего распорядка суда на основе утверждаемых Советом судей Российской Федерации типовых правил внутреннего распорядка судов и контролирует их выполнение;
- распределяет обязанности между заместителями председателя, а также в порядке, установленном федеральным законом, — между судьями;
- организует работу по повышению квалификации судей;
- осуществляет общее руководство деятельностью аппарата суда , в том числе назначает на должность и освобождает от должности работников аппарата суда, а также распределяет обязанности между ними, принимает решение о поощрении работников аппарата суда либо о привлечении их к дисциплинарной ответственности, организует работу по повышению квалификации работников аппарата суда;
- регулярно информирует судей и работников аппарата суда о своей деятельности и о деятельности суда;
- осуществляет иные полномочия по организации работы суда.
Основная ответственность за организацию работы районного суда, как отмечено выше, возлагается на председателя суда. Без должной организации судебной работы невозможно быстрое, полное и правильное рассмотрение судебных дел и выполнение других задач, стоящих перед судом как органом судебной власти.
Обязанности по разрешению дел распределяются между судьями по следующим принципам:
- территориальному (зональному) , при котором каждый судья рассматривает все уголовные и гражданские дела, возникающие на закрепленной за ним территории;
- предметному (функциональному) , когда один судья рассматривает уголовные дела, другой — гражданские, третий специализируется только на делах о преступлениях несовершеннолетних и т.п.;
- предметно-зональному , складывающемуся там, где каждый судья рассматривает или уголовные, или гражданские дела в пределах закрепленной за ним зоны (микрорайона), территории;
- беззональному , когда судьи рассматривают уголовные дела по поручению председателя суда, а гражданские — лишь в тех случаях, если исковые заявления поступили к данному судье во время приема им населения.
Организация работы основывается прежде всего на ее планировании.
В планах всего суда предусматриваются конкретные мероприятия по работе с кадрами, а также по обобщению практики судебного рассмотрения определенных категорий дел и разработке путей ее совершенствования, организации приема посетителей, делопроизводства и т.д.
Текущие планы каждого судьи включают определение очередности, времени и места проведения судебных заседаний по конкретным делам, контроль за своевременным выполнением работниками аппарата суда действий, обеспечивающих подготовку таких заседаний как в помещении суда, так и при проведении их вне суда (т. н. выездные заседания), и т. п.
Прием посетителей проводится в каждом районном суде председателем, всеми судьями и работниками аппарата суда в строго установленное время, наиболее удобное для населения. Каждый судья ведет учет приема посетителей. В приемной суда (канцелярии) устанавливаются стенды с образцами различных судебных документов.
Обобщения судебной практики проводятся регулярно с целью улучшения деятельности соответствующих судов. Эта работа включает определение предмета изучения, составление его программы, само изучение судебных дел, формулирование выводов, их обсуждение, мероприятия по реализации полученных результатов и устранению недостатков.
В районном суде ведется статистическая отчетность. В нее включается составление отчетов о работе суда по разрешению гражданских и уголовных дел. Ответственность за общее руководство этим участком работы несет председатель суда. Основой отчетности является первичный учет, заключающийся в ведении учетно-статистических карточек.
Судья (помощник судьи, помощник председателя суда либо консультант суда), отвечающий за состояние справочной работы, следит за официальными изменениями действующих законов, вносит в контрольные экземпляры соответствующие поправки, знакомит с ними остальных судей, ведет библиотеку имеющейся в суде юридической литературы, организует приобретение законодательства и юридических справочников и т. п.
Важный участок работы в каждом районном суде — делопроизводство. Оно заключается в ведении журналов, книг, карточек и нарядов установленной формы, в которых регистрируется движение дел и другой судебной документации. Оно детально регламентируется упомянутой выше Инструкцией по судебному делопроизводству в районном суде.
Значительная часть работы, выполняемой в районных судах, приходится на долю его аппарата, который непосредственно обеспечивает организационно не только осуществление правосудия, но и обобщение судебной практики, сбор и анализ судебной статистики, учет и систематизацию законодательства, а также выполнение других задач, о которых сказано выше.
Ближайшими помощниками председателей (районных судей), наряду с помощниками, о которых сказано выше, являются также администраторы судов. Введение таких должностей в судах общей юрисдикции всех уровней, в том числе в районных судах, предусмотрено Законом о Судебном департаменте, принятом 8 января 1998 г.
Должностные лица, именуемые консультантами, призваны выполнять вспомогательную работу, которая требует юридических знаний. Назначаются они председателями судов, как правило, из числа лиц, имеющих высшее юридическое образование. На них возлагается вспомогательная работа, требующая юридических познаний и соответствующего опыта работы, и т. п.
Заведующий канцелярией отвечает главным образом за распределение работы между сотрудниками канцелярии, контролирует ее исполнение, обеспечивает сохранность журналов учета, служебной переписки, книг приказов и распоряжений по суду и иной документации, оформляет служебную переписку с вышестоящими судебными органами, правоохранительными и иными государственными учреждениями, общественными объединениями, предприятиями.
Секретари суда ведут делопроизводство по судебным делам, подлежащим рассмотрению конкретными судьями. Они хранят материалы дел, ведут необходимые журналы и карточки, обеспечивают хранение вещественных доказательств по уголовным делам, оформляют законченные производством дела и сдают их в архив.
- Типовые бланки, договоры
- Законодательство РФ
- Законодательство Москвы
- Законодательство Московской области
- Законодательство Санкт-Петербурга и Ленинградской области
- Постановления и Указы
- Медицинское законодательство
- Законопроекты
- Документы СССР
- Международное законодательство
- Комментарии к законам
- Общая судебная практика
- Судебная практика: Москва и Московская область
- Судебная практика: Поволжье
- Судебная практика: Северо-Кавказский регион
- Судебная практика: Северо-Запад
- Судебная практика: Урал
- Судебная практика: Волговятский регион
- Судебная практика: Восточная Сибирь
- Судебная практика: Западная Сибирь
- Юридические статьи
- Бухгалтерские консультации
- Финансовые консультации
- Статьи бухгалтеру
Полномочия председателя суда
Итак, мы определили, что специфика статуса председателя суда происходит не из его процессуальных функций, которые в данном случае можно вынести за скобки и не подвергать анализу, а исключительно из его внепроцессуальных организационно-распорядительных полномочий, в число которых нужно отнести:
- Организацию работы возглавляемого судебного учреждения соответствующего уровня;
- Распределение обязанностей между подчиненными ему заместителями;
- Создание специальных судебных коллегий из судей, обладающих разной специализацией и опытом в целях наиболее эффективной реализации правосудия;
- Созыв Президиума суда и выполнение в нем руководящих функций в целях решения текущих организационных вопросов деятельности суда;
- Штатное обеспечение аппарата суда и руководство его работой;
- Представительство судебного учреждения во внешних взаимоотношениях.
Совершенствование правового регулирования статуса председателя районного суда
Качество осуществления правосудия, в первую очередь, зависит от профессионализма осуществляющих его судей, однако, как было отмечено выше, немалую роль в обеспечении эффективного правосудия, создании условий, способствующих его осуществлению и выполнению судьями иных возложенных на них обязанностей, играет председатель суда.
Несмотря на принятие 07 февраля 2011 года Федерального конституционного закона «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации» правовой статус председателя районного суда не имеет необходимого уровня правового регулирования и требует более детальной регламентации.
Учитывая значимость фигуры председателя в функционировании районного суда, представляется необходимым закрепление в действующем законодательстве конкретных требований, предъявляемых к кандидату, претендующему на должность председателя районного суда, а также лицу, занимающему указанную должность. Возложение на председателя районного суда повышенной ответственности за принимаемые решения в ходе реализации своих функций по организации работы суда предполагает установление соответствующих высоких требований к кандидатам на данную должность, что будет гарантом качественного исполнения обязанностей.
В этой связи, выглядит очевидным, что Закон о статусе судей следует дополнить правовыми нормами, в которых бы устанавливались: 1) требования, предъявляемые к кандидату на должность председателя районного суда; 2) требования, предъявляемые к председателю районного суда.
Представляется, что для осуществления полномочий председателя районного суда1 кандидату на данную должность необходим стаж работы в качестве судьи, составляющий не менее 5 лет работы. Данное мнение основано на следующих положениях: во-первых, от одного года до двух лет, а, возможно, для кого-то и до трех (именно исходя из таких представлений, до недавнего времени судья первоначально назначался на три года), человеку, назначенному на должность судьи, необходимо для профессионального становления; во-вторых, последующее время работы в должности судьи необходимо для спокойного восприятия протекающеш внутри суда работы, ее организации. По результатам проведенного опроса председателей, заместителей председателей и судей районных судов Костромской области 45% из числа опрошенных считают, что к кандидату на должность председателя районного суда необходимо установить требование о наличии не менее 5 лет стажа работы в должности судьи; 38% опрошенных считают что стаж должен быть не менее хотя бы 3 лет; 17 % из числа опрошенных придерживаются мнения, что стаж необязателен.
Также, как видится, разумно законодательно закрепить требование к кандидатам на должность председателей районных судов, касающееся, профессионализма, качества работы. Это также важно по той причине, что, являясь «первым среди равных», руководитель суда должен быть примером в деле осуществления правосудия с максимально высокими показателями. Тем более, не только не исключается, но и видится роль председателя районного суда в том, чтобы в случае обращения к нему судей подведомственного ему суда, по возможности, оказать им практическую помощь, дать совет при осуществлении правоприменительной деятельности.
Необходимо ввести в процедуру назначения председателя районного суда на должность специальный комплекс заданий для проверки управленческих навьїковї кандидата на должность, — это» следует. рассматривать также как: одно из требований к: кандидатам, на должность., председателя:.
В ходе опроса у председателей районных судові также: выяснялось, какими качествами должен-.обладать председатель, районного суда:. 100% из опрошенных отметили, что председатель районного суда должен иметь организаторские способности, обладать высоким; профессионализмом; быть, требовательным и объективным. G учетом этого, представляетсяшозможным законодательное закрепление требований; предъявляемых к председателю, и принципов его деятельности: «хорошее знание делопроизводства;. поддержание и развитие: организаторских способностей; повышенная? требовательность к себе и кработникам суда; способность к:оперативному и качественному внедрению новых технологий в работу суда; точное и неукоснительное соблюдение Кодекса судейской этики; поддержание высокого уровня квалификации.. Председатель,районного суда: осуществляет полномочия, руководствуясь, принципами законности, уважения прав и: свобод:личности, правового обеспечения работы суда, использования научно обоснованных подходов в своей деятельности и работе суда, совершенствования работы суда в соответствии с предъявляемыми законодательством требованиями и другими принципами, направленными на повышение эффективности правосудия».
Совершенствуя правовой статус председателя районного суда, следует по-иному решить вопрос о сроках назначенияшредседателя.на должность.
Срочность полномочий председателя имеет и положительные, и отрицательные стороны. Безусловным плюсом будет то, что отсутствие полной уверенности в повторном назначении на должность председателя суда будет определённым рычагом, подталкивающим председателя к активной, ответственной работе, к совершенствованию организации деятельности суда для того, чтобы по истечении срока полномочий быть вновь назначенным на занимаемую должность. Также срочность полномочий даёт возможность в случае ненадлежащего исполнения своих функций председателем районного суда вне зависимости от причин (могут быть субъективные (безответственность, попустительство) или объективные (отсутствие качеств, необходимых руководителю), — не рекомендовать кандидатуру председателя районного суда для повторного назначения. Отрицательными моментами в рассматриваемом случае можно назвать следующие. Истечение срока отнюдь не означает то, что1 председатель утрачивает качества председателя как руководителя. Он может баллотироваться на аналогичную должность в.другом суде, но в этом случае необходимость смены места жительства для продолжения осуществления функций председателя районного суда (председатели к тому моменту уже имеют почтенный возраст) может отразиться на физическом состоянии человека. Если же председатель остается в должности судьи, это может создать психологические проблемы в его взаимоотношениях с новым председателем. И все же представляется, что ограничение срока полномочий председателя суда б годами является положительным, так как это стимулирует человека при выполнении своих функций. В то же время, видится нецелесообразным и необоснованным ограничение возможности назначения на должность председателя одного и того же суда запретом занимать данную должность более двух сроков подряд, так как данное требование является формальным. Исполнение лицом полномочий председателя районного суда в одном и том же суде два срока подряд не влечет каких-либо препятствий либо негативных последствий для назначения данного лица на эту должность снова при условии, что оно подходит по требованиям, предъявляемым к кандидатам на соответствующую должность.
По результатам проведенного опроса председателей, заместителей председателей и судей районных судов Костромской области: 56% опрошенных положительно относятся к существующему сроку (6 лет) избрания, председателя, на должность; 33 % опрошенных считают, чтсь председатель, районного суда должен» избираться- на, неограниченный срок полномочий.
Обязанности судей в суде
Судья отправляет правосудие в соответствии с принятыми в РФ законами и Конституцией. Помимо основных полномочий, рассмотрения дел и вынесения решений, в обязанности судьи в суде входят следующие функции:
- Организует работу суда.
- Проводит мероприятия по дополнительному обучению судей своего уровня или нижестоящих инстанций. Эту работу он обязан выполнять в свободное от основной работы время.
- На основе принятых правил устанавливать порядок и расписание работы внутри суда и контролировать выполнение поставленных задач.
- Распределять права и обязанности заместителей и судей в соответствии с законами.
- Подготавливать документы перед судебным процессом.
- Руководить всеми процессами и участниками суда. Поддерживать порядок, чтобы обе стороны процесса могли предоставить подготовленные ими материалы.
- Информировать другие судебные инстанции о своей работе. Особенно это касается судей, занимающих посты в высших судебных инстанциях.
- Организовывать процесс рассмотрения дела.
Председатель районного суда:
- председательствует в судебных заседаниях и, соответственно, осуществляет процессуальные полномочия, установленные УПК и ГПК;
- организует работу суда;
- устанавливает правила внутреннего распорядка суда на основе утверждаемых Советом судей РФ типовых правил внутреннего распорядка судов и контролирует их выполнение;
- распределяет обязанности между своими заместителями, судьями;
- назначает судей в качестве председательствующих в судебных заседаниях;
- ведет личный прием, организует работу суда по приему граждан и рассмотрению предложений, заявлений и жалоб;
- руководит изучением и обобщением судебной практики и ведением судебной статистики;
- вносит представления в государственные органы, общественные организации и должностным лицам об устранении нарушений закона, обстоятельств, способствовавших совершению правонарушений;
- осуществляет общее руководство деятельностью аппарата суда, в том числе назначает на должность и освобождает от должности работников аппарата суда, а также распределяет обязанности между ними, принимает решение о поощрении работников аппарата суда либо о привлечении их к дисциплинарной ответственности, организует работу по повышению квалификации работников аппарата суда;
- утверждает должностные регламенты работников аппарата суда;
- регулярно информирует судей и работников аппарата суда о своей деятельности и о деятельности суда;
- организует работу по повышению квалификации судей;
- организует работу по пропаганде правовых знаний и разъяснению законодательства;
- высказывает свои соображения начальнику управления (отдела) Судебного департамента при Верховном Суде РФ о возможности перераспределении образовавшихся в районном суде вакансий на должности судей (п. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации»);
- готовит для начальника управления (отдела) Судебного департамента при Верховном Суде РФ представление о назначении на должность администратора возглавляемого им суда (ч. 1 ст. 18 Федерального закона «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации»);
- определяет состав комиссии, которой производится уничтожение вещественных доказательств согласно приговору (определению, постановлению) суда;
- возлагает на лицо обязанность по учету и хранению вещественных доказательств, которые хранятся в суде отдельно от дела;
- дает указание не реже одного раза в квартал проверять правильность ведения журнала учета вещественных доказательств, соответствие записей фактическому наличию вещей, своевременность и правильность исполнения решения суда в отношении вещественных доказательств;
- дает распоряжение направить судебное дело органу, которому законом предоставлено право истребования дела, по письменному его требованию;
- осуществляет контроль над обращением к исполнению приговоров, решений, определений, судебных приказов и постановлений суда;
- до обращения приговора к исполнению предоставляет по просьбе близких родственников, родственников осужденного, содержащегося под стражей, возможность свидания с ним (ст. 395 УПК);
- в целях обеспечения равномерности нагрузки на мировых судей в случае, если нагрузка на мирового судью превышает среднюю нагрузку на мирового судью по судебному району, своим мотивированным распоряжением передает часть уголовных, гражданских дел, дел об административных правонарушениях и исковых заявлений, поступивших к мировому судье одного судебного участка, мировому судье другого судебного участка того же судебного района (п. 1.1 ст. 6.2 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации»);
- осуществляет иные полномочия.
В уголовном и гражданском процессе судьи районного суда, в том числе и председатель данного суда, рассматривают и разрешают уголовные дела единолично.
Аппарат районного суда осуществляет обеспечение работы суда и подчиняется председателю соответствующего суда. Работники аппарата суда являются государственными служащими, им присваиваются классные чины и другие специальные звания.
В структуру аппарата районного суда в соответствии с утвержденным штатным расписанием соответствующего суда с учетом примерной структуры, определенной Инструкцией по организационно-штатной работе в федеральных судах общей юрисдикции, в зависимости от численности работников могут входить:
- общий отдел (отдел материально-технического обеспечения, отдел государственной службы и кадров, отдел информатизации);
- отдел обеспечения судопроизводства (отдел обеспечения судопроизводства по уголовным делам, отдел по обеспечению судопроизводства по гражданским делам).
Общий отдел предназначен для обеспечения организации сопровождения и ведения документооборота и делопроизводства, а также для осуществления мероприятий по материально-техническому, кадровому, информационному обеспечению деятельности районного суда.
Иными направлениями деятельности общего отдела районного суда являются:
- организация кодификационно-справочной работы в суде, в том числе по подбору, хранению, систематизации и учету нормативных правовых актов, судебной практики;
- информирование судей и работников аппарата суда об изменениях в законодательстве РФ и судебной практике вышестоящих федеральных судов общей юрисдикции, оказание практической помощи в поиске и подборе необходимых нормативных правовых актов, справочной, научной и учебной литературы;
- организация и контроль выдачи судьям и работникам аппарата суда необходимых нормативных правовых актов, справочной, научной и учебной литературы;
- ведение контрольных экземпляров нормативных правовых актов, внесение соответствующих отметок в соответствии с изменениями законодательства РФ;
- контроль за формированием статистической отчетности суда;
- взаимодействие с иными государственными органами и организациями, а также иными структурными подразделениями суда по вопросам, отнесенным к компетенции отдела;
- сопровождение и оформление кадровой деятельности в отношении работников аппарата суда, в частности, подготовка проектов приказов, распоряжений, положений и других локальных актов, выдача служебных удостоверений, учет движения трудовых книжек и т.д.;
- участие в проведении инвентаризации имущества и финансовых обязательств, своевременное и правильное определение результатов инвентаризации;
- участие в осуществлении работы по хозяйственному и материально-техническому обеспечению деятельности суда;
- организация доступа заинтересованных лиц к информации о деятельности суда, в том числе ее размещение в установленном порядке на информационных стендах в зданиях (помещениях) суда, информационных киосках, на официальном сайте суда в сети Интернет, а также путем взаимодействия со средствами массовой информации;
- выполнение иных функций, возложенных на отдел.
Отдел обеспечения судопроизводства предназначен для осуществления организационного и технического обеспечения судопроизводства по гражданским делам, делам об административных правонарушениях, уголовным делам и иным материалам, в том числе по подготовке и проведению судебных заседаний.
Основными направлениями деятельности отдела обеспечения судопроизводства являются:
- организация работы (прием, учет, хранение, обеспечение сохранности, контроль движения и иное) с поступившими в отдел делами и иными материалами, заявлениями, жалобами, представлениями и другими документами, прием телефонограмм;
- организация и ведение делопроизводства по гражданским и уголовным делам;
- информирование обратившихся лиц по вопросам, связанным с рассмотрением заявлений, жалоб, гражданских (уголовных) дел и иных материалов;
- осуществление мероприятий по подготовке заявлений, жалоб, представлений, гражданских (уголовных) дел и иных материалов к рассмотрению;
- проверка и доклад о явке участвующих в гражданском (уголовном) деле лиц;
- обеспечение ведения и оформления протокола судебного заседания;
- контроль за уплатой государственной пошлины и иных сборов;
- ознакомление с протоколом судебного заседания, материалами дела;
- оформление копий судебных документов и их выдача;
- обеспечение обращения к исполнению судебных решений;
- ведение приема граждан, их представителей, представителей организаций и учреждений, а также работа с их обращениями в соответствии с утвержденным председателем соответствующего суда положением о приемной суда;
- выполнение иных функций (п. п. 2.1.4, 4.2.2, 5.1.1 — 5.2.2 Положения об аппарате федерального суда общей юрисдикции).
- Налог
- Бухгалтерский учет
- Бухгалтерский баланс
- Оборотные активы
- Юридическое лицо
- Бухгалтерская отчетность (финансовая отчетность)
- Гражданско-правовой договор (ГПХ)
Основная ответственность за организацию работы районного суда, как отмечено выше, возлагается на председателя суда. Без должной организации судебной работы невозможно быстрое, полное и правильное рассмотрение судебных дел и выполнение других задач, стоящих перед судом как органом судебной власти.
Обязанности по разрешению дел распределяются между судьями по следующим принципам:
- территориальному (зональному), при котором каждый судья рассматривает все уголовные и гражданские дела, возникающие на закрепленной за ним территории;
- предметному (функциональному), когда один судья рассматривает уголовные дела, другой — гражданские, третий специализируется только на делах о преступлениях несовершеннолетних и т.п.;
- предметно-зональному, складывающемуся там, где каждый судья рассматривает или уголовные, или гражданские дела в пределах закрепленной за ним зоны (микрорайона), территории;
- беззональному, когда судьи рассматривают уголовные дела по поручению председателя суда, а гражданские — лишь в тех случаях, если исковые заявления поступили к данному судье во время приема им населения.
Организация работы основывается прежде всего на ее планировании.
В планах всего суда предусматриваются конкретные мероприятия по работе с кадрами, а также по обобщению практики судебного рассмотрения определенных категорий дел и разработке путей ее совершенствования, организации приема посетителей, делопроизводства и т.д.
Текущие планы каждого судьи включают определение очередности, времени и места проведения судебных заседаний по конкретным делам, контроль за своевременным выполнением работниками аппарата суда действий, обеспечивающих подготовку таких заседаний как в помещении суда, так и при проведении их вне суда (т. н. выездные заседания), и т. п.
Прием посетителей проводится в каждом районном суде председателем, всеми судьями и работниками аппарата суда в строго установленное время, наиболее удобное для населения. Каждый судья ведет учет приема посетителей. В приемной суда (канцелярии) устанавливаются стенды с образцами различных судебных документов.
Обобщения судебной практики проводятся регулярно с целью улучшения деятельности соответствующих судов. Эта работа включает определение предмета изучения, составление его программы, само изучение судебных дел, формулирование выводов, их обсуждение, мероприятия по реализации полученных результатов и устранению недостатков.
Организация районных судов определяется:
- Конституцией РФ;
- Законом о судебной системе;
- Законом о судах общей юрисдикции в Российской Федерации;
- Законом о статусе судей и другим законодательством.
Порядок создания и упразднения судов этого уровня определен Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации».
Районный суд — основное звено гражданских судов общей юрисдикции
После относительно недавней судебной реформы, проведенной в Российской Федерации, вся совокупность судебных юрисдикционных органов, осуществляющих защиту прав и законных интересов граждан в нашей стране, в порядке соподчиненности возглавляется Верховным судом РФ. В этой связи, проводя характеристику председателя суда, как элемента его организации, представляется необходимым подробнее остановиться именно на роли председателя Верховного суда в нашей стране.
Так, в силу действующего законодательства, председателю Верховного суда в силу прямого указания закона предоставлены следующие полномочия:
- Организация работы суда по изучению и обобщению судебной практики, судебной статистики, обеспечение работы по контролю за ходом выполнения разъяснений Пленума Верховного суда;
- Обеспечивает решение вопросов организации деятельности самого Верховного суда, а также всех общих и арбитражных судов, преимущественно составляющих судебную систему Российской Федерации;
- Созывает и возглавляет Пленум Верховного суда, в том числе посредством планирования его работы и формирования повестки дня;
- Распределяет служебные обязанности между собственными заместителями, а также между судьями Верховного суда;
- Представляет Президенту РФ кандидатов в судьи Верховного суда, в том числе замещающих должности заместителя председателя, председателей судебных коллегий, и т.д.;
- После формирования назначает судебные составы внутри судебных коллегий Верховного суда в РФ, а также определяет председателей соответствующих составов.
Кроме того, следует обратить внимание на то, что в отличие от правового статуса председателей иных судов, председатель Верховного суда вправе не только обеспечивать организации соответствующего суда, но и оказывать воздействие на другие суды посредством представления Президенту кандидатов на должности судей федеральных судов общей юрисдикции и федеральных судов.
В общих чертах они отмечены в статье 35 ФКЗ «О судах» в Российской Федерации. Председательствующий судья осуществляет полномочия судьи, а также процессуальные обязанности, которые установлены конституционными федеральными законами. Им осуществляются следующие функции:
- организуется работа суда;
- устанавливаются правила внутреннего распорядка на базе типовых правил, которые утверждены Советом судей РФ, а также контролируется их четкое выполнение.
Именно председательствующий судья распределяет между заместителями председателя обязанности, организует работу по повышению ими профессиональной квалификации. Он ведет общее руководство функционированием аппарата суда, включая назначение и освобождение от должности сотрудников.
Решение о премировании сотрудников аппарата, привлечении их к дисциплинарному взысканию принимается комиссией в составе председательствующей судьи . Также он постоянно информирует коллег о собственной деятельности и выполняет иные полномочия по организации работы.
Председательствующий и коллегия судей ведут личный прием граждан, рассматривают жалобы, заявления, предложения.
Для совершенствования работы председатель анализирует вместе с коллегами судебную практику, ведет статистику. Он вносит представления в государственные ведомства. Попробуем дать конкретное определение.
Председательствующий — судья, руководящий судебным заседанием в случае коллегиального рассмотрения уголовного дела.
Он вносит представления должностным лицам и общественным объединениям о выявленном нарушении отечественного законодательства, обеспечивает работников аппарата необходимой правовой информацией.
Без правильной организации невозможно полное, быстрое, правильное рассмотрение судебных дел, выполнение иных задач, которые стоят перед органом судебной власти.
Принципы распределения обязанностей по разрешению дел следующие:
- зональный (территориальный), при котором каждый судья занимается рассмотрением уголовных и гражданских дел только на территории, закрепленной за ним;
- функциональный (предметный), при котором предполагается разделение по сферам деятельности: уголовные, гражданские, совершенные подростками;
- предметно-зональный, который предполагает закрепление гражданских, уголовных дел в рамках микрорайона, территории;
- без зональный, при котором судьи анализируют лишь уголовные дела по поручению председателя суда, а гражданские иски — только в тех случаях, когда они поступили в рамках приема населения.
Проводится прием председателем, другими сотрудниками аппарата в определенное время, которое подходит для населения. Каждым судьей ведется строгий учет принимаемых посетителей. В канцелярии (приемной) размещаются специальные стенды, на которых находятся разнообразные судебные документы.
Систематически проводятся обобщения судебной практики, целью которой является повышение качества работы подобных органов.
Такая работа предполагает выделение предмета изучения, анализ судебных дел, составление программы, продумывание выводов, обсуждение, а также мероприятия по внедрению полученных результатов, избавлению от обнаруженных недостатков. В любом районном суде осуществляется статистическая ответственность.
Председатель районного суда, его права и обязанности.
В свою очередь государственные органы, общественные объединения и должностные лица обязаны выполнять требования и распоряжения судей, связанные с осуществлением судебной деятельности, своевременно реагировать на их представления и отвечать на запросы. Судьи вправе ставить на обсуждение советов и конференций судей вопросы, представляющие интерес для судейского сообщества, а также вносить непосредственно в Верховный Суд РФ предложения о даче разъяснений, касающихся применения законодательства.
Улучшению качественного состава судей, стимулированию роста их профессиональной квалификации, повышению ответственности за укрепление законности, охрану интересов общества и прав граждан призвана способствовать квалификационная аттестация, которую должны проходить все судьи, в том числе районные.
- соблюдать Конституцию Российской Федерации;
- поддерживать свою квалификацию на должном уровне;
- качественно выполнять обязанности, установленные трудовым договором;
- придерживаться служебного распорядка;
- при выполнении работы принимать во внимание права и интересы клиентов;
- не придавать огласке сведения, касающиеся судебных дел;
- беречь государственное имущество, предоставленное на время работы;
- предоставлять сведения о смене гражданства Российской Федерации в день получения документального подтверждения.
Работа помощника судьи — напряженное и ответственное дело. Приходится постоянно готовить документацию для отчетов о текущих процессах. Искать материалы, которые помогут судье успешно разрешить дело. Заниматься организацией переговоров, слушаний и предварительных заседаний. Иногда приходится выполнять обязанности секретаря или сотрудничать с несколькими судьями, что вносит путаницу в рабочий процесс.
- — осуществляет подбор нормативно-правовых актов, необходимых для рассмотрения дел;
- — осуществляет контроль за сбором и анализом данных для составления статистического отчета, оказывает помощь в составлении статистических отчетов;
- — осуществляет контроль по делам, рассмотрение которых отложено или приостановлено;
- — готовит материалы для докладов и выступлений;
- — выполняет поручения судьи при проведении служебных проверок;
- — проводит запись граждан на личный прием к судье, осуществляет организационное сопровождение приема;
- — готовит проекты ответов на обращения, поступившие в адрес судьи (за исключением жалоб и заявлений, поступивших в соответствии с процессуальными нормами), с последующим докладом судье;
- — выполняет иные поручения судьи.
- 3. Ведущий специалист.
- — распределение работы между работниками канцелярии суда и контроль за исполнением ими своих обязанностей; регистрация и распределение поступившей корреспонденции; учет явки на работу и ухода с работы сотрудников аппарата суда;
- — ведение нарядов и журналов;
- — контроль за ведением документов первичного статистического учета, правильное и своевременное составление статистических отчетов;
- — своевременное направление дел с кассационными, частными жалобами и протестами в вышестоящий суд; учет и регистрация поступающих в суд предложений, заявлений, жалоб, контроль за сроками их исполнения;
- — ведение книги приказов и распоряжений по суду, личных дел и карточек учета на сотрудников суда; обеспечение сохранности и правильности заполнения трудовых книжек сотрудников суда;
- — учет юридической литературы, поступающей в суд;
- — организация работы по учету и хранению гражданских,
- Замещать иные государственные должности;
- Принадлежать к политическим партиям и публично выражать своё отношение к политическим партиям;
- Заниматься предпринимательской деятельностью или другой какой-нибудь оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности, занятие которой не должно препятствовать исполнению обязанностей судьи;
- открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках;
- Получать в связи с осуществлением полномочий судьи не предусмотренные законодательством РФ вознаграждения от физических и юридических лиц;
- Иметь гражданство другого государства; выезжать в служебные командировки за пределы территории Российской Федерации за счет средств физических и юридических лиц, за исключением служебных командировок, и др.
3. Основные права и обязанности судей, работников суда, а также администратора суда3.1. Судья, работник суда, администратор суда имеют право на:
— работу, отвечающую профессиональной подготовке и квалификации;
— производственные и социально-бытовые условия, обеспечивающие безопасность и соблюдение требований гигиены труда;
— профессиональную переподготовку и повышение квалификации;
— охрану труда;
— оплату труда в размере, установленном действующим законодательством, а также премирование по результатам работы;
— отдых, который обеспечивается предоставлением еженедельных выходных дней, праздничных нерабочих дней и оплачиваемых ежегодных отпусков;
— пособия по социальному страхованию, социальное обеспечение по возрасту, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством;
— отпуск без сохранения заработной платы согласно действующему законодательству;
— возмещение вреда, причиненного его здоровью и имуществу в связи с исполнением служебных обязанностей;
— непосредственное обращение (в установленном порядке) к председателю суда и его заместителям.
При характеристике статуса (правового положения) судей весьма важно иметь в виду, что он (статус) в принципе является единым для всех судей, независимо от того, в каком суде они работают. Но данное положение не означает, что судьи, работающие во всех судах, поставлены в абсолютно одинаковые условия. Согласно Конституции РФ (ч. 2 ст. 118) судебная власть в РФ осуществляется посредством четырех видов судопроизводства: конституционного, гражданского, административного и уголовного.
Различия в статусах существуют, поскольку не может быть полного тождества в полномочиях судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, военного, общей юрисдикции и т. д. У них свои участки работы, а следовательно, свой круг полномочий. Различия правого положения судей допускается только в случае, если оно установлено законом.
Чтобы попасть на данную должность, человек обязательно должен иметь высшее юридическое образование. Оно может быть получено как в очной, так и в заочной форме. Стаж работы по полученной специальности — не менее четырех лет. Если же соискатель ранее занимал должность государственного служащего, то требуемый стаж сокращается до двух лет.
Если вы хотите устроиться на работу на указанную должность, то наверняка интересуетесь, чем же отличаются обязанности в разных категориях судов. Ответ на данный вопрос очень простой. Так, помощник мирового судьи будет заниматься делами, которые находятся в компетенции данного органа. Это споры гражданского характера, связанные с алиментными обязательствами, наследственным правом, бракоразводным процессом, оспариванием действительности заключенных договоров и т. д. Сюда же относятся и уголовные дела небольшой степени тяжести (побои, причинение легкого вреда здоровью, угроза убийства).
Председатель районного суда, его права и обязанности.
В свою очередь государственные органы, общественные объединения и должностные лица обязаны выполнять требования и распоряжения судей, связанные с осуществлением судебной деятельности, своевременно реагировать на их представления и отвечать на запросы. Судьи вправе ставить на обсуждение советов и конференций судей вопросы, представляющие интерес для судейского сообщества, а также вносить непосредственно в Верховный Суд РФ предложения о даче разъяснений, касающихся применения законодательства.
Улучшению качественного состава судей, стимулированию роста их профессиональной квалификации, повышению ответственности за укрепление законности, охрану интересов общества и прав граждан призвана способствовать квалификационная аттестация, которую должны проходить все судьи, в том числе районные.
- соблюдать Конституцию Российской Федерации;
- поддерживать свою квалификацию на должном уровне;
- качественно выполнять обязанности, установленные трудовым договором;
- придерживаться служебного распорядка;
- при выполнении работы принимать во внимание права и интересы клиентов;
- не придавать огласке сведения, касающиеся судебных дел;
- беречь государственное имущество, предоставленное на время работы;
- предоставлять сведения о смене гражданства Российской Федерации в день получения документального подтверждения.
Работа помощника судьи — напряженное и ответственное дело. Приходится постоянно готовить документацию для отчетов о текущих процессах. Искать материалы, которые помогут судье успешно разрешить дело. Заниматься организацией переговоров, слушаний и предварительных заседаний. Иногда приходится выполнять обязанности секретаря или сотрудничать с несколькими судьями, что вносит путаницу в рабочий процесс.
- — осуществляет подбор нормативно-правовых актов, необходимых для рассмотрения дел;
- — осуществляет контроль за сбором и анализом данных для составления статистического отчета, оказывает помощь в составлении статистических отчетов;
- — осуществляет контроль по делам, рассмотрение которых отложено или приостановлено;
- — готовит материалы для докладов и выступлений;
- — выполняет поручения судьи при проведении служебных проверок;
- — проводит запись граждан на личный прием к судье, осуществляет организационное сопровождение приема;
- — готовит проекты ответов на обращения, поступившие в адрес судьи (за исключением жалоб и заявлений, поступивших в соответствии с процессуальными нормами), с последующим докладом судье;
- — выполняет иные поручения судьи.
- 3. Ведущий специалист.
- — распределение работы между работниками канцелярии суда и контроль за исполнением ими своих обязанностей; регистрация и распределение поступившей корреспонденции; учет явки на работу и ухода с работы сотрудников аппарата суда;
- — ведение нарядов и журналов;
- — контроль за ведением документов первичного статистического учета, правильное и своевременное составление статистических отчетов;
- — своевременное направление дел с кассационными, частными жалобами и протестами в вышестоящий суд; учет и регистрация поступающих в суд предложений, заявлений, жалоб, контроль за сроками их исполнения;
- — ведение книги приказов и распоряжений по суду, личных дел и карточек учета на сотрудников суда; обеспечение сохранности и правильности заполнения трудовых книжек сотрудников суда;
- — учет юридической литературы, поступающей в суд;
- — организация работы по учету и хранению гражданских,
- Замещать иные государственные должности;
- Принадлежать к политическим партиям и публично выражать своё отношение к политическим партиям;
- Заниматься предпринимательской деятельностью или другой какой-нибудь оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности, занятие которой не должно препятствовать исполнению обязанностей судьи;
- открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках;
- Получать в связи с осуществлением полномочий судьи не предусмотренные законодательством РФ вознаграждения от физических и юридических лиц;
- Иметь гражданство другого государства; выезжать в служебные командировки за пределы территории Российской Федерации за счет средств физических и юридических лиц, за исключением служебных командировок, и др.
3. Основные права и обязанности судей, работников суда, а также администратора суда3.1. Судья, работник суда, администратор суда имеют право на:
— работу, отвечающую профессиональной подготовке и квалификации;
— производственные и социально-бытовые условия, обеспечивающие безопасность и соблюдение требований гигиены труда;
— профессиональную переподготовку и повышение квалификации;
— охрану труда;
— оплату труда в размере, установленном действующим законодательством, а также премирование по результатам работы;
— отдых, который обеспечивается предоставлением еженедельных выходных дней, праздничных нерабочих дней и оплачиваемых ежегодных отпусков;
— пособия по социальному страхованию, социальное обеспечение по возрасту, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством;
— отпуск без сохранения заработной платы согласно действующему законодательству;
— возмещение вреда, причиненного его здоровью и имуществу в связи с исполнением служебных обязанностей;
— непосредственное обращение (в установленном порядке) к председателю суда и его заместителям.
При характеристике статуса (правового положения) судей весьма важно иметь в виду, что он (статус) в принципе является единым для всех судей, независимо от того, в каком суде они работают. Но данное положение не означает, что судьи, работающие во всех судах, поставлены в абсолютно одинаковые условия. Согласно Конституции РФ (ч. 2 ст. 118) судебная власть в РФ осуществляется посредством четырех видов судопроизводства: конституционного, гражданского, административного и уголовного.
Различия в статусах существуют, поскольку не может быть полного тождества в полномочиях судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, военного, общей юрисдикции и т. д. У них свои участки работы, а следовательно, свой круг полномочий. Различия правого положения судей допускается только в случае, если оно установлено законом.
Основные права и обязанности судей
Для выполнения своих задач по осуществлению правосудия и других функций судьи обладают властными полномочиями, которые определяются в законодательном порядке.
Судьи судов основного звена имеют право: требовать от отдельных должностных лиц и граждан исполнения распоряжений, связанных с осуществлением возложенных на них обязанностей; вносить представления в государственные органы, общественные объединения и должностным лицам об устранении нарушений закона или причин и условий, способствовавших совершению правонарушений; запрашивать информацию от государственных и общественных органов, научных учреждений и информационных центров.
В свою очередь государственные органы, общественные объединения и должностные лица обязаны выполнять требования и распоряжения судей, связанные с осуществлением судебной деятельности, своевременно реагировать на их представления и отвечать на запросы. Судьи вправе ставить на обсуждение советов и конференций судей вопросы, представляющие интерес для судейского сообщества, а также вносить непосредственно в Верховный Суд РФ предложения о даче разъяснений, касающихся применения законодательства.
В то же время судьи имеют ряд обязанностей .
При рассмотрении гражданских, уголовных дел и дел об административных правонарушениях они должны точно исполнять требования законов, способствовать созданию условий для реализации прав и свобод, предоставленных лицам, участвующим в разбирательстве дел, обеспечивать высокую культуру и воспитательное воздействие судебной деятельности, быть справедливыми и гуманными. Судьи обязаны повышать уровень профессиональных знаний, изучать и обобщать судебную практику, участвовать в работе по повышению правовых знаний работников аппарата судов.
При выполнении своих обязанностей в суде, а также во внеслужебных отношениях судьи должны избегать всего, что могло бы причинить ущерб авторитету правосудия, достоинству судьи или вызвать сомнение в его объективности и беспристрастности.
Улучшению качественного состава судей, стимулированию роста их профессиональной квалификации, повышению ответственности за укрепление законности, охрану интересов общества и прав граждан призвана способствовать квалификационная аттестация, которую должны проходить все судьи, в том числе районные.
Судьи не вправе разглашать тайну совещания судей и сведения, полученные при проведении закрытых судебных заседаний.
В последнее время в состав районного суда входят должностные лица, именуемые помощниками судей . Их основная функция заключается в непосредственном обеспечении успешного выполнения судьями своих полномочий. Они вправе: использовать все судебные материалы, получать необходимые для работы сведения, осуществлять иную деятельность по поручению судьи. К их обязанностям относятся: изучение жалоб, заявлений, дел и внесение по ним предложений; дача заключений по спорным вопросам применения законодательства; подготовка проектов судебных постановлений по делам и иным документам, находящимся в производстве у судьи; участие в приеме судьей граждан и представителей юридических лиц и т. п.
Судьи занимают привилегированное положение в любой стране. Их работа требует высокого уровня профессионализма и честности. Так как от их решений зависят судьбы людей, то государство, предоставляя привилегии, требует от судей соответствующих обязательств. Для этого созданы законы и правила, в которых прописаны основные права и обязанности судей.
Мировой суд представляет собой инстанцию первого (нижнего) уровня. Мировой судья занимается разбирательством гражданских, административных и уголовных дел. Он должен отвечать следующим квалификационным требованиям:
- образование — высшее юридическое;
- опыт работы не менее 5 лет;
- возраст не менее 25 лет.
Несмотря на то что требования к председателям таких инстанций самые низкие, по сравнению с другими, занять пост мирового судьи может только высококвалифицированный специалист. Все дело в том, что число судейских мест ограниченно законом. И чтобы занять пост судьи, нужно дождаться, когда предыдущий уйдет в отставку или будет снят с занимаемого поста. назначается на должность решением квалификационной коллегией судей и указом президента. В обязанности районных судей входит:
- заниматься бракоразводными процессами, при условии, что в семье нет несовершеннолетних детей;
- выдача судебного приказа;
- осуществлять справедливый раздел совместного имущества между сторонами бракоразводного процесса, при этом сумма имущества, подлежащего разделу, не должна превышать 100 000 рублей;
- другие семейные дела, кроме процессов об оспаривании отцовства или материнства, лишении родительских прав и усыновлении детей;
- при условии, что стоимость этого имущества не превышает 100 000 рублей;
- споры между работодателем и работником, кроме случаев, когда истец требует восстановления на прежнее рабочее место.
Однако в обязанности судьи входит рассмотрение не всех гражданских, уголовных и административных дел. Более серьезные судебные процессы рассматривает вышестоящая инстанция. Мировой судья не рассматривает дело, если:
- превышает 100 000 рублей;
- по уголовным делам, наказание по которым составляет лишение свободы более трех лет;
- бракоразводные процессы по разделу имущества, стоимость которых превышает 100 000 рублей;
- лишение родительских прав и усыновление детей;
- бракоразводные дела при наличии у супругов несовершеннолетних детей.
Эти дела рассматриваются в районном, областном или Верховном суде. Мировой суд осуществляет правосудие только определенный район. На этот район и распространяются его полномочия. На территории должно проживать от 15 до 23 тыс. человек. Если население менее 15 тыс. человек, за судьей закрепляется один участок (район). Если в районе проживает большее число граждан, то назначается еще один судья.