Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Логистика-2023: цены, решения, тренды». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Ограничения в деятельности предпринимателей, осуществляющих грузоперевозку, одинаковы для обеих форм бизнеса, зависят от выбранной ими специальной системы налогообложения и связаны в основном с количеством работников, единиц транспорта и совокупным годовым доходом.
Особенности сферы грузоперевозок
Чтобы определить, какую налоговую систему выбрать, нужно заранее учитывать расходы бизнеса. В сфере грузовых перевозок предполагают затраты на:
- сервисное обслуживание машин (ремонт, замена шин и так далее);
- амортизация;
- расходы на бензин;
- зарплата водителям, грузчикам и другим работникам;
- расходы на парковку, услуги связи и другие накладные затраты;
- оплата аренды автомобилей (если они не в собственности предпринимателя);
- страховые взносы — за сотрудников и за самого ИП;
- страховка автомобилей;
- налоги и другие обязательные платежи.
Какая система налогообложения выгоднее для грузоперевозок
Сравним условия и выгоду каждого вида налогообложения на конкретном примере.
ИП Васильев Петров Петрович занимается грузоперевозками в Москве на 3 транспортерах грузоподъёмностью до 3,5 тонн. У него работают 5 сотрудников с зарплатой 40 000 рублей. Финансовый аспект его деятельности выглядит так:
- Доход в год — 15 000 000 рублей.
- Расходы в год (в том числе зарплаты, бензин, ремонт, страхование и так далее) — 7 000 000 рублей в год.
- Взносы за работников — 720 000 рублей в год (уже входят в расходы).
- Взносы за самого себя — 40 874 рубля + процент от дохода, превышающего 300 000 рублей. Величина взноса будет зависеть от условий налогового режима. Так, например, при УСН Доходы доход сверх лимита облагается налогом в 1 %, а при патентной системе его рассчитывают не от фактической, а от потенциальной прибыли.
Разумный подход к поставкам
В 2022 году заказчики зачастую руководствовались принципом: главное – привезите. При этом стоимость доставки практически не имела значения. Задача стояла просто: доставить груз, который застрял, например, в порту Роттердама, или если его не получалось выкупить у поставщика напрямую. В результате, по разным оценкам, несмотря на просевший курс рубля, импорт в России подорожал в среднем на 30%. Эта надбавка – результат в том числе не всегда эффективных логистических решений.
В 2023 году рынок в целом насыщен, пришла пора более взвешенно и разумно подходить к планированию своих поставок в новых реалиях, которые уже более-менее понятны: нужно тщательнее отбирать логистических партнеров, сравнивать и выбирать по рынку наиболее эффективные решения и маршруты.
Поиск помещения и закупка оборудования
Затраты на открытие офиса транспортной компании, занимающейся международными перевозками довольно небольшие. В отличие от транспортной компании, занимающейся сборными грузами, в наличии склада необходимости нет.
Поэтому необходимо просто найти небольшое, но удобное помещение с возможностью доступа в интернет и подключения телефонии. Последнее особо важно, поскольку предстоит делать много звонков за пределы России – рекомендуем тщательно выбрать провайдера и определиться с тарифами на связь, чтобы в дальнейшем не тратить большие суммы на переговоры.
На текущий момент арендовать офис в городе-миллионнике для размещения 3-5 человек можно не дороже 20 000 рублей в месяц.
Подводные камни и реалии практики
Основные риски, которые несет транспортник-экспедитор – риск выйти на ненадежного перевозчика или даже мошенников. Проверить добропорядочность подрядчика, который находится не в России, зачастую куда сложнее, чем компанию, работающую внутри страны.
Если своей базы по «зарубежке» пока нет, рекомендуем пользоваться крупными интернет-площадками по поиску логистических партнеров. Например, европейцы вовсю пользуются порталом Trans.de, на котором зарегистрированы как крупные собственники транспорта, так и небольшие частники.
И, конечно, стоит упомянуть сезонность бизнеса. Как правило потребность в грузоперевозках у крупных клиентов существует круглый год, однако существуют пиковые месяцы, в которых спрос возрастает или, наоборот, падает. Лучшее время для старта – последние пара месяцев в году перед Новым Годом. Именно в этот период времени большинство клиентов готовятся к росту продаж и заказывают транспорт чаще обычного.
Преимущества сотрудничества компаний с самозанятыми
Сотрудничество с гражданами, оформившими себя как самозанятые, уплачивающие налог на профдоход, безусловно, несет в себе ряд преимуществ.
Основное преимущество состоит в том, что у компании-заказчика отсутствует необходимость удерживать НДФЛ и начислять страховые взносы на вознаграждения данным лицам. Самозанятые сами платят налог со своего дохода. И это не НДФЛ, а налог на профессиональный доход (НПД), ставка которого, кстати говоря, ниже ставки НДФЛ, что дает преимущества и для самого гражданина. А от уплаты страховых взносов самозанятые и вовсе освобождены. Соответственно, раз компания, выплачивающая доход самозанятому гражданину, не должна платить за него налог и страховые взносы, то, соответственно, она не обязана и заполнять по нему отчетность.
Именно поэтому некоторые организации даже выдвигают условие потенциальным внештатникам и предлагают зарегистрироваться им в качестве самозанятых.
Новые сведения в путевом листе
Сведения о собственнике (владельце)-юрлице должны содержать полное наименование, адрес в пределах местонахождения, номер телефона, ОГРН. Прежний Приказ не оговаривал, что наименование должно быть полным, зато требовал указывать организационно-правовую форму. От ИП требуется указать свои ФИО, адрес регистрации по месту жительства, номер телефона, ОГРН. Обратите внимание: раньше ИП просили привести почтовый адрес, а теперь — адрес по прописке.
Одним из обязательных реквизитов остаются показания одометра (полные километры пробега). Их раньше следовало указывать на момент выезда транспортного средства с парковки (парковочного места), предназначенной для стоянки данного транспортного средства по возвращении из рейса и окончании рабочего дня (смены) водителя транспортного средства и при заезде транспортного средства на парковку по окончании рабочего дня (смены) водителя. Теперь дополнительно приводятся показания одометра на момент приёма-сдачи транспортного средства последующему водителю по окончании рабочего дня (смены) предыдущего водителя (в случае оформления или формирования нескольких путевых листов на одно транспортное средство).
Данные о проведении предсменного, предрейсового и послесменного, послерейсового медицинских осмотров водителя дополнены наименованием медицинской организации (если медицинский работник состоит в штате медицинской организации), а также обязательным указанием серии, номера, даты выдачи и срока окончания действия лицензии на проведение предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров.
Определено, что информация о видах перевозки должна содержать следующие варианты формулировок:
-
коммерческие перевозки:
- регулярная перевозка пассажиров и багажа;
- перевозка грузов на основании договора перевозки грузов или договора фрахтования (в том числе, по договору аренды транспортного средства с экипажем);
- перевозка пассажиров и багажа по заказу;
- перевозка пассажиров и багажа легковым такси;
- организованная перевозка групп детей автобусами по договору фрахтования;
-
перевозки для собственных нужд;
-
передвижение и работа специальных транспортных средств.
Деятельность перевозчика классифицируется как оказание услуг. Последние могут оказываться по-разному. От этого будет зависеть специфика отражения финансово-хозяйственных операций в учете.
Если услуги доставки выделяются в отдельную категорию при заключении договора поставок, бухгалтеру транспортной компании предстоит отражать в учете:
— Выручку от реализации – Дт62 Кт90.
— НДС – Дт90 Кт68.
— Прямые затраты по услуге – Дт20 Кт70, 69, 60, 10.
— Косвенные затраты – Дт26 Кт76, 71, 70, 69, 68, 60, 04, 02, 10.
Все затраты должны быть учтены в финансовом результате.
Если доставка включена в цену товара, в доходных статьях учета транспортировка отдельно не указывается. Но расходы, ассоциированные с оказанием услуги, налогоплательщик отразить обязан. Их обычно включают в состав коммерческих расходов, расходов на продажу товара. В этом случае бухгалтеру предстоит сделать всего две проводки:
— Учет затрат на транспортировку – Дт44 Кт70, 69, 60, 10.
— Отнесение затрат на финансовый результат – Дт90 Кт44.
Иные обязательные документы по грузоперевозкам
В дополнение к путевому листу водитель должен иметь:
- Водительское удостоверение.
- Паспорт транспортного средства.
- Страховой полис об обязательной автогражданской и другой добровольной ответственности.
- Договор о трудоустройстве к ИП в качестве водителя-экспедитора. Допускается предъявление копии договора. При отсутствии договора необходимо иметь доверенность на право управления транспортом.
- Товарно-транспортная накладная (ТТН), если осуществляется перевозка грузов ИП или юридического лица. В документе отражаются реквизиты сторон, места отправки и приема груза, характеристика перевозимого товара, вес и другие дополнительные данные. Может служить основанием для оприходования груза.
- Транспортная накладная (ТН). Подтверждает правомочность грузоперевозки, содержит только транспортный раздел. Документ содержит особые отметки грузоотправителя.
- Поручение экспедитору, устанавливающее перечень услуг.
- Экспедиторская, складская расписка, доверенность на груз.
- Разрешение на транспортировку груза с особыми характеристиками – негабаритного, опасного товара.
В комплект водителя входят другие сопроводительные документы, определяемые видом перевозимого груза. При перевозке продуктов необходим санитарный паспорт, животных – ветеринарный паспорт, спиртосодержащей продукции – справка к ТТН и другие документы.
Описание бизнеса и виды услуг
На первом этапе важно определиться с направлением:
- грузоперевозки на разных видах транспорта, с оказанием дополнительных услуг;
- коммерческие грузоперевозки;
- перевозка крупногабаритных грузов, животных, требующая специальных транспортных средств;
- квартирные, офисные переезды (мувинг).
Дополнительные услуги:
- реализация упаковочных материалов;
- складское хранение;
- аренда транспорта и услуги персонала;
- утилизация, вывоз мусора;
- страхование грузов;
- таможенные услуги.
Если опыта нет, с чего начать:
- Получить опыт работы менеджером, диспетчером в аналогичной компании. Получить навык ведения переговоров с заказчиком, заключения договоров, узнать суть бизнеса.
- Предоставлять посреднические услуги. Вложения при таком варианте составят в среднем 100 000 рублей. Появится возможность получить опыт, проанализировать рынок.
Тренды в области логистики и доставки в 2023 году
Сейчас нестабильное время для мировой торговли. Геополитическая ситуация в мире, рост цен на газ, нехватка рабочей силы и повышение цен на сырье оказывают влияние на широкий спектр отраслей, поэтому неудивительно, что многие предприятия будут уделять приоритетное внимание управлению расходами в 2023 году.
В январе PwC провела опрос руководителей предприятий отдельных отраслей, которые интенсивно используют цепочки поставок, об их основных приоритетах на ближайшие 12-18 месяцев. «Повышение эффективности» и «управление или сокращение затрат» в логистических цепочках поставок были ведущими ответами среди респондентов – 63% и 59% соответственно1.
Итак, какие тенденции в области логистики и доставки помогут предприятиям достичь этих целей в 2023 году? Читайте далее, чтобы узнать, на что стоит обратить особое внимание.
Ответственность и штрафы
Регистрируя ООО необходимо понимать, что ответственности у юридического лица гораздо больше, чем у ИП. Например, за превышение лимита бизнес-расчетов наличными средствами ИП оштрафуют на 4-5 тыс. руб., а компанию – на 40-50 тыс. руб. А за неприменение кассового аппарата штраф для ИП составляет 25-50% от суммы расчета, но не менее 10 тыс. рублей, тогда как для ООО – 75-100%, но не менее 30 тыс. рублей.
Как вы видите сами, за административные правонарушения наказания для ООО в несколько раз превосходят денежные санкции для ИП. Помимо этого, согласно КОАП, к ответственности могут привлечь не только саму организацию, но и ее должностных лиц (руководителя, главного бухгалтера).
Уголовная ответственность для руководителей организаций также более серьезная, чем для индивидуальных предпринимателей. Связано это с тем, что целый ряд статей в Уголовном кодексе посвящен именно юридическим лицам.
Что касается налоговой ответственности, то для ИП и ООО она, в большинстве случаев, совпадает (происходит это из-за того что в налоговом законодательстве вместо указания конкретной организационно-правовой формы чаще всего употребляют термин «налогоплательщик»).
Покой нам только снится
Собственно, проблемы на международных направлениях, начавшиеся ещё в ковидную пандемию, никуда не исчезли. Тогда, как напоминает Мария Симакова, многие предприятия были закрыты и логистики было очень мало.
В данный же период всё-таки больше отгрузок: несмотря на запреты и санкции бизнес адаптировался и нашёл пути для доставки грузов, хоть и с дополнительными издержками и увеличенными сроками доставки.
«В 2020–2021 годах участники рынка понимали, что все ограничения рано или поздно закончатся, последует активное восстановление, что, собственно говоря, мы и наблюдали с весны прошлого года. Все иностранные и внутренние законодательные инициативы и ограничения были направлены исключительно на борьбу с COVID-19 и минимизацию последствий для экономик.
События февраля 2022-го привели к введению против России беспрецедентного уровня санкций, а противостояние им со стороны властей РФ и бизнес-сообщества является ничем иным, как борьбой за устойчивость отечественной экономики», — проводит параллели Кирилл Латинский.
По его мнению, ситуация 2022 года отличается от пандемической следующими факторами.
• Кратный рост стоимости перевозок товаров, как включённых, так и не включённых в западные пакетные санкции из стран, поддерживающих эти ограничения. Это сопровождается существенным увеличением транзитных сроков поставок, особенно санкционных позиций. При этом часть продукции купить и доставить в Россию практически невозможно.
• Увеличение стоимости доставки товаров и повышение цен на них из стран, не присоединившихся к санкциям. Зарубежные партнёры пользуются ситуаций, извлекая из неё сверхприбыль.
• Проблемы, связанные с валютными транзакциями.
• Постоянная корректировка стратегий и коридоров поставок санкционных товаров, так как западные страны принимают активные меры по недопущению нарушений иностранным бизнес-сообществом пунктов восьми пакетов санкций.
• Отсутствие возможности среднесрочного и долгосрочного планирования. Все процессы прогнозируются лишь в краткосрочном периоде. Это применимо практически ко всему: стоимости товаров и логистики, жизнеспособности транспортных коридоров и финансово-юридических схем поставок.
• Появление новой географии поставок. Российский бизнес находит всё новых поставщиков и покупателей по всему миру, а логистические провайдеры организовывают необходимые коридоры поставок и хабы.
К слову, поиск новых международных маршрутов, конечно, сыграл на руку перевозчикам. Логистические компании быстро переориентировались и стали завозить грузы (кстати, не обязательно санкционные) через порты Турции, а затем в режиме реэкспорта автотранспортом в Россию. Но никто не говорил, что будет легко.
«В связи с резкой переориентацией увеличились заторы на погранпереходах с Грузией и Азербайджаном. Опять же, рассматривая международные перевозки в целом, отмечу, что многие морские линии прекратили свою работу в России, в связи с этим открылись новые коридоры. Например, из портов Индии сейчас стало выгоднее и быстрее везти грузы автотранспортом по международному транспортному коридору «Север — Юг».
Китайское направление всё также лихорадит ещё после пандемии, Китай то и дело закрывается на карантин, от этого страдают сроки производства товаров, сроки отгрузки, и случается такое, что перевозок нет, зато потом как снежный ком скапливаются машины на погранпереходе Маньчжурия — Забайкальск.
Благо, что в 2022 году открылся путь через Благовещенск через новый автомобильный мост, но и это не улучшило ситуацию в краткосрочной перспективе, потому что огромный поток грузов идёт теперь из Азии, и все порты перегружены, соответственно, большой объём переходит на автоперевозки», — делится опытом Кристина Анисимова.
Какой режим налогообложения выбрать
Оптимальным вариантом для предпринимателя, который занимается грузоперевозками, является ЕНВД. Данная система налогообложения позволяет не только экономить на обязательных платежах в государственную казну, но и дает возможность самостоятельно заниматься бухгалтерским учетом (не нужно платить зарплату бухгалтеру). Для того чтобы стать плательщиком ЕНВД, необходимо написать соответствующее заявление и передать его в ФНС, вместе с регистрационными документами.
Если по каким-то критериям (размер дохода, количество наемных сотрудников) вы не можете работать на ЕНВД, тогда неплохой альтернативой будет упрощенная система налогообложения. Ее преимущества: никаких сложностей с подготовкой отчетов в ФНС, небольшая финансовая нагрузка на деятельность фирмы и возможность самостоятельного ведения бух. учета. При УСН вы можете платить 6% от выручки или 15% от прибыли до налогообложения. Важный момент! Выбирая второй способ расчета налоговых обязательств, позаботьтесь о наличии документов, которые подтверждают суммы учтенных издержек.
Для пенсионеров российское законодательство не предусматривает каких-либо льгот и привилегий. По аналогии с любым другим гражданином предприниматель-пенсионер обязуется своевременно осуществлять уплату взносов в Пенсионный фонд.
Единственный плюс заключается в получении фиксированного пенсионного пособия от государства и возможности его повышения по мере развития деятельности в связи с ростом страховой части пенсии.
Есть и «подводные камни». Пенсионер, получающий доход ниже прожиточного минимума, получает доплаты социального характера. При открытии ИП он будет считаться работающим гражданином, поэтому лишится их.
Ответственность такие предприниматели, как и любые другие ИП, несут недвижимостью и другими видами имущества. Это также один из существенных минусов данного статуса для лиц пенсионного возраста.
Сравнение ООО и ИП – ниже на видео.
Но не все так однозначно и на восточном направлении
Правда, подчеркивают Beluga Projects Logistic, есть на восточном направлении и свои проблемы. Так, например, до недавнего времени часто наблюдались сбои экспортных поставок в Россию из-за существовавшей в Китае политики нулевой терпимости к Covid-19. Сейчас, правда, она уже ослабевает, что должно сбалансировать транзитные сроки и стоимость перевозок.
«Еще одной сложностью является то, что транспортная инфраструктура России на данный момент не соответствует тому объему импорта, который идет по восточному направлению, — отмечают в компании. — Это произошло из-за переориентации экономики РФ преимущественно на Китай и, как следствие, привело к увеличению грузопотока».
При этом в Beluga Projects Logistic не исключают, что «партнеры на восточном направлении воспользовались осложнением экономических связей между Россией и странами Запада и подняли стоимость своих товаров и услуг для российского бизнес-сообщества».
«Кроме того, значительное количество важных для экономики РФ производителей санкционных товаров все-таки отказываются поставлять их в Россию из-за страха вторичных санкций, поскольку они ведут активную внешнеэкономическую деятельность как раз таки со странами Запада, которые и инициировали санкции в отношении России», — отмечают в компании.
Впрочем, подчеркивают там, есть и важные положительные тренды сотрудничества на восточном направлении.
«Во-первых, многим участникам российского бизнеса удалось диверсифицировать своих поставщиков сырья и товаров, заменив их преимущественно на поставщиков из Китая, что позволило им продолжать свой бизнес в России. Во-вторых, получилось согласовать платежи за товары и услуги в валютах стран-поставщиков, что сняло с участников ВЭД риски блокировок транзакций в евро и долларах», — поясняют в Beluga Projects Logistic.
В компании полагают, что в 2023-м году на фоне сокращения сотрудничества с государствами, поддержавшими санкции в отношении РФ, будет происходить еще большая переориентация экономики России на страны Юго-Восточной Азии и Китай. Однако такая переориентация требует существенных государственных и частных инвестиций в транспортно-логистическую инфраструктуру России, чтобы та смогла беспрепятственно обслуживать растущий грузопоток.
Со сферой вы определились, осталось выбрать специфику бизнеса. Принимайте во внимание несколько важных аспектов.
- Бизнес должен нравиться! Если вы не любите общаться с людьми, выбирайте вариант транспортной компании, где вы будете играть роль управленца. Если наоборот — можете взять на себя роли маркетолога, продвиженца и даже водителя, если открываете маленькую службу такси.
- Адекватно оцените свои силы. Если у вас нет опыта управления людьми или компанией, начните с маленького бизнеса — например, грузовой компании для жилых и офисных переездов. Позже вы всегда сможете расширить бизнес — хоть до международной логистической службы!
- Учитывайте сумму денег, которой располагаете. Не стоит влезать в огромные долги, чтобы открыть фирму покрупнее. Начинать с малого бизнеса — нормально.