Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «В России отменён запрет на приватизацию земель в водоохранных зонах». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Но чиновники не ограничиваются перечнем оснований для отказа, который определен действующим законодательством. И довольно часто выносятся неправомерные отказы, которые, тем не менее, формально могут быть истолкованы как обоснованные. Чаще всего люди, желающие приватизировать надел, сталкиваются со следующей отказной мотивировкой.
Основания для отказа в приватизации участка
Земельным законодательством предусматривается строго определенный перечень оснований для отказа в приватизации земельного участка (далее – «ЗУ»).
- Участок расположен в красных линиях. То есть он располагается на территории общего пользования (включая лесопарковые зоны), в том числе в пределах ЛЭП, коммуникационных сетей связи, трубопроводов, железных, автомобильных и пешеходных дорог, проездов и проходов.
- ЗУ полностью или частично расположен в природоохранной зоне. Это может быть территория заповедника и пр.
- Участок располагается в зоне, которая в недалеком будущем будет отнесена к особо охраняемым или подвергнута реорганизации.
- ЗУ частично или полностью располагается на территории частного владения физического или юридического лица.
- На участок или зону его расположения наложено ограничение или исключение из оборота.
- ЗУ располагается на территории земель, входящих в государственный резервный перечень и может потребоваться для реализации государственных (муниципальных) проектов.
- Участок запрещен к выкупу, иной передаче в частную собственность действующим федеральным законом или муниципальным правовым актом.
- На участке возведена незаконная постройка.
Основания для отказа в приватизации участка
Земельным законодательством предусматривается строго определенный перечень оснований для отказа в приватизации земельного участка (далее – «ЗУ»).
- Участок расположен в красных линиях. То есть он располагается на территории общего пользования (включая лесопарковые зоны), в том числе в пределах ЛЭП, коммуникационных сетей связи, трубопроводов, железных, автомобильных и пешеходных дорог, проездов и проходов.
- ЗУ полностью или частично расположен в природоохранной зоне. Это может быть территория заповедника и пр.
- Участок располагается в зоне, которая в недалеком будущем будет отнесена к особо охраняемым или подвергнута реорганизации.
- ЗУ частично или полностью располагается на территории частного владения физического или юридического лица.
- На участок или зону его расположения наложено ограничение или исключение из оборота.
- ЗУ располагается на территории земель, входящих в государственный резервный перечень и может потребоваться для реализации государственных (муниципальных) проектов.
- Участок запрещен к выкупу, иной передаче в частную собственность действующим федеральным законом или муниципальным правовым актом.
- На участке возведена незаконная постройка.
Это предельный перечень оснований для отказа. При этом основания, по которым отказывают в приватизации квартиры (о них читайте здесь), в данном случае действуют лишь частично:
- гражданин однажды уже приватизировал ЗУ;
- участок не имеет определенных границ (о межевании можно узнать здесь);
- не соблюдение формальных требований к приватизации (участок ранее не передавался гражданину);
- отсутствуют определенные документы, необходимые для приватизации участка;
- не соблюдение регламента приватизации (о нем можно узнать из этой статьи).
Кто вправе приватизировать
Чаще всего земельные участки сразу приватизируются застройщиками и затем передаются в долевую собственность владельцам квартир. Это если мы говорим о новых домах. Если же вы живете в старом доме, а придомовая территория не была оформлена в собственность, то этим могут заняться сами жильцы.
Участвовать в процедуре приватизации территории под МКД не обязательно должны все собственники жилья. Инициировать переоформление земли под многоквартирным домом могут:
- группа владельцев недвижимости;
- компания-застройщик;
- отдельный собственник;
- управляющая компания либо доверенное лицо, действующее по поручению собрания владельцев недвижимого имущества;
- единое собрание всех собственников квартир в МКД.
Что такое водные объекты общего пользования?
Итак, начнём с определения, что же такое «водные объекты общего пользования»? Для этого посмотрим в статью 6 Водного кодекса РФ. Там сказано, что под водными объектами общего пользования (или общедоступными водными объектами) понимаются поверхностные водные объекты, которые находятся в государственной или муниципальной собственности. Для то чтобы написанное юридическим языком определение стало более понятным, разберём его на части и поясним каждую из них.
Для начала нужно разобраться с тем, что же скрывается за словосочетанием «поверхностные водные объекты». Ответ найдём в статье 5 Водного кодекса. К ним относятся следующие виды водных объектов:
- моря или их отдельные части (проливы, заливы, бухты, лиманы и др.);
- водотоки: реки, ручьи, каналы;
- водоемы: озера, пруды, обводненные карьеры, водохранилища;
- болота;
- родники, гейзеры;
- ледники, снежники.
Что же касается указания на то, что такие водные объекты находятся в государственной или муниципальной собственности, то тут всё просто. Это значит, что такой водный объект находится не в частной собственности определённого гражданина или компании, а принадлежит Российской Федерации, её субъекту (краю, области, республике и т.д.) или муниципальному образованию (городскому или сельскому поселению, городскому округу и др.). Таких объектов довольно много.
И последнее: почему такие водные объекты называются «общедоступными»? Это связано с тем, что доступ к таким водным объектам имеет каждый гражданин, который вправе использовать их бесплатно для личных и бытовых нужд, то есть купаться, использовать для питья, плавать на лодках и пр.
Несмотря на это, законами могут устанавливаться различные ограничения их использования, такие как запрет на купание, водопой, забор воды для питья и использования в хозяйственной деятельности и др. Органы местного самоуправления должны сообщать о таких ограничениях, размещая эту информацию в местных СМИ, а также на указателях и табличках, размещаемых вдоль берега водоёма.
Статья 36. Земли, не подлежащие передаче в частную собственность.
Статья 36. Земли, не подлежащие передаче в частную собственность.
1. Запрещается передавать в собственность граждан и юридических лиц земельные участки:
а) объектов исторического и культурного наследия, изъятые из хозяйственного пользования;
б) государственных природных заповедников, природных парков, дендрологических парков, ботанических садов, а также зарезервированных для этих целей территорий;
в) охранных зон строгого режима округа санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей (территории, где выходят на поверхность минеральные воды, расположены месторождения лечебных грязей, минеральные озера, воду которых используют для лечебных целей), пляжи;
г) занятые домами отдыха, пансионатами, санаториями, стационарными спортивно-оздоровительными комплексами, детскими спортивными и оздоровительными лагерями, туристическо-оздоровительными лагерями, туристическими базами, домами рыбаков и охотников;
д) из особо ценных земель сельскохозяйственного назначения области, используемые для исследовательских, опытных целей, испытания сортов сельскохозяйственных культур, производства сортов высших репродукций, пропаганды передового опыта;
е) лесного фонда, кроме древесно-кустарниковой растительности, расположенной на землях сельскохозяйственного назначения, в том числе предоставленных для садоводства и личного подсобного хозяйства;
з) государственных мелиоративных систем;
и) занятые энергетическими системами, объектами связи, добывающей промышленности, топливно-энергетического комплекса, транспортными сооружениями, приватизация которых не допускается федеральным законодательством;
к) залегания полезных ископаемых, кроме общераспространенных, не зарегистрированных в государственном реестре;
л) подвергшиеся радиоактивному заражению и химическому загрязнению, биогенному заражению;
м) занятые сельскими пастбищами, скотопрогонами, колодцами, родниками общего пользования, местами водопоя и другие (земли общего пользования) по усмотрению сельского схода граждан;
н) земель общего пользования поселений (площади, улицы, дороги, набережные, парки, скверы, сады, бульвары, пляжи и другие территории общего пользования), предназначенные для удовлетворения общественных нужд населения;
о) научно-исследовательских учреждений, учреждений высшего, среднего и начального профессионального образования, общеобразовательных учреждений и учреждений культуры, здравоохранения, физкультуры и спорта, опытно-производственных, племенных, семеноводческих хозяйств, находящихся в государственной или муниципальной собственности;
п) полосы отвода гидротехнических и других водо-хозяйственных сооружений;
р) полосы отвода автомобильных, железных дорог;
с) участки трубопроводного и другого транспорта общего пользования, линий электропередач, речных портов и вокзалов, аэродромов и аэропортов, сооружений навигационного обеспечения воздушного движения и судоходства, предприятий по ремонту речных и воздушных судов, а также отведенные (зарезервированные) для перспективного развития указанных видов транспорта;
т) инженерных коммуникаций, магистралей инженерной инфраструктуры, линий связи;
у) спорных территорий;
ф) закрытых административных образований, воинских и гражданских захоронений;
х) земель сельскохозяйственного назначения, кроме земельных участков реорганизованных сельскохозяйственных организаций, крестьянских (фермерских) хозяйств и земельных участков для садоводства, индивидуального жилищного и дачного строительства, личного подсобного хозяйства.
2. Не подлежат продаже или приватизации земельные участки, в отношении которых не имеется надлежащее оформленных документов о территориальных границах, сервитутах и обременениях (до их установления и оформления).
3. Запрещается приватизация земельных участков производственных объектов, запланированных к выносу за границу поселения или к переносу в другое место или подлежащих ликвидации.
Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Особенности приобретения недвижимости на берегу водоема
За время пандемии у россиян кардинально изменился жизненный уклад, поэтому многие стали задумываться о покупке собственного земельного участка за городом. И, конечно, гораздо приятнее поселиться в доме, расположенном на берегу моря, реки или озера. Однако не все знают об ограничениях, с которыми можно столкнуться при строительстве недвижимости на таких территориях. На что нужно обратить внимание при изучении этого вопроса, рассказали эксперты Федеральной кадастровой палаты Росреестра.
В первую очередь следует понимать, что согласно действующему законодательству, земельные участки, которые находятся в пределах береговой полосы, приобретать запрещено. Под береговой полосой подразумевается часть земель общего пользования, проходящая вдоль границы водного объекта. Ее ширина составляет 20 метров, за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья составляет не более десяти километров. Граждане вправе находиться в пределах береговой полосы, а также свободно передвигаться, осуществлять любительское рыболовство и причаливать к берегу. Однако возведение каких-либо построек на таких территориях не допускается.
При этом участки, расположенные за пределами береговой полосы, можно покупать, сдавать в аренду или строить на них объекты недвижимости при условии соблюдения всех санитарных и водоохранных требований и норм. Это значит, что на таком участке можно возвести жилой или садовый дом, но его необходимо оборудовать сооружениями, которые смогут обеспечить охрану водоемов от загрязнения, засорения, заиления или истощения вод.
К таким сооружениям относятся канализации, ливнеотводы, колодцы, дренажные установки, системы очистки воды. Выбор устройств здесь зависит от допустимых норм сбросов загрязняющих веществ, установленных в законодательстве об охране окружающей среды. Полный перечень сооружений указан в п. 16 ст. 65 Водного кодекса.
Вместе с тем действующее законодательство предусматривает установление зон с особым режимом использования территорий вблизи водных объектов: водоохранная зона и прибрежная защитная полоса водоемов общего пользования (п. 13-14 ст. 105 Земельного кодекса).
Эксперты учреждения напоминают, что к водоохранным зонам относятся территории, примыкающие к береговой линии водоема. На них действует специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности, необходимый для предотвращения истощения и загрязнения воды и берега, а также для сохранения среды обитания растений и животных.
Также в пределах таких зон существуют прибрежные защитные полосы, на которых действуют еще более строгие ограничения.
Важно! При покупке земельного участка вблизи водоемов необходимо обратить внимание на вид разрешенного использования и категорию земель, так как именно эти характеристики определяют вид деятельности, которую можно на нем вести. Кроме того, если участок входит в границы вышеперечисленных зон, то перед началом строительства необходимо дополнительно согласовывать некоторые моменты.
Определение границ водоохранной зоны и внесение сведений о них в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) имеет особое значение для защиты таких территорий. Это позволяет исключить риск возникновения нарушений при предоставлении юридическим и физическим лицам земельных участков, которые входят в границы таких зон, а также помогает защитить окружающую среду и водоемы.
Оперативно проверить, входит ли конкретный земельный участок в границы водоохранной зоны или прибрежной защитной полосы водоемов общего пользования можно с помощью сервиса «Публичная кадастровая карта» . Также общедоступные сведения об объектах недвижимости можно получить, заказав выписку из ЕГРН через онлайн-сервис Федеральной кадастровой палаты Росреестра или на официальном сайте Росреестра. Такой документ является источником достоверной и объективной информации о недвижимости.
Границы водоохранных зон и прибрежных защитных полос, в том числе их обозначение на местности информационными знаками, устанавливают территориальные органы Федерального агентства водных ресурсов или органы государственной власти субъектов России, в случаях, предусмотренных Правилами установления границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов, утвержденных п. 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 10.01.2009 № 17.
Как рассматривалось дело:
К таким делам важно правильно подготовиться.
В первую очередь доверитель отправился добывать архивы технической инвентаризации на домовладение.
Статья 209 КАС РФ требует указания в административном иске наименования, номер, дату принятия оспариваемого нормативного правового акта, источник и дату его опубликования.
Таких сведений в нашем распоряжении не было. Я попробовал найти информацию на сайте администрации, но без точных реквизитов это оказалось делом безнадёжным.
Пришлось делать отдельный запрос в администрацию города.
Приготовления заняли полгода. Когда собрали все необходимые материалы, обратились в суд.
Я подготовил административное исковое заявление, сформировал пакет документов и подал его в электронном виде через систему ГАС «Правосудие». Иск приняли без проблем.
Надежды на видеоконференц-связь не оправдались. В аппарате суда мне недвусмысленно дали понять, что рассчитывать не на что.
Доверитель решил, что одному идти в судебное заседание страшно, поэтому пришлось привлечь местного коллегу для поддержки.
На первом судебном заседании администрация заявила следующие возражения:
- В иске отсутствуют указания на нарушение законных прав и интересов административного истца.
- Мы пропустили срок на обращение с иском в суд (ссылка на 22 главу КАС РФ).
- Отсутствие нарушения законодательства при утверждении документации по планировке территории.
- Автомагистраль утверждена генеральным планом, поэтому без оспаривания генерального плана красные линии убирать нельзя.
По каждому пункту со ссылками на судебную практику я подготовил возражения и направил их в суд.
Также мной в письменном виде было заявлено ходатайство о допросе свидетелей. Доверитель смог обеспечить явку соседей, у которых земельные участки были приватизированы. Вопросы перед свидетелями изложил в письменном ходатайства.
Видимо для судьи это было в новинку, потому что моё ходатайство с упоминанием имени было отмечено в решении суда. Обычно так не делается.
Оспоримые основания для отказа в приватизации ЗУ
Но чиновники не ограничиваются перечнем оснований для отказа, который определен действующим законодательством. И довольно часто выносятся неправомерные отказы, которые, тем не менее, формально могут быть истолкованы как обоснованные. Чаще всего люди, желающие приватизировать надел, сталкиваются со следующей отказной мотивировкой.
- Недостаточно документов. Определенные бумаги могут быть утеряны или пришли в негодность. Органы, которые ответственны за них, могут быть уже расформированы, а архивы пропасть. Но при этом забывается, что чиновники в ряде случаев обязаны самостоятельно делать необходимые запросы.
- Ошибки в обработке сведений из отчетной документации. В итоге наблюдается расхождение между сданными документами и данными, которыми располагает муниципалитет. Несмотря на явную ошибку муниципалитета или 3-х лиц, «виновником» объявляется человек, желающий приватизировать ЗУ.
- На участке расположены незаконно возведенные строения. При этом власти не учитывают капитальность постройки. Ведь некапитальные конструкции не являются основанием к отказу в приватизации.
- Имеется задолженность по налогам, перед коммунальщиками. Это, как и в случае с квартирой, не может рассматриваться как основание для отказа в безвозмездной передаче земли на основании приватизации.
Если отказ госоргана по передаче в собственность оспорить можно
В большинстве случаев, отказ в приватизации земли членам СНТ необоснован или неправомерен. Его можно оспорить в суде. Чтобы понимать, правомерен или не правомерен отказ, надо попросить провести экспертизу документов у адвоката. Только специалист может ответить на вопрос, достаточно ли у Вас доказательств и правомерно ли поступила Администрация или иной орган, выдавший отказ. Во многих случаях, не права. И можно бороться в суде по защите ваших прав. Надо составить правильный иск и с приложением документов, доказывающих Ваши права, подать в суд. Лучше и во много раз более результативно, если судебную защиту будет вести тот же адвокат, который написал исковое заявление.
Обращайтесь к нам за помощью. У наших специалистов достаточный опыт работы с земельными вопросами.
Куда обращаться для решения проблемы
Если гражданин получил отказ в приватизации земельного участка, и считает такое решение необоснованным, ему следует подать соответствующее обращение в судебные органы. Конфликтные ситуации, связанные с такими случаями, рассматриваются районными судами, но если же в приватизации отказывают юридическим лицам, они должны подавать свое обращение в арбитражный суд.
Исковые требования каждой из сторон должны отражаться максимально отчетливо, и в частности, в процессе оформления иска нужно указывать ссылки на различные правовые нормы, нарушенные по мнению заявителя.
При этом стоит отметить, что в заявлении должен указываться полный перечень оснований, выступающих в качестве причины для отказа в предоставлении земельного участка, а также возможность реализации земельных участков без проведения торгов, если она предусмотрена.
Уполномоченные сотрудники государственных органов проводят детальную проверку предоставленной документации на протяжении месяца с момента поступления полного пакета бумаг на приватизацию.
Основания для бесплатной приватизации
Законодательство предусматривает два возможных варианта оформления прав собственности на земельный участок. Менее выгодным для будущего владельца становится выкуп земли, который осуществляется по кадастровой стоимости.
Основанием для запуска второго варианта – бесплатной приватизации – выступают:
- заключенный с муниципалитетом арендный договор или соглашение о бессрочном пользовании землей;
- выделение участка под один из двух видов разрешенного использования — ЛПХ или ИЖС;
- участие в так называемой дачной амнистии;
- право на получение социальных льгот от государства (для участников ВОВ, малоимущих, членов многодетных семей и т.д.);
- владение домом до 1991 года включительно;
- принадлежность участка к землям дачного кооператива, садоводческого товарищества или огородничества.
Данный перечень охватывает значительную часть земельных участков, находящихся под частными домами. Поэтому в большинстве случаев владелец жилья имеет право именно на бесплатную приватизацию земли.
Впервые термин «Садоводческое некоммерческое товарищество» (СНТ) был использован после принятия в 1998 году нового акта. Формулировка оказалась неточной, позднее были определены черты, по которым можно отличить некоммерческие товарищества.
СНТ — организация, созданная людьми добровольно. Есть собственное наименование, все уставные документы и управленческий орган. Все объединения проходят регистрацию в системе налоговой.
Участок СНТ — надел, выделенный людям под определенные цели. Например, посадку овощных/ягодных или иных культур, также возведение специальных хозяйственных построек. Правила эксплуатации такой земли содержатся в ЗК РФ и тексте ФЗ-66.
Землей СНТ люди пользуются благодаря:
- договору аренды или купли-продажи;
- праву полного пожизненного владения, возможно бессрочного пользования.
Также участники организации могут присвоить участки, став полноправными владельцами. Оформив документы, они обретают свободу производить сделки с новым имуществом: продать его, обменять, подарить кому-то, сделать залогом. Права арендатора прописаны в тексте договора аренды. Обычно это возможность возмездно использовать территорию на определенное время.
Страница отображения — Прокуратура Ненецкого автономного округа
Требования природоохранного законодательства при освоении и использовании береговой линии водных объектов
Порядок использования и охраны земель водного фонда определяется земельным и водным законодательством.
В соответствии со ст. 6 Водного кодекса РФ поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, то есть общедоступными водными объектами.
Каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд.
Полоса земли вдоль береговой линии водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования.
Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет двадцать метров, за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров. Ширина береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров, составляет пять метров.
В силу части 8 статьи 27 Земельного кодекса РФ запрещается приватизация земельных участков в пределах береговой полосы, установленной в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации, а также земельных участков, на которых находятся пруды, обводненные карьеры, в границах территорий общего пользования.
Согласно пункту 2 ст. 102 Земельного кодекса на землях, покрытых поверхностными водами, образование земельных участков не осуществляется.
- Таким образом, приватизация земель водного фонда, в том числе, земель в составе береговых линий водных объектов, запрещена в силу закона.
- Статьей 65 Водного кодекса РФ установлены требования к охране водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов.
- Водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.
- В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.
- Ширина водоохранной зоны рек или ручьев устанавливается от их истока для рек или ручьев протяженностью:
- 1) до десяти километров — в размере пятидесяти метров;
- 2) от десяти до пятидесяти километров — в размере ста метров;
- 3) от пятидесяти километров и более — в размере двухсот метров.
- Ширина прибрежной защитной полосы устанавливается в зависимости от уклона берега водного объекта и составляет тридцать метров для обратного или нулевого уклона, сорок метров для уклона до трех градусов и пятьдесят метров для уклона три и более градуса.
- Ширина прибрежной защитной полосы реки, озера, водохранилища, имеющих особо ценное рыбохозяйственное значение (места нереста, нагула, зимовки рыб и других водных биологических ресурсов), устанавливается в размере двухсот метров независимо от уклона прилегающих земель.
- В границах водоохранных зон допускаются проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды.
- В границах водоохранных зон запрещаются:
- 1) использование сточных вод в целях регулирования плодородия почв;
- 2) размещение кладбищ, скотомогильников, мест захоронения отходов производства и потребления, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ, пунктов захоронения радиоактивных отходов;
- 3) осуществление авиационных мер по борьбе с вредителями и болезнями растений;
- 4) движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие;
- 5) размещение автозаправочных станций, складов горюче-смазочных материалов (за исключением случаев, если автозаправочные станции, склады горюче-смазочных материалов размещены на территориях портов, судостроительных и судоремонтных организаций, инфраструктуры внутренних водных путей при условии соблюдения требований законодательства в области охраны окружающей среды и настоящего Кодекса), станций технического обслуживания, используемых для технического осмотра и ремонта транспортных средств, осуществление мойки транспортных средств;
- 6) размещение специализированных хранилищ пестицидов и агрохимикатов, применение пестицидов и агрохимикатов;
- 7) сброс сточных, в том числе дренажных, вод;