Отчетность в Росприроднадзор в 2023 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Отчетность в Росприроднадзор в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Работа по сбору, последующей утилизации, складированию мусорных отбросов регламентируется государственными органами. Издан законопроект ФЗ №458, который регулирует эту предпринимательскую сферу деятельности.

На какие виды деятельности по обращению с отходами 1-4 классов опасности выдают лицензии в 2023 году

Обращаем ваше внимание, что «01» января 2018 году вступили в силу поправки в ФЗ № 89, внёсшие новые определения некоторых понятий, что существенно повлияло на состав видов работ, выполняемых при включении каждого пункта в бланк лицензии Росприроднадзора. По этой причине мы приводим не только перечень видов лицензируемой деятельности по обращению с отходами 1-4 классов опасности, но и их законные определения.

  1. Сбор отходов — прием отходов в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения лицом, осуществляющим их обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение. Данное определение ограничило число лиц, имеющих право на его включение в лицензию.
  2. Транспортирование отходов — перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах;
  3. Обработка отходов — предварительная подготовка отходов к дальнейшей утилизации. Данный пункт включает сортировку, разборку и очистку.
  4. Утилизация отходов — использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), а также извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация);
  5. Обезвреживание отходов — уменьшение массы отходов, изменение их состава, физических и химических свойств (включая сжигание и (или) обеззараживание на специализированных установках) в целях снижения негативного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду. При это если процесс сжигания происходит для выработки тепла, то деятельность не относится в категории обезвреживания отходов.
  6. Размещение отходов — хранение и захоронение отходов. Захоронение отходов возможно на срок не превышающий 11 месяцев.

Какие есть противоречия в новых правилах

«Ростех», «РТ-Инвест» и эксперты отраслевых бизнес-объединений обнаружили несколько противоречий в новых правилах по выдаче лицензий, которые подготовило Минприроды:

  • Для того чтобы объект попал в госреестр объектов размещения отходов (ГРОРО), он должен пройти инвентаризацию, для прохождения которой необходимо указывать реквизиты полученной лицензии. «Возникает ситуация, когда застройщик не сможет получить ни лицензию на объект размещения, ни включить объект в ГРОРО. Поэтому данные документы нужно синхронизировать», — говорит представитель «РТ-Инвест».
  • В части проведения государственной экологической экспертизы необходимо установить четкие критерии: что считать новой технологией и когда такая экспертиза действительно необходима, добавил представитель «Ростеха». По его словам, эта позиция госкорпорации доведена до Минпромторга.
  • В проекте постановления правительства не прописано, как будет контролироваться количество мощностей у утилизаторов, если оно не указывается при получении лицензии. «Власти хотят бороться с фейковыми историями об утилизации отходов, но прописывают только сам факт нахождения мощностей в собственности, что не исключает торговли актами утилизации в количестве, превышающем эти мощности», — сказала исполнительный директор ассоциации «РусПЭК» (объединяет, в частности, Coca-Cola, Procter & Gamble, Tetra Pak и «Балтику») Любовь Меланевская.
  • Механизм контроля за выполнением условий лицензий в документе также не прописан. «Запрещено нескольким лицензиатам использовать одно и то же транспортное средство. А ведь есть транспорт, который можно брать в аренду на почасовую или сдельную работу», — замечает Беляева из «Деловой России». Она предупреждает, что принятие поправок приведет к простою дорогостоящего оборудования, которое уже нельзя будет взять в аренду на небольшой срок.
  • Новые правила создадут проблемы и для сделок купли-продажи мусоровозов. Сейчас не нужно уведомлять власти о таких сделках. Но если покупатель техники не уведомил о покупке техники, то ему могут отказать в получении лицензии, добавила Беляева.

Кто выдает лицензии на отходы?

Специальное разрешение нужно, если организация или ИП осуществляют хотя бы один вид деятельности по обращению с отходами из Перечня в ПП РФ № 2290. Лицензии выдает Росприроднадзор:

  1. Центральный аппарат — если соискатель работает с отходами на территории нескольких субъектов РФ, подконтрольных двум и более территориальным органам РПН. Например, на территории г. Москвы и Московской области. Ответственность в этих субъектах распределена между двумя МУ РПН — по городу Москве и Калужской области; по Московской и Смоленской областям.
  2. Территориальные органы Ростехнадзора по месту осуществления деятельности в области обращения с отходами. Посмотреть список межрегиональных управлений РПН и границы их действия можно на официальном сайте ведомства, в разделах «Структура» и «Контакты».
Читайте также:  Новый порядок уплаты налогов с 2023 года

Срок получения лицензии на опасные отходы

Срок рассмотрения заявления о предоставлении лицензии зависит от вида деятельности и количества выбранных циклов:

  • для работ по сбору отходов — не более 20 рабочих дней;
  • для работ по транспортированию отходов — не более 20 рабочих дней;
  • для работ по обработке отходов — не более 25 рабочих дней;
  • для работ по обезвреживанию отходов — не более 30 рабочих дней;
  • для работ по утилизации отходов — не более 30 рабочих дней;
  • для работ по размещению отходов — не более 40 рабочих дней;
  • для работ по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов, заявленных одновременно, — не более 45 рабочих дней.

Если соискателем лицензии направляется заявление об осуществлении 2 и более видов работ — срок устанавливается по максимальному сроку, определенному для одного из видов заявленных работ.

Срок рассмотрения заявления о внесении изменений в реестр лицензий — не более 30 рабочих дней.

Если проведение выездной оценки при принятии решений о предоставлении лицензии, об отказе в ее предоставлении или о внесении изменений в реестр лицензий не требуется — сроки сокращаются до 15 рабочих дней.

Условия размещения отходов 1-4 классов опасности

Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установил ряд запретов, которые распространяются на деятельность лицензиатов в сфере обращения с опасными отходами. Так, законодатель запретил:

  • сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву;
  • размещение отходов I-IV классов опасности на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека;
  • захоронение отходов I-IV классов опасности на водосборных площадях подземных водных объектов, используемых в качестве источников водоснабжения, в бальнеологических целях, для извлечения ценных минеральных ресурсов;
  • ввоз в Россию опасных отходов для захоронения и обезвреживания;
  • захоронение без рекуперации отходов, которые содержат озоноразрушающие вещества.

Готовятся изменения в концессионное законодательство в сфере ТКО

Российский экологический оператор (РЭО) и Национальный Центр ГЧП обсудили предложения по совершенствованию концессионного законодательства от участников рынка в сфере обращения с отходами. В числе законодательных инициатив — возможность заключать концессионные соглашения для нескольких предприятий в разных муниципалитетах.

Планируется, что изменения будут внесены в Федеральный закон о концессионных соглашениях (№ 115-ФЗ). Законопроект призван увеличить инвестиционную привлекательность проектов по развитию инфраструктуры обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО), сообщил глава РЭО Денис Буцаев.

«Совместно с Национальным Центром ГЧП РЭО подготовил законопроект, который уточнит особенности регулирования концессий в сфере обращения с ТКО. Изменения, которые планируется внести в закон о концессиях, призваны увеличить инвестпривлекательность инфраструктурных проектов в сфере обращения с ТКО и регламентировать процедуры в отрасли. Среди предложений есть такие, как разрешение заключать концессионные соглашения в отношении комплекса объектов обращения с ТКО, в том числе расположенных в разных муниципалитетах, возможность корректировки размера валовой выручки по итогам госэкспертизы», — сказал генеральный директор ППК РЭО Д. Буцаев.

Законопроект устанавливает гарантии возврата средств в случае изменения регулирования, в том числе изменения территориальной схемы. Он предлагает обязывать регулятора предоставлять данные для конкурса и частной концессионной инициативы, исходя из которых будут рассчитываться тарифные и иные финансовые параметры концессии. Помимо этого, проект закона устанавливает правило о передаче объекта концеденту для проведения рекультивации, а также возможность возложить ее на концессионера при наличии финансирования со стороны концедента.

«РЭО провел совместно с Национальным Центром ГЧП совещание, на котором были выслушаны рекомендации по совершенствованию концессионного законодательства от участников рынка. Все предложения будут учтены при доработке законопроекта», — отметила руководитель департамента ГЧП ППК РЭО Александра Голованова. После того как будут определены конкретные изменения в закон, законопроект внесут на обсуждение в Правительство РФ.

Президента попросили оказать поддержку реформе РОП

Руководитель Российского экологического оператора Денис Буцаев обратился к Президенту РФ Владимиру Путину с просьбой поддержать изменения, связанные с расширенной ответственностью производителя (РОП). Глава государства согласился рассмотреть этот вопрос.

На встрече с В. Путиным глава публично-правовой компании рассказал, что в сфере утилизации источником возврата инвестиций является расширенная ответственность производителя. Эти платежи производитель продукта, который подлежит утилизации, должен производить в качестве экосбора. Либо он может это делать путем заключения прямых договоров с утилизатором. «Институт очень хороший, но правоприменение в этом институте очень сложное», — отметил Д. Буцаев.

Читайте также:  Дивиденды: как получить, основные виды, важные даты

Администрированием РОПа в настоящий момент занимается Рос­природнадзор. По словам гендиректора РЭО, по тарифу граждане уплачивают 200 млрд руб., а в качестве экосбора удается собрать только 5 млрд руб. Это напрямую влияет на возможность окупить довольно дорогие объекты, связанные с утилизацией.

В 2020 г. под руководством вице-премьера правительства Виктории Абрамченко были разработаны изменения в институт расширенной ответственности производителя, которые позволят значительно повысить эффективность указанного инструмента. «Мы предложили в этом отношении рынку в настоящий момент отказаться от некоторых элементов, которые позволяют, скажем так, уходить от ответственности не совсем добросовестным участникам. В первую очередь это связано, конечно, с так называемыми поддельными актами об утилизации», — объяснил Д. Буцаев.

Он привел в пример предприятия, которые при наличии мощностей на 50 тыс. т перерабатывают 200 и 300 т, выписывают акты, по которым якобы все утилизировано, что позволяет предприятиям в дальнейшем не платить, отходы при этом оказываются на полигонах. «Исходя из этого, в настоящий момент подготовлен проект изменений в федеральный закон, который позволит исключить подобного рода злоупотребления и сделать систему более понятной, прозрачной и, самое главное, эффективной, в том числе и для участников рынка», — добавил глава РЭО.

Он объяснил, что экосбор не является налогом и может быть использован только для выплат тем участникам рынка, которые занимаются профессионально утилизацией, — на капитальное и операционное возмещение затрат. «Это система, которая в настоящий момент зарекомендовала себя лучше всех как в целом мире, так и в тех важных для нас направлениях работы, которыми в настоящий момент занимаемся. Я бы в этом отношении просил у вас поддержать изменения в расширенную ответственность производителя соответствующим поручением правительству», — сказал Д. Буцаев.

«Хорошо, давайте посмотрим», — ответил В. Путин.

Сроки получения и действия лицензии

Срок действия лицензии не ограничен при условии неизменности процесса обращения с отходами, юридических реквизитов организации, адресов осуществления деятельности.

С 01.07.2015 вступили в силу ряд положений Федерального закона от 29.12.2014 г № 458 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» (в редакции ФЗ от 29.06.2015 № 203-ФЗ), которые внесли изменения в лицензирование деятельности по обращению с отходами I — IV классов опасности:
• Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации отходов I — IV классов опасности, обязаны получить лицензию на ее осуществление или переоформить ранее выданную до 1 июля 2016 года
• Лицензии на обезвреживание и размещение отходов I-IV классов опасности, выданные до 01.07.2015, сохраняют свое действие до 1 января 2019 года
Сроки получения лицензии зависят от сложности деятельности, номенклатуры отходов и количества документации, которую необходимо разработать дополнительно.

Какие требования предъявляются?

Для оформления лицензии компания должна соответствовать ряду требований:

  1. Наличие помещений (объектов), которые подготовлены и специально оснащены для размещения и хранения в них отходов.
  2. Установка знаков на автомобилях, с помощью которых производится вывоз отходов.
  3. Получение сертификатов, подтверждающих наличие профессиональной подготовки в определенных областях. Это требование является обязательным для выполнения любых действий с мусором, относящимся к 1-4 классам опасности.
  4. Налаживание производственного контроля процессов, связанных с обращением отходов.
  5. Наличие паспортов на отходы, а также заключений Роспотребнадзора, подтверждающего соответствие действующим правилам имущества и объектов для ведения деятельности с отходами.
  6. Заключение Госэкспертизы в отношении каждого из проектов по упомянутым объектам.

При заказе услуги у специализированной организации стоимость услуг по подготовке и разработке необходимых бумаг зависит от ряда факторов:

  1. Числа видов отходов.
  2. Количества применяемых площадок.
  3. Сложности технологических процессов на предприятии и других аспектов.

На базе этой информации определяются сроки выполнения работ, а также конечная стоимость.

При самостоятельной подготовке требуется оплата государственной пошлины, которая на 2017 год имеет следующие размеры:

  • Получение лицензии — 7500 р.
  • Переоформление документа, который бы подтверждал наличие лицензии или получение приложения по причине внесения правок в документ — 3 500 р.
  • Переоформление бумаги, подтверждающей наличие лицензии или приложения в иных случаях — 750 р.
  • Получение дубликата лицензии — 750 р.

Как получить лицензию на отходы?

Точный расчет цены на ТБО

Так как цена на оформление зависит от перечня выбранных отходов

и цена может варьироваться от 450 тысяч рублей до нескольких миллионов

появляется необходимость расчитать стоимость лицензии!

Для получения лицензии, в том числе на транспортировку отходов, соискатель должен направить в лицензирующий орган заявление, в котором указывает:

а) виды отходов I — IV классов опасности, в отношении которых предоставляется лицензия, и виды деятельности, которую планирует выполнять: сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, размещение; б) реквизиты санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, которые планируется использовать для выполнения заявленных работ (для осуществления сбора, транспортировки, обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов I — IV классов опасности);

в) для работ по обезвреживанию и размещению отходов I — IV классов опасности — реквизиты положительного заключения государственной экологической экспертизы документации (за исключением материалов обоснования лицензий на осуществление деятельности) в соответствии с Федеральным законом от 23 ноября 1995 г. N 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» (за исключением периода со дня вступления в силу Федерального закона от 18 декабря 2006 г. N 232-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» и до дня вступления в силу Федерального закона от 30 декабря 2008 г. N 309-ФЗ «О внесении изменений в статью 16 Федерального закона «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»); г) для работ по обезвреживанию и размещению отходов I — IV классов опасности — реквизиты разрешения на строительство или разрешения на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства, выданных в период с 01.01.2007 до 11.01.2009 года.

Читайте также:  Как подарить долю в квартиру - инструкция от R.TIGER

Условия размещения отходов 1-4 классов опасности

Федеральный закон № 7 «Об охране окружающей среды» установил ряд запретов, которые распространяются на деятельность лицензиатов в сфере обращения с опасными отходами. Так законодатель запретил:

  • сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву;
  • размещение отходов I — IV классов опасности на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека;
  • захоронение отходов I — IV классов опасности на водосборных площадях подземных водных объектов, используемых в качестве источников водоснабжения, в бальнеологических целях, для извлечения ценных минеральных ресурсов;
  • ввоз в Россию опасных отходов для захоронения и обезвреживания;
  • захоронение без рекуперации отходов, которые содержат озоноразрушающие вещества.

Существует немало способов утилизировать отходы, не причиняя вред себе и окружающей среде. Остатки пищи, травы, листьев – отличное сырьё для компоста. Удобрение для грядок из него гораздо лучше любой химической подкормки. Ветки и спилы деревьев пойдут на растопку, а в измельчённом виде сыграют роль укрывающего слоя при посадках. Если есть возможность вывозить и сдавать во вторсырьё бумагу, железо, пластик – за это можно получить деньги.

Правильное хозяйствование уменьшает количество проблем. Неправильное – серьёзно нарушает качество жизни. Уродливые, вонючие свалки в лесопосадках, на окраинах посёлков, гниют, отравляют грунтовые воды и почву. Дожди и ветра возвращают вредные вещества на наши участки. Подобного круговорота легко избежать, научившись обращаться с побочными продуктами жизнедеятельности.

Процедура и сроки получения лицензии на перевозку отходов

1 Для оформления и получения лицензии нужно предъявить документы, подтверждающие:

Наличие машин с маркировкой и оборудованием (паспорта технических средств, договоры аренды и т. п.)

Квалификацию персонала для работы с отходами по каждому классу опасности (сертификаты)

Подготовку человека, назначенного ответственным за перевозку (приказ, удостоверение),

Соответствие оборудования, зданий, помещений санитарно- эпидемиологическим требованиям (СЭЗ)

2 И заполнить заявку, приложив к ней:

Список видов отходов I–IV класса опасности — с названиями и кодами по федеральному классификатору,

Квитанцию об оплате госпошлины на 7500 рублей

Получить консультацию

Список кажется небольшим. Особенно, если у вас компактная организация с парой машин и минимумом сотрудников в штате. Однако уже при подробном рассмотрении оказывается, что почти по каждому пункту нужно дополнительно собирать документы, заключать договора или ждать согласования.

Например, пункт о наличии машин для перевозки требует предоставить ПТС или договор аренды и подтверждения, что машины:

  • правильно маркированы согласно ПДД, Правилам перевозки опасных грузов любых классов опасности и ГОСТ, информационные таблички содержат данные о классе опасности перевозимых отходов, КЭМ — код экстренных мер по обращению отходами в случае аварии, № ООН — международный код опасного вещества, наклеены в нужном месте и имеют строго утвержденный размер.
  • оборудованы для перевозки ТБО исправными механизмами, контейнерами, огнетушителями и т. д.

Получение СЭЗ вообще требует подачи отдельной заявки, а на прохождение комиссии и согласование уйдет не менее 15 дней. Чтобы подать этот комплект документов нужно сначала собрать все договора на техническое обслуживание, мойку, дезинфекцию машины для перевозки мусора, причем подрядчики должны иметь сертификаты и разрешения на оказание таких услуг.

Стоимость разработки и подготовки документов для получения лицензии зависит от количества производственных площадок, количества видов отходов, от сложности технологических процессов и других факторов.

На основании исходных данных определяются сроки и стоимость выполнения работы. Индивидуальный подход в каждом конкретном случае позволяет предложить оптимальное соотношение цены и качества предоставляемых услуг.

При заказе более одного вида проектов предоставляется дополнительная скидка с возможностью рассрочки.

Для более точного определения цены рекомендуем заполнить следующую форму — опросник по лицензированию.


Похожие записи:

Напишите свой комментарий ...