Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Подсчет сроков ответа на требование налоговой о представлении пояснений». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Налоговые инспекторы рассылают требования при камеральных, выездных проверках и других контрольных мероприятиях. Запрашивать документы и информацию они могут не только о вашем предприятии, но и о контрагентах.
Виды налоговых требований
Уведомление о невозможности представить документы — когда его подать в ИФНС?
В ходе проведения проверки налоговики могут запрашивать большой объем документов. Если налогоплательщик не может их предоставить в срок, нужно отправить в ИФНС письменное уведомление. Его нужно заполнять по форме, регламентированной Приказом ФНС от 24.04.2019 г. № ММВ-7-2/204.
При проведении камеральной и выездной проверки такое уведомление нужно направить не позже следующего дня после того, как было получено требование налоговиков представить документы.
На основании данного уведомления налоговая инспекция продлевает срок представления документов, но также может и отказать в этом. Тогда отказ она оформляет в виде отдельного решения, форма которого регламентирована Приказом ФНС от 07.11.2018 г. № ММВ-7-2/628.
Данное решение ИФНС принимает в течение 2-х рабочих дней с момента поступления уведомления от налогоплательщика (абз. 3 п. 3 ст. 93, п. 6 ст. 6.1 ТК РФ). Оно передается по ТКС в порядке, регламентированном Приказом ФНС от 16.07.2020 г. № ЕД-7-2/448.
ИФНС вправе, но не обязана продлить срок подачи налогоплательщиком документов по предъявленному ему требованию. Соответственно, нет никакой гарантии, что при подаче уведомления о продлении срок точно будет увеличен. Но данное уведомление в последующем поможет при судебном разбирательстве уменьшить штраф за несвоевременное представление документов.
Суды учитывают, что налогоплательщик обращался в ИФНС с ходатайством о продлении срока представления документов для проверки. Также они берут во внимание, принимала ли налоговая инспекция какое-то решение по данному вопросу и каково оно было (Письмо ФНС от 27.06.2017 г. № ЕД-4-2/12216).
Налоги и взносы, по которым не надо подавать Уведомления
Налоги и взносы, которые входят в ЕНП, но не требуют подачи уведомления.
Налоги и взносы | Срок подачи |
Налог на прибыль, если НЕ налоговый агент и не дивиденды иностранному контрагенту | НЕТ |
НДС | |
ПСН | |
Страховые взносы ИП за себя | |
Торговый сбор | |
НПД (по желанию) | |
АУСН* | |
Акцизы | |
НДПИ | |
Водный налог (по желанию) | |
Налог на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья (по желанию) | |
Налог на игорный бизнес |
Считаем срок ответа на требование ФНС
Срок для ответа на требование налоговой инспекции начинает течь со дня, следующего за днем получения требования и истекает в последний день срока. Для использования этой несложной формулы достаточно ответить на вопросы – что является днем получения требования и сколько дней всего налоговая дает для ответа.
Днём получения требования является день отправки квитанции о приеме требования, если Вы получили его в электронном виде: через оператора телекоммуникационных данных. В случае, если Вы получили требование на свой юридический адрес в бумажном виде, т.е. почтой, необходимо обратить внимание на конверт. Почта России отражает на штампе дату отправки, а датой получения по умолчанию считается шестой рабочий день после отправки этого письма. При этом не будет иметь значения, когда на самом деле Вы взяли в руки и распечатали письмо: отвечать придется в установленный независимо от Вас срок.
Определив дату получения, отсчитываем сроки направления ответа. Ответ на требование о предоставлении пояснений нужно дать в течение 5 рабочих дней со дня получения требования.
А вот ответ на требование о предоставлении документов (информации) зависит от основания истребования этих документов налоговым органом. Для удобства приведем таблицу.
Нашу статью начнем с судебного примера — сразу оговорюсь, компания в споре проиграла. Итак:
Федеральное государственное казенное учреждение «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации (сокращенно — ФГКУ «ДВТУИО» Минобороны РФ) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 11 по Приморскому краю о признании недействительным решения от 1 августа 2019 года № 4132. Документом указанное учреждение привлекалось к ответственности по пункту 1 статьи 129.1 НК РФ — неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые в соответствии с НК РФ это лицо должно сообщить налоговым контролерам.
Обосновывая свои требования, казенное учреждение ссылалось на то, что в рамках проводимой камеральной проверки юридическое лицо предоставило ревизорам все требуемые документы и пояснения по каждому объекту налогообложения. Когда от ИФНС поступило еще одно требование, выставленное по тем же основаниям, в отношении тех же объектов и по тем же причинам, учреждение направило ответ, в котором указало, что инспекторы требуют объяснения и документы, ранее уже представленные по аналогичному требованию. Ответ учреждения был составлен и направлен в срок, установленный пунктом 3 статьи 93 НК РФ. Документы и переписка, соответственно, прилагаются.
ИФНС № 11 по Приморскому краю возражала против заявленных требований, указывая на тот факт, что заявителю направлялись два разных требования, на каждое из которых необходимо было дать самостоятельный ответ. В рассматриваемом случае — пояснение в пределах срока, установленного абзацем 1 пункта 3 статьи 88 НК РФ.
Также налоговый орган сослался на тот факт, что регистрация учреждением в своем внутреннем учете исходящей корреспонденции письма и присвоение ему исходящего номера в пределах срока, установленного абзацем 1 пункта 3 статьи 88 НК РФ, не означает его своевременного направления ревизорам. В соответствии с данными Почты России трек-номер отправлению присвоен позже срока ответа проверяющему органу, установленному Налоговым кодексом.
Данные факты подтверждены документами, которые суд изучил в ходе рассмотрения дела и дал им надлежащую оценку в вынесенном решении.
Итак, заявителю было отказано в удовлетворении требований. Решение суда первой инстанции поддержали апелляционная и кассационная инстанции, оставив его без изменений, а жалобы без удовлетворения — решение от 14 февраля 2020 года по делу А51-25211/2019, вынесенное АС Приморского края, Постановление АС Дальневосточного округа от 31 июля 2020 года № Ф03-2743/2020 по делу № А51-25211/2019.
Ошибка заявителя, из-за которой и было вынесено такое решение, — в несоблюдении сроков направления ответа налоговикам. Давайте подробнее рассмотрим, в какие же сроки необходимо отвечать налоговой инспекции, если она обратила на вас свое всевидящее око.
Какие документы в ИФНС можно не представлять
Инспекторы вправе запросить у юрлица только те документы, на основании которых оно рассчитывает, уплачивает сборы, налоги, а также документы, подтверждающие своевременность и правильность исполнения фирмой налоговых обязательств. В первую очередь, это товарные накладные и счета-фактуры.
Если в документах нет информации по исчислению и уплате налогов, то компания вправе их не представлять. В число таких документов входят: отчеты, аналитические справки, различные таблицы, объяснения причин убытков, не являющиеся налоговыми регистрами документы и т.п. Более того, если организация, руководствуясь правилами ведения бухучета и учетной политикой, не ведет некоторые регистры бухучета, то привлечение ее к ответственности за их непредставление неправомерно.
Форма, порядок, способ передачи требования
Обязанности по направлению требования к плательщику возложены на тот налоговый орган, в котором плательщик-должник зарегистрирован.
Независимо от того, является ли должник физическим лицом, юридическим лицом, или состоит в участниках консолидированной группы. В последнем случае требование направляется уполномоченному ответственному участнику этой группы.
Существует несколько способов передачи требования плательщику:
- лично;
- путем отправки почтового отправления;
- через кабинет налогоплательщика на официальном сайте;
- через интернет в электронной форме.
При этом если должником является организация, то требование передается руководителю или тому, кто его представляет. Если должник – физическое лицо, то требование передается ему или его законному представителю. Почтовое отправление представляет собой заказное письмо, которое считается врученным по истечении шести дней с момента отправки.
Порядок отправки требования в электронном виде представляет собой первичное формирование документа в письменном виде, последующее формирование такого же документа в электронном виде, подписание его усиленной квалифицированной подписью ответственного лица (обычно это руководитель налогового органа или того, кто его заменяет).
Направляется электронное требование на адрес плательщика через интернет с фиксированием даты отправления.
Налоговый орган, отправивший уведомление в электронном виде, не позднее следующего дня обязан получить по тем же каналам, что и было отправлено требование (например, через электронную почту), следующие данные:
- уточнение и подтверждение правильности даты отправки;
- прием или отказ в приеме плательщиком, подтвержденные квалифицированной электронной подписью.
То есть плательщик со своей стороны обязан уведомить налоговый орган о том, получил ли он требование, принял ли его или нет. Если оснований для отказа нет, то отказ плательщика считается неправомерным, подлежит привлечению к ответственности плательщика-должника. Файл обмена должен иметь формат XML.
Налоговый орган при обнаружении недоимки со стороны плательщика направляет ему требование об уплате любым способом в течение трех месяцев или года (в отдельных случаях).
«Внерамочные» требования, «устрашающие» требования и требования по налоговым оговоркам
Истребование информации через «внерамочные» требования, «устрашающие» требования и требования по налоговым оговоркам в последнее время становится не просто трендом налогового контроля, а каким-то хайпом для проверяющих и рассматривать их необходимо вместе потому, что для данных требований в НК РФ имеется общая статья 93.1.
Хоть статья и одна, но полномочия налоговых органов по ней четко дифференцированы по объему запрашиваемых у компании документов в зависимости от проводимой в отношении ее контрагента формы налогового контроля:
- в ходе налоговых проверок налоговый орган вправе истребовать у компании документы (информацию), касающиеся деятельности его проверяемого контрагента компании или иных лиц (пункт 1 статьи 93.1 НК РФ);
- вне рамок проведения налоговых проверок проверяющий налоговый инспектор вправе истребовать лишь документы (информацию) в отношении конкретной сделки (пункт 2 статьи 93.1 НК РФ).
Срок для представления документов — 5 дней или 10 дней (зависит от основания истребования) со дня получения требования, но может быть продлен по после соответствующего уведомления от проверяемой компании.
Считаем срок ответа на требование ФНС
Главная / Полезная информация / Считаем срок ответа на требование ФНС
Срок для ответа на требование налоговой инспекции начинает течь со дня, следующего за днем получения требования и истекает в последний день срока. Для использования этой несложной формулы достаточно ответить на вопросы – что является днем получения требования и сколько дней всего налоговая дает для ответа.
Днём получения требования является день отправки квитанции о приеме требования, если Вы получили его в электронном виде: через оператора телекоммуникационных данных. В случае, если Вы получили требование на свой юридический адрес в бумажном виде, т.е.
почтой, необходимо обратить внимание на конверт. Почта России отражает на штампе дату отправки, а датой получения по умолчанию считается шестой рабочий день после отправки этого письма.
При этом не будет иметь значения, когда на самом деле Вы взяли в руки и распечатали письмо: отвечать придется в установленный независимо от Вас срок.
Определив дату получения, отсчитываем сроки направления ответа. Ответ на требование о предоставлении пояснений нужно дать в течение 5 рабочих дней со дня получения требования.
А вот ответ на требование о предоставлении документов (информации) зависит от основания истребования этих документов налоговым органом. Для удобства приведем таблицу.
при проведении камеральной налоговой проверки ст. 93, ст. 93.1, п. 6 ст. 101, п.5 ст.105.29 НК РФ) | 10 рабочих дней 20 рабочих дней (при налоговой проверке консолидированной группы налогоплательщиков) |
при истребовании документов в рамках встречной проверки (п.5 ст.93.1, п. 7 ст. 105.17 НК РФ) | 5 рабочих дней |
подтверждение обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов налогоплательщиком при реализации услуг иностранным гражданам (ст. 93, п. 3.10 ст. 165 НК РФ) | 20 календарных дней |
истребование документов, сведения из которых включены в реестры, указанные в п. 15 ст. 165 НК РФ и поданные для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0% и налоговых вычетов (ст. 93, п.п. 3.9, 5, 5.1, 6.1, 15 ст. 165 НК РФ) | 30 календарных дней |
при налоговой проверке иностранной организации, подлежащей постановке на учет в соответствии с п. 4.6 ст. 83 НК РФ; при истребовании документов по сделке между взаимозависимыми лицами (ст. 93, п. 6 ст. 105.17 НК РФ) | 30 рабочих дней |
выплата налогов в отношении доходов (при выплате доходов) по ценным бумагам, выпущенным российскими организациями, выплачиваемых иностранным организациям (ст. 214.8, 310.2 НК РФ) | 3 месяца |
Отметим, что зачастую вопрос о сроке ответа на требования не возникает, поскольку его основание и сроки предоставления ответа обычно указаны в тексте документа или вынесены сноской.
Требование не получено налогоплательщиком
[B=63]Нередко инспекторы направляют требования по адресу (например, юридическому), по которому компания фактически не находится. В результате налогоплательщик не получает требование, а инспекция привлекает его к ответственности по ст. 126 Налогового кодекса РФ и может отказать в возмещении НДС.
При таких обстоятельствах одни суды считают, что действия инспекции неправомерны (Постановления ФАС Северо-Кавказского от 18.09.09 по делу №А53-19396/2008 и Московского от 19.10.10 №КА-А40/12520-10 округов). Другие суды говорят о том, что налогоплательщики должны самостоятельно обеспечить своевременное получение корреспонденции (Постановления ФАС Московского от 22.12.09 №КА-А40/14170-09 и Поволжского от 24.03.09 по делу №А12-9659/2008 округов).
Случаи, когда требование получено незадолго до окончания камеральной или выездной проверки или в день ее завершения достаточно распространены на практике. По мнению судов, в подобной ситуации требование исполнению не подлежит (Постановления ФАС Московского от 22.03.11 №КА-А41/1283-11, Волго-Вятского от 27.02.12 по делу №А29-164/2011, Северо-Кавказского от 07.10.11 по делу №А53-23465/2010и Западно-Сибирского от 13.07.09 №ФО4-4038/2009(10171-А03-42)округов). Суды считают, что проверяющие не должны проводить анализ документов по окончании сроков проверки. Однако работники налоговых органов могут обосновать свои требования тем, что проанализировали они эти документы в оригиналах в ходе проверки (что чаще всего и происходит), а копии они требуют, как правило, для подтверждения нарушений. По мнению Минфина России, в такой ситуации налогоплательщик должен выполнить требование, поскольку Налоговый кодекс РФ не предусматривает оснований для оставления требования без исполнения (Письма от 13.02.08 №03-02-07/1-58 и от 17.01.08№03-02-07/1-19). Кроме того, выставлять требования за день или за несколько дней до завершения проверки не запрещено.
Какие санкции предусмотрены для нарушителей
Налогоплательщику, который обязан отчитываться перед ИФНС в электронном виде, но не обеспечил возможность получения от инспекции электронных документов, налоговики заблокируют счета в банке. То же самое случится, если данный налогоплательщик не направит налоговикам квитанцию о получении электронного требования (подп. 1.1 и подп. 2 п. 3 ст. 76 НК РФ; подробнее см. «Непредставление налогоплательщиком электронной квитанции о приеме документов из инспекции является основанием для блокировки счета»).
Получать требования из ИФНС и отправлять запрошенные документы через интернет
За отказ представить в срок истребованные в рамках проверки документы (которыми, по мнению инспекторов, налогоплательщик располагает) предусмотрен штраф на основании пункта 1 статьи 126 НК РФ. Его размер составляет 200 рублей за каждый непредставленный документ. Если же контрагент проверяемого налогоплательщика отказался направить запрошенные у него документы об этом налогоплательщике (при том, что такие документы есть в наличии), инспекторы выпишут штраф по пункту 2 статьи 126 НК РФ в размере 10 000 рублей.
Требование о представлении пояснений
Требование о представлении пояснений может направляться налогоплательщикам на основании ст. 25.14, 88, 105.29 НК РФ.
К примеру, требование о представлении пояснений направляется налогоплательщику по итогам камеральной проверки налоговой декларации, если в ее результате были выявлены ошибки или противоречия (п. 3 ст. 88 НК РФ).
Срок предоставления ответа на требование налоговых органов будет зависеть от основания, по которому требование было направлено.
Если налогоплательщику было направлено требование представить уведомление о контролируемых иностранных компаниях, ответить (т. е. представить такое уведомление) нужно в срок, указанный налоговым органом и составляющий не менее 30 рабочих дней с даты получения требования (п. 8 ст. 25.14 НК РФ).
Если требование направлено по итогам камеральной налоговой проверки, ответ на него нужно дать в течение 5 рабочих дней со дня получения требования (п.п.3, 6, 8.8 ст. 88 НК РФ).
Ответ на требование будет состоять во внесении необходимых исправлений (скажем, в подаче уточненной декларации), представлении уведомления о контролируемых иностранных компаниях или собственно в подаче пояснений в произвольной форме. В случае с пояснениями по НДС они должны быть направлены в формализованном виде в электронной форме.
Требование о представлении документов (информации)
Сроки направления ответа на требование о представлении документов (информации) зависят от основания для истребования документов (информации).
Например, документы, истребуемые при проведении налоговой проверки, в общем случае должны быть представлены в течение 10 рабочих дней со дня получения соответствующего требования (п. 3 ст. 93 НК РФ).
Систематизируем в таблице сведения о сроках ответа на требование о представлении документов (информации):
Основание направления требования о представлении документов (информации) | Срок представления документов (информации) со дня получения требования |
---|---|
ст. 93, ст. 93.1, п. 6 ст. 101 НК РФ (например, при проведении камеральной налоговой проверки) |
10 рабочих дней 20 рабочих дней (при налоговой проверке консолидированной группы налогоплательщиков) |
ст. 93, п.п. 3.9, 5, 5.1, 6.1 ст. 165 НК РФ (например, при налоговой проверки иностранной организации, подлежащей постановке на учет в соответствии с п. 4.6 ст. 83 НК РФ) | 30 календарных дней |
ст. 93, п. 15 ст. 165 НК РФ (например, в случае истребования документов, сведения из которых включены в реестры, указанные в п. 15 ст. 165 НК РФ и поданные для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0% и налоговых вычетов) | 20 календарных дней |
ст. 93, 214.8, 310.2 НК РФ (например, при истребовании документов, связанных с исчислением и уплатой НДФЛ по эмиссионным ценным бумагам) | 3 месяца |
ст. 93, п. 6 ст. 105.17 НК РФ (например, при истребовании документов по сделке между взаимозависимыми лицами) | 30 рабочих дней |
ст. 93, 93.1, п. 7 ст. 105.17 НК РФ (например, при истребовании документов в рамках встречной проверки) | 5 рабочих дней |