Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Платится ли транспортный налог, если машине больше 25 лет». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Раритетные машины были и раньше, но этого понятия не было в законах. Никто не разбирался, по каким признакам автомобиль можно признать таковым. Ретромашиной или раритетом можно было назвать любой старый автомобиль.
В нормативных документах не было термина «классический автомобиль». Условно классическим считали любой старый автомобиль в хорошем состоянии. Критериев для определения степени сохранности не было. Это создавало трудности для коллекционеров и реставраторов. Было сложно определить историческую ценность такого автомобиля.
Технический регламент Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» устанавливает единые технические требования ко всем колесным транспортным средствам, которые эксплуатируются на территории Таможенного союза. Например, требования к ремням безопасности, к сиденьям и даже к рулю: если на нем есть болты, они не должны выступать над поверхностью.
Но не все автомобили подходят под требования технического регламента — поэтому старые машины и вывели из-под его действия. На руках у автовладельцев много машин, которые не соответствуют требованиям. Закон не заставляет их переделывать. Например, если у такого автомобиля конструкцией не предусмотрены ремни безопасности, их можно не ставить. Пункты 2.1.2 и 5.1 ПДД обязывают водителя и пассажиров пристегиваться — но только если автомобиль оборудован ремнями. Так было и раньше — и гост ничего не меняет.
Старые автомобили было сложно поставить на учет из-за проблем с таможенным оформлением. Гост позволяет избежать обязательной сертификации, если эксперты признают машину классической. В техническом регламенте была такая возможность, но не было критериев для проведения экспертиз.
Новый гост не запрещает эксплуатацию старых автомобилей — наоборот, он допускает на дороги автомобили, которые признают раритетными. Это добровольная процедура.
Раритетные автомобили теперь проходят техосмотр по более мягким правилам.
На автомобили, которые на таможне получают статус коллекционных, больше не нужно ставить ЭРА-ГЛОНАСС , им не требуется экспертиза безопасности конструкции транспортного средства.
Пока что новый гост не работает в полную силу. Мало экспертов, которые имеют право признать машину коллекционной, и непонятно, сколько стоят их услуги.
Если автомобиль все же удастся признать коллекционным — возможно, в будущем его стоимость будет выше. А может, и нет.
В перспективе могут появиться льготы для коллекционеров, но это слухи. Опубликованных законопроектов пока что нет.
Что такое классическое и раритетное автотранспортное средство
Получить статус автомобиля ретро и классического авто могут ТС старше:
- легковые – 30 лет;
- грузовики и автобусы — 50 лет.
Но не каждый автомобиль способен получить специальный паспорт. Под классическим авто понимают машины, отвечающие одному из следующих требований:
- сохраненные;
- отреставрированные до оригинального состояния.
Раритетный автомобиль должен иметь оригинальный двигатель, кузов и раму. Если последняя не предусмотрена конструктивом, то штрафные баллы авто не присваиваются.
Статус раритетного транспортного средства не требует исходного состояния. Владелец вправе усовершенствовать и доработать его.
В процессе экспертизы допустимы:
- смена цвета кузова;
- установка современных электронных систем;
- использование современных дисков.
Главное, чтобы оригинальными оставались перечисленные ранее наименования.
Право проводить экспертизу отдано центру технической экспертизы ФГУП НАМИ. На 2022 год специалистов нужной квалификации в стране практически нет. Но подготовкой будущих экспертов уже занимаются.
Льготы для старых и дорогих автомобилей
Даже если человек не входит в стандартный список льготников, наверняка его интересует, как снизить транспортный налог на автомобиль, что является довольно дорогой моделью. Особенно это интересно гражданам, которые взяли кредит, чтобы приобрести для себя дорогое транспортное средство. Также люди не хотят платить транспортный налог в 2022 году за автомобиль, который был сделан давно.
Власти это учли, и в некоторых регионах есть особые условия снижения налога для старых или дорогих автомобилей. Сниженные налоговые ставки введены в 8 регионах. Для примера, жители Новосибирской области, которые владеют автомобилем, что старше 10 лет, платят налог, сниженный в три раза. Жители Приморского края получают сниженный процент по налогу для транспорта, старше трех лет.
Говоря о налоговой ставке за дорогие автомобили, в 2022 году она повышена. Но повышенный коэффициент действует не долго, а только после покупки. К тому же налоговая ставка зависит от того, к какому классу роскоши относится автомобиль. Например, если машина была куплена за 3-5 млн. рублей, будет использоваться налоговый коэффициент 1,1. Если стоимость транспорта составляет 5-10 млн. рублей, коэффициент будет 2. При цене от 10 млн рублей и более 15 млн рублей, коэффициент составит 3.
Но зависимо от возраста автомобиля, со временем повышенная ставка становится стандартной или даже сниженной. Для первой категории через 3 года, для второй 5 лет, а для третей 10 лет. Если автомобиль дороже 15 млн. рублей и он старше 20 лет, к нему также не будет применен повышенный коэффициент налога.
Марки авто список за которые в спб пенсионер не платит транспортный налог
следующие социальные слои граждан:
- Супруги лиц, погибших при исполнении Государственной службы и не вступившие в брак повторно.
- Один из родителей, имеющий на иждивении четырёх и более несовершеннолетних детей;
- Пенсионеры;
- От уплаты транспортных налогов освобождаются физические лица, имеющие в собственности транспорт, мощностью до 150 л/с, оснащённый электродвигателем;
- Полностью освобождаются от уплаты налогов организации, использующие в качестве топлива для транспорта природный газ.
Зарплата для сотрудников предприятия должна быть в три таза больше установленного норматива; - Полностью освобождаются от уплаты налога на указанный период организации и физические лица, имеющие постоянную регистрацию в Санкт-Петербурге, приобрели отечественный автотранспорт, произведённый в 2021 году у организаций, зарегистрированных и состоящих на налоговом учёте на территории города с 1.04 2021 – 31.12.2016 г.
Как происходит предоставление налоговой льготы пенсионерам в Санкт — Петербурге?
Пока пенсионер не обратится в налоговые органы для оформления льготы, он не сможет начать пользоваться ей.
Для получения налогового послабления на транспорт в 2021 году, пенсионер должен предоставить в ИФНС заявление, в котором указывается:
- Основание для предоставления налоговой льготы (статус пенсионера);
- Марка транспортного средства, находящегося у него в собственности;
- Госномер транспортного средства;
- К заявлению прикладываются копии пенсионного удостоверения и бумаг, подтверждающих владение транспортным средством на праве собственности.
Заявление на предоставление налоговой льготы не имеет чётко утверждённой формы составления. Важно, чтобы в нём были отражены все сведения, которые послужат основанием для предоставления налоговых послаблений. Заявление составляется либо самим пенсионером, либо его законным представителем.
Существуют два способа подачи пенсионером заявления, для предоставления налоговой льготы:
- Лично, после совершения визита в налоговые органы с пакетом необходимых документов;
- Через Портал Госуслуг в интернете. В таком случае к электронному заявлению необходимо приложить копии требуемых документов. Заверять нотариально копии не требуется.
Особенности «возрастных надбавок»
Транспортный налог на авто старше 20 лет обычно на порядок выше, чем на аналогичные, но более «молодые» машины. Это объясняется наличием «возрастного коэффициента», который учитывается при подсчете. Начинают они действовать в следующих случаях:
Возраст авто (лет) | Доп. ставка |
---|---|
1-3 | в 0,5 раза |
5-10 | в 1,75 раза |
10-15 | в 2 раза |
Больше 15 | в 3 раза |
Транспортный налог на старые автомобили 2023 году, если их возраст составляет больше 15 лет, увеличивается троекратно из-за того, что они абсолютно не соответствуют экологическим нормам. В то время как машины 10-15 лет лишь частично удовлетворяют установленным положениям. Во внимание также принимается мощность мотора, так как ставки для 230 л.с и для 255 л.с будут отличаться.
Что будет, если не заплатить транспортный налог
Если начисленный налог не уплачен вовремя, он превращается в налоговую задолженность. На эту сумму начисляется пеня. Порядок расчета пени по налогам закреплен в Налоговом кодексе Штраф. Также налоговая может начислить штраф — 20%. А если докажет, что вы не уплатили или занизили налог умышленно, то начислят 40% от недоимки.
В дальнейшем налоговая пришлет извещение с требованием оплатить. Там будут указаны суммы недоимки, пеня и срок, до которого нужно погасить задолженность взыскание. Если не заплатить налог даже после требования, начнется процедура взыскания. Налоговая обратится в суд за судебным приказом. Это упрощенный порядок взыскания, когда не нужно вызывать налогоплательщика и запрашивать у него документы. Судья единолично рассматривает заявление налоговой и выносит судебный приказ. Он имеет силу исполнительного листа — например, его можно отнести в банк или к приставам, чтобы списать деньги со счета автособственника.
Кому положены льготы?
Льготы на транспортный налог предоставлены далеко не всем владельцам авто. Кроме того, каждый регион самостоятельно устанавливает категорию льготников.
Так, в некоторых регионах России льготы положены пенсионерам или ветеранам войны.
Но существуют льготы, которые предоставляются на федеральном уровне. Так, от транспортного налога освобождаются инвалиды, которые владеют специально оборудованным транспортом для передвижения.
Если авто было получено по социальной программе, и его мощность менее 100 лошадиных сил, то налог также платить не придется. К таким категориям чаще всего относятся многодетные семьи. Но их единицы.
А вот скидку многодетные отцы и мамы получают практически во всех регионах страны.
Можно ли пользоваться машиной, если не пройдена процедура таможенного оформления?
На нерастаможенном автомобиле на территории России в 2022 году можно ездить не более полугода, если получить временное разрешение на эксплуатацию. По истечению данного периода необходимо продлить срок разрешения на транспортное средство (в местном таможенном управлении) или же покинуть территорию страны. Во втором случае закрывается временный ввоз на таможенном пункте.
Заявление о прекращении временного ввоза (либо его продления) должно подаваться в течение 15 рабочих дней в таможенный пункт, в котором было осуществлено первичное оформление. Если этого не сделать, транспортное средство будет занесено в базу «не вывезенных». В результате будут взысканы все установленные таможенные платежи.
Возвращение в РФ на вывезенном ТС возможно при соблюдении установленных сроков. При этом потребуется снова проходить процедуру оформления ввоза и оплатить обязательные налоги и пошлины (если заявитель — гражданин России). Для прохождения данной процедуры в 2022 году потребуется предоставить следующий перечень документ:
- Паспорт гражданина РФ.
- Полис ОСАГО.
- ПТС.
- Заполненная декларация.
Повышающие коэффициенты: размеры
Поддержанные автомобили – это основная составляющая часть российского транспорта. Благодаря повышающим коэффициентам в большинстве регионов в региональный бюджет поступают большие суммы.
Согласно статье 362 Налогового Кодекса РФ подобные коэффициенты применяются в следующих случаях:
Возраст ТС | Налога становится больше в: |
1 — 3 года | 0,5 раз |
5 — 10 лет | 1,75 раза |
10 – 15 лет | в двое |
От 15 лет | в трое |
Еще при расчете размера транспортного налога учитывается мощность авто. Например, месячный платеж машины одного года выпуска с 230 лошадиными силами и 255 будет значительно отличаться. Если ТС старое, то счет пойдет даже на десятки тыс. руб.
СТП, ЕТС и другие загадочные аббревиатуры при растаможивании автомобиля
При растаможивании автомобилей платежи могут рассчитываться двумя разными способами: по совокупному таможенному платежу (СТП) или по единой таможенной ставке (ЕТС). ЕТС – это льготный вариант, при котором сумма зависит от возраста автомобиля и рассчитывается на куб. см двигателя. Формула расчета СТП сложнее и итоговая цифра в результате получается больше.
Чтобы оформить пошлину по ЕТС, нужно соблюсти несколько условий:
- ввозимый автомобиль предназначается для личного пользования;
- ввозится только один автомобиль;
- возраст авто с момента производства – не более 3 лет;
- физическое лицо самостоятельно выехало за границу за машиной и своим ходом ввозит ее в страну.
Если хотя бы одно из этих условий не соблюдается, таможенная пошлина взимается по системе СТП.
Главным подтверждением статуса КЦ для таможни остается экспертиза. Вы не обязаны ее получать: по закону, можно прийти на таможню, предъявить картину и сказать: «Это культурная ценность». И заполнить декларацию на ввоз. Но не платить НДС можно только при наличии экспертизы. На всякий случай на таможенном посту дежурит эксперт или даже несколько, но владелец произведения может пригласить своего эксперта — вызвать любого, чьи данные внесены в доступный на сайте Минкультуры РФ реестр. Вы можете сделать это заранее — объяснить, что приедете в Россию с такой-то работой, отправить фотографии, и эксперт приедет вместе с вами вместе на таможню. Одно из новшеств закона состоит в том, что эксперта, имеющего официальное удостоверение, обязаны пропустить в зону таможенного досмотра, а само произведение можно оставить там до его прибытия.
Какой тюнинг и доработки могут быть установлены
Испытывать и регистрировать придется всё, что считается компонентом автомобиля. Это:
- подвеска и любые ее компоненты
- рулевое управление и рулевое колесо
- сиденья водителя и пассажиров
- внешняя световая оптика, включая подсветку номерных знаков
- бамперы
- выхлопная система и ее компоненты, кроме декоративных насадок на патрубки
- ксеноновые лампы
- галогеновые лампы накаливания нестандартного света
- любые спойлеры
- нестандартные пороги
- нестандартные колесные арки
- подкрылки
- дополнительное внешнее освещение
- багажник на крыше
- колесные проставки
- газобаллонное оборудование
- «кенгурятники»
- лайтбоксы на крыше
- мониторы для трансляции рекламы
- «плавники»
- фаркопы
- лебедки
- тюнинг двигателя ( чип-тюнинг, расточка и прочие доработки)
- колесные диски (должны соответствовать типоразмерам, заявленным автопроизводителем именно для этой модели)
Легальность изменений конструкции ТС с 1 июля будут оценивать в соответствии с ГОСТ 33670–2015 .
Что регулирует новый ГОСТ
Новый ГОСТ на раритетные и классические автомобили вступил в силу с 1 марта 2020 года. Он призван:
- дать определение перечисленным типам автомобилей;
- указать параметры получения паспортов на авто;
- регламентировать прохождение техосмотра.
Под действие документа попадают:
- легковые автомобили отечественного и иностранного производства старше 30 лет;
- грузовики и автобусы старше полувека.
Но при этом из перечня исключена списанная военная техника. Она не может считаться раритетным автомобилем. Установлены ограничения и на использование классических авто.
Свой статус они получат, если владелец:
- не использует авто в коммерческих целях;
- не организовывает на нем перевозку пассажиров.